Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология»
для обучающихся 6 класса
Учитель биологии Романова Татьяна Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 класса разработана на основе требований Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобнауки России от 29.12.2014 г. № 1644); в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» с учётом Примерной рабочей программы по учебному предмету «Биология» 5-9 классы (Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.), в соответствии с реализуемым базисным учебным планом .
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам
освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков). Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценно- стей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:
• ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;
• формирование экологического сознания.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин) предполагает два варианта изучения биологии в 6 классе: 35 часов в год (1 час в неделю) или 70 часов в год (2 часа в неделю). Учебным планом МБОУ «Клюковенская СОШ» отводится 52 часа на изучения предмета «Биология» обучающимися 6 класса, потому количество часов на изучение тем в данной рабочей программе отличается от расчасовки авторской программы.из расчёта 52 часов в год ( 1,5 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В 6 классе обучающиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом, в 6 классе у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно-
логической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения биологии в 6 классе:
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
- признаки, свойственные всем живым организмам;
- что лежит в основе строения всех живых организмов;
- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
- основные единицы систематики растений и животных;
- царства живой природы;
- отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;
- основные методы изучения природы;
- суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов;
- органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
- влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
- основные среды обитания живых организмов;
- основные типы природных сообществ;
- почему необходимо охранять местообитания животных и растений.
Обучающиеся должны уметь:
- называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их функции;
- распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани;
- сравнивать строение растительной и животной клетки;
- приводить примеры безъядерных и ядерных организмов;
- сравнивать систематику растений и животных;
- давать общую характеристику основных царств живой природы;
- приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения;
- определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
- приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
- объяснять значение ярусности экосистем;
- называть природные сообщества, типичные для родного края;
- приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
- приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу
Метапредметные результаты
Обучающиеся должны уметь:
- организовывать свою учебную деятельность;
- планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
- составлять план работы;
- участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
- выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;
- осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- составлять план ответа;
- составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
- работать с биологическими объектами, узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе;
- оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты
- Соблюдение правил поведения в природе;
- осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического восприятия живой природы;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование познавательного интереса к изучению предмета;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;
- формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (8 ч.)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка —элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.
Демонстрация
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.
Лабораторные и практические работы
П/р № 1 «Признаки живых организмов»
Л/р № 1 «Химический состав растительных организмов»
Л/р № 2 «Строение растительной клетки»
Л/р № 3 «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии»
Л/р № 4 «Чечевички - образования покровной ткани»
Л/р № 5 «Ткани животных организмов»
Тема 2. Многообразие живых организмов (16 ч.)
Систематика живых организмов. Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы систематики растений и животных. Царства живой природы:
Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений.
Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы.
Значение грибов в природе и жизни человека. Биология - наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.
Демонстрация
Представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
П/р № 2 «Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам —родам, семействам, классам»
П/р № 3 «Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам —родам, отрядам, классам, типам»
Л/р № 6 «Строение бактерий на примере сенной палочки»
Л/р № 7 «Разнообразие корневых систем цветковых растений»
П/р № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений»
Л/р № 8 «Клубень - видоизмененный побег»
Л/р № 9 «Строение цветка»
П/р № 5 «Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок»
П/р № 6 «Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака»
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (17 ч.)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений —фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая.
Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад. Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник - опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов - важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Демонстрация
Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
П/р № 7 «Питание комнатных растений»
П/р № 8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян»
П/р № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений»
П/р № 10 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
П/р № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю»
Л/р № 10 «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях»
П/р № 12 «Дыхание семян как доказательство обмена веществ»
П/р № 13 «Передвижение дождевого червя»
П/р № 14 «Вегетативное размножение растений»
Л/р № 11 «Искусственное опыление сенполии (узамбарской фиалки)»
П/р № 15 «Образование и рост корней»
Тема 4. Организмы и окружающая среда(7 ч.)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов - факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.
Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых организмов. Модели экологических систем. Наглядные пособия, иллюстрирующие разные типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Лабораторные и практические работы
П/р № 16 «Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений»
П/р № 17 «Природные сообщества»
Резервное время- 2 ч.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Содержание материала | Дата проведения урока | Домашнее задание |
По плану | Фактически |
Введение (1 ч) | |
1/1 | Биология- наука о жизни | Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь. Науки, помогающие биологии изучать живые организмы | | | индивид. задания |
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (8 ч.) |
2/1 | Чем живое отличается от неживого. Практическая работа № 1 «Признаки живых организмов» | Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. | | | п. 1, упр. 6,7,8 1-3* |
3/2 | Химический состав живого организма. Лабораторная работа № 1 «Химический состав растительных организмов» | Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. | | | п.2, упр. 1,4,6,7 4,5* |
4/3 | Увеличительные приборы | Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Лупа | | | с.18, упр. 1, 2 (с.7-8) |
5/4 | Растительная клетка. Лабораторная работа № 2 «Строение растительной клетки» | Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Особенности строения растительной клетки | | | п. 3 упр. 4,5,6 6* |
6/5 | Животная клетка | Клетка — элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Особенности строения животной клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. | | | п. 3, упр. 3 7* |
7/6 | Ткани. Ткани растений Органы. Системы органов. Лабораторная работа № 3 «Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии» | Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. | | | п.4 (с.22-24), упр. 3,4,5 |
8/7 | Ткани растений Лабораторная работа № 4 «Чечевички — образования покровной ткани» | Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Системы надземных и подземных органов растений | | | п.4 (с.22-24), упр. 13, 8* |
9/8 | Ткани животных Органы. Системы органов. Лабораторная работа № 5 «Ткани животных организмов» | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. | | | п. 4 (24-27), упр. 7 -12 |
Тема 2. Многообразие живых организмов (16 ч.) |
10/1 | Систематика живых организмов. | Систематика живых организмов. Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. | | | п.5, упр. 1,2,3 |
11/2 | Систематика растений. Практическая работа № 2 «Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам» | Систематика растений. Основные систематические единицы | | | п.5, упр.5 1,4* |
12/3 | Систематика животных Практическая работа № 3«Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам —родам, отрядам, классам, типам» | Систематика животных. Основные систематические единицы | | | п.5, упр. 4, 6 2* |
13/4 | Основные царства живой природы | .Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств. | | | п.6, упр. 1.2,3 5* |
14/5 | Бактерии Лабораторная работа № 6 «Строение бактерий на примере сенной палочки» | Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание. | | | п. 7, упр. 1-6 7,8* |
15/6 | Роль бактерий в природе и в жизни человека | Роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии, бактерии гниения. Болезнетворные бактерии. | | | п. 7, упр. 7,8,9 9-11* |
16/7 | Растения. Практическая работа № 4 «Особенности строения цветковых и споровых растений | Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. | | | п. 8, упр. 1,2,3 12* |
17/8 | Органы растений. Корень. Лабораторная работа № 7 «Распознавание корневых систем цветковых растений» | Органы растений. Корень. Виды корней Типы корневых систем | | | п. 8, упр. 4 |
18/9 | Клубень – видоизменённый побег. Лабораторная работа № 8 «Клубень – видоизменённый побег» | Органы растений. Побег. Клубень – видоизменённый побег. | | | п. 8, упр. 5 |
19/10 | Органы растений. Цветок. Лабораторная работа № 9 «Строение цветка» | Органы растений. Цветок. Строение цветка. Многообразие цветков. Значение цветка в жизни растения. | | | п. 8, упр. 6 |
20/11 | Роль растений в природе и в жизни человека | Значение растений в природе и жизни человека. | | | п. 8, упр. 8 |
21/12 | Животные. Практическая работа № 5«Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок» | Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. | | | п. 9, упр. 1,2,3,7 13,14* |
22/13 | Животные. Практическая работа № 6 «Внешнее строение паука в строении с внешним строением рака» | Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека. | | | п. 9, упр. 5,6,9 |
23/14 | Грибы. Шляпочные грибы | Грибы. Строение шляпочных грибов. | | | п.10, упр. 1-4,6 15,16* |
24/15 | Плесневые грибы. Грибы - паразиты | Паразитические грибы. Плесневые грибы. Значение грибов в природе и жизни человека. | | | п.10, упр. 5,7 17* |
25/16 | Биология – наука о живых организмах | Биология — наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы | | | п.11, упр. 4,5,7 |
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (17 ч.) |
26/1 | Питание растений Практическая работа № 7 «Питание комнатных растений» | Особенности питания растений. Почвенное питание растений. | | | п.12, упр. 1,2,3 3* |
27/2 | Фотосинтез | Автотрофное питание. Воздушное питание растений — фотосинтез. | | | п.12, упр. 4 2* |
28/3 | Питание животных | Особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире. | | | п.12, упр. 5-9 1* |
29/4 | Дыхание Практическая работа №8 «Изучение роли воздуха в прорастании семян» Практическая работа № 9 «Чечевички и их роль в дыхании растений» | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное, кожное. | | | п. 13, упр. 3,4,7,9 |
30/5 | Транспорт веществ у растений Практическая работа № 10 «Передвижение воды, минеральных и органических веществ по стеблю» | Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. | | | п. 14 (с.118-120), упр. 1,3,4 |
31/6 | П/р № 11 «Передвижение растворов органических веществ по стеблю» Транспорт веществ у животных | Особенности переноса веществ в организмах животных. | | | п. 14 (с.120), упр. 5 |
32/7 | Кровеносная система | Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система: незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце. | | | п. 14 (с.120-123), упр. 6,7,8 |
33/8 | Выделение у растений и грибов Л/р № 10 «Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях» | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад. | | | п.15 (с.128-129) упр. 7,8 |
34/9 | Выделение у животных | Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных | | | п.15 (с.124-127) упр. 3,4,5 4* |
35/10 | Обмен веществ и преобразование энергии. Практическая работа № 12 «Дыхание семян как доказательство обмена вещества» | Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные. | | | п.16, упр. 4,5,7 6,7* |
36/11 | Скелет – опора организма | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений: механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных животных: хрящевая и костная ткани. Позвоночник — опора и защита всего организма. | | | п. 17, упр. 4,6,7,9 8* |
37/12 | Движение Практическая работа № 13 «Передвижение дождевого червя» | Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья), ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений. | | | п.18, упр. 2.7,10 |
38/13 | Размножение (бесполое). Практическая работа № 14 «Вегетативное размножение растений» | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. | | | п. 19, упр. 3,5.7,9 11-13* |
39/14 | Половое размножение растений. Лабораторная работа № 11 «Искусственное опыление сенполии» | Половое размножение организмов. Половое размножение растений. Опыление. Органы размножения. Половые клетки Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | | | п. 20 (с. 151,154-155), упр. 2,6,7 |
40/15 | Половое размножение у животных | Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. | | | п. 20 (с.152-153), упр. 4,5 |
41/16 | Рост и развитие организмов. Практическая работа № 15 «Образование и рост корней» | Рост и развитие живых организмов — важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Прямое и непрямое развитие. | | | п.21, упр. 4-8 |
42/17 | Организм как единое целое. | Организм как единое целое. Растение — целостный организм. Животное — целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой | | | п.22, упр. 5-10 15* |
Тема 4. Организмы и окружающая среда (7 ч.) |
43/1 | Среда обитания. | Среда обитания. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная. | | | п. 23 (с.194-197), упр. 1,9 3* |
44/2 | Экологические факторы. Практическая работа № 16«Влияние света на жизнедеятельность комнатных растений» | Экологические факторы. Влияние абиотических факторов — факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на живые организмы. Биотические факторы. | | | п. 23 (с.197-199), упр.2,4,5,7 1,2* |
45/3 | Природные сообщества и их смена Практическая работа № 17 «Природные сообщества» | Взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ. Естественные и искусственные причины смены природных сообществ. | | | п. 24 (с.200 – 205), упр. 6,7 4,5* |
46/4 | Значение живых организмов в природе | Значение живых организмов в природе. | | | п.25, упр. 5,7,8 |
47/5 | Человек и живые организмы | Человек и живые организмы. Взаимосвязь людей и других живых существ. | | | п. 26, упр. 2-6,10 |
48/6 | Охрана живых организмов и природных сообществ | Охрана живых организмов и природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады | | | п. 27, 7* |
49/7 | Красная Книга Брянской области | Охраняемые живые организмы Брянской области | | | упр. 9 |
50 | Итоговая контрольная работа | | | | |
51 | Анализ итоговой работы | | | | |
52 | Резерв | | | | |
Темы проектных и исследовательских работ для 6 класса
1. Организация «живого уголка» в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т.д.).
2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного опыта.
3. Подготовка и проведение экскурсий по «живому уголку» для младших школьников.
4. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения).
5. Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных животных.
6. Выявление взаимосвязи между местонахождением источника солнечного света и направлением роста всходов растений.
7. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.
8. Выявление особенностей питания разных животных (на примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе).
9. Исследование «Кто живет в почве?»
10. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить природе», «Моя помощь зимующим птицам», «Природное сообщество родного края» и др.