Рабочая учебная программа
Технология, 4-а класс
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование
(ступень образования)
Базовый
(уровень образования)
2015 – 2016 учебный год
(срок реализации программы)
Силаева О.А.
(ФИО учителя, составившего
учебную программу)
г. Чехов-2
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 4 – а класса по технологии составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.); с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями от 08.06.2015г. Приказ Минобрнауки №576); с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2015 - 2016 учебный год, утверждённым приказом № 68 от 01.09.2015 г.; на основе предметной программы Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой «Технология», УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Москва: Просвещение, 2014.
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско – технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно – преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно – преобразующей, художественно – конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско – технологических знаний и умений;
- развитие знаково – символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско – технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно – преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов с 34 до 30 обусловлено учебным графиком школы на 2015-2016 учебный год.
№№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Информационный центр | 4 | 4 |
2 | Проект «Дружный класс» | 3 | 3 |
3 | Студия «Реклама» | 4 | 3 |
4 | Студия «Декор интерьера» | 5 | 5 |
5 | Новогодняя студия | 3 | 2 |
6 | Студия «Мода» | 7 | 5 |
7 | Студия «Подарки» | 3 | 2 |
8 | Студия «Игрушки» | 5 | 6 |
| ИТОГО | 34 | 30 |
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
Обучающийся будет уметь:
- оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
- описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно – прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско – технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла;
- понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
- выявлять и формулировать учебную проблему;
- предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
- самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
Обучающийся будет уметь:
- ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений;
- составлять сложный план текста;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
- применять приобретенные знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов;
- предъявлять освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- активно использовать учебные модели в соответствии с содержанием учебного предмета: при анализе слов, предложений, при решении математических задач.
Коммуникативные УУД
Обучающийся будет уметь:
- формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать и аргументировать;
- слушать других, уважительно относится к позиции другого, пытаться договариваться;
- слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться;
- сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблем.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать на уровне представлений:
- о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
- об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
- организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
-выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- петельную строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения обучающихся).
Иметь представление:
- о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
- о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Знать:
- простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
- об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
- названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
- создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией;
- работать в программах Word, PowerPoint.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п /п | Содержание и тип урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
по программе | фактически |
I триместр ( 9 ч) |
Информационный центр (практика работы на компьютере) (4ч) |
|
1 | Вспомним, обсудим! (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 07.09 | | |
2 | Информация. Интернет (урок «открытия» нового знания) | 1 | 14.09 | | |
3 | Создание текста на компьютере (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.09 | | |
4 | Создание презентаций. Программа PowerPoint. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.09 | | |
Проект «Дружный класс»(3 ч) |
5 | Презентация класса (урок общеметодологической направленности) | 1 | 12.10 | | |
6 | Эмблема класса (урок общеметодологической направленности) | 1 | 19.10 | | |
7 | Папка «Мои достижения». Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме (урок развивающего контроля) | 1 | 26.10 | | |
Студия «Реклама»(3ч) |
8 | Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей (урок «открытия» нового знания) | 1 | 02.11 | | |
9 | Коробочка для подарка (творческий проект) (урок отработки умений и рефлексии)
| 1 | 09.11 | | |
II триместр (11 ч) |
10(1) | Упаковка для сюрприза (творческий проект) (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 23.11 | | |
Студия «Декор интерьера» (5ч) |
11(2) | Интерьеры разных времен. Художественная техника «декупаж» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 30.11 | | |
12(3) | Плетеные салфетки (урок общеметодологической направленности) | 1 | 07.12 | | |
13(4) | Цветы из креповой бумаги (урок общеметодологической направленности) | 1 | 14.12 | | |
14(5) | Сувениры на проволочных кольцах (урок общеметодологической направленности) | 1 | 21.12 | | |
15(6) | Изделия из полимеров (урок общеметодологической направленности) | 1 | 28.12 | | |
Новогодняя студия (2 ч) |
16(7) | Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток (урок «открытия» нового знания) | 1 | 11.01 | | |
17(8) | Игрушки из трубочек для коктейля (урок общеметодологической направленности) | 1 | 1801 | | |
Студия «Мода» (5 ч) |
18(9) | История одежды и текстильных материалов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 25.01 | | |
19(10) | Исторический костюм. Одежда народов России (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.02 | | |
20(11) | Синтетические ткани. Твоя школьная форма (творческий проект) (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 08.02 | | |
III триместр (10 ч) |
21(1) | Объемные рамки (урок общеметодологической направленности) | 1 | 29.02 | | |
22(2) | Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме (урок развивающего контроля) | 1 | 14.03 | | |
Студия «Подарки»(2 ч) |
23(3) | Плетеная открытка. День защитника отечества (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.03 | | |
24(4) | Весенние цветы. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме (урок развивающего контроля) | 1 | 28.03 | | |
Студия «Игрушки»(6 ч) |
25(5) | История игрушек. Игрушка – попрыгушка (урок «открытия» нового знания) | 1 | 11.04 | | |
26(6) | Качающиеся игрушки (урок общеметодологической направленности) | 1 | 18.04 | | |
27(7) | Подвижная игрушка «Щелкунчик» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 25.04 | | |
28(8) | Игрушка с рычажным механизмом. Проверим себя. Проверка знаний и умений за 4 класс (урок развивающего контроля) | 1 | 16.05 | | |
29(9) | Подготовка портфолио (творческий проект) (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 23.05 | | |
30(10) | Подготовка портфолио (творческий проект) (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 30.05 | | |
5.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2013.
2. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология. Учебник для 4 класса – М.: Изд. «Просвещение», 2014.
3. Лутцева Е.А. Технология. Рабочая тетрадь для 4 класса – М.: «Просвещение», 2014.
Интернет-ресурсы
1.http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
2.Федеральный портал «Российское образование» // http://www.edu.ru
3.Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/
4.МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
5.Объединение педагогических изданий "Первое сентября"
// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htmhttp://it-n.ru – сеть творческих учителей
7