Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Согласовано Зам. директора по УВР: ______________/Шарипова Л.У./ « »____________2016 г. | Утверждаю Директор: ______________/Шарипова О.Г./ « »____________2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный натуралист»
5 класс
2016-2017 учебный год
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Составил учитель биологии
Маннанова Рева Габидулловна
Пояснительная записка.
Все мы – дети природы. Беречь природу и учиться у неё гармонии следует каждому человеку. К сожалению, на современном этапе развития России обострилась экологическая ситуация в стране. Всё большую опасность приобретает неумеренный сбор красивоцветущих и лекарственных растений, уменьшается количество животных из-за браконьерства и других причин, приходят в экологический упадок красивые места, где проходят туристические тропы. Отсюда вытекает проблема: изменение сознания людей о ценности природы и её сохранности.
Социальное воспитание детей является одним из приоритетных направлений содержания начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции социального воспитания российских школьников и Примерных программах воспитания и социализации младших школьников. Согласно данным документам, под социальным развитием личности понимается «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов»
В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу социального развития школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции, природа, человечество. В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и ведущие направления воспитательного процесса в школе.
Задачи воспитания школьников формулируются в системах «Личность», «Общество» и «Государство». В системе развития личности особое внимание придаётся формированию готовности и способности ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению; в системе общественных отношений делается акцент на воспитании социальной активности, гражданственности и патриотизма; в системе государственных отношений особое значение имеет формирование и развитие социальной активности личности. Реализация рассмотренных задач обусловливает комплексный подход к содержанию воспитательного процесса в школе, связывающий воедино гражданское и патриотическое, трудовое, умственное, экологическое, эстетическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни, что должно привести к достижению личностных результатов основного образования: «сформированных ценностных ориентаций выпускников основной школы, отражающих их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества» [6, с.33]. Социальное воспитание школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности детей.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. [5, с. 66]
Термин «Экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие). [3]
Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим. Один из методологических принципов педагогической системы В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом». [4, стр. 183]
Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, красоты, справедливости и т.д.;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости). [3]
Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка используют следующие методы, формы и методические приёмы обучения:
стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, использование на уроках сюжетно-ролевых игр, бесед и т.д;
развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; использование методов, обеспечивающих формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование);
вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему).
Формирование экологических понятий у школьников лучше осуществлять при помощи заданий, которые имеют экологическую направленность. Такие задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
В экологическом воспитании важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Главную роль в социальном развитии играет учитель и та обстановка, в которой находится ученик. Недаром Л.С. Выготский сравнивает учителя с садовником, который «был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребёнка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву и примешивая удобрения, т.е. опять-таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребёнка» [2, с. 8].
Социальное воспитание возможно только в том случае, если ученик будет видеть перед собой достойный образ учителя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Неслучайно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения», что «нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания» подрастающего поколения [1, с. 20].
Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды, вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
Актуальность программы
Школа – начальный этап становления человеческой личности. В
этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма)
- культуру экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Таким образом, идея создания программы «Юный натуралист» возникла не случайно, а на основе комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения.
Цель программы
Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры)
-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
Задачи программы
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи
- расширять экологические представления младших школьников
- воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться
- ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение)
- формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность
Связь содержания программы с учебными предметами:
При проведении занятий прослеживается взаимосвязь с такими предметами, как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология, математика
Основные принципы построения программы.
Принцип систематичности. Программа выстроена на материале, предусматривающим переход от простого к сложному, знакомя с основными принципами взаимосвязи в системе «природа – общество»
Принцип осмысленного отношения к миру. Сообщаемые знания должны сделать ребёнка сознательным участником, исследователем важнейших жизненных процессов.
Принцип гуманизма. Идея гуманизма включает в себя систему воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей.
Особенности реализации программы:
Форма:
-организация походов, экскурсий
-проведение бесед по охране здоровья
-участие в выставках детского творчества
-проведение субботников
-работа на пришкольном участке
-разведение комнатных растений
-акции «Спаси дерево», «Покорми птиц», «Сделай скворечник»
Режим( во второй половине дня) и место проведения занятий (классная комната, территория школы)
Место проведения
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и т.д.).
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)
Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Виды деятельности
- экскурсии
- походы
- поездки
- конкурсы
- практические работы
- участие в экологических акциях
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на возраст 10-11 лет
Количество часов и их место в учебном плане
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю (понедельник 14-00 ч.)
5 класс -35 часов
Методы работы
Предлагаемая форма занятий – внеаудиторная, успешно обеспечивает решение поставленных задач, так как опирается на системно – деятельный подход. На каждом занятии организуется:
- распознавание природных объектов и их практическое исследование
- моделирование объектов и явлений окружающего мира
- эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру.
Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников. Приобретаемые таким способом знания содержат яркие, реалистические образы: запахи, звуки, внешний вид, тактильные ощущения. Внеаудиторные уроки усиливают развитие эмоционального мира учащихся и личностную значимость обучения. И в этом случае приобретённые знания будут содействовать изменению отношения учащихся к окружающему миру.
Для реализации программы предлагаются следующие формы:
индивидуальная, в парах, групповая
и методы:
1.По источнику передачи и восприятия учебной информации:
Наглядный
Словесный
Практический
2.По степени самостоятельности и активности мышления школьников
Частично-поисковый
Исследовательский
Наглядный метод используется во время
-чтения педагогом рассказов
- проведения экскурсий
-показа сказок детьми
- проведения дидактических игр
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения стихотворений детьми, учителем
- проведения бесед
- ответов на вопросы педагога, детей
- проведения разнообразных игр(малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.)
- сообщения дополнительного материала учителем
-рассматривания наглядного материала
-рассказов учащихся по схемам, иллюстрациям
- разбора житейских ситуаций
- проведения конкурсов и викторин
Практический метод используется, когда необходимо:
-провести игру
- организовать постановку сказки
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий
- провести экскурсию различной направленности
Частично-поисковый и исследовательский методы применяются тогда, когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить отдельные этапы исследования, проявить своё творчество и сделать выводы
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, составление памяток.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели Экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних домашних заданий
Образовательные технологии:
-технология проектного обучения
- игровые технологии
- технология здоровьесбережения
- технология развития критического мышления
-технология уровневой дифференциации
- технология исследовательской деятельности
-икт технология
Планируемые результаты изучения курса.
Учащиеся должны знать:
-основы экологической культуры
- основные признаки времён года
- значение природы в жизни человека
- правила поведения в природе
-профессии своих родителей
- растительный и животный мир своего края и охраняемые виды животных и растений
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе
- различать изученные виды растений и животных
- ухаживать за комнатными растениями
- ухаживать за домашними животными
- подкармливать птиц, сделать простейшие кормушки
- выполнять правила поведения в природе и при обращении с живыми объектами
- выполнять правила техники безопасности
- проводить поисковую и исследовательскую деятельность
В результате освоения программы курса «Юный натуралист»» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
Предметные результаты:
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
Базовые национальные ценности
патриотизм
гражданственность
труд и творчество
человечество
семья
наука
социальная солидарность
искусство и литература
природа
здоровье
традиции России
Качества личности, которые сформируются при реализации программы:
Ответственность
Доброта
Аккуратность
Искренность
Чуткость
Честность
Трудолюбие
Жизнерадостность
Сострадание
Взаимопонимание
Взаимопомощь
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа социального развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим
Формы контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются
-стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
-текущий (промежуточный) контроль
-итоговый контроль: тестирование, практические работы, контрольные задания, творческие проекты, сочинения по экологической тематике
- проведение социологических опросов об уровне экологической культуры родителей учащихся
Результативность и целесообразность работы по программе «Юный натуралист» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели Экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли», акции «Покорми птиц», «Сделай скворечник», «Весёлая клумба», «Оживи пенёчек»
Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа общего начального образования (ФГОС) УМК «Школа Перспектива» под редакцией Пономарева И.Н.
Содержание программы
Программа состоит из 9 разделов
1 раздел – «Введение в экологию»
Этот раздел направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. У учащихся закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой
2 раздел – «Лёгкие» нашей планеты»
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой цвет на жёлтый или красный, постепенно сбрасываются. Учащиеся исследуют особенности роста и развития лиственных деревьев.
3 раздел – «Мои пернатые друзья»
Учащиеся наблюдают за поведением птиц в природе, знакомятся с понятиями «зимующие перелётные птицы», исследуют особенности поведения зимующих птиц, самостоятельно изготавливают кормушки для них, «открывают птичьи столовые», принимают участие в акциях «Покорми птиц», читают стихи, рассказы, разгадывают кроссворды и загадки, рисуют любимых птиц, выполняют творческие работы
4 раздел – «О братьях наших меньших»
Нет ни одного ученика, который не мечтал бы завести себе четвероногого друга и заботиться о нём. В этом разделе учащиеся изучают особенности поведения и жизни животных. Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, в степи. Дети выполняют творческие работы по теме «Жизнь обитателей леса»: фотоработы, рисунки, поделки из природного материала; разгадывают загадки, читают рассказы и стихи о любимых друзьях. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии и поездки в краеведческий музей и зоопарки города Самары, в Большечерниговский краеведческий музей ( с. Августовка)
5 раздел – «Охрана природы»
Учащиеся знакомятся с понятием «Красная книга». Очень большой интерес проявляют они к исчезающим и исчезнувшим видам животных, об этом школьники узнают из материалов Красной книги. Дети оформляют фотоальбомы и рисунки о редких видах растительного и животного мира.
6 раздел – « Оранжерея на окне»
Дети учатся выращивать комнатные растения, ухаживать за ними. Они занимаются исследовательской работой о влиянии тепла, света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Выполняют фотоработы и рисунки любимых комнатных растений, сочиняют стихи, песни, загадки о своих «питомцах»
7 раздел – «Загадки Вселенной»
Ученики знакомятся с явлениями, происходящими в космосе, небесными телами, открытиями новых миров. Они придумывают названия новым звёздам и планетам, выполняют творческие работы на тему космоса.
8 раздел – «ЗОЖ»
Человек – часть живой природы. В этом разделе большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на формирование мотивации к здоровому образу жизни и расширении представлений о здоровом образе жизни;
Также учащиеся знакомятся с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества.
9 раздел – «Школа – наш дом, наведём порядок в нём»
Учащиеся выполняют практические и творческие работы по благоустройству классной комнаты, школы, территории пришкольного участка, принимают активное участие в субботниках и акциях
Дети учатся жить и выполнять заповеди:
- Уважай других, тогда будут уважать тебя
- Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят
- Береги природу и учись у неё гармонии
- Веди здоровый образ жизни и пропагандируй его среди окружающих
Выводы:
Данная программа позволяет
1.Формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины
2.Усвоить каждым ребёнком нормы поведения в природе
3.Повысить уровень личностного развития младших школьников
Эта программа даёт возможность формирования УУД :личностных, регулятивных, познавательных
Интернет-ресурсы.
http://festival.1september.ru/
http://www.ns.portal.ru/
http://www.prosv.ru/
http://www.standart.edu.ru/
http://www.numi.ru/
http://www.zavuch.info/
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учащихся:
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л.А.Багрова М: ТКО «АСТ», 1995
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Р.Ляхов-М,ТКО «АСТ», 1999
Атлас-определитель «От земли до неба» И.Н.Пономарева М.Вентана-Граф 2012
«Великан на поляне» А.Плешаков М.Просвещение 2012
«Зелёные страницы» И.Н.Пономарева М.Вентана-Граф 2012
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2007
«Всё обо всём. Насекомые и пауки» - М-ООО «Издательство Астрель» 2001
Журналы «Юный натуралист»
Специфическое сопровождение (оборудование):
Глобус, компас, микроскоп.
Модели форм поверхности Земли.
Модели систем органов организма человека.
Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы и звукозаписи естественно - научного, обществоведческого содержания.
Учебно-тематический план
5 класс
№ | Наименование раздела | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | «Введение в экологию» | 2 | | |
2 | «Лёгкие» нашей планеты» | 4 | | |
3 | «Мои пернатые друзья» | 6 | | |
4 | «О братьях наших меньших» | 4 | | |
5 | «Охрана природы» | 6 | | |
6 | « Оранжерея на окне» | 4 | | |
7 | «Загадки Вселенной» | 2 | | |
8 | «ЗОЖ» | 2 | | |
9 | «Школа – наш дом, наведём порядок в нём» | 5 | | |
Всего 35 часов
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ | Дата | Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
план | факт |
| | | «Введение в экологию» | | |
1 | | | «Путешествие в мир природы» | Экскурсия | 1 |
2 | | | Сохраним окружающую среду – Планета в опасности! | Беседа | 1 |
| | | «Лёгкие» нашей планеты» | | |
3 | | | «Бабье лето» | Экскурсия | 1 |
4 | | | Сладкое дерево наших лесов | Презентация | 1 |
5 | | | «Поле чудес» | Экскурсия | 1 |
6 | | | Здравствуй, осень золотая! Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?» | Праздник | 1 |
| | | «Мои пернатые друзья» | | |
7 | | | "Птичья столовая" | Практическое занятие | 1 |
8 | | | Наши добрые соседи | Слушание «Голоса птиц» | 1 |
9 | | | Орнитология – наука о птицах | Презентация | 1 |
10 | | | «Синичкин календарь» | Интеллектуальная игра | 1 |
11 | | | «Путаница» , «Крылья, лапы, хвосты» | Весёлая игра | 1 |
12 | | | Акция «Покорми птиц». Конкурс на лучший рисунок «Мой пернатый друг» | Практическое занятие | 1 |
| | | «О братьях наших меньших» | | |
13 | | | "По тропе Берендея" | Аппликация | 1 |
14 | | | 38 попугаев | Творческая работа | 1 |
15 | | | Уроки кота Леопольда | Презентация | 1 |
16 | | | Образы животных в художественных произведениях. Экосказка «Теремок» | Слушание литературного произведения. Лепка. | 1 |
| | | «Охрана природы» | | |
17 | | | Красная книга России | Презентация | 1 |
18 | | | Лекарственные растения | Устный журнал | 1 |
19 | | | Удивительные часы | Беседа | 1 |
20 | | | "Разноцветные грибы" | Игра | 1 |
21 | | | "Полюбуемся тюльпанами" | видеоэкскурсия | 1 |
22 | | | Венерин башмачок – растение из Красной Книги. Изготовление книжки-малышки «Берегите растения!» | Презентация | 1 |
| | | « Оранжерея на окне» | | |
23 | | | Родина комнатных растений. Правила ухода. | Презентация. | 1 |
24 | | | Уход за комнатными растениями | Практическая работа | 1 |
25 | | | Учимся определять комнатные растения | Исследование | 1 |
26 | | | Живые украшения нашего дома. Посадка комнатных растений | Практическое занятие | 1 |
| | | «Загадки Вселенной» | | |
27 | | | Они были первыми. | Презентация | 1 |
28 | | | Планета заболела | Творческая работа | 1 |
| | | «ЗОЖ» | | |
29 | | | Хорошие манеры. Вредные привычки. | Беседа | 1 |
30 | | | У меня зазвонил телефон | Творческая работа | 1 |
| | | «Школа – наш дом, наведём порядок в нём» | | |
31 | | | Наша улица | Экскурсия | 1 |
32 | | | Эстафета любимых занятий. «Вторая жизнь» пластиковой бутылки. | Практическая работа | 1 |
33 | | | Операция "Цветочная клумба". | Озеленение класса, школы | 1 |
34 | | | «Обо всём на свете» | Интеллектуальная игра | 1 |
35 | | | Обобщающий урок | Беседа | 1 |
Всего 35 часов