протокол № . .201 . . 201 №
д. 2-Пристань, 2015
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 4 класса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД; в соответствии с положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 01.09.2014 г. № 115.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» включает разделы: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией», «Компьютерная грамотность».
Основу учебного предмета «Математика» в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.
Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений. Наряду с этим важное место занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением.
Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.
Рабочая программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у учащихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор учащихся, знакомя с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Включение в рабочую программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Большое внимание в рабочей программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
В рабочей программе учебного предмета «Математика» для приобретения дальнейших представлений о компьютерной грамотности учащихся используется изучения терминов, понятий учебного предмета «Информатика». Это способствует освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы решения примеров и задач, элементы формальной логики, моделирование.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика» обязательной части учебного плана МБОУ «2-Пристанская ООШ» на 2015-2016 учебный год. На изучение учебного предмета «Математика» в 4 классе отводится 4 часа в неделю - 136 часов в год.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · x = 429 + 120, х · 18 = 270 – 50, 360 : х = 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире.
Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что ...», «если ..., то ...», «все», «каждый» и др.).
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение 13 ч |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | 1 | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий (алгоритм) | 1 | Применять алгоритм о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них |
4 | Вычитание трёхзначных чисел | 1 | Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 1 | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | 1 | Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
7 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | 1 | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
8 | Стартовая контрольная работа | 1 | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
9 | Работа над ошибками. Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число (алгоритм) | 1 | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
10 | Деление трёхзначных чисел на однозначные | 1 | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
11 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 | Использовать диаграммы для сбора и представления данных |
12 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
13 | Повторение пройденного | 1 | Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения |
Числа, которые больше 1000. Нумерация 11 ч |
14 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | 1 | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими |
15 | Чтение многозначных чисел | 1 | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими |
16 | Запись многозначных чисел (алгоритм) | 1 |
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе |
18 | Сравнение многозначных чисел | 1 | Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки |
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз | 1 | Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
20 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | 1 | Определять последовательность чисел в пределах 100 000. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов (алгоритм) | 1 | Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 |
22 | Проект: «Математика вокруг нас» | 1 | Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы |
23 | Повторение пройденного | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
24 | Контрольная работа по теме «Нумерация» | 1 | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания |
| Величины | 12 ч | |
25 | Работа над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины | 1 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними |
26 | Соотношение между единицами длины | 1 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения |
27 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 |
28 | Таблица единиц площади | 1 | Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними |
29 | Определение площади с помощью палетки | 1 | Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
30 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна | 1 | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким) |
31 | Таблица единиц массы | 1 | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их |
32 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
33 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 | Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними |
34 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя | 1 | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их |
35 | Единица времени – сутки | 1 | Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
36 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | 1 | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) 4 ч |
37 | Единица времени – секунда | 1 | Рассматривать единицу времени – секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
38 | Единица времени – век | 1 | Рассматривать единицу времени – век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
39 | Таблица единиц времени. | 1 | Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношения между ними |
40 | Повторение пройденного. | 1 | Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий |
Сложение и вычитание 14 ч |
41 | Устные и письменные приёмы вычислений (алгоритм) | 1 | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) |
42 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 | 1 | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) |
43 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку |
44 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 | Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
45 | Нахождение нескольких долей целого | 1 | Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
46 | Нахождение нескольких долей целого | 1 | Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин |
47-48 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | 2 | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению |
49 | Сложение и вычитание значений величин | 1 | Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком |
50-51 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 2 | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин |
52 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
53 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях |
54 | Повторение пройденного | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий |
Умножение и деление 10 ч | | 1 |
55 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | 1 | Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений |
56 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | 1 | Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные |
57 | Умножение на 0 и 1 | 1 | Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
58 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления |
59 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 | Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
60 | Деление многозначного числа на однозначное. | 1 | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими |
61 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное |
62 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
63 | Работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное |
64 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) 40 ч |
65 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом |
66 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом |
67 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом |
68 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | Сравнивать решения задач. Определять, сколько цифр будет в частном, выполнять деление |
69 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 | Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом |
70 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений, решать текстовые задачи арифметическим способом |
71 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий |
72 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
73 | Работа над ошибками. Решение текстовых задач | 1 | Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки |
74 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости | 1 | Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений |
75 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений |
76 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | 1 | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие |
77 | Решение задач на движение. | 1 | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе |
78 | Умножение числа на произведение | 1 | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений |
79 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение |
80 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение |
81 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие |
82 | Решение задач на одновременное встречное движение | 1 | Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения |
83 | Перестановка и группировка множителей | 1 | Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение |
84 | Повторение пройденного. | 1 | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими |
85 | Деление числа на произведение | 1 | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом |
86 | Деление числа на произведение | 1 | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом |
87 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 | 1 | Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений |
88 | Составление и решение задач, обратных данной | 1 | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение |
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
92 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
93 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки |
94 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
95 | Повторение пройденного | 1 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
96 | Закрепление изученного. | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий |
97 | Проект: «Математика вокруг нас» | 1 | Собирать и систематизировать информацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оценивать результаты работы |
98 | Контрольная работа Умножение и деление | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
99 | Работа над ошибками. Умножение числа на сумму | 1 | Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению. |
100 | Умножение числа на сумму | 1 | Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
101 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 1 | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
102 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 1 | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
103 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 | Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки |
104 | Решение текстовых задач | 1 | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Выполнять вычитание именованных величин. Находить ошибки в примерах на деление, делать проверку |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) 24 ч |
105 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
106 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. |
107 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
108 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 | Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
109 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
110 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг |
111 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | 1 | Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
112 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления |
113 | Деление многозначного числа на двузначное по плану | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства |
114 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры | 1 | Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений |
115 | Деление многозначного числа на двузначное | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения |
116 | Решение задач | 1 | Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать проверку |
117 | Письменное деление на двузначное число (закрепление) | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами и сравнивать их решения. Объяснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, решать уравнения |
118 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения. Рассматривать более короткую запись |
119 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). | 1 | Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
120 | Повторение пройденного | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения |
121 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
122 | Работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение |
123 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | 1 | Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
124 | Деление на трёхзначное число | 1 | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению. Сравнивать выражения |
125 | Проверка умножения делением и деления умножением | 1 | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
126 | Проверка деления с остатком | 1 | Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление |
127 | Проверка деления | 1 | Находить ошибки и записывать правильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения |
128 | Итоговая контрольная работа | 1 | Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Компьютерная грамотность 4 ч |
129 | Рисование в среде «Paint». | 1 | Применять технику безопасности при работе с компьютером. Знать функции среды «Paint», использовать в своей работе. |
130 | Работа в Power Point (анимация). | 1 | Познакомиться с особенностями работы в Power Point, учиться применять параметры Power Point при создании слайдов. |
131 | Создание презентации. | 1 | Создавать презентацию, пользуясь различными функциями Power Point. |
132 | Самостоятельный поиск информации в системе Интернет и её корректировка. | 1 | Пользоваться меню компьютера, искать самостоятельно необходимую информацию в системе Интернет, редактировать ее. |
Итоговое повторение 4 ч |
133 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
134 | Порядок выполнения действий. Величины | 1 | Совершенствовать вычислительные навыки. Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин |
135 | Арифметические действия. Геометрические фигуры. | 1 | Совершенствовать вычислительные навыки. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации |
136 | Решение задач | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
1.Математика. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.И.Моро,М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др./.- М.: Просвещение, 2011.- 92с.- (Школа России).
2.Математика. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1-2. / [М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.].- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2011.- 96с
3.Тетрадь по математике №1,2.Авт.: М.И.Моро, С.И.Волкова. М.: Просвещение, 2011
4.Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 4 класс.
5.Тетради с заданиями высокого уровня сложности. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику: 4 класс.
6.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 4 класс.
7.Дидактические материалы. Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 4класс.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов.
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Демонстрационная таблица умножения.
Экранно-звуковые пособия.
знаками).
Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.
Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел.
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Дата |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение 13 ч |
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды. | 1 | |
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий (алгоритм) | 1 | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | |
4 | Вычитание трёхзначных чисел | 1 | |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | 1 | |
6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | 1 | |
7 | Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | 1 | |
8 | Стартовая контрольная работа | 1 | |
9 | Работа над ошибками. Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число (алгоритм) | 1 | |
10 | Деление трёхзначных чисел на однозначные | 1 | |
11 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 1 | |
12 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | 1 | |
13 | Повторение пройденного | 1 | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация 11 ч |
14 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | 1 | |
15 | Чтение многозначных чисел | 1 | |
16 | Запись многозначных чисел (алгоритм) | 1 |
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 1 | |
18 | Сравнение многозначных чисел | 1 | |
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз | 1 | |
20 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | 1 | |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов (алгоритм) | 1 | |
22 | Проект: «Математика вокруг нас» | 1 | |
23 | Повторение пройденного | 1 | |
24 | Контрольная работа по теме «Нумерация» | 1 | |
| Величины | 12 ч | |
25 | Работа над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины | 1 | |
26 | Соотношение между единицами длины | 1 | |
27 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 |
28 | Таблица единиц площади | 1 | |
29 | Определение площади с помощью палетки | 1 | |
30 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна | 1 | |
31 | Таблица единиц массы | 1 | |
32 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | |
33 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | 1 | |
34 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя | 1 | |
35 | Единица времени – сутки | 1 | |
36 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | 1 | |
Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение) 4 ч |
37 | Единица времени – секунда | 1 | |
38 | Единица времени – век | 1 | |
39 | Таблица единиц времени. | 1 | |
40 | Повторение пройденного. | 1 | |
Сложение и вычитание 14 ч |
41 | Устные и письменные приёмы вычислений (алгоритм) | 1 | |
42 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 | 1 | |
43 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | |
44 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 | |
45 | Нахождение нескольких долей целого | 1 | |
46 | Нахождение нескольких долей целого | 1 | |
47-48 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | 2 | |
49 | Сложение и вычитание значений величин | 1 | |
50-51 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 2 | |
52 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | |
53 | Работа над ошибками. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера | 1 | |
54 | Повторение пройденного | 1 | |
Умножение и деление 10 ч |
55 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | 1 | |
56 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | 1 | |
57 | Умножение на 0 и 1 | 1 | |
58 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | |
59 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 | |
60 | Деление многозначного числа на однозначное. | 1 | |
61 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | |
62 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | |
63 | Работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | |
64 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) 40 ч |
65 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | |
66 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | |
67 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | 1 | |
68 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 | |
69 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 | |
70 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | |
71 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
72 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | |
73 | Работа над ошибками. Решение текстовых задач | 1 | |
74 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости | 1 | |
75 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | |
76 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | 1 | |
77 | Решение задач на движение. | 1 | |
78 | Умножение числа на произведение | 1 | |
79 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
80 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
81 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 | |
82 | Решение задач на одновременное встречное движение | 1 | |
83 | Перестановка и группировка множителей | 1 | |
84 | Повторение пройденного. | 1 | |
85 | Деление числа на произведение | 1 | |
86 | Деление числа на произведение | 1 | |
87 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 | 1 | |
88 | Составление и решение задач, обратных данной | 1 | |
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
92 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
93 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | 1 | |
94 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | |
95 | Повторение пройденного | 1 | |
96 | Закрепление изученного. | 1 | |
97 | Проект: «Математика вокруг нас» | 1 | |
98 | Контрольная работа Умножение и деление | 1 | |
99 | Работа над ошибками. Умножение числа на сумму | 1 | |
100 | Умножение числа на сумму | 1 | |
101 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 1 | |
102 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | 1 | |
103 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 | |
104 | Решение текстовых задач | 1 | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) 24 ч |
105 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 | |
106 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 | |
107 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 | |
108 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | 1 | |
109 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | |
110 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 1 | |
111 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | 1 | |
112 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | 1 | |
113 | Деление многозначного числа на двузначное по плану | 1 | |
114 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры | 1 | |
115 | Деление многозначного числа на двузначное | 1 | |
116 | Решение задач | 1 | |
117 | Письменное деление на двузначное число (закрепление) | 1 | |
118 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | 1 | |
119 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). | 1 | |
120 | Повторение пройденного | 1 | |
121 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | |
122 | Работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | 1 | |
123 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | 1 | |
124 | Деление на трёхзначное число | 1 | |
125 | Проверка умножения делением и деления умножением | 1 | |
126 | Проверка деления с остатком | 1 | |
127 | Проверка деления | 1 | |
128 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
Компьютерная грамотность 4 ч |
129 | Рисование в среде «Paint». | 1 | |
130 | Работа в Power Point (анимация). | 1 | |
131 | Создание презентации. | 1 | |
132 | Самостоятельный поиск информации в системе Интернет и её корректировка. | 1 | |
Итоговое повторение 4 ч |
133 | Итоговая диагностическая работа. | 1 | |
134 | Порядок выполнения действий. Величины | 1 | |
135 | Арифметические действия. Геометрические фигуры. | 1 | |
136 | Решение задач | 1 | |