СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся 6 класса (ФГОС)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочаяя программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов Д.И.Рокотова, В.А.Самкова и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся 6 класса (ФГОС)»











Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

для обучающихся 6 класса



Учитель биологии Романова Татьяна Владимировна
































Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 класса разработана на основе требований Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобнауки России от 29.12.2014 г. № 1644); в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» с учётом Примерной рабочей программы по учебному предмету «Биология» 5-9 классы (Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.), в соответствии с реализуемым базисным учебным планом .

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам

освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков). Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценно- стей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:

• ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

• формирование экологического сознания.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин) предполагает два варианта изучения биологии в 6 классе: 35 часов в год (1 час в неделю) или 70 часов в год (2 часа в неделю). Учебным планом МБОУ «Клюковенская СОШ» отводится 52 часа на изучения предмета «Биология» обучающимися 6 класса, потому количество часов на изучение тем в данной рабочей программе отличается от расчасовки авторской программы.из расчёта 52 часов в год ( 1,5 час в неделю).


Планируемые результаты освоения учебного предмета


В 6 классе обучающиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, в 6 классе у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования

уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой

и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-

оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно-

логической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

(далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В результате изучения биологии в 6 классе:

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

- признаки, свойственные всем живым организмам;

- что лежит в основе строения всех живых организмов;

- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

- основные единицы систематики растений и животных;

- царства живой природы;

- отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;

- основные методы изучения природы;

- суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;

- органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

- влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;

- основные среды обитания живых организмов;

- основные типы природных сообществ;

- почему необходимо охранять местообитания животных и растений.


Обучающиеся должны уметь:

- называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;

- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;

- сравнивать строение растительной и животной клетки;

- приводить примеры безъядерных и ядерных организмов;

- сравнивать систематику растений и животных;

- давать общую характеристику основных царств живой природы;

- приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения;

- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

- соблюдать правила поведения в кабинете биологии;

- приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;

- объяснять значение ярусности экосистем;

- называть природные сообщества, типичные для родного края;

- приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;

- приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу

Метапредметные результаты

Обучающиеся должны уметь:

- организовывать свою учебную деятельность;

- планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

- составлять план работы;

- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- составлять план ответа;

- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

- работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;

- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты

- Соблюдение правил поведения в природе;

- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эстетического восприятия живой природы;

- формирование ответственного отношения к учению, труду;

- формирование познавательного интереса к изучению предмета;

- развитие навыков обучения;

- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;

- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.







Содержание учебного предмета


Введение (1 ч.)

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (8 ч.)

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка —элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.

Демонстрация

Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.

Лабораторные и практические работы

П/р № 1 «Признаки живых организмов»

Л/р № 1 «Химический состав растительных организмов»

Л/р № 2 «Строение растительной клетки»

Л/р № 3 «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии»

Л/р № 4 «Чечевички - образования покровной ткани»

Л/р № 5 «Ткани животных организмов»

Тема 2. Многообразие живых организмов (16 ч.)

Систематика живых организмов. Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы:

Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений.

Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы.

Значение грибов в природе и жизни человека. Биология - наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.

Демонстрация

Представители разных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы

П/р № 2 «Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам —родам, семействам, классам»

П/р № 3 «Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам —родам, отрядам, классам, типам»

Л/р № 6 «Строение бактерий на примере сенной палочки»

Л/р № 7 «Разнообразие корневых систем цветковых растений»

П/р № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений»

Л/р № 8 «Клубень - видоизмененный побег»

Л/р № 9 «Строение цветка»

П/р № 5 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок»

П/р № 6 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»

Тема 3. Основные жизненные функции организмов (17 ч.)

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений —фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.

Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая.

Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад. Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник - опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов - важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.

Демонстрация

Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы

П/р № 7 «Питание комнатных растений»

П/р № 8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян»

П/р № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений»

П/р № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

П/р № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю»

Л/р № 10 «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»

П/р № 12 «Дыхание семян как доказательство обмена веществ»

П/р № 13 «Передвижение дождевого червя»

П/р № 14 «Вегетативное размножение растений»

Л/р № 11 «Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки)»

П/р № 15 «Образование и рост корней»

Тема 4. Организмы и окружающая среда(7 ч.)

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов - факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.

Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Лабораторные и практические работы

П/р № 16 «Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений»

П/р № 17 «Природные сообщества»

Резервное время- 2 ч.


Тематическое планирование


урока

Тема урока

Содержание материала

Дата проведения урока

Домашнее задание

По плану

Фактически

Введение (1 ч)


1/1

Биология- наука о жизни

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь. Науки, помогающие биологии изучать живые организмы



индивид. задания

Тема 1. Общая характеристика живых организмов (8 ч.)


2/1

Чем живое отличается от неживого. Практическая работа № 1 «Признаки живых организмов»

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.




п. 1, упр. 6,7,8

1-3*

3/2

Химический состав живого организма. Лабораторная работа № 1 «Химический состав растительных организмов»

Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.




п.2, упр. 1,4,6,7

4,5*

4/3

Увеличительные приборы

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Лупа




с.18, упр. 1, 2 (с.7-8)

5/4

Растительная клетка. Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки»

Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Особенности строения растительной клетки



п. 3 упр. 4,5,6

6*

6/5

Животная клетка

Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и

ядерные клетки. Особенности строения животной клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.



п. 3, упр. 3

7*

7/6

Ткани. Ткани растений Органы. Системы органов.

Лабораторная работа № 3 «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии»

Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.




п.4 (с.22-24), упр. 3,4,5

8/7

Ткани растений Лабораторная работа № 4 «Чечевички — образования покровной ткани»

Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Системы надземных и подземных органов

растений



п.4 (с.22-24), упр. 13, 8*

9/8

Ткани животных Органы. Системы органов. Лабораторная работа № 5 «Ткани животных организмов»

Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма.




п. 4 (24-27), упр. 7 -12

Тема 2. Многообразие живых организмов (16 ч.)

10/1

Систематика живых организмов.

Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов.



п.5, упр. 1,2,3

11/2

Систематика растений. Практическая работа № 2 «Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам»

Систематика растений. Основные систематические единицы



п.5, упр.5

1,4*

12/3

Систематика животных Практическая работа № 3«Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам —родам, отрядам, классам, типам»


Систематика животных. Основные систематические единицы



п.5, упр. 4, 6

2*

13/4

Основные царства живой природы

.Царства живой природы: Бактерии, Растения,

Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие

представителей разных царств.



п.6, упр. 1.2,3

5*

14/5

Бактерии Лабораторная работа № 6 «Строение бактерий на примере сенной палочки»

Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание.




п. 7, упр. 1-6

7,8*

15/6

Роль бактерий в природе и в жизни человека

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.



п. 7, упр. 7,8,9

9-11*

16/7

Растения. Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений

Растения: споровые и семенные.

Распространение растений. Органы растений.




п. 8, упр. 1,2,3

12*

17/8

Органы растений. Корень. Лабораторная работа № 7 «Распознавание корневых систем цветковых растений»

Органы растений. Корень. Виды корней Типы корневых систем



п. 8, упр. 4

18/9

Клубень – видоизменённый побег. Лабораторная работа № 8 «Клубень – видоизменённый побег»

Органы растений. Побег. Клубень – видоизменённый побег.



п. 8, упр. 5

19/10

Органы растений. Цветок. Лабораторная работа № 9 «Строение цветка»

Органы растений. Цветок. Строение цветка. Многообразие цветков. Значение цветка в жизни растения.



п. 8, упр. 6

20/11

Роль растений в природе и в жизни человека

Значение растений в природе и жизни человека.




п. 8, упр. 8

21/12

Животные. Практическая работа № 5«Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок»

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Значение животных в природе и

жизни человека.



п. 9, упр. 1,2,3,7

13,14*

22/13

Животные. Практическая работа № 6 «Внешнее строение паука в строении с внешним строением рака»

Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Значение животных в природе и жизни человека.




п. 9, упр. 5,6,9

23/14

Грибы. Шляпочные грибы

Грибы. Строение шляпочных грибов.



п.10, упр. 1-4,6

15,16*

24/15

Плесневые грибы. Грибы - паразиты

Паразитические грибы. Плесневые грибы. Значение грибов в природе и жизни

человека.



п.10, упр. 5,7

17*

25/16

Биология – наука о живых организмах

Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы



п.11, упр. 4,5,7

Тема 3. Основные жизненные функции организмов (17 ч.)

26/1

Питание растений Практическая работа № 7 «Питание комнатных растений»

Особенности питания растений. Почвенное питание растений.





п.12, упр. 1,2,3

3*

27/2

Фотосинтез

Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез.



п.12, упр. 4

2*

28/3

Питание животных

Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные

ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.



п.12, упр. 5-9

1*

29/4

Дыхание Практическая работа №8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян»

Практическая работа № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений»

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений.

Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.



п. 13,

упр. 3,4,7,9

30/5

Транспорт веществ у растений Практическая работа № 10 «Передвижение воды, минеральных и органических веществ по стеблю»

Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности

строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб.




п. 14 (с.118-120), упр. 1,3,4

31/6

П/р № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю»

Транспорт веществ у животных

Особенности переноса веществ в организмах

животных.



п. 14 (с.120), упр. 5

32/7

Кровеносная система

Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система: незамкнутая и замкнутая.

Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.



п. 14 (с.120-123), упр. 6,7,8

33/8

Выделение у растений и грибов Л/р № 10 «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»


Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и

вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.



п.15 (с.128-129) упр. 7,8

34/9

Выделение у животных

Выделение у животных: мерцательные клетки

плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных



п.15 (с.124-127) упр. 3,4,5

4*

35/10

Обмен веществ и преобразование энергии. Практическая работа № 12 «Дыхание семян как доказательство обмена вещества»

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений.

Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.




п.16, упр. 4,5,7

6,7*

36/11

Скелет – опора организма

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани.

Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров

членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма.



п. 17, упр. 4,6,7,9

8*

37/12

Движение Практическая работа № 13 «Передвижение дождевого червя»

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности.

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных

организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание,

реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.



п.18, упр. 2.7,10

38/13

Размножение (бесполое). Практическая работа № 14 «Вегетативное размножение растений»

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений.



п. 19, упр. 3,5.7,9

11-13*

39/14

Половое размножение растений. Лабораторная работа № 11 «Искусственное опыление сенполии»

Половое размножение организмов. Половое размножение растений.

Опыление. Органы размножения. Половые клетки

Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.



п. 20 (с. 151,154-155), упр. 2,6,7

40/15

Половое размножение у животных

Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение.



п. 20 (с.152-153), упр. 4,5

41/16

Рост и развитие организмов. Практическая работа № 15 «Образование и рост корней»

Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль

образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие.



п.21, упр. 4-8

42/17

Организм как единое целое.

Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей

и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой



п.22, упр. 5-10 15*

Тема 4. Организмы и окружающая среда (7 ч.)


43/1

Среда обитания.

Среда обитания. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.





п. 23 (с.194-197), упр. 1,9

3*

44/2

Экологические факторы. Практическая работа № 16«Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений»

Экологические факторы. Влияние абиотических

факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы.




п. 23 (с.197-199), упр.2,4,5,7

1,2*

45/3

Природные сообщества и их смена Практическая работа № 17 «Природные сообщества»

Взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.





п. 24 (с.200 – 205), упр. 6,7

4,5*

46/4

Значение живых организмов в природе

Значение живых организмов в природе.




п.25, упр. 5,7,8

47/5

Человек и живые организмы

Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ.




п. 26, упр. 2-6,10

48/6

Охрана живых организмов и природных сообществ

Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады



п. 27,

7*

49/7

Красная Книга Брянской области

Охраняемые живые организмы Брянской области



упр. 9

50

Итоговая контрольная работа





51

Анализ итоговой работы





52

Резерв










Темы проектных и исследовательских работ для 6 класса


1. Организация «живого уголка» в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).

2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.

3. Подготовка и проведение экскурсий по «живому уголку» для младших школьников.

4. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).

5. Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.

6. Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.

7. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.

8. Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).

9. Исследование «Кто живет в почве?»

10. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!