Администрация Курьинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Курьинская средняя общеобразовательная школа»
имени М.Т.Калашникова
Рассмотрено на ШМО «Филология» Руководитель ШМО _______/ВоробьеваО.А./ «____»____________2016 г | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ______ Жильцова И.В. «____»____________2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Курьинская СОШ» им. М.Т.Калашникова _____________ЛегонькихЛ.Н. Приказ №___ от «___»__________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Русский язык »
5 класс
2016 – 2017 учебный год
Образовательная область: русский язык литература
Ступень: основная школа
Разработчик: Воробьева Олеся Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с. Курья, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;
4. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
5. Программа формирования универсальных учебных действий МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;
6. Учебный план МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа им. М.Т. Калашникова»;
7. Примерная программа основного среднего образования по русскому языку, разработанная Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы –М.; Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
8. Авторская программа «Русский язык 5-9 классы. В.В. Бабайцева, Е.И. Никитина, А.Ю. Купалова Т. Н. Пахнова, С. Н. Пименова, Л. Д. Чеснокова. М.: Дрофа к учебному комплексу «Русский язык. Теория. 5–9 классы», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь» (учебники Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М. «Русский язык. Практика. 5 класс». Москва «Дрофа»,2013; Никитина Е.И. «Русский язык. Русская речь. 5 класс». Москва «Дрофа», 2013 ; Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория. 5–9 классы». Москва «Дрофа», 2014 )
Общая характеристика программы
Рабочая программа по русскому языку для 5— 9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включённых в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
В программе для 5—9 классов предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Вклад предмета в достижение целей основного общего образования
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Первостепенное значение одноимённой учебной дисциплины определяется тем, что русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем — на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:
1) воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
2) осознание его эстетической ценности;
3) осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
4) овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
5) развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
6) овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);
7) освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
8) овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;.
обогащение активного и потенциального словарного запаса;
9) совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Кулътуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и деятельностном.
Основными принципами обучения русскому языку в 5— 9 классах при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие.
Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех её видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности. В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая' деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.
Условием для полноценного, эффективного решения задач основного общего образования является владение языком, речью. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций на основе лингвистической компетенции — цель предмета «Русский язык», которому принадлежит особая роль в процессе воспитания, развития и обучения. Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций происходит преимущественно на уроках развития связной речи, а формирование лингвистической компетенции — преимущественно при изучении системы языка.
В предлагаемой программе выделяются две части: «Система языка» и «Развитие связной речи», которые органически связаны между собой, так как базовой основой развития речи является изучение системы языка, его закономерностей. Выделение двух частей не означает параллельного формирования компетенций, хотя и позволяет акцентировать соответствующий аспект изучения языка и обучения речи.
Эти цели предполагают формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком смысле этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Достижение указанных целей требует решения следующих задач:
– дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
– развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
– формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.
Программа реализуется в адресованном учащимся 5— 9 классов комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остаётся в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в определённой последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Изложение теории даётся в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Этот тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам, ГИА и ЕГЭ. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умения работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями тренировочного характера, придаётся задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи. Формулировки заданий и характер используемых дидактических материалов отражают внимание к культуроведческому аспекту работы.
Третий компонент учебного комплекса — «Русский язык. Русская речь» (для каждого класса) обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения.
Система работы по развитию связной речи учащихся 5— 9 классов учитывает следующие положения:
1) связь работы по развитию речи с социальным опытом учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учётом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, црочувствовал»);
2) взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи;
3) связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка);
4) связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесённость в тематике, жанрах художественных произведений и ученических сочинений, в работе над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного и т. п.);
5) опора на межпредметные связи, создание единого речевого режима в школе, единая система развития связной речи учащихся в начальном и среднем звене обучения.
Текст рассматривается как единица языка и речи. Как единица языка текст имеет типовые схемы, по которым строятся повествование, описание и рассуждение. Текст — продукт речевой деятельности учащихся.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трёх частях) и в совокупности служат решению задач обучения русскому языку в школе.
Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, в названии раздела, в котором изучается состав слова, использован термин «мор- фемика», поскольку из трёх видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).
Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа. Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.
Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений; умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочинённых предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков, которые сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.
При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчинённого предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол — наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное — количество предметов и порядок их при счёте). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу.
В качестве особой части речи выделена категория состояния.
Изучение местоимения создаёт условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению орфографического и пунктуационного материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.
Так, в предлагаемой программе представлены два раздела: «Вводный курс» и «Основной курс».
Назначение «Вводного курса» — не только повторить изученное в начальных классах, но и помочь детям преодолеть трудности восхождения на новую ступень школы, освоиться с новыми учебными пособиями, создать мотивацию учения на новом этапе, открыть перспективы занятий языком, пропедевтически включая материал, с которым не скоро придётся встретиться в «Основном курсе», но без знания хотя бы элементов которого занятия теряют свою действенность.
В «Основном курсе» реализуется линейный принцип подачи материала. Для обеспечения осознанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.
Обоснование выбора авторской программы
Учебный комплекс оснащён методическими рекомендациями, поурочным планированием, пособиями для учителя, тетрадями для самостоятельной работы учащихся по русскому языку, книгами для учителя, электронным приложением к учебнику.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы | Количество часов | В том числе |
Авторская программа | Рабочая программа | Р.р. Изложение/ сочинение/ | Р.р | контрольные диктанты | Проверочные работы (к УМК) |
Количество часов | № урока | Количество часов | № урока | № урока | Количество часов | № урока |
1 | Введение. | - | 4 | - | - | 2 | - | - | - | - |
2 | Вводный курс. Орфография. | - | 10 | - | - | | 1 | 13 | 1 | 12 |
3 | Морфология и орфография. | - | 18 | - | - | 2 | 1 | 32 | 6 | 17,19,25,28,29,31 |
4 | Синтаксис и пунктуация. | - | 46 | 4 ( изл.) | 41-42, 70-71 | 4 | 2 | 52,76 | 2 | 67,74 |
5 | Основной курс. Понятие о литературном языке. | - | 73 1 | | | 1 | | | | |
5.1 | Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. | - | 21 | - | - | 3 | 1зач | 99 | 1 | 97 |
5.2 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | - | 37 | 2 (изл) 1 (соч) | 127-128 111 | | 1 | 133 | 5 | 104, 107, 119, 131, 136 |
5.3 | Лексика | - | 14 | 1 (изл) | 145 | 3 | - | - | 3 | 139, 141, 143, |
6 | Повторение. | - | 14 | - | - | | 1 | 160 | - | - |
| Резерв | - | 10 | - | - | - | - | - | - | - |
| итого | - | 175 | 7 /1 | | 15 | 6+1зач | | 18 | |
Резервные часы используются на усмотрение учителя. Уроки, выпадающие на праздничные дни ( 23.02 , 24.02 , 8.03 ,1.05, 8.05 , 9.05), провести за счет резервных часов.
При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:
Раздел программы | Дидактические единицы для изучения |
Фонетика и орфоэпия | Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. |
Морфемика и словообразование | Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. |
Лексикология и фразеология | Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков). Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии. Основные виды тропов. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов. Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления. |
Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой.
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О критериях контроля, нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т. Калашникова».
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждний Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 (210) ч, в 6 классе — 210 (175) ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе —| 105(70)ч.
В классе обучается учащийся с ограниченными возможностями (ЗПР). Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости таких учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу. У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития. Данная рабочая программа позволяет работать с данной категорией учащихся через дополнительные методы и приёмы.
Требования к результатам изучения предмета
«Русский язык» в основной школе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
– овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
– умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
– умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответ-
ствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
– соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
– способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
– способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
– умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как "Средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и меж- культурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I. Система языка
5 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.
Роль языка в жизни общества.
Вводный курс
Орфография.
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным .
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глаголов.
Буква ь в глаголах 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределённых местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложениях с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённые предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). ,
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Основной курс
Понятие о литературном языке.
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка: произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ОРФОЭПИЯ
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит.
Элементы фонетической транскрипции.
Гласные и согласные звуки.
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.
Значение букв е, ё, ю, я.
Правописание разделительных ъ -и ъ.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и а ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ.
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).
Правописание приставок роз- (рос-) —раз- (рас-).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные при чины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
II. Развитие связной речи
5 КЛАСС
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Тема | Количество часов | УУД | Дата |
1 | Введение | 4 | К: добывать недостающую информацию с помощью вопроса (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л : Формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России | |
1 | Введение. Особенности учебного комплекса В. В. Бабайцевой, JI. Д. Чесноковой и др. Структура и задачи курса русского языка | 1 | 2.09 |
2 | Роль языка в жизни общества. Общие сведения о русском языке | 1 | 5.09 |
3 | Р/Р Для чего людям нужна речь? | 1 | 6.09 |
4 | Р/Р Как различают формы речи? | 1 | 7.09 |
2 | Орфограмма | 10 | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Р: определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова Л : Формирование познавательного интереса к предмету исследования, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, проектной деятельности. Формирование навыков работы со справочной литературой. | |
5 | Орфограмма | 1 | 8.09 |
6 | Орфограмма | 1 | 9.09 |
7 | Безударные гласные в корнях слов | 1 | 12.09 |
8 | Безударные гласные в корнях слов | 1 | 13.09 |
9 | Безударные гласные в приставках. Гласные и, а, у после шипящих | 1 | 14.09 |
10 | Глухие и звонкие согласные в корнях слов | 1 | 15.09 |
11 | Сомнительные согласные в корнях слов | 1 | 16.09 |
12 | Сомнительные согласные в корнях слов Проверочная работа по теме « Орфография» | 1 | 19.09 |
13 | Контрольный диктант по теме «Орфография» | 1 | 20.09 |
14 | Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | 21.09 |
3 | Морфология и орфография | 18 | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), добывать недостающую информацию с помощью вопросов (инициативный контроль), устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничество, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, формировать ситуацию саморегуляции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования служебных и самостоятельных частей речи. Л : Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности Формирование навыков работы в парах сильный – слабый (тьютор, эксперт) Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности | |
15 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 22.09 |
16 | Имя существительное как часть речи | 1 | 23.09 |
17 | Окончание имени существительного Проверочная работа по теме «Имя существительное » | 1 | 26.09 |
18 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 27.09 |
19 | Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных Проверочная работа по теме «Имя прилагательное » | 1 | 28.09 |
20 | Р/Р Что такое диалог и монолог? | 1 | 29.09 |
21 | Глагол как часть речи | 1 | 30.09 |
22 | Глаголы I и II спряжения | 1 | 3.10 |
23 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | 4.10 |
24 | Написание не с глаголами. Буква ь в глаголах на –тся | 1 | 5.10 |
25 | Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» Проверочная работа по теме «Глагол » | 1 | 6.10 |
26 | Р/Р Как вести беседу? | 1 | 7.10 |
27 | Наречие как часть речи | 1 | 10.10 |
28 | Местоимение как часть речи Проверочная работа по теме «Наречие » | 1 | 11.10 |
29 | Дефис в местоимениях Проверочная работа по теме « Местоимение » | 1 | 12.10 |
30 | Предлоги и союзы как служебные части речи | 1 | 13.10 |
31 | Частица как служебная часть речи Проверочная работа по теме « Служебные части речи » | 1 | 14.10 |
32 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | 1 | 17.10 |
4 | Синтаксис и пунктуация | 45 | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, формировать навыки речевых действий: аудирования, использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля, самооценки. владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать). Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. Формировать ситуацию саморегуляции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений со знаками препинания, словосочетаний, предложений с прямой речью, с обращением, вводными словами, обобщающими словами. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с разной эмоциональной окраской, Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе контрольной работы. Л : Формирование навыков самоконтроля и самокоррекции. Формирование навыков восполнения проблемных зон в обучении. | |
33 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | 1 | 18.10 |
34 | Пунктуационный разбор предложения | 1 | 19.10 |
35 | Пунктуационный разбор предложения | 1 | 20.10 |
36 | Р/Р Что такое текст? | 1 | 21.10 |
37 | Предложение как единица текста | 1 | 24.10 |
38 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 25.10 |
39 | Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | 26.10 |
40 | Р/Р Что значит говорить и писать на тему? | 1 | 27.10 |
41 | Р/Р Выборочное изложение описательного характера | 1 | 28.10 |
42 | Р/Р Выборочное изложение описательного характера | 1 | 28.10 |
43 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 8.11 |
44 | Главные члены предложения | 1 | 9.11 |
45 | Подлежащее и сказуемое в составе предложения | 1 | 10.11 |
46 | Подлежащее и сказуемое в составе предложения | 1 | 14.11 |
47 | Второстепенные члены предложения | 1 | 15.11 |
48 | Определение как второстепенный член предложения | 1 | 16.11 |
49 | Дополнение как второстепенный член предложения | 1 | 16.11 |
50 | Обстоятельство как второстепенный член предложения | 1 | 17.11 |
51 | Обобщение по теме « Второстепенные члены предложения» | 1 | 18.11 |
52 | Контрольный диктант № 1 по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 21.11 |
53 | Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | 22.11 |
54 | Словосочетание | 1 | 23.11 |
55 | Предложения с однородными членами | 1 | 24.11 |
56 | Пунктуация в предложениях с однородными членами | 1 | 25.11 |
57 | Пунктуация в предложениях с однородными членами | 1 | 28.11 |
58 | Пунктуация в предложениях с однородными членами | 1 | 29.11 |
59 | Р/Р Главное в тексте — идея, основная мысль | 1 | 30.11 |
60 | Предложения с обращениями | 1 | 1.12 |
61 | Предложения с обращениями | 1 | 2.12 |
62 | Предложения с вводными словами | 1 | 5.12 |
63 | Предложения с вводными словами | 1 | 6.12 |
64 | Сложное предложение | 1 | 7.12 |
65 | Сложное предложение | 1 | 8.12 |
66 | Союзные и бессоюзные предложения | 1 | 9.12 |
67 | Союзные и бессоюзные предложения | 1 | 12.12 |
68 | Союзные и бессоюзные предложения | 1 | 13.12 |
69 | Союзные и бессоюзные предложения Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение » | 1 | 14.12 |
70 | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 1 | 16.12 |
71 | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 1 | 16.12 |
72 | Предложения с прямой речью | 1 | 19.12 |
73 | Предложения с прямой речью | 1 | 20.12 |
74 | Предложения с прямой речью Проверочная работа по теме «Простое и сложное предложение » | 1 | 21.12 |
75 | Повторение изученного | 1 | 22.12 |
76 | Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис и пунктуация » | 1 | 23.12 |
77 | Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | 26.12 |
78 | Р/Р Для чего нужен план? | 1 | 27.12 |
5 | Основной курс русского языка | | | |
79 | Р/Р Понятие о литературном языке | 1 | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничества в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Л : Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной исследовательской, аналитической творческой деятельности. | 28.12 |
5.1 | Фонетика и орфография | 21 | | |
80 | Звуки речи. Алфавит | 1 | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником. представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков, в ходе исследования звонких и глухих звуков, мягких и звонких согласных, в ходе анализа слов с буквами е, ё, ю, я, обозначающими два звука объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи, исследования и тестирования, диктанта, Л : Формирование умения акцентировать внимание слушателя (оппонента) на высказываемом (предложении, тезисе, аргументе). Формирование познавательного интереса к изучению нового, творческого самовыражения. Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. | 11.01 |
81 | Звуки речи. Алфавит | 1 | 12.01 |
82 | Звуки речи. Алфавит | 1 | 13.01 |
83 | Р/Р Как связать предложения в тексте? | 1 | 13.01 |
84 | Р/Р Виды связи предложений в тексте | 1 | 16.01 |
85 | Гласные и согласные звуки. Слог | 1 | 18.01 |
86 | Ударение | 1 | 19.01 |
87 | Орфография | 1 | 20.01 |
88 | Орфография | 1 | 23.01 |
89 | Безударная гласная в корнях слов | 1 | 24.01 |
90 | Буквы о и ё после шипящих в корнях слов | 1 | 25.01 |
91 | Буквы и, ы после ц в корнях слов | 1 | 26.01 |
92 | Позиционное чередование согласных по глухости-звонкости | 1 | 27.01 |
93 | Позиционное чередование согласных по глухости-звонкости | 1 | 30.01 |
94 | Непроизносимые и удвоенные согласные | 1 | 31.01 |
95 | Р/Р Цепная и параллельная связь предложений в тексте (повторение) | 1 | 1.02 |
96 | Позиционное чередование согласных по твёрдости-мягкости | 1 | 2.02 |
97 | Буквы е, ё, ю, я Проверочная работа по теме «Фонетика » | 1 | 3.02 |
98 | Повторение изученного по теме «Фонетика и орфография » | 1 | 6.02 |
99 | Контрольный зачёт по теме «Фонетика и орфография» | 1 | 7.02 |
100 | Анализ результатов зачёта и работа над ошибками | 1 | 8.02 |
5.2 | Морфемика, словообразование и орфография | 37 | | |
101 | Морфемика и орфография | 1 | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). представлять конкретное содержание и сообщать его устно или письменно. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником. управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений. Р: формировать ситуацию саморегуляции; сотрудничества в совместном решении задач. определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи, в ходе исследования и анализа, в ходе исследования и конструирования слова, в ходе творческой работы, в ходе морфемного анализа слова, его конструировании, в ходе практической деятельности, анализа диктанта, в ходе исследования и конструирования слов с приставкой Л : Формирование навыков обобщения и систематизации материала Формирование навыков индивидуальной и коллективной проектной деятельности на основе алгоритма Формирование навыков дифференцирования объектов исследования по ключевым вопросам. | 9.02 |
102 | Основа слова и окончание | 1 | 10.02 |
103 | Корень слова | 1 | 13.02 |
104 | Корень слова Проверочная работа по теме «Окончание. Основа. Корень » | 1 | 14.02 |
105 | Приставки | 1 | 15.02 |
106 | Суффиксы | 1 | 16.02 |
107 | Суффиксы Проверочная работа по теме «Приставки. суффиксы» | 1 | 17.02 |
108 | Р/Р Стили речи | 1 | 20.02 |
109 | Чередование гласных звуков в корнях слов | 1 | 21.02 |
110 | Чередование гласных звуков в корнях слов | 1 | 22.02 |
111 | Р/Р Грамматическое сочинение | 1 | 27.02 |
112 | Состав слова | 1 | 28.02 |
113 | Р/Р Книжные стили речи | 1 | 1.03 |
114 | Корни с чередованием гласных а — о | 1 | 2.03 |
115 | Корни с чередованием гласных а — о | 1 | 3.03 |
116 | Корни с чередованием гласных а — о | 1 | 6.03 |
117 | Корни с чередованием гласных е — и | 1 | 7.03 |
118 | Корни с чередованием гласных е — и | 1 | 9.03 |
119 | Корни с чередованием гласных е — и Проверочная работа по теме «Чередование звуков в корнях» | 1 | 10.03 |
120 | Р/Р Выразительные средства речи | 1 | 13.03 |
121 | Р/Р Книжные стили речи | 1 | 14.03 |
122 | Правописание согласных и гласных в приставках | 1 | 15.03 |
123 | Приставки на -з (-с) | 1 | 16.03 |
124 | Приставки на -з (-с) | 1 | 17.03 |
125 | Приставки на -з (-с) | 1 | 20.03 |
126 | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 1 | 22.03 |
127 | Р/Р Изложение, близкое к тексту | 1 | 22.03 |
128 | Буквы ы — и после приставок | 1 | 23.03 |
129 | Приставки при- и пре- | 1 | 24.03 |
130 | Приставки при- и пре- | 1 | |
131 | Приставки при- и пре- Проверочная работа по теме «Правописание приставок» | 1 | |
132 | Приставки при- и пре- | 1 | |
133 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и орфография» | 1 | |
134 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | |
135 | Словообразование | 1 | |
136 | Словообразование Проверочная работа по теме «Словообразование» | 1 | |
137 | Р/Р Типы речи | 1 | |
5.3 | Лексика | 14 | | |
138 | Лексика русского языка | 1 | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и заполнения алгоритма, творческого задания управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. осознавать самого себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования слова, синтаксических конструкций, текста, в ходе работы с синонимами, антонимами , омонимами, в ходе исследования текста с архаизмами, неологизмами, жаргонами. Л : Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма при консультативной помощи учителя. Формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач. | |
139 | Значение слова Проверочная работа по теме «Лексическое значение слова» | 1 | |
140 | Р/Р Повествовать — значит рассказывать | 1 | |
141 | Омонимы Проверочная работа по теме «Омонимы» | 1 | |
142 | Синонимы | 1 | |
143 | Антонимы Проверочная работа по теме «Антонимя. Синонимы » | 1 | |
144 | Лексический разбор слова | 1 | |
145 | *Р/Р Выборочное изложение | 1 | |
146 | Сфера употребления слов | 1 | |
147 | Архаизмы. Неологизмы | 1 | |
148 | Заимствованная лексика | 1 | |
149 | Р/Р Описание предмета | 1 | |
150 | Фразеологизмы | 1 | |
151 | Р/Р Как описать животное? | 1 | |
6 | Повторение в конце года | 24 | | |
152 | Повторение изученного по орфографии | 1 | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и заполнения алгоритма, творческого задания; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Л : Формирование навыков самопроверки и взаимопроверки в ходе решения задач. Формирование навыков самокоррекции и самодиагностики в практической деятельности, в т.ч. творческой, деятельности. | |
153 | Повторение изученного по орфографии | 1 | |
154 | Повторение изученного по орфографии | 1 | |
155 | Повторение изученного по орфографии | 1 | |
156 | Повторение изученного по пунктуации | 1 | |
157 | Повторение изученного по пунктуации | 1 | |
158 | Повторение изученного по пунктуации | 1 | |
159 | Повторение изученного по пунктуации | 1 | |
160 | Контрольный диктант по теме «Повторение в конце года» | 1 | |
161 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками | 1 | |
162 | Повторение изученного по культуре речи | 1 | |
163 | Повторение изученного по культуре речи | 1 | |
164 | Повторение изученного по культуре речи | 1 | |
165 | Заключительный урок | 1 | |
166-175 | Резервные уроки | 10 | | 23.02 24.02 8.03 1.05 8.05 9.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Ноутбуки, наушники, проектор, документ камера, экран.
Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет )
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».
http://www.philology.ru — «Филологический портал».
http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикой». http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»),
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка. http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).
Литература для учителя
В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Е.И. Никитина Методическое пособие к учебникам Русский язык 5-9 кл. «Дрофа» М., 2013
Купалова А.Ю. , Еремеева А.П., Г.К. Лидман – Орлова Рус.яз.5кл. Мет.рек.к учебному комплексу. Москва «Дрофа»,2013
Пименова С.Н. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний Москва «Дрофа»,2014
Пименова С.Н. Русский язык. 5 класс. Диагностика результатов образования Москва «Дрофа»,2014
И.П.Цыбулько Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 кл. «Просвещение» М., 2014
Для учащихся
Купалова А.Ю., Еремеева А.П., Пахнова Т.М. Русский язык. Практика. 5 класс. Москва «Дрофа»,2013
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. Учебник Москва «Дрофа», 2013
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория. 5–9 классы. Учебник Москва «Дрофа»,2014
Пименова С.Н. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний Москва «Дрофа»,
Пименова С.Н. Русский язык. 5 класс. Диагностика результатов образования Москва «Дрофа»,2014
Словари
1. Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М., 2010.
Карпюк Г. В.,Харитонова Е. И. Школьный словарь употребления буквы ё в русском языке. — М., 2010.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998 и последующие издания.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997 и последующие изданияю
JI ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992 и последующие издания.
Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. — М., 2008.
Э.Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.
Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.
Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996.
Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М., 2008.
Чеснок о в а Л. Д., Чесноков С. П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. — М., 2005.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 2000.
Шипов Я. А. Православный словарь. — М., 1998.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.
Лист корректировки рабочей программы
№ урока (дата проведения) | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
25