Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Дуван муниципального района
Дуванский район Республики Башкортостан
имени Героя Советского Союза С.А.Михляева
Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
учителей начальных классов ________С.В.Денисова _____________С.В.Петухов
Протокол № ____от «__»___________2017 г. Приказ №_____от
«__»____________2017г. «___»__________2017 г.
Руководитель ШМО
__________Сергеева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 2 б класса на 2017-2018 учебный год
Составитель программы:
Трофимова М.А.
учитель начальных классов
Дуван , 2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы, разработанной А.А.Плешаковым, которая обеспечена учебником (А.А.Плешаков «Окружающий мир». Учебник для 2 класса, - М.:Просвещение, 2017 (УМК «Школа России»).
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. 2 класс — 68ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
различать изученные группы растений и животных;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Основное содержание учебного курса.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа. | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
| Итого | 68 |
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Календарно тематическое планирование
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Тема урока |
Где мы живем? (4 часа) |
1 четверть (16ч) |
1 | 4.09 | | Родная страна. |
2 | 8.09 | | Город и село. Подготовка к проекту «Родное село». |
3 | 11.09 | | Природа и рукотворный мир. |
4 | 15.09 | | Проверочная работа №1 по теме «Где мы живем?». Презентация проекта «Родной город». |
Природа (20 часов) |
5 | 18.09 | | Неживая и живая природа. |
6 | 22.09 | | Явления природы. |
7 | 25.09 | | Что такое погода. |
8 | 29.09 | | В гости к осени (экскурсия). |
9 | 2.10 | | В гости к осени (урок). |
10 | 6.10 | | Звёздное небо. |
11 | 9.10 | | Заглянем в кладовые Земли. |
12 | 13.10 | | Про воздух. |
13 | 16.10 | | Про воду. |
14 | 20.10 | | Какие бывают растения. |
15 | 23.10 | | Какие бывают животные. |
16 | 27.10 | | Невидимые нити. |
2 четверть (16ч) |
17 | 6.11 | | Дикорастущие и культурные растения. |
18 | 10.11 | | Дикие и домашние животные. |
19 | 13.11 | | Комнатные растения. |
20 | 17.11 | | Животные живого уголка. |
21 | 20.11 | | Про кошек и собак. |
22 | 24.11 | | Красная книга. |
23 | 27.11 | | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». |
24 | 1.12 | | Проверочная работа №2 по теме «Природа». |
Жизнь города и села (10 часов) |
25 | 4.12 | | Что такое экономика. |
26 | 8.12 | | Из чего что сделано. |
27 | 11.12 | | Как построить дом. |
28 | 15.12 | | Какой бывает транспорт. |
29 | 18.12 | | Культура и образование. |
30 | 22.12 | | Все профессии важны. Проект «Профессии». |
31 | 25.12 | | В гости к зиме (экскурсия). |
32 | 29.12 | | В гости к зиме (урок). |
3 четверть (19ч) |
33 | 15.01 | | Проверочная работа №3 по теме «Жизнь города и села». |
34 | 19.01 | | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». |
Здоровье и безопасность (9 часов) |
35 | 22.01 | | Строение тела человека. |
36 | 26.01 | | Если хочешь быть здоров. |
37 | 29.01 | | Берегись автомобиля! |
38 | 2.02 | | Школа пешехода. |
39 | 5.02 | | Домашние опасности. |
40 | 9.02 | | Пожар. |
41 | 12.02 | | На воде и в лесу. |
42 | 16.02 | | Опасные незнакомцы. |
43 | 19.02 | | Проверочная работа №4 по теме «Здоровье и безопасность». |
| | | Общение (7 часов) |
44 | 26.02 | | Наша дружная семья. |
45 | 2.03 | | Проект «Родословная». |
46 | 5.03 | | В школе. |
47 | 9.03 | | Правила вежливости. |
48 | 12.03 | | Ты и твои друзья. |
49 | 16.03 | | Мы – зрители и пассажиры. |
50 | 19.03 | | Проверочная работа №5 по теме «Общение». |
| | | Путешествия (18 часов) |
51 | 23.03 | | Посмотри вокруг. |
4 четверть (17ч) |
52 | 2.04 | | Ориентирование на местности. |
53 | 6.04 | | Ориентирование на местности. |
54 | 9.04 | | Формы земной поверхности. |
55 | 13.04 | | Водные богатства. |
56 | 16.04 | | В гости к весне (экскурсия). |
57 | 20.04 | | В гости к весне (урок). |
58 | 23.04 | | Россия на карте. |
59 | 27.04 | | Проект «Города России». |
60 | 30.04 | | Путешествие по Москве. |
61 | 4.05 | | Московский Кремль. |
62 | 7.05 | | Город не Неве. |
63 | 11.05 | | Путешествие по планете. |
64 | 14.05 | | Путешествие по материкам. |
65 | 18.05 | | Страны мира. Проект «Страны мира». |
66 | 21.05 | | Впереди лето. |
67 | 25.05 | | Проверочная работа №6 по теме «Путешествия». |
68 | 28.05 | | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |