СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный натуралист» 5 класс 2016-2017 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный натуралист»

5 класс

2016-2017 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный натуралист» 5 класс 2016-2017 учебный год»

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования


Согласовано

Зам. директора по УВР:

______________/Шарипова Л.У./

« »____________2016 г.

Утверждаю

Директор:

______________/Шарипова О.Г./

« »____________2016 г.








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный натуралист»

5 класс

2016-2017 учебный год








Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 1 год












Составил учитель биологии

Маннанова Рева Габидулловна

Пояснительная записка.

Все мы – дети природы. Беречь природу и учиться у неё гармонии следует каждому человеку. К сожалению, на современном этапе развития России обострилась экологическая ситуация в стране. Всё большую опасность приобретает неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений, уменьшается количество животных из-за браконьерства и других причин, приходят в экологический упадок красивые места, где проходят туристические тропы. Отсюда вытекает проблема: изменение сознания людей о ценности природы и её сохранности.

Социальное воспитание детей является одним из приоритетных направлений содержания начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции социального воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников.  Согласно данным документам, под социальным развитием личности понимается «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов»

В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу социального развития   школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции, природа, человечество. В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и ведущие направления воспитательного процесса в школе.

Задачи      воспитания   школьников формулируются в системах «Личность», «Общество» и «Государство». В системе развития личности    особое   внимание придаётся формированию готовности и  способности ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению; в системе общественных отношений делается акцент  на  воспитании социальной активности, гражданственности и патриотизма;  в системе государственных отношений особое значение имеет  формирование  и  развитие социальной активности личности. Реализация  рассмотренных задач обусловливает комплексный подход к содержанию воспитательного процесса в школе, связывающий воедино гражданское и патриотическое, трудовое,  умственное, экологическое, эстетическое воспитание, воспитание культуры  здорового образа жизни, что  должно привести к достижению личностных результатов основного образования: «сформированных ценностных ориентаций выпускников основной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции,  мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества» [6, с.33]. Социальное воспитание школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности детей.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. [5, с. 66]

Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией  идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня  прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи  природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие). [3]

Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с  внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и  практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа  сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в  фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.  Один из методологических принципов педагогической системы   В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом». [4, стр. 183]

Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, красоты, справедливости и т.д.;

  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости). [3]

Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка  используют  следующие методы, формы и методические приёмы обучения:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, использование на уроках сюжетно-ролевых игр, бесед и т.д;

  • развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; использование методов, обеспечивающих формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;

  • формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование);

  • вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему).

Формирование экологических понятий у школьников лучше  осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность. Такие задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В  экологическом воспитании важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Главную роль  в социальном развитии  играет  учитель и  та  обстановка, в которой находится ученик. Недаром Л.С.  Выготский сравнивает учителя  с садовником, который «был  бы безумен,  если   бы  хотел влиять  на рост   растения,  прямо  вытаскивая его руками из земли, так  и педагог оказался бы в противоречии с природой  воспитания, если  бы  силился непосредственно воздействовать на ребёнка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву  и примешивая удобрения,  т.е.   опять-таки  косвенно,  через   соответствующие  изменения  среды. Так  и педагог, изменяя среду,      воспитывает      ребёнка» [2, с. 8].

Социальное воспитание возможно только в том случае, если  ученик будет видеть перед  собой достойный образ учителя, который может стать  для него примером и которому он захочет подражать. Неслучайно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут  эффективны, если  педагог не являет собой всегда  главный для  обучающихся пример нравственного и гражданского    личностного   поведения»,    что «нравственность учителя,  моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности  и  жизни, его  отношение к своему  педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для  духовно-нравственного развития  и  воспитания»  подрастающего поколения [1, с. 20].

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.


Актуальность программы

Школа – начальный этап становления человеческой личности. В

этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

- систему экологических знаний

- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма)

- культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Таким образом, идея создания программы «Юный натуралист» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения.

Цель программы

Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры)

-углубление экологических знаний обучающихся;

-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Задачи программы

- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи

- расширять экологические представления младших школьников

- воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы

- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться

- ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека

- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение)

- формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность

Связь содержания программы с учебными предметами:

При проведении занятий прослеживается взаимосвязь с такими предметами, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, математика

Основные принципы построения программы.

Принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающим переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа – общество»

Принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребёнка сознательным участником, исследователем важнейших жизненных процессов.

Принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей.



Особенности реализации программы:

Форма:

-организация походов, экскурсий

-проведение бесед по охране здоровья

-участие в выставках детского творчества

-проведение субботников

-работа на пришкольном участке

-разведение комнатных растений

-акции «Спаси дерево», «Покорми птиц», «Сделай скворечник»

Режим( во второй половине дня) и место проведения занятий (классная комната, территория школы)

Место проведения


Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и т.д.).

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.


Виды деятельности

- экскурсии

- походы

- поездки

- конкурсы

- практические работы

- участие в экологических акциях


Условия реализации программы:

    1. Программа рассчитана на возраст 10-11 лет

    2. Количество часов и их место в учебном плане

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю (понедельник 14-00 ч.)

5 класс -35 часов

Методы работы

Предлагаемая форма занятий – внеаудиторная, успешно обеспечивает решение поставленных задач, так как опирается на системно – деятельный подход. На каждом занятии организуется:

- распознавание природных объектов и их практическое исследование

- моделирование объектов и явлений окружающего мира

- эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру.

Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников. Приобретаемые таким способом знания содержат яркие, реалистические образы: запахи, звуки, внешний вид, тактильные ощущения. Внеаудиторные уроки усиливают развитие эмоционального мира учащихся и личностную значимость обучения. И в этом случае приобретённые знания будут содействовать изменению отношения учащихся к окружающему миру.


Для реализации программы предлагаются следующие формы:

индивидуальная, в парах, групповая

и методы:

1.По источнику передачи и восприятия учебной информации:

  • Наглядный

  • Словесный

  • Практический

2.По степени самостоятельности и активности мышления школьников

  • Частично-поисковый

  • Исследовательский

Наглядный метод используется во время

-чтения педагогом рассказов

- проведения экскурсий

-показа сказок детьми

- проведения дидактических игр

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

- чтения стихотворений детьми, учителем

- проведения бесед

- ответов на вопросы педагога, детей

- проведения разнообразных игр(малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.)

- сообщения дополнительного материала учителем

-рассматривания наглядного материала

-рассказов учащихся по схемам, иллюстрациям

- разбора житейских ситуаций

- проведения конкурсов и викторин

Практический метод используется, когда необходимо:

-провести игру

- организовать постановку сказки

- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий

- провести экскурсию различной направленности

Частично-поисковый и исследовательский методы применяются тогда, когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить отдельные этапы исследования, проявить своё творчество и сделать выводы

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели Экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних домашних заданий

Образовательные технологии:

-технология проектного обучения

- игровые технологии

- технология здоровьесбережения

- технология развития критического мышления

-технология уровневой дифференциации

- технология исследовательской деятельности

-икт технология


Планируемые результаты изучения курса.


Учащиеся должны знать:

-основы экологической культуры

- основные признаки времён года

- значение природы в жизни человека

- правила поведения в природе

-профессии своих родителей

- растительный и животный мир своего края и охраняемые виды животных и растений

Учащиеся должны уметь:

- различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе

- различать изученные виды растений и животных

- ухаживать за комнатными растениями

- ухаживать за домашними животными

- подкармливать птиц, сделать простейшие кормушки

- выполнять правила поведения в природе и при обращении с живыми объектами

- выполнять правила техники безопасности

- проводить поисковую и исследовательскую деятельность


В результате освоения программы курса «Юный натуралист»» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:


Личностные результаты:


  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;


  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);


  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;


  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.


Метапредметные результаты:


  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;


  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;


  • формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;


  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметные результаты:


  • ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;


  • познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;


  • трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;


  • эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;


  • сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.



Базовые национальные ценности

  • патриотизм

  • гражданственность

  • труд и творчество

  • человечество

  • семья

  • наука

  • социальная солидарность

  • искусство и литература

  • природа

  • здоровье

  • традиции России



Качества личности, которые сформируются при реализации программы:

Ответственность

Доброта

Аккуратность

Искренность

Чуткость

Честность

Трудолюбие

Жизнерадостность

Сострадание

Взаимопонимание

Взаимопомощь


Ценностные ориентиры содержания учебного курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа социального развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим


Формы контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются

-стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся

-текущий (промежуточный) контроль

-итоговый контроль: тестирование, практические работы, контрольные задания, творческие проекты, сочинения по экологической тематике

- проведение социологических опросов об уровне экологической культуры родителей учащихся

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный натуралист» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели Экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник», «Весёлая клумба», «Оживи пенёчек»

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа общего начального образования (ФГОС) УМК «Школа Перспектива» под редакцией Пономарева И.Н.

Содержание программы

Программа состоит из 9 разделов

1 раздел – «Введение в экологию»

Этот раздел направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. У учащихся закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой

2 раздел – «Лёгкие» нашей планеты»

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой цвет на жёлтый или красный, постепенно сбрасываются. Учащиеся исследуют особенности роста и развития лиственных деревьев.

3 раздел – «Мои пернатые друзья»

Учащиеся наблюдают за поведением птиц в природе, знакомятся с понятиями «зимующие перелётные птицы», исследуют особенности поведения зимующих птиц, самостоятельно изготавливают кормушки для них, «открывают птичьи столовые», принимают участие в акциях «Покорми птиц», читают стихи, рассказы, разгадывают кроссворды и загадки, рисуют любимых птиц, выполняют творческие работы

4 раздел – «О братьях наших меньших»

Нет ни одного ученика, который не мечтал бы завести себе четвероногого друга и заботиться о нём. В этом разделе учащиеся изучают особенности поведения и жизни животных. Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, в степи. Дети выполняют творческие работы по теме «Жизнь обитателей леса»: фотоработы, рисунки, поделки из природного материала; разгадывают загадки, читают рассказы и стихи о любимых друзьях. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии и поездки в краеведческий музей и зоопарки города Самары, в Большечерниговский краеведческий музей ( с. Августовка)

5 раздел – «Охрана природы»

Учащиеся знакомятся с понятием «Красная книга». Очень большой интерес проявляют они к исчезающим и исчезнувшим видам животных, об этом школьники узнают из материалов Красной книги. Дети оформляют фотоальбомы и рисунки о редких видах растительного и животного мира.

6 раздел – « Оранжерея на окне»

Дети учатся выращивать комнатные растения, ухаживать за ними. Они занимаются исследовательской работой о влиянии тепла, света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Выполняют фотоработы и рисунки любимых комнатных растений, сочиняют стихи, песни, загадки о своих «питомцах»

7 раздел – «Загадки Вселенной»

Ученики знакомятся с явлениями, происходящими в космосе, небесными телами, открытиями новых миров. Они придумывают названия новым звёздам и планетам, выполняют творческие работы на тему космоса.

8 раздел – «ЗОЖ»

Человек – часть живой природы. В этом разделе большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на формирование мотивации к здоровому образу жизни и расширении представлений о здоровом образе жизни;

Также учащиеся знакомятся с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества.

9 раздел – «Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

Учащиеся выполняют практические и творческие работы по благоустройству классной комнаты, школы, территории пришкольного участка, принимают активное участие в субботниках и акциях

Дети учатся жить и выполнять заповеди:


- Уважай других, тогда будут уважать тебя

- Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят

- Береги природу и учись у неё гармонии

- Веди здоровый образ жизни и пропагандируй его среди окружающих



Выводы:

Данная программа позволяет

1.Формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины

2.Усвоить каждым ребёнком нормы поведения в природе

3.Повысить уровень личностного развития младших школьников

Эта программа даёт возможность формирования УУД :личностных, регулятивных, познавательных


Интернет-ресурсы.

http://festival.1september.ru/

http://www.ns.portal.ru/

http://www.prosv.ru/

http://www.standart.edu.ru/

http://www.numi.ru/

http://www.zavuch.info/



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.


Материалы для учащихся:

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л.А.Багрова М: ТКО «АСТ», 1995

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Р.Ляхов-М,ТКО «АСТ», 1999

Атлас-определитель «От земли до неба» И.Н.Пономарева М.Вентана-Граф 2012

«Великан на поляне» А.Плешаков М.Просвещение 2012

«Зелёные страницы» И.Н.Пономарева М.Вентана-Граф 2012

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007

«Всё обо всём. Насекомые и пауки» - М-ООО «Издательство Астрель» 2001

Журналы «Юный натуралист»


Специфическое сопровождение (оборудование):

Глобус, компас, микроскоп.

Модели форм поверхности Земли.

Модели систем органов организма человека.

Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Электронно-программное обеспечение:

Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.




Учебно-тематический план

5 класс

Наименование раздела

Всего часов

Теор.

Практ.

1

«Введение в экологию»

2



2

«Лёгкие» нашей планеты»

4



3

«Мои пернатые друзья»

6



4

«О братьях наших меньших»

4



5

«Охрана природы»

6



6

« Оранжерея на окне»

4



7

«Загадки Вселенной»

2



8

«ЗОЖ»

2



9

«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»

5



Всего 35 часов

Календарно-тематическое планирование

5 класс


Дата

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

план

факт




«Введение в экологию»



1



«Путешествие в мир природы»

Экскурсия

1

2



Сохраним окружающую среду – Планета в опасности!

Беседа

1




«Лёгкие» нашей планеты»



3



«Бабье лето»

Экскурсия

1

4



Сладкое дерево наших лесов

Презентация

1

5



«Поле чудес»

Экскурсия

1

6



Здравствуй, осень золотая! Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?»

Праздник

1




«Мои пернатые друзья»



7



"Птичья столовая"

Практическое занятие

1

8



Наши добрые соседи

Слушание «Голоса птиц»

1

9



Орнитология – наука о птицах

Презентация

1

10



«Синичкин календарь»

Интеллектуальная игра

1

11



«Путаница» , «Крылья, лапы, хвосты»

Весёлая игра

1

12



Акция «Покорми птиц». Конкурс на лучший рисунок «Мой пернатый друг»

Практическое занятие

1




«О братьях наших меньших»



13



"По тропе Берендея"

Аппликация

1

14



38 попугаев

Творческая работа

1

15



Уроки кота Леопольда

Презентация

1

16



Образы животных в художественных произведениях. Экосказка «Теремок»

Слушание литературного произведения.

Лепка.

1




«Охрана природы»



17



Красная книга России

Презентация

1

18



Лекарственные растения

Устный журнал

1

19



Удивительные часы

Беседа

1

20



"Разноцветные грибы"

Игра

1

21



"Полюбуемся тюльпанами"

видеоэкскурсия

1

22



Венерин башмачок – растение из Красной Книги. Изготовление книжки-малышки «Берегите растения!»

Презентация

1




« Оранжерея на окне»



23



Родина комнатных растений. Правила ухода.

Презентация.

1

24



Уход за комнатными растениями

Практическая работа

1

25



Учимся определять комнатные растения

Исследование

1

26



Живые украшения нашего дома. Посадка комнатных растений

Практическое занятие

1




«Загадки Вселенной»



27



Они были первыми.

Презентация

1

28



Планета заболела

Творческая работа

1




«ЗОЖ»



29



Хорошие манеры. Вредные привычки.

Беседа

1

30



У меня зазвонил телефон

Творческая работа

1




«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»



31



Наша улица

Экскурсия

1

32



Эстафета любимых занятий. «Вторая жизнь» пластиковой бутылки.

Практическая работа

1

33



Операция "Цветочная клумба".

Озеленение класса, школы

1

34



«Обо всём на свете»

Интеллектуальная игра

1

35



Обобщающий урок

Беседа

1

Всего 35 часов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!