Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1
«Принято» Руководитель МО ___________Т.В.Солдатенко Протокол № ___ от «____»____________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Т.П. Ступина «____»____________2016 г. | «Утверждено» Директор школы _____________Е.В.Михайлова Приказ № ___ от «___»____2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя изобразительного искусства
Солдатенко Татьяны Викторовны
(высшая квалификационная категория)
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
5-8 класс
Базовый уровень
(к предметной линии учебников под ред. Б.М. Неменского)
2016 - 2017
учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-8 класса и составлена на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Изобразительное искусство. 2010 г.
Приказ Минобрнауки от 31.12.2015г.№1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17декабря 2010г. №1897»)
Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под руководством Б.М. Неменского, издание 6-е – М. «Просвещение», 2010 — 142с.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253) 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. ФГОС. 2015г.
Учебный план МКОУ Хреновская СОШ №1
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по изобразительному искусству для 5 – 9х классов, 2011 г., стандарты второго поколения.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
1.1. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса учебного предмета "Изобразительное искусство" в основной школе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по изобразительному искусству, являются:
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированности основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированности активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства выпускниками основной школы проявляются в:
умении самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
умении самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
умении соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умении оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умении определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умении создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формировании и развитии компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по изобразительному искусству являются в сфере:
познавательной
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять себе место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества. - осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности.
- различать изученные виды пластических искусств
- воспринимать и анализировать смысл художественного образа произведений. - описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий.
ценностно ориентационной
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
- развивать эстетический вкус как способность воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать картину современного мира.
- понимать ценность художественной культуры разных народов и место в ней отечественного искусства.
- уважать культуру других народов, осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству, духовно нравственный потенциал, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.
коммуникативной
- ориентироваться в социально-эстетических информационных коммуникациях - организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства.
эстетической
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию на эстетическом уровне. - развивать художественное мышление, вкус воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств. - воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах высокого и массового изобразительного искусства, уметь выявлять ассоциативные связи и осознавать их роль. - проявлять настойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и мировой культуры, формировать эстетический кругозор.
трудовой
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
5 класс
Обучающиеся научатся:
понимать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
видеть и определять особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
узнавать несколько народных художественных промыслов России, Вологодской области;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать рисунок, как средство передачи информации;
понимать историю, технологические особенности видов монументального искусства;
создавать композиции геральдической направленности;
использовать приёмы бумажной пластики для создания объёмных композиций.
6 класс
Обучающиеся научатся:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс
Обучающиеся научатся:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусств, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику владеть навыками формообразования, использования объёмов в архитектуре и дизайне, создавать композиционные макеты; тектоники и фактур;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля.
Обучающиеся получат возможность научиться:
первичным навыкам передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне.
8 класс
Обучающиеся научатся:
азбуке фотографирования;
анализировать фото произведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной практике;
усвоят принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоят принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино - и видео работами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусстве кино, телевидения, видео.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения.
2. Содержание курса
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура РоссииXI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел Тема | Количество часов |
I | Древние корни народного искусства. | 9 |
II | Связь времен в народном искусстве. | 7 |
III | Декор, человек, общество, время. | 8 |
IV | Декоративное искусство в современном мире. | 10 |
V | Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 9 |
VI | Мир наших вещей. Натюрморт. | 7 |
VII | Вглядываясь в человека. Портрет. | 10 |
VIII | Человек и пространство. Пейзаж. | 8 |
IX | Художник – дизайн – архитектура. | 9 |
X | В мире вещей и зданий. | 7 |
XI | Город и человек. | 10 |
XII | Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 8 |
XIII | Художник и искусство театра. | 9 |
XIV | Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. | 7 |
XV | Фильм – творец и зритель. | 10 |
XVI | Телевидение – пространство культуры. | 8 |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Вид и тип занятия | Оборудование | Примечание |
Наглядные пособия, ЦОР | ТСО, средства Интернет |
1 | 5а-5.09 5б-8.09 5в-7.09 | | Древние образы в народном искусстве | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
2 | 5а-12.09 5б-15.09 5в-14.09 | | Убранство русской избы. | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Дизайн |
3 | 5а-19.09 5б-22.09 5в-21.09 | | Внутренний мир русской избы. | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Дизайн |
4 | 5а-26.09 5б-29.09 5в-28.09 | | Конструкция и декор предметов народного быта. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Симметрия |
5 | 5а-3.10 5б-6.10 5в-5.10 | | Русская народная вышивка. | урок творчества | презентация | ПК, ММП | |
6 | 5а-10.10 5б-13.10 5в-12.10 | | Народный праздничный костюм. | фантазирование | презентация | ПК, ММП | Украшение одежды |
7 | 5а-17.10 5б-20.10 5в-19.10 | | Народные праздничные обряды | игра | презентация | ПК, ММП | Традиции |
8 | 5а-24.10 5б-27.10 5в-26.10 | | Древние образы в современных народных игрушках. | урок творчества | презентация | ПК, ММП | |
9 | 5а-14.11 5б-10.11 5в-9.10 | | Искусство Гжели. | фантазирование | презентация | ПК, ММП | Искусство росписи «Гжель» |
10 | 5а-21.11 5б-17.11 5в-16.11 | | Городецкая роспись. | урок творчества | презентация | ПК, ММП | «Городец» |
11 | 5а-28.11 5б-24.11 5в-23.11 | | Хохлома | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Особенности хохломы |
12 | 5а-5.12 5б-1.12 5в-30.12 | | Жостово | урок творчества | презентация | ПК, ММП | История Жолтовской росписи |
13 | 5а-12.12 5б-8.12 5в-7.12 | | Роспись по металлу. | урок творчества | презентация | ПК, ММП | |
14 | 5а-19.12 5б-15.12 5в-14.12 | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
15 | 5а-26.12 5б-22.12 5в-21.12 | | Тиснение и резьба по бересте. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
16 | 5а- 5б- 5в- | | Зачем людям украшения | выставка | презентация | фотоаппарат | |
17 | 5а- 5б- 5в- | | Роль декоративного искусства в жизни древнего человека | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
18 | 5а- 5б- 5в- | | Роль декоративного искусства в жизни древнего человека | урок творчества | презентация | ПК, ММП | |
19 | 5а- 5б- 5в- | | Одежда говорит о человеке | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Время и мода |
20 | 5а- 5б- 5в- | | Одежда говорит о человеке | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Время и мода |
21 | 5а- 5б- 5в- | | Одежда говорит о человеке | фантазирование | презентация | ПК, ММП | Время и мода |
22 | 5а- 5б- 5в- | | О чем рассказывают нам гербы | фантазирование | презентация | ПК, ММП | Геральдика |
23 | 5а- 5б- 5в- | | О чем рассказывают нам эмблемы | игра | презентация | ПК, ММП | Создание эмблемы класса |
24 | 5а- 5б- 5в- | | Современное выставочное искусство | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Музейное искусство |
25 | 5а- 5б- 5в- | | Современное выставочное искусство | фантазирование | презентация | ПК, ММП | Музейное искусство |
26 | 5а- 5б- 5в- | | Современное выставочное искусство | фантазирование | | | Музейное искусство |
27 | 5а- 5б- 5в- | | Современное выставочное искусство | урок сообщения новых знаний. | | ПК, ММП | Музейное искусство |
28 | 5а- 5б- 5в- | | Современное выставочное искусство | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Музейное искусство |
29 | 5а- 5б- 5в- | | Современное выставочное искусство | игра | презентация | ПК, ММП | Музейное искусство |
30 | 5а- 5б- 5в - | | Ты сам мастер | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Индивидуальное творчество |
31 | 5а- 5б- 5в- | | Ты сам мастер | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Индивидуальное творчество |
32 | 5а- 5б- 5в- | | Ты сам мастер | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Индивидуальное творчество |
33 | 5а- 5б- 5в- | | Ты сам мастер | фантазирование | презентация | ПК, ММП | Индивидуальное творчество |
34 | 5а- 5б- 5в- | | Ты сам мастер | выставка | презентация: | ПК, ММП | Индивидуальное творчество |
1 час – резервное время.
Итого:35 часов
Внеурочных занятий – 12(46%)
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Вид и тип занятия | Оборудование | Примечание |
Наглядные пособия, ЦОР | ТСО, средства Интернет |
1 | 6а-6.09 6б-6.09 6в-2.09 | | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | урок сообщения новых знаний. | | ПК, ММП | |
2 | 6а-13.09 6б-13.09 6в-9.09 | | Рисунок – основа изобразительного искусства. | урок сообщения новых знаний. | презентация | ПК, ММП | Рисунок |
3 | 6а-20.09 6б-20.09 6в-16.09 | | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | игра | презентация | ПК, ММП | Искусство линии |
4 | 6а-27.09 6б-27.09 6в-23.09 | | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Пятно |
5 | 6а-4.10 6б-4.10 6в-30.09 | | Цвет. Основы цветоведения. | путешествие | презентация | ПК, ММП | Колорит |
6 | 6а-11.10 6б-11.10 6в-7.10 | | Цвет в произведениях живописи. | урок творчества | презентация | ПК, ММП | Цветовое решение в натюрморте |
7 | 6а-18.10 6б-18.10 6в-14.10 | | Объемные изображения в скульптуре. | урок фантазирования | презентация | ПК, ММП | Объем |
8 | 6а-25.10 6б-25.10 6в-21.10 | | Основы языка изображения | урок творчества | презентация: | ПК, ММП | |
9 | 6а-15.11 6б-15.11 6в-28.10 | | Реальность и фантазия в творчестве художника. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Мир фантастического и реального |
10 | 6а-22.11 6б-22.11 6в-11.11 | | Изображение предметного мира - натюрморт. | соревнование | презентация: | ПК, ММП | Натюрморт |
11 | 6а-29.11 6б-29.11 6в-18.11 | | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | игра | презентация: | ПК, ММП | |
12 | 6а-6.12 6б-6.12 6в-25.11 | | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | игра | презентация | ПК, ММП | Перспектива |
13 | 6а-13.12 6б-13.12 6в-2.12 | | Освещение. Свет и тень. | игра | презентация | ПК, ММП | Светотень |
14 | 6а-20.12 6б-20.12 6в-9.12 | | Натюрморт в графике. | урок фантазирования | презентация | ПК, ММП | Графика |
15 | 6а-27.12 6б-27.12 6в-16.12 | | Цвет в натюрморте | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Колорит |
16 | 6а- 6б- 6в-23.12 | | Выразительные возможности натюрморта. | выставка | выставка детских работ | Фотоаппарат | |
17 | 6а- 6б- 6в- | | Образ человека – главная тема искусства. | урок сообщения новых знаний. | | ПК, ММП | Портрет |
18 | 6а- 6б- 6в- | | Конструкция головы человека и ее пропорции. | урок сообщения новых знаний. | презентация | ПК, ММП | Портрет |
19 | 6а- 6б- 6в- | | Изображение головы человека в пространстве. | игра | презентация | ПК, ММП | Портрет |
20 | 6а- 6б- 6в- | | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
21 | 6а- 6б- 6в- | | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | путешествие | презентация | ПК, ММП | |
22 | 6а- 6б- 6в- | | Портрет в скульптуре | урок творчества | презентация | ПК, ММП | |
23 | 6а- 6б- 6в- | | Сатирические образы человека | фантазирование | презентация | ПК, ММП | Шарж и карикатура |
24 | 6а- 6б- 6в- | | Образные возможности освещения в портрете. | урок творчества | презентация: | ПК, ММП | |
25 | 6а- 6б- 6в- | | Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
26 | 6а- 6б- 6в- | | Великие портретисты. | конференция | выставка детских работ | Фотоаппарат | |
27 | 6а- 6б- 6в- | | Жанры в изобразительном искусстве. | урок сообщения новых знаний. | | ПК, ММП | |
28 | 6а- 6б- 6в- | | Изображение пространства | урок сообщения новых знаний. | презентация | ПК, ММП | Линия горизонта |
29 | 6а- 6б- 6в- | | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | игра | презентация | ПК, ММП | Линия горизонта |
30 | 6а- 6б- 6в- | | Пейзаж – большой мир. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
31 | 6а- 6б- 6в- | | Пейзаж настроения. Природа и художник. | игра | презентация | ПК, ММП | |
32 | 6а- 6б- 6в- | | Пейзаж в русской живописи. | фантазирование | презентация | ПК, ММП | Пейзаж |
33 | 6а- 6б- 6в- | | Пейзаж в графике. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Пейзаж |
34 | 6а- 6б- 6в- | | Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. | урок творчества | презентация: | ПК, ММП | |
1 час – резервное время.
Итого: 35 часов
Внеурочных занятий – 14 (45 %)
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема урока | Вид и тип занятия | Оборудование | Примечание |
Наглядные пособия, ЦОР | ТСО, средства Интернет |
1 | 7а-7.09 7б-7.09 7в-6.09 | | Мир, который создает человек | урок сообщения новых знаний. | | | |
2 | 7а-14.09 7б-14.09 7в-13.09 | | Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры | урок - творчества | презентация | ПК, ММП | Композиция |
3 | 7а-21.09 7б-21.09 7в-20.09 | | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции или «Внесем порядок в хаос!» | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | |
4 | 7а-28.09 7б-28.09 7в-27.09 | | Прямые линии и организация пространства | урок - фантазирования | | | Композиция |
5 | 7а-5.10 7б-5.10 7в-4.10 | | Цвет – элемент композиционного творчества | игра | презентация | ПК, ММП | Композиция, цветовая гамма |
6 | 7а-12.10 7б-12.10 7в-11.10 | | Свободные формы: линии и тоновые пятна | игра | презентация | ПК, ММП | Линия, пятно, тон |
7 | 7а-19.10 7б-19.10 7в-18.10 | | Искусство шрифта | урок - сообщения новых знаний. | презентация | ПК, ММП | Шрифт и его разновидности |
8 | 7а-26.10 7б-26.10 7в-25.10 | | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | урок - сообщения новых знаний | | | Композиция |
9 | 7а-9.11 7б-9.11 7в-15.11 | | Многообразие форм графического дизайна | выставка | презентация | фотоаппарат ПК, ММП | Дизайн |
10 | 7а-16.11 7б-16.11 7в-22.11 | | От плоскостного изображения к объемному макету | урок - фантазирования | | | |
11 | 7а-23.11 7б-23.11 7в-29.11 | | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | Композиция |
12 | 7а-30.11 7б-30.11 7в-6.12 | | Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля | проект | презентация | ПК, ММП | Архитектура |
13 | 7а-7.12 7б-7.12 7в-13.12 | | Важнейшие архитектурные элементы здания | проект | презентация | ПК, ММП | |
14 | 7а-14.12 7б-14.12 7в-20.12 | | Вещь как сочетание объемов и образ времени | урок - фантазирования | | | |
15 | 7а-21.12 7б-21.12 7в-27.12 | | Форма и материал | соревнование | презентация | ПК, ММП | |
16 | 7а- 7б- 7в- | | Роль цвета в формотворчестве | выставка | презентация | Фотоаппарат ПК, ММП | |
17 | 7а- 7б- 7в- | | Образы материальной культуры прошлого | проект | презентация | ПК, ММП | |
18 | 7а- 7б- 7в- | | Образы материальной культуры прошлого | проект | | | |
19 | 7а- 7б- 7в- | | Пути развития современной культуры и дизайна | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Дизайн |
20 | 7а- 7б- 7в- | | Пути развития современной культуры и дизайна | урок - творчества | | | |
21 | 7а- 7б- 7в- | | Город, микрорайон, улица | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | Композиция, линия горизонта |
22 | 7а- 7б- 7в- | | Городской дизайн | путешествие | презентация | ПК, ММП | |
23 | 7а- 7б- 7в- | | Интерьер и вещь в доме | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Интерьер |
24 | 7а- 7б- 7в- | | Организация архитектурно – ландшафтного пространства | урок - творчества | презентация | ПК, ММП | Ландшафтный дизайн |
25 | 7а- 7б- 7в- | | Замысел архитектурного проекта и его осуществление | урок сообщения новых знания | презентация | ПК, ММП | |
26 | 7а- 7б- 7в- | | Замысел архитектурного проекта и его осуществление | выставка | презентация | ПК, ММП Фотоаппарат | |
27 | 7а- 7б- 7в- | | Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом | проект | презентация | ПК, ММП | |
28 | 7а- 7б- 7в- | | Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом | проект | | | |
29 | 7а- 7б- 7в- | | Интерьер, который мы создаем | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | Искусство интерьера |
30 | 7а- 7б- 7в- | | Интерьер, который мы создаем | урок - фантазирования | | | |
31 | 7а- 7б- 7в- | | Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
32 | 7а- 7б- 7в- | | Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | Композиция |
33 | 7а- 7б- 7в- | | Встречают по одежке | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | Мода и время |
34 | 7а- 7б- 7в- | | Автопортрет на каждый день | выставка | | Фотоаппарат | Портрет |
1 час - резервное время
Итого: 35 часов
Внеурочных занятий – 14 (45 %)
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 8 класс
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Вид и тип занятия | Оборудование | Примечание |
Наглядные пособия, ЦОР | ТСО, средства Интернет |
1 | 8а-8.09 8б-7.09 | | Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. | урок сообщения новых знаний. | | | |
2 | 8а-15.09 8б-14.09 | | Театральное искусство и художник. Правда и магия театра | урок - творчества | презентация | ПК, ММП | Секреты театра |
3 | 8а-22.09 8б-21.09 | | Сценография особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | |
4 | 8а-29.09 8б-28.09 | | Сценография искусство и производство | урок - фантазирования | | | |
5 | 8а-6.10 8б-5.10 | | Костюм, грим, маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения | проект | презентация | ПК, ММП | Изменчивая мода костюма |
6 | 8а-13.10 8б-12.10 | | Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса! | проект | презентация | ПК, ММП | |
7 | 8а-20.10 8б-19.10 | | Художник в театре кукол. Привет от Карабаса- Барабаса! | проект | презентация | ПК, ММП | |
8 | 8а-27.10 8б-26.10 | | Спектакль – о замысла к воплощению. Третий звонок Театрализованное представление | урок - сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
9 | 8а-10.11 8б-9.11 | | Фотография — взгляд, сохраненный навсегда. Фотография — новое изображение реальности Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать | выставка | | фотоаппарат | Искусство фотографии |
10 | 8а-17.11 8б-16.11 | | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать | урок - фантазирования | | | Композиция |
11 | 8а-24.11 8б-23.11 | | Фотография - искусство « светописи».Вещь: свет и фактура. | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | Композиция |
12 | 8а-1.12 8б-30.11 | | «На фоне Пушкина снимается семейство».Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
13 | 8а-8.12 8б-7.12 | | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Искусство фотографии |
14 | 8а-15.12 8б-14.12 | | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. | урок - фантазирования | | | |
15 | 8а-22.12 8б-21.12 | | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Проектно-творческая работа | проект | презентация | ПК, ММП | Искусство фотографии |
16 | 8а- 8б- | | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. Проектно-творческая работа | проект | презентация | Фотоаппарат ПК, ММП | |
17 | 8а- 8б- | | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
18 | 8а- 8б- | | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино | урок - творчества | | | |
19 | 8а- 8б- | | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | |
20 | 8а- 8б- | | Художник и художественное творчество в кино Художник в игровом фильме | урок - творчества | | | |
21 | 8а- 8б- | | Художник и художественное творчество в кино Художник в игровом фильме | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | Искусство кинематографии |
22 | 8а- 8б- | | Художник и художественное творчество в кино Художник в игровом фильме | путешествие | презентация | ПК, ММП | Искусство кинематографии |
23 | 8а- 8б- | | От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Фильм –рассказ в картинках | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Искусство кинематографии |
24 | 8а- 8б- | | Воплощение замысла | урок - творчества | презентация | ПК, ММП | |
25 | 8а- 8б- | | Чудо движения: увидеть и передать. | урок сообщения новых знания | презентация | ПК, ММП | |
26 | 8а- 8б- | | Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник больше чем художник. | путешествие | презентация | ПК, ММП Фотоаппарат | |
27 | 8а- 8б- | | Компьютерный анимационный фильм. | проект | презентация | ПК, ММП | |
28 | 8а- 8б- | | Компьютерный анимационный фильм. | проект | | | |
29 | 8а- 8б- | | Мир на экране : здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | |
30 | 8а- 8б- | | Телевидение и документальное кино.Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа | урок - фантазирования | | | |
31 | 8а- 8б- | | Киноглаз , или Жизнь врасплох. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | Этюд |
32 | 8а- 8б- | | Видеоэтюд в пейзаже и портрете | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | |
33 | 8а- 8б- | | Видеосюжет в интервью, репортаже и очерке | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | |
34 | 8а- 8б- | | Телевидение, Интернет…Что дальше?.Современные формы экранного языка | урок - творчества | | Фотоаппарат | Современные виды искусства |
35 | 8а- 8б- | | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы} Проектно-творческая работа | выставка | | | |
1 час - резервное время
Итого: 35 часов
Внеурочных занятий – 10 (35 %)