СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся 5 класса (ФГОС)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлен в соответствии с  Примерной рабочей программы по учебному предмету «Биология» 5-9 классы (Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся 5 класса (ФГОС)»











Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

для обучающихся 5 класса



Учитель биологии Романова Татьяна Владимировна



















2017 – 2018 учебный год







Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класса разработана на основе требований Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобнауки России от 29.12.2014 г. № 1644); в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» с учётом Примерной рабочей программы по учебному предмету «Биология» 5-9 классы (Лапшина, В.И. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл. : учебно-методическое пособие/ В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. : Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.).

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам

освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков). Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценно- стей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить:

• ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к живой природе и человеку;

• формирование экологического сознания.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).из расчёта 35 часов в год ( 1 час в неделю).



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профес- сий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в про-цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Результатами освоения биологии в основной школе являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокра-щении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и при- родных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.

В результате изучения биологии в 5 классе:

Обучающийся узнает:

основные методы биологических исследований; основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы; значение микроскопа для биологических исследований; что означает понятие «система»; взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде; какие явления называют биологическими; уровни организации жизни; от чего зависит устойчивость биосферы; структуру экосистем и популяций; что такое вид; — в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы; основные возрастные периоды в жизни человека; наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете; современные точки зрения о происхождении человека; место человека в системе живой природы; сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.

Ученик научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; выделять существенные признаки биологических объектов характерных для живых организмов; использовать методы биологической науки: проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты; аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик освоит общие приемы: рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними правила работы в кабинете биологии, с некоторыми биологическими приборами и инструментами.

Ученик приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Ученик получит возможность научиться:

объяснять значение биологических знаний в жизни человека; объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой; описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента; приводить примеры природных и искусственных систем; описывать особенности биологических систем; доказывать единство организма и окружающей среды; описывать принципиальное строение клетки; давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека; объяснять уникальные особенности вирусо; объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли; находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов; приводить примеры биологических ритмов; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.



Содержание учебного предмета


Введение (1 ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (7 ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология —дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека. Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент,

моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии. Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой

природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований*.

П/р № 1 «Измеряем рост (работа в группе)»

П/р № 2«Опыт с элодеей (работа в группе)»

П/ р № 3 «Знакомчтво с оборудованием для научных исследований»


Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами. Биологические системы — живые объекты различной слож-

ности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера —живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.__ Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции. Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей

тела человека. Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы

П/р № 4 «Наблюдаем за птицами»

П/р № 5 «Изучаем кожу (индивидуальная работа)»


Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза. Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия. Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация

Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы

П/р №6 «Изучение мела (известняка) под микроскопом (работав группах)»

Экскурсии Экскурсия в краеведческий музей.


Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные.

Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разно- образие. Исчезновение видов. Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация

Изображения животных, вымерших за последние 200–300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.































Тематическое планирование


урока

Тема урока

Содержание материала

Дата проведения урока

Домашнее задание

По плану

Фактически

Введение (1 ч)


1/1

Величайшее чудо на планете

Стартовая диагностическая контрольная работа

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения



п.1,

задания 3,4,7,8

Человек изучает живую природу (7 ч)


2/1

Человек познаёт мир природы

Познание — процесс получения

знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен инфор-

мацией с окружающей средой

при помощи органов чувств:

зрения, слуха, обоняния, вкуса и

осязания. Ощущение и восприя-

тие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.



п.2,

задания 4,5,7

3/2

Биология – наука для всех

Естествознание — система зна-

ний о природе. Биология — дис-

циплина, изучающая объекты и

явления живой природы. Связь

биологии с другими науками.

Важность биологических знаний

для каждого человека.




п.3,

задания 3,4

4/3

Какие научные методы ипользуют биологи? Практическая работа № 1 «Измерение роста»


Научные методы познания. Наука —один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, изме-

рения для получения информации.



п.4,

задания 2,3,4

5/4

Наблюдение и эксперимент в биологии

Практическая работа № 2 «Опыт с элодей»

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез.



п.5,

задания 3,4,5

6/5

Моделирование в биологии

Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний.

Этапы научного моделирования:

построение модели исследуемого

природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.




п.6,

задания 2,4,5

7/6

Какое оборудование необходимо биологу? Практическая работа № 3 «Знакомчтво с оборудованием для научных исследований»


Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии.



п.7,

задания 3,4,6

8/7

Биологические иллюстрации

Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка



п.8,

задания 3,5

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13 ч)


9/1


Что такое система?

Системы природные (системы

живой и неживой природы) и ис-

кусственные (созданные чело-

веком). Элементы (компоненты)

систем. Взаимосвязь элементов

системы. Потеря целостности

системы при разрушении связей

между элементами.




п.9,

задания 1,3,5

10/2

Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

Биологические системы — живые объекты различной сложности.

Особенности биологических си-

стем. Биологические явления —

изменения в биологических си-

стемах.




п.10,

задания 1,3,5

11/3

Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке

«Лестница жизни». Основные

уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.




п.11,

задания 4,5

12/4

Биосфера

Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы.




п.12,

задания 1,3,7

13/5

Экосистемы – живая мозаика планеты

Экосистема. Компоненты экоси-

стемы: продуценты, консументы,

редуценты. Круговорот веществ.




п.13,

задания 6,7,8

14/6

Вид – единица живого мира

Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки

численности видов на планете.




п.14,

задания 4.5,6

15/7

Популяция – это «население»

Практическая работа № 4

«Наблюдаем за птицами»


Популяция — совокупность осо-

бей одного вида, обитающих на

одной территории и свободно

скрещивающихся между собой.

Структура популяции. Объеди-

нения внутри популяции. Связи

между членами популяции.



п.15,

задания 5,6,7

16/8

Организм, особь, индивид

Организм — неделимая единица

живого мира.



п.16,

задания 4,5,6

17/9

«Нити жизни»: организм в окружающей среде


Единство организ-

ма и окружающей среды. Усло-

вия окружающей среды. Воздей-

ствие экологических факторов.

Продолжительность жизни — существенный признак каждого

вида.



п.17,

задания 3,4,5

18/10

Как растут и развиваются организмы

Развитие организма. Ак-

тивный образ жизни и его роль в

сохранении духовного и физиче-

ского здоровья.




п.18,

задания 4,5

19/11

Путешествие в мир клетки

Клетка — наименьшая едини-

ца живого организма. Основные

части и органоиды клетки. Осу-

ществление клеткой всех основ-

ных жизненных процессов: ды-

хания, питания, выделения и др.



п.19,

задания 3,4,5

20/12

Ткани живых организмов

Практическая работа № 5 « Изучаем кожу»


Ткани. Многообразие, особенно-

сти строения и функции тканей

тела человека.



п.20,

задания 2,3,4

21/13

На границе живого и неживого: вирусы

Вирусы — особая неклеточная

форма жизни. Работа Д. И. Ива-

новского. Значение вирусов в

природе и жизни человека



п.21,

задания 3,4,6

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)


22/1

По страниам истории жизни Практическая работа № 6 «Изучение мела»

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов.




п.22,

задания 4,5

23/2

Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли

Восстановление облика вымерших животных и растений.




п.23,

задания 2,3,4

24/3

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему

Происхождение человека: три

взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых.



п.24,

задания 2,5,6

25/4

Человек разумный – один из миллионов видов организмов

Роль прямохождения в

происхождении человека. «Кос-

мическая» гипотеза.

Человек разумный — один из

миллионов видов организмов.

Место человека в системе живой

природы. Ближайшие родствен-

ники человека. Человекообраз-

ные обезьяны и человек: сход-

ство и различия.



п.25,

задания 4,5,7

26/5

Периодические явления в живой природе

Периодические явления в живой

природе. Ритмы космические,

биологические и экологические



п.26,

задания 4,5

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч)


27/1

Что такое «Биологическое разнообразие»?

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) —разнообразие

жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция

о биологическом разнообразии.

22 мая — Международный день

биологического разнообразия.

Причины утраты биологического

разнообразия.




п.27,

задание 4

28/2

Какая среда необходима человеку?

Среда, окружающая человека:

природная, социальная. Взаимо-

действие человека и окружаю-

щей среды: непрерывный обмен

веществом, энергией и инфор-

мацией. Потребности человека:

биологические и социальные; ма-

териальные и духовные.




п.28,

задания 3,4

29/3

Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

Взаимовлияние природы и человека. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов. Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку.



п.29,

задание 4

30/4

Кто отвечает за Землю

Азбука экологической культуры. Практическая работа № 6

«Составляем паспорт дерева»



п.30


31

Выполнение проекта:

I этап работы

Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры», «Периодические явления в живой природе»и др.




индивид. задания

32

Выполнение проекта:

II- III этапы работы



индивид. задания

33

Защита проекта



индивид. задания

34

Итоговая контрольная работа




35

Резервное время






Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса

1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические объекты, доступные для изучения с их помощью».

2. Н аблюдение за птицами (индивидуальная работа).

3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография (выставка, групповой проект).

4. Составление паспорта дерева.

5. (групповой проект).

6. Практико-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины», «Азбука экологической культуры» и др.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!