СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека". 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека". 1 класс.»

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.

Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление от 10 июля 2015 г. N 26);

Устав ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

Положения ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;

Программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

Учебного плана образовательного учреждения.


Цели программы:

  • формирование элементарных представления и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам;

  • расширение и обогащение представлений об окружающем мире, и мире, который находится вне чувственного опыта;

  • развитие речи обучающихся, развитие и обогащение словарного запаса.


Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека составлена в соответствии с учебным планом ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа» на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).


Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

С.В. Кудрина «Окружающий мир» учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012г.


III. СОДЕРЖАНИЕ


Временные представления

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Называние. Осенние, зимние, весенние, летние месяцы. Называние. Основные признаки каждого месяца.

Осень: похолодание, пасмурная, дождливая погода, наступление первых заморозков. Листопад, линька животных, заготовка зимних запасов, наступление спячки. Уборка листьев в садах, заготовка овощей на зиму, игры с листьями.

Зима: мороз, холодное солнце, снег и лед на водоемах. «Сон» растений, голодная пора в жизни птиц и зверей. Уборка снега, зимние забавы детей.

Весна: потепление, яркое солнце, голубое небо, сосульки, капель, ручьи, ледоход. Прилет птиц, выход из спячки зверей, весенняя линька. Весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов, игры с ручейками.

Лето: общие представления о лете.

Неживая природа

Вода. Вода в природе, сосульки, капель, ручьи, снег и лед. Вода прозрачна. Вода течет. На воде образуются волны. Вода смачивает предметы.

Песок, глина, камни. Определение по внешнему виду. Свойства при взаимодействии с водой. Применение человеком. Составление коллекции полезных ископаемых (песка, глины, камней).

Почва в цветочных горшках (ознакомление с внешним видом, определение твёрдости на ощупь).

Живая природа

Человек

Мальчик и девочка. Внешнее строение тела (голова, туловище, ноги и руки (конечности)). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Гигиена рук (мытье).

Животные

Звери. Собака, кошка. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Собака и кошка – домашние животные: живут только с человеком, самостоятельно жить не могут, нуждаются в заботе человека, полезны для человека.

Волк, заяц. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища. Волк и заяц – дикие животные: живут в природе, самостоятельно добывают пищу, роль в природе (волк – санитар леса, заяц – поедает траву), нуждаются в охране.

Птицы. Ворона, синица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: ворона – санитар, синица – защищает деревья от насекомых- вредителей. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнёзд, соблюдение тишины и уединённости птиц на природе).

Растения

Морковь, репа. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на тарелке). Значение овощей для жизни человека (здоровое питание).

Яблоко, груша. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе). Значение фруктов в жизни людей (здоровое питание).

Фикус, бальзамин. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход (полив, опрыскивание).

Мероприятия по охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, ознакомление с уходом за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования) .

Мир людей

Человек – член общества

Учитель – самый важный для ребенка человек в школе. Правила общения ребенка со взрослыми (формы вежливого обращения, «чувство дистанции», привлечение к себе внимания, выполнение инструкций взрослого). Обращение к учителю за помощью в учебной и бытовой школьной ситуации.

Я – ученик. Ролевая идентификация. Ролевые отношения с учителями, детьми, родителями. Правила поведения ученика на уроке и на перемене. Одноклассники и одноклассницы. Имена. Узнавание в лицо. Сосед (соседка) по парте. Совместная организация рабочего места. Выполнение простейших практических заданий в парах. Выполнение заданий с общими учебными принадлежностями.

Я – дежурный. Обязанности и права дежурных (поддержание порядка в классе, сообщение учителю об ушибах, падениях и других непредвиденных ситуациях).

Я – именинник. Ролевая идентификация. Ролевые отношения. Правила поздравления.

Я – друг. Ролевая идентификация. Ролевые отношения. Правила общения.

Ближайшее окружение

Семья. Родители – мама, папа. Ребенок – сын (дочь), брат (сестра). Родители – самые важные для ребёнка люди в семье. Фамилии, имена родителей. Совместные занятия ребенка с другими членами семьи. Забота друг о друге.

Друзья. Их имена, способы знакомиться, приветствовать, предлагать совместную игру. Обращаться за помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»).

Школа. № школы, ее внешний вид. Количество этажей в школе, коридор около класса, лестницы. Свой этаж, класс. Нахождение своего класса, туалетной комнаты. Школьная библиотека.

Классная комната, доска, стол учителя, парты, место каждого ребенка в классе, календарь природы и труда, счёты, касса цифр, полки для хранения учебных принадлежностей, физкультурной формы, игровой уголок, классная библиотека. Ориентировка в классе (ряды парт, календарь природы и труда, шкафы, полки с учебными принадлежностями).

Дальнее окружение

Учреждения. Магазин «Овощи-фрукты». Зоопарк или краеведческий музей, зоомагазин. Назначение учреждения. Внешнее устройство (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы). Основные профессии людей, работающих в учреждении. Особенности организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения (покупатель – продавец, посетитель – билетёр).

Торжественные даты. День учителя, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы. День рождения. Неделя детской книги. Элементарные представления о современном значении праздника. Поздравления, принятие поздравлений от другого человека. Подготовка к празднику (на примере дня рождения). Оформление при участии детей выставок работ к праздникам. Составление школьниками рассказов из 2-3 предложений о своих изделиях или конкурсных работах в тетрадях.

Населённые пункты, страна. Населённый пункт, в котором живёт ребёнок или где находится школа. Название. Ознакомление с отдельными местами населённого пункта.

Вещи (рукотворные предметы)

Личные вещи ребенка. Мыло, полотенце – личные гигиенические принадлежности.

Игрушки. Машинки, куклы, конструктор, мягкие игрушки, кораблики, самолеты, спортивные игрушки (велосипед, самокат, мяч, скакалка). Игрушки мальчиков и девочек. Любимые игрушки. Их описание. Любимые игры с ними. Хранение и уход за игрушками. Генеральная уборка в классе весной.

Учебные вещи. Учебники, тетради, ручка, карандаш, линейка, пенал, ластик. Их узнавание. Назначение. Правила использования на уроке. Уход и хранение учебных принадлежностей. Подготовка к уроку. Ориентировка на парте.

Одежда. Школьная форма или одежда ее заменяющая для мальчиков и девочек: платье, юбка, брюки, пиджак, блузка, рубашка. Форма для занятий физкультурой. Назначение, хранение. Переодевание на физкультуру. Хранение одежды. Уход за одеждой.

Обувь для улицы и дома. Обувь уличная и сменная для мальчиков и девочек: сапоги, ботинки, туфли, босоножки. Обувь для занятий физкультурой: кеды, кроссовки, чешки. Левый и правый ботинок. Хранение сменной обуви. Уход за обувью.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Действия в случае падения, ушиба, раны. Обращение за помощью к учителю. Элементарное описание ситуации, приведшей к травме, и своего состояния (что и где болит).

Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке.

Безопасное поведение в обществе. Основное правило – ребенок может находиться на улице только в сопровождении взрослого, должен всегда откликаться на зов, если потерялся – стоять на месте и ждать, когда его найдут учитель или родители.

Правила движения по улице группой (парами, перед учителем, с сигнальными флажками или браслетами безопасности). Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).

Правила безопасного обращения с инвентарём для уборки класса (тёплая вода, швабра, совок, ведро, тряпочка).

Правила безопасного использования учебных принадлежностей и инструментов для уроков-практикумов (леек, палочек для рыхления почвы, щёток для обуви и тряпочек для цветов).


Требования к результатам освоения учебного предмета «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» в 1классе

Личностные учебные действия

-целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Регулятивные учебные действия

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-читать;

-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).


IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


/п

Разделы

Кол-во часов

1.

Временные представления

10

2.

Неживая природа

3

3

Человек

1

4

Животные

12

5

Растения

7

6

Человек – член общества

6

7

Ближайшее окружение

7

8

Дальнее окружение

7

9

Вещи (рукотворные предметы)

3

10

Безопасное поведение

7

11

Повторение

5


Всего 68 часов.


V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
      участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
      составлять простые нераспространенные предложения;
      распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.


      Учащиеся должны знать:
      названия изучаемых предметов, части предметов.

VI. Дополнительная литература:


  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.

  2. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2005.

  3. Николаенкова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2002.

  4. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

  5. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.

  6. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. М.: АРКТИ, 2004.

  7. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002.


VII. Календарно-тематическое планирование. (68 часов)


Содержание

Кол-во час

Дата

Дата коррект.

Примечание

1

Школа. Ознакомительная экскурсия. Игровые упражнения по правилам поведения в школе.

1ч.




2

Класс. Ознакомительная экскурсия. Игровые упражнения по правилам поведения в классе.

1ч.




3

Ученик. Правила поведения на уроке и на перемене. Урок – практикум.

1ч.




4

Дежурство по классу. Урок – практикум.

1ч.




5

Парта – рабочее место ученика. Учебные предметы. Урок – практикум.

1ч.




6

Тело человека. Руки. Уход за руками. Урок – практикум.

1ч.




7

Одежда для школы. Подготовка к уроку физкультуры. Урок – практикум.

1ч.




8

Обувь: сменная, для занятий физкультурой.

1ч.




9

Обувь. Уход за обувью. Урок-практикум.

1ч.




10

Экскурсия . Осень. Сезонные изменения в природе.

1ч.




11

Обучение движению группой. Урок- -практикум.

1ч.




12

Охрана здоровья и безопасное поведение. Что делать, если упал, ударился и т.д.

1ч.




13

Охрана здоровья и безопасное поведение. Мы идем на экскурсию. Ознакомление с правилами поведения на экскурсии.

1ч.




14

Составление коллекции листьев деревьев и кустов. Оформление выставки: Растения осенью. Урок – практикум.

1ч.




15

Улица. Движение по тротуару. Урок – практикум.

1ч.




16

Семья.

1ч.




17

Личные вещи ребенка, игрушки. Приведение в порядок игрового уголка в классе. Урок-практикум.

1ч.




18

Игры с водой.

1ч.




19

Игры с песком, глиной, камнями. Дифференциация объектов неживой природы.

1ч.




20

Наступают холода. Ознакомительная экскурсия.

1ч.




21

Яблоко. Предметный урок.

1ч.




22

Груша. Предметный урок.

1ч.




23

Морковь. Предметный урок.

1ч.




24

Репа. Предметный урок.

1ч.




25

Магазин «Овощи – фрукты». Ознакомительная экскурсия.

1ч.




26

Магазин. Игровое занятие.

1ч.




27

Охрана здоровья и безопасное поведение. (Профилактика простудных заболеваний: как правильно одеться на прогулку.) Урок-практикум.

1ч.




28

Экскурсия. Зима. Сезонные изменения в природе.

1ч.




29

Приметы зимы. Зимние месяцы.

1ч.




30

Новый год. Празднование в школе и дома.

1ч.




31

Повторение пройденного.

1ч.




32

Кошка. Предметный урок.

1ч.




33

Собака. Предметный урок.

1ч.




34

Домашние животные.

1ч.




35

Заяц.

1ч.




36

Волк.

1ч.




37

Дикие животные.

1ч.




38

Ворона.

1ч.




39

Синица.

1ч.




40

Подкормка птиц. Учебная прогулка.

1ч.




41

Зоопарк (зоомагазин). Ознакомительная экскурсия.

1ч.




42

Зоопарк. Игровое занятие.

1ч.




43

Игры со снегом.

1ч.




44

Охрана здоровья и безопасное поведение. Игры на свежем воздухе.

1ч.




45

Фикус. Уход за комнатными растениями. Урок-практикум.

1ч.




46

Бальзамин. Уход за комнатными растениями. Урок-практикум.

1ч.




47

Мы в гостях.

1ч.




48

Неделя детской книги. Школьная библиотека. Экскурсия.

1ч.




49

Классная библиотека. Игровое занятие.

1ч.




50

Мой друг. Совместная игра. Урок-практикум.

1ч.




51

Светофор.

1ч.




52

Сосульки, капель, ручьи. Ознакомительная экскурсия.

1ч.



.

53

Птицы весной.

1ч.




54

Ледоход. Ознакомительная экскурсия.

1ч.




55

День рождения. Поздравления именинников за год.

1ч.




56

Посадка лука (на перо в воду). Урок-практикум.

1ч.




57

Весна. Учебная прогулка.

1ч.




58

Весенние изменения в природе.

1ч.




59

Улица. Правила ПДД.

1ч.




60

День Победы.

1ч.




61

Место, где ты живешь. Учебная прогулка по городу.

1ч.




62

Охрана здоровья и безопасное поведение.

1ч.




63

Скоро лето.

1ч.




64

Повторение.

5ч.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!