СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 5 класса коррекции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида для 5-9 классов, под редакцией В.В.Воронковой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 5 класса коррекции»

Цель курса:

усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи курса.

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

Коррекционно-развивающие задачи по природоведению.

  1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

  2. Корректировать познавательную возможность и интересы.

  3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

  4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

  5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

Содержание курса

Окружающий нас мир.-3ч

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.

Природа пашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).

Сезонные изменения в природе.-10ч

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воз духа).

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.






Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелётные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

 Наша страна. -4ч

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,

такси).

Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

Природа нашей Родины. Неживая природа.-10ч

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа.—24ч

Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, лила, оси на, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.

Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.

Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.





Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения и  животные луга

Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Растения и животные болота.

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Растения и животные водоемов.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Охрана здоровья человека.7 ч

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.

Охрана природы и экология.-5ч

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Труд на пришкольном участке.-6ч

Посев   и   посадка  растений.   Уход  за  растениями:   полив, прополка.

Повторение пройденного.-1ч

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонно го календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по природоведению



Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

- связно пояснить проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

- выполнять рекомендуемые практические работы;

- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Учащиеся должны знать:

- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

- расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);

- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по природоведению

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.




Количество часов:

всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Практическая работа-6 ч

Экскурсии-2 ч.

И.В.Романов, Р.А.Петросова Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Дрофа», 2012







Тема

Кол-во

часов

1

Окружающий мир

3

2

Природа, которая нас окружает

10

3

Наша страна

4

4

Природа нашей Родины. Неживая природа.

10

5

Природа нашей Родины. Живая природа.

24

6

Охрана здоровья человека. Организм и здоровье человека

7

7

Экология. Охрана природы.

11

8

Повторение.

1














Тема урока

Дата

примечание

По плану

Факт.


Окружающий мир .Мир, в котором мы живем




1

Человек и природа




2

Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)




3

Домашний адрес. Адрес школы





Природа, которая нас окружает. Сезонные изменения в природе




4

Земля и солнце




5

Погода (температура воздуха)




6

Погода (осадки, ветер). Прогноз погоды




7

Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы




8

Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года




9

Человек и осень. Народные приметы




10

Зима. Народные приметы и праздники




11

Весна. Народные приметы и праздники




12

Лето. Народные приметы и праздники




13

Обобщающий урок по теме «Сезонные изменения в природе»





Наша страна. Города и люди




14

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население




15

Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы)




16

Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси)





Природа нашей Родины. Неживая природа




17

Почва. Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы




18

Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.




19

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны




20

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны




21

Свойства воды. Охрана воды




22

Значение воды для жизни человека.




23

Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха




24

Ветер — движение воздуха.




25

Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела




26

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль




27

Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком





Живая природа




28

Разнообразие живой природы. Царства природы




29

Условия, необходимые для жизни живых организмов




30

Строение грибов




31

Грибы леса: съедобные и несъедобные




32

Растения леса.




33

Деревья, кустарники.




34

Травы




35

Животные леса. Звери




36

Животные леса: птицы.




37

Животные леса: насекомые.




38

Растения луга: травы




39

Животные луга. Использование лугов как пастбищ и для сенокосов




40

Растения и животные сада




41

Декоративные и комнатные растения




42

Растения и животные огородов




43

Домашние животные




44

Растения поля: зерновые культуры




45

Животные – вредители полей.




46

Растения болота. Животные болота




47

Растения водоемов




48

Животные пресных водоемов. Животные морей и океанов.




49

Экскурсия. Сезонные изменения в жизни животных и растений




50

Обобщающий урок по разделу «Природа нашей Родины»




51

Контрольная работа по разделу «Природа нашей Родины»





Охрана здоровья человека. Организм и здоровье человека




52

Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.




53

Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены




54

Органы опоры и движения. Значение правильной осанки для здоровья человека




55

Внутренние органы




56

Кровь и кровеносная система




57

Предупреждение заболеваний. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека




58

Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья





Охрана природы и экология




59

Человек – часть природы




60

Что такое экология




61

Растения и животные, занесенные в «Красную книгу»




62

Экологические катастрофы




63

Экскурсия в природу




64

Практическая работа «Выращивание комнатных растений и уход за ними»




65

. Практическая работа «Выращивание комнатных растений и уход за ними»




66

Практическая работа «Уход за растениями клумб»




67

Практическая работа. Уход за растениями клумб.




68

Практическая работа «Посев и посадка растений»




69

Практическая работа «Уход за растениям: полив, прополка»




70

Повторение изученного за год.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!