СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Школа России" Лутцева Е.А., Зуева Т.П.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Школа России"»

Рабочая программа по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» 2 класс

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по технологии для 2 класса раз­работана в соответствии с требованиями Федерально­го государственного образовательного стандарта на­чального общего образования, на основе авторской программы Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П. по технологии (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Про­свещение, 2014), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени образования.

Цели и задачи курса

Цель изучения курса «Технология» — развитие со­циально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой дея­тельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представле­ний о профессиональной деятельности человека.

Задачи:

  • стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать куль­турные традиции своего региона, России и дру­гих государств;

  • формирование целостной картины мира матери­альной и духовной культуры как продукта твор­ческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организа­ции предметно-преобразующей, художественно-­конструкторской деятельности;

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • развитие знаково-символического и простран­ственного мышления, творческого и репродук­тивного воображения, творческого мышления;

  • развитие регулятивной структуры деятельно­сти, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогно­зирование, контроль, коррекцию и оценку;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-пре­образовательных действий;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • ознакомление с миром профессий, их социаль­ным значением, историей возникновения и раз­вития;

  • овладение первоначальными умениями пере­дачи, поиска, преобразования, хранения ин­формации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в слова­рях, каталоге библиотеки.


Общая характеристика курса

В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции - процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замыслов, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отраженных в народном быту, творчестве.

Программа «Технология» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. В программу включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов. Результатом учебной деятельности ребенка становится изменение самого ученика, его развитие.

Изготовление изделий не является целью урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Любое изготовляемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления.

Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенных знаний и умений.

При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.


Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: здоровье сбережения, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития критического мышления, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности, поэтапного формирования умственных действий и др.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль — в форме устного фронтального опроса, выставка готовых изделий (индивидуальных и коллективных); тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела; проектные работы.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.

Оцениваются:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

• степень самостоятельности;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические технологические решения.







Содержание курса.



  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Мастера и их профессии.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Традиции и творчество мастера в создании предметной среды.

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из печатных и электронных источников), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, исполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание и реализация замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия.



  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выстраивание последовательности практических действий и технологических операций.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; разметка деталей на глаз, по шаблону, выделение деталей (резание ножницами); простейшая обработка деталей (биговка), формообразование деталей (сгибание, складывание, изгибание), сборка деталей (клеевое соединение).

Использование измерений и построений для решения практических задач.

Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).

Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки.

Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).


Место курса в учебном плане


В учебном плане на изучение технологии во 2 классе отводится 34ч в год (34 учебные недели, 1ч в неделю).



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Технология» является комплексным и интегративным. В содержательном плане он предполагает следующие взаимосвязи с основными дисциплинами начальной школы:

• с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;

• с математикой - моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;

• с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем;

• с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности, повествование о ходе действий и построении плана деятельности;

• с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.



Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

Проверочная работа «Проверим себя»

Проект

Изделия

Художественная мастерская

9

1

1

9

Чертежная мастерская

8

1

-

6

Конструкторская мастерская

10

1

1

9

Рукодельная мастерская

7

1

-

5

Всего

34

4

2

29



Содержание программы для 2 класса.


Художественная мастерская ( 9 ч ).

Зачем художнику знать о цвете, форме, размере. Какова роль цвета в композиции. Какие бывают цветочные композиции. Как увидеть белое изображение на белом фоне. Что такое симметрия. Как получить симметричные детали. Можно ли сгибать картон. Как плоское превратить в объёмное. Как согнуть картон по кривой линии.

Чертёжная мастерская ( 8 ч ).

Что такое технологические операции и способы. Что такое линейка и что она умеет. Что такое чертёж и как его прочитать. Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников. Можно ли разметить прямоугольник по угольнику. Можно ли без шаблона разметить круг.

Конструкторская мастерская ( 10 ч ).

Какой секрет у подвижных игрушек. Что заставляет вращаться пропеллер. Можно ли соединить детали без соединительных материалов. Как машины помогают человеку. Что интересного в работе архитектора.

Рукодельная мастерская ( 7 ч ).

Какие бывают ткани. Какие бывают нитки. Что такое натуральные ткани. Строчка косого стежка. Как ткань превращается в изделие. Лекало.




Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса


В результате обучения технологии ученик будет знать/понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • распространенные виды профессий ( с учетом региональных особенностей);

  • влияние технологической деятельности человека и окружающую среду и здоровье;

  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером;

уметь:

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

  • создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера; искать информацию с использованием простейших запросов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т.п.);

  • соблюдения правил личной гигиены безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

  • решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.








Планируемые результаты по курсу «Технология» во 2 классе

Личностные результаты:

Учащийся научится с помощью учителя:

1. объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельно­сти мастера;

2. уважительно относиться к чужому мнению, к резуль­татам труда мастеров;

3. понимать исторические традиции ремёсел, положитель­но относиться к людям ремесленных профессий.



Метапредметны ерезультаты


Регулятивные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

1. цель деятельности на уроке;

2. выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

3. планировать практическую деятельность на уроке;

4. выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

5. предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления из­делий (на основе пробных поисковых упражнений и про­дуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;

6. работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкци­онные карты, приспособления и инструменты), осуществ­лять контроль точности выполнения операций (с помо­щью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);

7. определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

1. наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров род­ного края;

2. сравнивать конструктивные и декоративные особенно­сти предметов быта и осознавать их связь с выполняемы­ми утилитарными функциями, понимать особенности де­коративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

3. понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

4. находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопе­диях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный мате­риал);

5. называть конструкторско-технологические и декора­тивно-художественные особенности объектов (графиче­ских и реальных), искать наиболее целесообразные спо­собы решения задач из числа освоенных;

6. самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы

Коммуникативные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

1. вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

2. в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

3. слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;

4. выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.

Предметные результаты

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Ос­новы культуры труда. Самообслуживание.


Учащийся будет знать о (на уровне представлений):

1. элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразитель­ность — симметрия, асимметрия);

2. гармонии предметов и окружающей среды;

3. профессиях мастеров родного края;

4. характерных особенностях изученных видов декоратив­но-прикладного искусства.

Учащийся будет уметь:

1. самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

2. готовить рабочее место в соответствии с видом деятель­ности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

3. выделять, называть и применять изученные общие пра­вила создания рукотворного мира в своей предметно-твор­ческой деятельности;

4. самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, выска­занное в ходе обсуждения;

5. применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в само­стоятельной интеллектуальной и практической деятель­ности.


  1. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

1. обобщённые названия технологических операций: раз­метка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;

2. названия и свойства материалов, которые учащиеся ис­пользуют в своей работе;

3. происхождение натуральных тканей и их виды;

4. способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;

5. основные характеристики и различие простейшего чер­тежа и эскиза;

6. линии чертежа (линия контура и надреза, линия вы­носная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;

7. названия, устройство и назначение чертёжных инстру­ментов (линейка, угольник, циркуль).

Учащийся будет уметь:

1. читать простейшие чертежи (эскизы);

2. выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);

3. оформлять изделия и соединять детали прямой строч­кой и её вариантами;

4. решать несложные конструкторско-технологические за­дачи;

5. справляться с доступными практическими (технологи­ческими) заданиями с опорой на образец и инструкцион­ную карту.


  1. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать:

1. неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

2. отличия макета от модели.


Учащийся будет уметь:

1. конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

2. определять способ соединения деталей и выполнять по­движное и неподвижное соединение известными способами.


4..Использование информационных технологий.

Учащийся будет знать о:

1. о назначении персонального компьютера.



Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Совместно с учащимися оцениваются:

- Качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов, работы в целом;

- Степень самостоятельности;

- Уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.






Учебно-методическое, информационное и материально-техническое

обеспечение изучения курса

Для учителя:

  1. Рабочая программа по технологии. 2 класс / сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2015

  2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.

  3. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2015.

  4. Методические рекомендации к учебникам технологии Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П. , 2 класс, М.: Про­свещение, 2015.

  5. Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. М: «Просвещение» 2015.

  6. Электронное приложение к учебнику «Технология. 2 класс»

Для учащихся:

  1. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.

  2. Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2015.

  3. Электронное приложение к учебнику «Технология. 2 класс».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!