СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2класса "Азбука юного пешехода"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления ставит целью практическое изучение правил дорожного движения второклассниками.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2класса "Азбука юного пешехода"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старостаничная средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области




«Утверждаю»

Директор МБОУ Старостаничной СОШ

Приказ от _____________ № ______

___________________М.А.Буслаева

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

социального направления

«Азбука юного пешехода»


2-в класс




Количество часов - 34


Учитель: Дронова Светлана Николаевна


Программа разработана на основе программы «Я- пешеход и пассажир»

1-4 классы / Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2013.









Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «Азбука юного пешехода» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  2. Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);

  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05 2015 №507);

  6. Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

  7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  8. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  9. Письмо МО и ПО РО «Об отмене приказа и направлении методических рекомендаций» от24.08.2015г. № 24/4.1.1 – 5183/м;

  10. Устав школы, зарегистрированный 16.12.2011г;

  11. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1).


Цель программы: формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения с целью охраны жизни и здоровья детей с практической отработкой во внеурочной деятельности.


Задачи:

1.   Знакомство обучающихся с историей правил дорожного движения.

2.   Развитие дорожной грамотности детей.

3.   Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

4.   Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

5.   Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.


Общая характеристика программы.


Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.

  В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия.  Эта проблема по-прежнему сохраняет свою активность.

 Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.


Ценностные ориентиры содержания программы «Азбука юного пешехода».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить,

  • обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости.

При конструировании содержания программы использовались следующие принципы:

1. принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.


Результаты освоения программы.


В результате изучения программы у второклассника будут сформированы предметные знания и умения, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Предметные результаты.

Обучающиеся 2-го класса должны знать правила:

  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.

Обучающиеся 2-го класса должны уметь:

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

  • при посадке и высадке из общественного транспорта;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений, не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней, не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта;

  • определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

  • ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице, называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

  • различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям);

  • отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

  • объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

  • различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

  • оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

  • группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Обучающиеся 2-го класса научатся:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;

  • определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

  • соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно, близко-быстро);

  • различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

  • различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

Личностные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:

        • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

        • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

        • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

        • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие обучающимся организацию своей учебной деятельности:

        • определять цель деятельности;

        • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

        • устанавливать причинно-следственные связи;

        • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

        • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

        • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

        • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Характеристика результатов, на которые ориентирована программа.


При организации внеурочной деятельности необходимо различать результат и эффект этой деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности- непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

I уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

II уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

III уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. В самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать:

1класс- дети особо восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность- обеспечить используемыми простыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком I уровень результатов;

2-3 классы- набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом- благоприятная ситуация более сложными формами внеурочной деятельности достичь II уровня результатов;

4 класс- реальная возможность выхода в пространство общественного действия (обязательно в дружественную среду, свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены) - обеспечить используемыми самыми сложными формами внеурочной деятельности достижение ребенком IIIуровня результатов.

Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.




Место программы «Азбука юного пешехода»

социального направления в учебном плане.


В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во 2-м классе на изучение программы «Азбука юного пешехода» отводится 1 час в неделю. Программа рассчита­на на 34 часа (34 учебные недели).

Последовательность изучения тем.

  1. Ориентировка в окружающем мире.

  2. Ты — пешеход.

  3. Ты – пассажир.


Содержание программы.


Ориентировка в окружающем мире. (17ч). Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты - пешеход. (12ч). Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты - пассажир. (5ч). В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

Тематическое планирование.


Тема

раздела

Кол-во часов

Сроки
прохождения

Формируемые

универсальные учебные действия

1

Ориентировка в окружающем мире.


17


Познавательные УУД:

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

  • виды автомашин специального назначения;

  • положения регулировщика;

  • виды перекрёстков;

  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;

  • определять виды перекрёстков;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.


Регулятивные УУД:

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильностью выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.


Коммуникативные УУД:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Личностные УУД:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.


2

Ты — пешеход.


12


3

Ты – пассажир.


5





Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды деятельности обучающихся

Формируемые умения /личные качества

(планируемые результаты обучения)

план

факт

предметные

умения

универсальные

учебные действия


Ориентировка в окружающем мире. (12ч.)

1

Вводное занятие.

1



Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне, основные причины детского транспортного травматизма.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

С помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения.

Составление плана последовательности действий.

2

3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

2



Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).

Формировать навыки выполнения основных правил поведения обучающихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма.

Формулировка задач, которые следует решить.

Осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

Умение планировать свою деятельность.


4


Почему на улице опасно? (экскурсия).



1



Исследовать (на основе непосредственных жизненных

наблюдений) связи поведения

участников дорожного движения и частотой ДТП. Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения.

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настольные игры, макеты.

Экскурсии по городу (поселку). Характеристика улиц, переулков, на которых живут обучающиеся.


Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Принятие практической задачи.

5

Практическое занятие. Почему на улице опасно?

1



6

Остановочный путь и скорость движения.

1



Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко едущим транспортом.

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

Поиск и выделение необходимой информации.


7

8

Пешеходные переходы.

2



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению.


Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами.

Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Усвоение теоретических знаний.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

9

Нерегулируемые перекрестки.

1



Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Типы перекрестков.

Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.

Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке.

Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.


Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.


10

Регулировщик и его сигналы.

1



Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.


Выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий.

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

11

12

Регулируемая дорога.

2



Исследовать (на основе непосредственных жизненных

наблюдений) связи поведения

участников дорожного движения и частотой ДТП. Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и

дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика.

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Умение планировать свою деятельность.



Ты – пассажир. (2ч).

13

Поездка на автобусе и троллейбусе.

1



Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и

дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную остановку.


Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.


14

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

1



Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и

дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению.

Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем.

Построение логической цепи рассуждений.

Умение выделять нравственный аспект поведения.



Ты — пешеход. (5ч).

15

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения.

Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению.


Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении.


16

Дорога в школу.

1



Исследовать (на основе непосредственных жизненных

наблюдений) связи поведения

участников дорожного движения и частотой ДТП. Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и

дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению.

Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом. Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д.



Умение структурировать знания.

Постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.

17

18

Твой ежедневный маршрут.

2



Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и

дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой.

Определение цели и функций участников, способов взаимодействия.

Применение методов информационного поиска.



19

Где можно и где нельзя играть.

1



Исследовать (на основе непосредственных жизненных

наблюдений) связи поведения

участников дорожного движения и частотой ДТП. Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и

дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.

Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.


Умение использовать наглядные модели.


Ты – пассажир. (3ч).

20

Ты – велосипедист.

1



Исследовать (на основе непосредственных жизненных

наблюдений) связи поведения

участников дорожного движения и частотой ДТП. Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.

Выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий.

Постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.

21

Поездка за город.

1



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

Самостоятельное создание способов решения проблем.

22

Дорога глазами водителей.

1



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения.

Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей

транспортных средств.

Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.

Особенности работы водителя.

Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

Построение логической цепи рассуждений.

Умение выделять нравственный аспект поведения.



Ты — пешеход. (7 ч).

23

Учусь читать дорожные знаки.

1



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и

дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.


Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни.

Умение использовать наглядные модели.


24

25

Дорожные знаки в моей окрестности.

2



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению.

Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы.

Планирование общих способов работы.

Постановка задач на усвоение готовых знаний и действий.

26

Кодекс выживания городского пешехода.


1



Исследовать (на основе непосредственных жизненных

наблюдений) связи поведения

участников дорожного движения и частотой ДТП. Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации.

Различать дорожные знаки и

дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению.

Отработка устойчивого навыка грамотного пешехода.

Формулирование проблемы.

Формирование самооценки.

27

КВН «Клуб внимательный пешеход».

1



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения. Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению.

Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни.

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

28

29

Расставь дорожные знаки на перекрёстке.

2



Исследовать (на основе непосредственных жизненных

наблюдений) связи поведения

участников дорожного движения и частотой ДТП. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению.

Формирование навыка расстановки дорожных знаков.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Ориентировка в окружающем мире. (5ч).

30

Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта.

1



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах

дорожного движения.

Описывать увиденные дорожные ситуации. Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего движения транспорта.

Построение логической цепи рассуждений.

Умение выделять нравственный аспект поведения.


31

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах.

1



Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях

дорожного движения.

Закрепить знания, умения и навыки учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств.

Обеспечивать бесконфликтную совместную работу.

Развитие морального сознания.

32

33

Почему дети попадают в дорожные аварии.

2



Исследовать (на основе непосредственных жизненных

наблюдений) связи поведения

участников дорожного движения и частотой ДТП. Характеризовать поведение

участников дорожного движения. Проводить групповые наблюдения во время занятий.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях

дорожного движения.

Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

Установление причинно- следственных связей.

34

У светофора каникул нет.

1



Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в/за городом, в транспорте).

Закрепить знания и умения по всем темам с помощью модели транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, игр по ПДД.

Формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.


Учебно-методическое обеспечение.

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение.


Пособия для учителя:

  1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. Кирьянова В.Н. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2011.

  2. Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах / авт.-сост. Лавлинскова Е.Ю. - Волгоград: Учитель, 2008.

  3. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/под ред. Виноградовой Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2013.



Дополнительная литература:

  1. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  2. Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

  3. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  5. Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.

  6. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/ Сост. Шевченко Г.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений/ Гостюшин А.В. – М.: Просвещение, 1999.

  8. Тошева Л.И. основы безопасности дорожного движения: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.

  9. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. - М.: Филол. о-во СЛОВО/ Эксмо, 2008.




Интернет – ресурсы:

  1. Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru

  2. Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru

  3. http://www.klassnye-chasy.ru

  4. http://prezentacii.com

  5. http://nachalkanosova.ucoz.ru

  6. http://school4-lang.ucoz.ru

  7. http://moraptalbikbai

  8. ucoz.ru

  9. http://nsportal.ru

  10. Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей -

http://maminsite.ru

  1. Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. -

http://propaganda-bdd.ru














СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УР

методического объединения

начальных классов _________ Волохова Г.Ю.

от 25 августа 2015 года №1 (подпись)


___________ Шаповалова Н.Н. ________________

(подпись) (дата)




«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»

Протокол заседания педагогического совета

от 26 августа 2015 года № 1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!