Управление образования Иркутского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено МО начальных классов Протокол № От « » 2016 г. Руководитель МО _____________________ | Согласовано «__»_______2016 г. Зам. директора по НМР ____________________ | Согласовано «__»_______2016 г. Зам. директора по УВР ____________________ |
Утверждаю
Приказ № ________
от «___»_____2016 г.
Директор МОУ ИРМО «ПСОШ»
________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для учащихся 1 «а» класса
Образовательная область: технология
Разработала:
ФИО: Татуревич Нинель Владимировна,
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории.
г.
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Требования определяют основные предметные умения и универсальные учебные действия, которые должны быть в достаточной мере сформированы у школьников, освоивших курс технологии за 1 класс по данной предметной программе, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Ученик научится: |
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; • организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Ученик получит возможность научиться: • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мир,е и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Ученик научится: |
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной Ученик получит возможность научиться: • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и |
3. Конструирование и моделирование Ученик научится: • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере); • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере). Ученик получит возможность научиться: • соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
Обучающиеся достигнут следующих предметных результатов:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание учебного предмета
Формирование содержания данного учебного курса по технологии осуществляется на основе принципов:
-единства содержания обучения на разных его уровнях;
-отражения в содержании обучения задач развития личности;
-научности и практической значимости содержания обучения;
-доступности обучения;
-соблюдения преемственности.
Изготовление изделий из бумаги (13 ч)
Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать — делать мятой всю поверхность; размачивать — размягчить; скатывать — свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать — делать край неровным; складывать — делить на части; размечать по шаблону — обвести внешний контур предмета; резать — отделить от целого.
Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором.
Создание изделий по собственному замыслу.
Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции.
Изготовление изделий из природных материалов (8 ч)
Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках, Наклеивать композиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках.
Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпильках; сборка изделия.
Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ.
Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.
Изготовление изделий из пластичных материалов (2 ч)
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием.
Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска.
Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия.
Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы.
Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты, животные).
Изготовление изделий из текстильных материалов (8 ч)
Краткая характеристика операций обработки материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому. Способы выполнения ручных швов: «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом».
Инструменты и приспособления: иглы, булавки с колечком, ножницы, наперсток, пяльцы.
Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки, клеевое соединение. Декоративное оформление изделия вышивкой, фурнитурой.
Создание изделий и декоративных композиций. Варианты объектов труда: закладки для книг, чехол для стакана, декоративные салфетки, декоративные композиции.
Домашний труд (2 ч)
Уход за одеждой. Правила ухода за одеждой. Практические работы. Мелкий ремонт одежды с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц с двумя отверстиями.
Декоративное оформление предметов быта и жилища. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России.
Практические работы. Декоративное оформление жилища изделиями из бумаги и ткани. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу первого года обучения.
III. Календарно – тематическое планирование
№ п./п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: |
Контрольные и диагностические материалы (тема) | Проекты | Экскурсии | Практические работы |
1. | Давайте познакомимся | 3 | | | 2 | |
2. | Человек и земля | 20 | | -Осенний урожай (изделие «Овощи из пластилина») -Дикие животные (изделие «Коллаж») -Украшаем класс к новому году (изделие «Украшение на ёлку», «Украшение на окно») -Чайный сервиз (изделия «Чашка», «Чайник», «Сахарница») | 2 | 21 |
3. | Человек и вода | 3 | | Речной флот (изделие «Кораблик из бумаги», «Плот») | | 3 |
4. | Человек и воздух | 3 | | | | 3 |
5. | Человек и информация | 4 | | | | 2 |
| Итого | 33часа | | 5часов | 4 | 29 |
III. 2. Поурочное планирование
№ п\п | Дата | Тема урока | Количест-во часов |
Дата | Дата по факту |
| | | Давайте познакомимся | 3 |
1. | 02.09 | | Как работать с учебником. Я и мои друзья. Экскурсия в библиотеку | 1 |
2. | 09.09 | | Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Экскурсия в кабинет технологии | 1 |
3. | 16.09 | | Что такое технология? Профессии. Урок-театрализация | 1 |
| | | Человек и земля | 21 |
4. | 23.09 | | Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». Экскурсия в осенний лес | 1 |
5. | 30.09 | | Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Урок-игра | 1 |
6. | 07.10 | | Пластилин. Изделие: композиция из пластилина «Мудрая сова». Экскурсия в школьный двор. Сбор природных материалов | 1 |
7. | 14.10 | | Растения. Изделие: «Получение и сушка семян». | 1 |
8. | 21.10 | | Растения. Проект № 1 «Осенний урожай» Изделие: «Овощи из пластилина». | 1 |
9. | 28.10 | | Бумага. Изделие: «Волшебные фигуры». | 1 |
10. | 11.11 | | Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги». | 1 |
11. | 18.11 | | Насекомые. Изделие:«Пчелы и соты». | 1 |
12. | 25.11 | | Дикие животные. Проект № 2 «Дикие животные» Изделие: «Коллаж». | 1 |
13. | 02.12 | | Новый год. Проект № 3 «Украшаем класс к Новому году» Изделие: «Украшение на елку или украшение на окно». | 1 |
14. | 09.12 | | Домашние животные Изделие: «Котенок». | 1 |
15. | 16.12 | | Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток». | 1 |
16. | 23.12 | | Посуда. Изделие: «Чашка, Чайник, Сахарница». | 1 |
17. | 30.12 | | Посуда. Проект № 4 «Чайный сервиз» Изделие: «Чайный сервиз». | 1 |
18. | 13.01 | | Свет в доме. Изделие: «Торшер». | 1 |
19. | 20.01 | | Мебель. Изделие: «Стул». | 1 |
20. | 27.01 | | Одежда, ткань, нитки. Изделие: «Кукла из ниток». | 1 |
21. | 03.02 | | Учимся шить. Изделие: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой». | 1 |
22. | 17.02 | | Учимся шить. Изделие: «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой». | 1 |
23. | 24.02 | | Учимся шить. Изделие: «Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями», «Медвежонок». | 1 |
24. | 03.03 | | Передвижение по земле. Изделие: «Санки». | 1 |
| | | Человек и вода | 3 |
25. | 10.03 | | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян». | 1 |
26. | 17.03 | | Питьевая вода. Изделие: «Колодец». | 1 |
27. | 31.03 | | Передвижение по воде. Проект № 5 «Речной флот» Изделие : «Кораблик из бумаги», «Плот». | 1 |
| | | Человек и воздух | 3 |
28. | 07.04 | | Использование ветра. Изделие: «Вертушка». | 1 |
29. | 14.04 | | Полеты птиц. Изделие: «Попугай». | 1 |
30. | 21.04 | | Полеты человека. Изделие: «Самолет». | 1 |
| | | Человек информация | 3 |
31. | 28.04 | | Способы сообщения. Изделие: «Письмо на глиняной табличке», «Зашифрованное письмо». | 1 |
32. | 05.05 | | Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: «Важные телефонные номера». | 1 |
33. | 12.05 | | Компьютер. | 1 |
69