СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Биология" 8 класс 70 час

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2004 года. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Биология" 8 класс 70 час»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативное обеспечение преподавания биологии

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016)

  2. Требования федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования  (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г№1089).

  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/

  4. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 31.03.2014 № 253.

  5. Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» от 29.04.2014 № 08-548 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetnik.ru/edoc?docId=499095044&modId=99

  6.  Рабочая программа составлена в соответствии программами для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2013г.; ориентирована на использование учебника Биология. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек – 8 кл. – М.: Дрофа, 2013. – 336 с.. (Гриф:  Рекомендовано МО РФ).

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2004 года. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования, (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2011, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. Рабочая программа ориентирована на учебник Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек: 8 кл. – М.: Дрофа, 2013 – 336 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 8 клас­сах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю итого 70 часов в год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

  • место и роль человека в системе органического мира;

  • сходства и отличия человека от животных;

  • уровни организации организма человека;

  • процессы жизнедеятельности организма человека;

  • взаимосвязь строения и функций органов человека;

  • особенности второй сигнальной системы;

  • особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;

  • предотвращение болезней ЗОЖ;

  • основные меры профилактики здоровья человека.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

  • находить органы человека;

  • распознавать системы органов на таблицах, рисунках;

  • проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);

  • определять нормы рационального питания;

  • анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье.

  • составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам,

находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.

Содержание программы

Биология. Человек. 8 класс (70 часа, 2 часа в неделю)

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по биологии на базовом уровне. При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике авторов Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева Н.Н. «Биология. Человек».8 класс. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (итого 68 часов в год). В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Структурой данной программы предусмотрено выполнение: лабораторных, практических, контрольных работ. Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При освоении программы особое внимание уделено формированию у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

В процессе обучения используется деятельностный, практико - ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение уча­щимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован­ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для со­хранения окружающей среды и собственного здоровья. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и мето­ды исследования. Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Демонстрация: Портреты ученых-биологов, модель торса человека, табл. с изображением строения человека и млекопитающих.

Учащиеся должны знать:

—    методы наук, изучающих человека;

—    основные этапы развития наук, изучающих человека.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником и дополнительной литературой.

Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)

Место человека в системе органического мира, систематике. Черты сходства и различия человека и животных. Доказательства жи­вотного происхождения человека. Основные этапы эволю­ции человека. Влияние биологических и социальных фак­торов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация: Таблицы: «Рудименты и атавизмы. Рисунки и бюсты древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков. Табл. «Представители человеческих рас».

Учащиеся должны знать:

—    место человека в систематике;

—    основные этапы эволюции человека;

—    человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять место и роль человека в природе;

—    определять черты сходства и различия человека и животных;

—    доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Учащиеся должны уметь:

—    составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

—    устанавливать причинно-следственные связи при ана­лизе основных этапов эволюции и происхождения чело­веческих рас.

Раздел 3. Строение организма (5 ч)

Общий обзор организма человека. Уровни организа­ции. Строение организма человека: клетки, ткани, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда ор­ганизма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Де­ление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, био­синтез и биологическое окисление, их значение. Роль фер­ментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образова­ние тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Реф­лекторная регуляция органов и систем организма. Цент­ральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлек­торная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и тор­можения, их значение. Чувствительные, вставочные и ис­полнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль ре­цепторов в восприятии раздражений.

Демонстрация Модель торса человека, табл. «Внутренние органы».

Лабораторные работы: «Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека». Рассматривание микропрепаратов строения тканей (эпителиальной, соединительной). Рассматривание микропрепаратов строения тканей (мышечной, нервной). Самонаблюдение мигательного рефлекса, условия его проявления и торможения.

Контрольная работа № 1 «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани».

Учащиеся должны знать:

—    общее строение организма человека;

—    строение тканей организма человека;

—    рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

—    наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

—    выделять существенные признаки процессов рефлек­торной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Учащиеся должны уметь:

—    сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—    проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 4. Опорно-двигательная система (8 ч)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Изменение мышцы при трениров­ке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного со­кращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы: уши­бах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.

Демонстрация: Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей ко­нечностей, позвонков. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при травмах.

Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости. Выявление влияния статической и динамической работы мышц. Выявление нарушений осанки. Плоскостопие.

Практические работы: Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Мышцы человеческого телаПервая помощь при травмах: растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Учащиеся должны знать:

—    строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять особенности строения скелета человека;

—    распознавать на наглядных пособиях кости скелета ко­нечностей и их поясов;

—    оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Учащиеся должны уметь:

—    устанавливать причинно-следственные связи на приме­ре зависимости гибкости тела человека от строения его по­звоночника

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Внутренняя среда организма, значение её постоянства.Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Кровь. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритро­циты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина Kв свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.  Лимфа. Борьба организ­ма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Аллергические  реакции. Спе­цифический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфо­цитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфек­ционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбу­дители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммуно­логия на службе здоровья. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Перелива­ние крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Демонстрация: Табл. «Состав крови», лабораторное оборудование, микропрепараты крови человека и лягушки. Виды иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови

Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Учащиеся должны знать:

—    компоненты внутренней среды организма человека;

—    защитные барьеры организма;

—    правила переливания крови.

Учащиеся должны уметь:

—    выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

—    проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Учащиеся должны уметь:

—    проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—    выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)

Транспорт веществ.  Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Кровяное  давление (артериальное), пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Приёмы оказания первой помощь при кровотечениях.

Демонстрация: табл. «Транспортные системы организма», «Строение кровеносных сосудов». Табл. «Круги Кровообращения». Табл. «Круги Кровообращения», «Сердечный цикл», тонометр. Табл. «Круги Кровообращения», перевязочный материал. Модель сердца, табл. «Строение сердца», «Сердечный цикл».

Лабораторные работы: Положение венозных клапанов. Измерение скорости кровотока в сосулах ногтевого ложа.

Практические работы: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчёт ударов пульса в покое и при фи­зической нагрузке. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений.

Учащиеся должны знать:

—    органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

—    о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять строение и роль кровеносной и лимфа­тической систем;

—    выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

—    измерять пульс и кровяное давление.

Учащиеся должны уметь:

—    находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Раздел 7. Дыхание (5 ч)

Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органиче­ские заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газооб­мен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция  дыхания: нервная и гуморальная. Охрана воздушной сре­ды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их вы­явление и предупреждение. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, заваливании землёй, электро­травме. Клиническая и биологическая смерть. Искусствен­ное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Вред табакокурения  и других вредных привычек на организм. Инфекционные заболевания и меры их профилактики.

Демонстрация: Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения. Табл. «Органы дыхания», модель торса человека модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук. Табл. «Органы дыхания», «Приемы искусственного дыхания»

Лабораторные работы: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Использование респиратора.

Контрольная работа № 2 Дыхание

Учащиеся должны знать:

—    строение и функции органов дыхания;

—    механизмы вдоха и выдоха;

—    нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

—    оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Учащиеся должны уметь:

—    находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Раздел 8. Пищеварение (5 ч)

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.

Пищеварение. Значение пищеварения. Пищеварительная  система. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный ка­нал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пище­варения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация: Модель торса человека, таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем.

табл. «Орагны пищеварительной системы», схема строения зубов, двенадцатиперстной кишки.табл. «Орагны пищеварительной системы», двенадцатиперстной кишки, участка тонкого кошечника с ворсинками, воротной системы печени.

Портрет И.П.Павлова, табл. «Орагны пищеварительной системы», воротной системы печени, фистул слюнной железы и желудка.

табл. «Орагны пищеварительной системы», паразитических червей.

Лабораторные работы: Действие слюны на крахмал. Действие желудочного сока (соляной кислоты) на белки.

Практические работы: Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка

Учащиеся должны знать:

—    строение и функции пищеварительной системы;

—    пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

—    правила предупреждения желудочно-кишечных ин­фекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

—    приводить доказательства (аргументировать) необхо­димости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь:

—    проводить биологические исследования и делать вы­воды на основе полученных результатов.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (6 ч)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен  воды и минеральных со­лей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витами­ны. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ём­кость пищи.

Демонстрация: Табл. «Животная клетка». Табл. «Витамины».

Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Практическая работа: Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Учащиеся должны знать:

—    обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

—    роль ферментов в обмене веществ;

—    классификацию витаминов;

—    нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

—    объяснять роль витаминов в организме человека;

—    приводить доказательства (аргументация) необходи­мости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов

Учащиеся должны уметь:

—    классифицировать витамины.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 ч)

Покровы  телачеловека. Строение и функ­ции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в терморегуляции и  обменных процес­сах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Ги­гиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Гриб­ковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуля­ция организма. Закаливание организма.Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Строение и функции выделительной системы. Значение органов выделения в поддержа­нии гомеостаза внутренней среды организма. Органы моче­выделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их преду­преждение.

Демонстрация: Табл. «Кожа». Таблицы, изображающие строение кожи и ее придатки, чесоточного зудня, поражение кожи стригущим лишаем, меры доврачебной помощи при ожогах и обморожениях. Табл. «Кожа» «Травмы кожи», «Кожа», «приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Практические работы: Самонаблюдение: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды

Учащиеся должны знать:

—    наружные покровы тела человека;

—    строение и функция кожи;

—    органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

—    заболевания органов выделительной системы и спо­собы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

—    оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Учащиеся должны уметь:

—    проводить биологические исследования и делать вы­воды на основе полученных результатов.

Раздел 11. Нервная система (5 ч)

Нервная система. Значение нервной системы. Мозг и психика. Стро­ение нервной системы: спинной и головной мозг — цент­ральная нервная система, нервы и нервные узлы — перифе­рическая. Рефлексы и рефлекторная дуга. Строение и функции спинного мозга. Строение го­ловного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточно­го мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зо­ны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной сис­темы. Симпатический и парасимпатический подотделы веге­тативной нервной системы, их взаимодействие.

Демонстрация: Табл. «Нервная система». Табл. «Нервная система», «Спинной мозг». Табл. «Головной мозг», модель головного мозга. Табл. «Головной мозг», модель головного мозга.

Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Практическая работа: Изучение строения головного мозга человека по муляжам.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервная система».

Учащиеся должны знать:

—    строение нервной системы;

—    соматический и вегетативный отделы нервной си­стемы.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

—    объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

Учащиеся должны уметь:

—    проводить биологические исследования и делать вы­воды на основе полученных результатов.

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)

Анализаторы. Значение анализато­ров. Органы чувств. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор.Строение и функции органа зрения. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анали­затора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Нарушения зрения и их предупреждение. Предупреж­дение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение бли­зорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха. Корко­вая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения слуха и их предупреждение. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство.  Обоня­ние. Вкус. Взаимодействие анализато­ров.

Демонстрация: Табл. «Анализаторы». Табл. «Строение глаза», «Зрительный анализатор», модель глаза. Табл. «Строение глаза», «Зрительный анализатор», модель глаза.

Лабораторные работы: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением. Поиск слепого пятна. Функция палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения. Функции хрусталика при рассматривании далѐких и близких предметов. Изменение величины зрачков при разном освещении.

Учащиеся должны знать:

—    анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки строения и функци­онирования органов чувств.

Учащиеся должны уметь:

—    устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

—    проводить биологические исследования и делать вы­воды на основе полученных результатов.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Поведение и психика человека. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Пав­лов. Открытие центрального торможения. Безусловные и ус­ловные рефлексы. Инстинкты. Безусловное и условное торможение. За­кон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы по­ведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Особенности  поведения человека. Биоло­гические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновиде­ния. Особенности высшей нервной деятельности человека. Потребности людей и животных. Речь. Речь как средство общения и как средство орга­низации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осоз­нанные действия и интуиция. Познавательные процессы: мышление, внимание, память. Волевые действия, побудительная и тормоз­ная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции и чувства:  эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Внимание. Физиологиче­ские основы внимания, его виды и основные свойства. При­чины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики.

Демонстрация: Табл. «Рефлексы». Портрет И. П. Павлова, И. М.Сеченова. Табл. головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна. Табл. «Отделы головного мозга». Табл. «Головной мозг».

Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа. Способы передачи информации. Определение типа ВНД. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

Контрольно-обобщающий урок. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

Учащиеся должны знать:

—    вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;

—    особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные особенности поведения и психики человека;

—    объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

—    характеризовать особенности высшей нервной деятель­ности человека и роль речи в развитии человека.

Учащиеся должны уметь:

—    классифицировать типы и виды памяти.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)

Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секре­ции. Гормоны, механизмы их действия на клетки.  Нерогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Промежуточный мозг и органы эндо­кринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной желе­зы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Демонстрация: Табл. «Железы внутренней секреции». Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Учащиеся должны знать:

—    железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

—    взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки строения и функци­онирования органов эндокринной системы;

—    устанавливать единство нервной и гуморальной регу­ляции.

Учащиеся должны уметь:

—    классифицировать железы в организме человека;

—    устанавливать взаимосвязи при обсуждении вза­имодействия нервной и гуморальной регуляции.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (6 ч)

Размножение и развитие. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Муж­ская и женская половые системы. Половые железы и половые клетки. Сперматозоиды и яйце­клетки. Роль половых хромосом в определении пола будуще­го ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и разви­тие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, ук­репление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.  Беременность.  Роды.  Биогенетический закон Геккеля— Мюллера и причины отступления от него. Вредное влияние на развитие организма курения, употребление алкоголя, наркотиков. Наследственные и врождённые заболевания. Медико-генетическое консультирование. Заболевания и инфекции передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание.  Биологическая и социальная зре­лость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общест­венный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, спо­собности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация: Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем. Схемой оплодотворения и развития зародыша. Таблицы, развитие зародыша и плода, стадии развития зародышей рыбы, земноводных, рептилий, млекопитающих животных и человека.

Практическая работа: прохождение тестов на определение темперамента.

Учащиеся должны знать:

—    жизненные циклы организмов;

—    мужскую и женскую половые системы;

—    наследственные и врождённые заболевания и заболева­ния, передающиеся половым путём, а также меры их профи­лактики.

Учащиеся должны уметь:

—    выделять существенные признаки органов размно­жения человека;

—    объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

—    приводить доказательства (аргументировать) необхо­димости соблюдения мер профилактики инфекций, пере­дающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генети­ческого консультирования для предупреждения наследст­венных заболеваний человека.

Учащиеся должны уметь:

—    приводить доказательства (аргументировать) взаимо­связи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека

—    Воспитание у учащихся чувства гордости за россий­скую биологическую науку;

—    соблюдать правила поведения в природе;

—    понимание основных факторов, определяющих вза­имоотношения человека и природы;

—    умение учащимися реализовывать теоретические по­знания на практике;

—    понимание учащимися ценности здорового и безопас­ного образа жизни;

—    признание учащихся ценности жизни во всех её прояв­лениях и необходимости ответственного, бережного отноше­ния к окружающей среде;

—    осознание значения семьи в жизни человека и об­щества;

—    готовность и способность учащихся принимать ценнос­ти семейной жизни;

—    уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

—    понимание значения обучения для повседневной жиз­ни и осознанного выбора профессии;

—    проведение учащимися работы над ошибками для вне­сения корректив в усваиваемые знания;

—    признание права каждого на собственное мнение;

Раздел 16. Здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Тематическое планирование 8 класс


урока

п/п

Наименование раздела,

тема урока

Кол-о

часов

Дата

п

ф


І. Введение

2



1

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена.

1



2

Их становление и методы использования.

1




ІІ. Происхождение человека

3



1

Систематическое положение человека.

1



2

Основные этапы эволюции человека.

1



3

Человеческие расы. Человек как вид.

1




ІІІ. Строение и функции организма

5



1

Уровни организации. Структуры тела. Органы системы органов.

1



2

3

Клеточное строение организма. Дыхание клетки. Жизненные процессы клетки.

2



4

Ткани, их строение и функции. Лабораторная работа № 1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

1



5

Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Лабораторная работа № 2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

1




IV. Опорно-двигательная система

8



1

Значение опорно-двигательной системы, ее состав, состав костей. Лабораторная работа № 3. Изучение микроскопического строения кости

1



2

Скелет человека, его приспособления к прямохождению, трудовой деятельности.

1



3

Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.

1



4

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Лабораторная работа № 4. Мышцы человеческого тела

1



5

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 5. Утомление при статической и динамической работе.

1



6

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № 6. Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

1



7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов (урок-практикум) Лабораторная работа № 7. Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

1



8

Контрольная работа за І четверть по теме: «строение организма человека».

1




V. Внутренняя среда организма

3



1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа № 8. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

1



2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1



3

Иммунология на службе здоровья.

1




VI. Кровеносная и лимфатическая системы организма

6



1

Транспортные системы человека.

1



2

Круги кровообращения. Лабораторная работа № 9. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

1



3

Строение и работа сердца.

1



4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 10. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

1



5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Лабораторная работа № 11. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку

1



6

Первая помощь при кровотечениях. Лабораторная работа № 12. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

1




VII. Дыхание

5



1

Значение дыхания. Строение и функций органов дыхания. Голосообразование. Заболевание дыхательных путей.

1



2

Легкие. Газообмен в лёгких и тканях.

1



3

Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1



4

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость легких. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. Лабораторная работа № 13. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

1



5

Контрольная работа за ІІ четверть по темам: «Внутренняя среда организма и Дыхания».

1




VIII. Пищеварительная система

6



1

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.

1



2

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

1



3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа № 14. Действие ферментов слюны на крахмал.

1



4

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барверная роль печени. Аппендицит.

1



5

Регуляция длительности пищеварительной системы.

1



6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1




IX. Обмен веществ и энергии

3



1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1



2

Витамины.

1



3

Энерготрамы человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 15. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Лабораторная работа № 16. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

1




X. Покровные органы

Теплорегуляция

5



1

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи.

1



2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1



3

Терморегуляция организма. Закаливание.

1



4

Выделение.

1



5

Контрольная работа за ІІІ четверть по теме: «Дыхание, пищеварение, обмен веществ и энергии».

1




XI. Нервная система

5



1

Значение нервной системы. Мозг и психика.

1



2

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1



3

Строение головного мозга, функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа № 17. Пальценосовая проба и особенности движений связанных с функциями мозжечка и среднего мозга

1



4

Функции переднего мозга. Лабораторная работа № 18. Рефлексы продолговатого и среднего мозга

1



5

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

1




XII. Анализаторы. Органы чувств

5



1

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.

1



2

Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 19. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

1



3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1



4

Слуховой анализатор.

1



5

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1




XIII. Высшая нервная деятельность. Поведение

Психика

5



1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов.

1



2

Врождённые и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа № 20. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа.

1



3

Сон и сновидения

1



4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1



5

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа № 21. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом

1




XIV.Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2



1

Роль эндокринной регуляции. Взаимодействие нервной гуморальной регуляции.

1



2

Функция желез внутренней секреции. Причины сахарного диабета.

1




XV. Индивидуальное развитие организма

6



1

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.

1



2

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1



3

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания передаваемые половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

1



4

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Темперамент и характер.

1



5

Интересы, склонности, способности.

1



6

Итоговая контрольная работа за год.

1






I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год


Количество работ

Количество работ

Количество работ

Количество работ

Количество работ

Лабораторная работа

6

5

6

3

20

Контрольная работа

1

1

1

1

4

Экскурсия

Практическая работа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!