Пояснительная записка.
Проведение занятий по развитию речи в специальной(коррекционной) школе 8 вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции познавательных возможностей детей, расширению их словарного запаса, путём усвоения ими естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний о родном городе. Это способствует формированию представлений о нём, в результате которых учащиеся учатсяанализировать, сравнивать, понимать причинно-следственные зависимости.
Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций способствует воспитанию у них патриотических чувств, гражданского долга и ответственности,способствует духовному становлению личности и развитию любознательности. Целенаправленная работа в этом направлении влечёт за собой коррекцию недостатков психического развития и познавательной деятельности в целом.
Настоящая программа состоит из серии специально-организованных занятий, составленных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель программы - уточнение и расширение знаний о родном городе, повышение уровня общего развития, коррекция познавательных функций.
Задачи:
1. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократичного, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре народов;
2. Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию;
3. Формирование культуры межличностных отношений;
4. Экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе и др.;
5. Военно-патриотическое воспитание.
Объём программы рассчитан на 34 часа в год (1 занятие в неделю).
В каждом разделе в систематизированном виде изложены виды заданий, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся. На каждом занятии осуществляется работа по указанным разделам. Однако в зависимости от задач занятия учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени.
Учебно-тематический план.
Продолжительность
занятия
|
Периодичность в неделю
|
Количество часов в неделю
|
Количество часов в год.
|
40 мин.
|
1 раз
|
1 час
|
34 часа
|
6 класс. (34 часа)
Историческое прошлое нашего города.
Рассказ о древней Туле, рисование Тульского кремля, исторические названия улиц и установление причинно-следственных связей с именами великих людей, которыми названы улицы. Составление связных рассказов о городе и его окрестностях, пересказы по плану, написание сочинений по личным наблюдениям и на материале экскурсий, заполнение кроссвордов, заучивание гимна. Символика города. Героическая оборона Тулы в период Великой Отечественной войны, а также рассказ о Куликовской битве - как логическом завершении военного и политического противостояния Золотой Орды и подвластной ей Руси.
Географическое месторасположение.
Работа с картой города, рисование схем, зрительных представлений на основе имеющихся знаний детей, географическое положение, состав Тульской области. Самостоятельные последовательные рассказы о достопримечательностях г. Тулы(музеях, заводах, фабриках, парках, площадях, памятниках, храмах, мостах и реках), подготовка к ответам на заранее предложенные вопросы ( чтение рассказа или статьи Тульских газет), рисование зрительных представлений на основе прочитанного, передавая формы, пропорции, цвет. Объяснение значений названий, использование в речи различных категорий слов, самостоятельное проведение наблюдений и последующие рассказы о них.
Литературное наследие.
Рассказ об Ясной Поляне как явлении национальной культуры, особенностях её среднерусской красоты и установлениях связей с образами произведений Л.Н. Толстого. Заучивание небольших рассказов, написание сочинений на материалах экскурсий, подробные и краткие пересказы прочитанных произведений, обсуждение книг, составление отзывов, оценка поступков действующих лиц, передача главной мысли произведения. Определение причинно-следственных связей, сходства и различий предметов и явлений с последующим их обоснованием. Необходимые сведения о жизни и деятельности Тульских писателей и выдающихся деятелей В. А. Жуковского, Г.И. Успенского, В.В. Вересаева и др., их биография и вклад в историю города.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления, давать обобщённые названия, устанавливать простейшие связи;
- связно высказываться о важнейших событиях из жизни города, пересказывать тексты;
- уметь передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц;
- отвечать на вопросы учителя, обсуждать книги, статьи из газет, рассказы.
Учащиеся должны знать:
-особенности географического положения города, символику, состав Тульской области, основные улицы и районы;
- главные историко-культурные достопримечательности края;
- народы, заселявшие край и традиции населения города;
- имена известных людей, сыгравших большую роль в судьбе города (деятели культуры, медицины, спорта).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ (1 РАЗ В НЕДЕЛЮ)
Тематика занятий
Тула - наша малая Родина - вводная беседа.
История Тульского края.
Символика Тулы. (герб, флаг, гимн, устав).
Тула - оружейная столица.( известные создатели
оружия, кузнецы).
Тульский кремль. Рассказ о башнях .
Природное наследие Тульской области. Полезные
ископаемые.
Состав Тульской области. Географическое
положение.
Традиционные изделия ( самовары, пряники,
гармошки, филимоновские игрушки.
Главные достопримечательности Тулы:
- музеи («музей оружия», « Тульский самовар», «
Тульские древности», « Тульский некрополь» и
др);
- музей-заповедник « Поленово»;
- музей-усадьба Л.Н. Толстого « Ясная Поляна»;
-Тульский экзотариум;
- заводы и фабрики (ТОЗ, РТИ, МАШ.ЗАВОД,
кондитерские, обувные, швейные фабрики и
лп )•
IЧН*//
- ЦПКиО им. Белоусова ( рассказ по материалам
экскурсии).
Районы Тулы. Население .Знаменитые улицы
города. Маршрут безопасного движения по
близлежащим улицам школы.
Главные площади города.
Сады ,скверы и памятники города.
Храмы города Тулы. Всехсвятское кладбище.
Мосты и реки Тульского края.
Героическая оборона Тулы в период ВОВ.
Куликовская битва и Куликово поле (рассказ о
мемориальном комплексе).
Животный мир Тульского края.
Растительный покров.
Культурное наследие города:
знаменитые писатели (Л.Н.Толстой,
В.В.Вересаев, Н.В.Успенский). Сказки Толстого, -творчество Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Жуковского и др. Чтение произведений. Рассказ о драматическом театре.
-деятели медицины ( Семашко, Смидович);
другие известные земляки нашего города
(композиторы, художники, деятели спорта)
Повторение пройденного материала. Итоговый урок.