СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Обществознанию" (включая экономику и право) 5- 9 класс ( базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  "Обществознанию" (включая экономику и право)  5-9 класс ( базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Обществознанию" (включая экономику и право) 5- 9 класс ( базовый уровень)»















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по «Обществознанию» (включая экономику и право) для 5- 9 классов (базовый уровень). Составители: Дятлова Е.Н., Михайловская О.Г., Благушина Л.В., Чернышева А.В., утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).

При составлении программы используется следующая нормативная база:

- Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (статьи 10, 11, 26)

- Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году (от 28 июля 2017 года приказ №505)

- Единые требования к ведению школьной документации, оцениванию знаний учащихся по «Обществознанию»;

- Учебный план ГОУ ЛНР «Чернухинская школа №22».

В работе используются учебники:

Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.

Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение,2016.

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение,2016.

Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение,2016.



Изучение «Обществознания» (включая экономику и право) направлено на достижение следующих целей:

– развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере­са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистиче­ским и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Луганской Народной Республики;

- освоение системы знаний  об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреж­дениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информа­цию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения ти­пичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове­даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Основные задачи программы:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрастет (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.



Место предмета в учебном плане

Согласно утвержденному учебному плану курс «Обществознания» (включая экономику и право) в 2017-2018 учебном году, в 5 - 9 классе рассчитан на 34 часа для обязательного изучения учебного предмета на базовом уровне (1 час в неделю).

Планируемые результаты

Итогами изучения обществознания на базовом уровне в V- IX классах являются личностные, метапредметные и предметные результаты:

личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.



метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметными результатами освоения базовой программы по «Обществознанию» (включая экономику и право) для 5 класса являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.





Предметными результатами освоения базовой программы по «Обществознанию» (включая экономику и право) для 6 класса являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.



Предметными результатами освоения базовой программы по «Обществознанию» (включая экономику и право) для 7 класса являются:

  • умения находить нужную социальную информацию в пе­дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни­мать, применяя основные обществоведческие термины и поня­тия;

  • преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана­лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуля­торов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

  • установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • понимание значения трудовой деятельности для лично­сти и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами ис­кусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной дея­тельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в совре­менном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргу­менты, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументиро­вать собственную точку зрения.

Предметными результатами освоения базовой программы по «Обществознанию» (включая экономику и право) для 8 класса являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Предметными результатами освоения базовой программы по «Обществознанию» (включая экономику и право) для 9 класса являются:

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном обществе социальных ценностей;

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.















Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

В результате изучения «Обществознания» ученик 5 класса должен знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, распознавать  и употреблять их;

- знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества,   характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; 

уметь:

- выделять главную мысль, составлять план;

- описывать изучаемый объект;

- сравнивать социальные объекты или источники;

- характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;

- объяснять  взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.





Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

знать/понимать:

 - основные обществоведческие понятия: общество, авторитет, герб, наследственность, государство, деятельность, добро, добродетель, кодекс, конституция, нравственность, образование, общение, патриотизм, познание, референдум, самооценка, флаг, хобби, товар, труд, сознание, семья, чувство, экономика, эмоция.

- основные задачи и исторические формы образования;

- сущность и строение культуры;

-.особенности подросткового возраста, важного для становления личности;

- значение и назначение самопознания.

уметь:

- давать определения основным обществоведческим понятиям, выделяя их характерные признаки;

- объяснять сущность человека;

- уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;

- объяснять сущность семьи как основной ячейки общества;

- объяснять роль и значение школы;

- объяснять труд как основу жизни;

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- конспектирования текстовой информации и выделения главного;

- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов, Интернет сети);

- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;

- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;

- презентации собственных суждений, сообщений.



Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;


- сущность общества как формы совместной деятельности людей;


·- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;


- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


уметь:

- описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;


- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;


- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;


- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей


- первичного анализа и использования социальной информации.




Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

- первичного анализа и использования социальной информации.



Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

знать/понимать:

основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция ЛНР –основной закон страны;

- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.



уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других  нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Учебно-методический комплекс

Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.

Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение,2016.

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение,2016.

Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение,2016.

Временный основной закон (Конституция) ;

Интернет - ресурсы

https://nslnr.su - официальный сайт Народного Совета Луганской Народной Республики;

https://glava-lnr.su -официальный сайт Главы Луганской Народной Республики;

http://sovminlnr.su - официальный сайт Совета Министров Луганской Народной Республики;

https://minobr.su - официальный сайт Министерства образования и науки Луганской Народной Республики;

https://mu-lnr.su - официальный сайт Министерства юстиции Луганской Народной Республики;

http://mvdlnr.ru - официальный сайт Министерства Внутренних дел Луганской Народной Республики;

Основное содержание программы «Обществознание»



Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

всего

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Человек

46

5

22

19



2.

Семья

7

7





3.

Школа

8

8





4.

Труд

5

5





5.

Родина

8

8





6.

Нравственные основы жизни

8


8




7.

Регулирование поведения людей в обществе

11



11



8.

Личность и общество

6




6


9.

Сфера духовной культуры

8




8


10.

Социальная сфера

5




5


11.

Экономика

13




13


12.

Политика

13





13

13.

Право

20





20

14.

Повторение изученного

11

1

4

4

1

1


Итого

170
















Содержание тем учебного курса

Класс: 5



№ п/п

Содержание программного материала


Количество часов, отведенных на изучение раздела

1

Человек

5

2

Семья

7

3

Школа

8

4

Труд

5

5

Родина

8

6

Повторение

1


Итого

34



Человек (5 ч.)

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Самостоятельность — показатель взрослости.

Семья (7 ч.)

Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Здоровый образ жизни. Свободное время.

Школа (8 ч.)

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.



Труд (5 ч.)

Труд — основа жизни. Содержание, сложность труда и его результаты и оценка. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Родина (8 ч.)

Наше государство. Государственные символы ЛНР. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Луганск — столица ЛНР. Гражданин — Отечества достойный сын. Патриотизм. Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Национальность чело века. Многонациональная культура .

Повторение ( 1 ч)



Содержание тем учебного курса

Класс: 6

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов, отведенных на изучение раздела

1

Человек в социальном измерении

12

2

Человек среди людей

10

3

Нравственные основы жизни

8

4

Повторение

4


Итого

34



Человек в социальном измерении (12 ч)

Человек - личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

Человек и его деятельность. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека. Потребности человека - биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек - личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять.


Человек среди людей (10 ч)

Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение. Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Практикум по теме «Человек среди людей». Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду.

Нравственные основы жизни (8 ч)

Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Доброе - значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Будь смелым. Смелость. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человек и человечность. Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Повторение ( 4 ч)


Содержание тем учебного курса

Класс: 7

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов, отведенных на изучение раздела

1

Регулирование поведения людей в обществе

11

2

Человек в экономических отношениях

13

3

Человек и природа

6

4

Итоговое повторение

4


Итого

34




Регулирование поведения людей в обществе (11ч)

  Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

   Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

   Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

   Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

   Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

   Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

   Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Человек в экономических отношениях (13 ч)

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Человек и природа (6 ч)

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Повторение ( 4 ч)











Содержание тем учебного курса

Класс: 8

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов, отведенных на изучение раздела

1

Личность и общество

6

2

Сфера духовной культуры

8

3

Социальная сфера

5

4

Экономика

13

5

Итоговое повторение

1


Итого

34



Личность и общество (6 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Социальная сфера( 5)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Экономика (13 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов.



Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Повторение ( 1 ч)



















Содержание тем учебного курса

Класс: 9

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов, отведенных на изучение раздела

1

Политика

13

2

Право

20

3

Итоговое повторение

1


Итого

34



Политика (13 ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества .

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.



Право (20 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система ЛНР. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон ЛНР.

Основы конституционного строя ЛНР. Органы государственной власти. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования.



Повторение ( 1 ч)



Календарно-тематическое планирование

Класс: 5



№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту

Человек (5 часов)

1.

1.

Биологическое и социальное в человеке.




2.

2.

Черты сходства и различий человека и животного.




3.

3.

Основные возрастные периоды жизни человека.




4.

4.

Особенности подросткового возраста. Основные социальные роли в подростковом возрасте.




5.

5.

Итоговое занятие по теме «Человек».




Семья (7 часов)

6.

1.

Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Функции семьи.




7.

2.

Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.




8.

3.

Семейное хозяйство.




9.

4.

«Учимся помогать вести семейное хозяйство».




10.

5.

Досуг семьи. Свободное время. Социальная значимость здорового образа жизни.




11.

6.

«Учимся распределять своё время».




12.

7.

Итоговое занятие по теме «Семья».




Школа (8 часов)

13.

1.

Образова­ние в жизни человека.




14.

2.

Система образования в ЛНР.




15.

3.

Уровни общего образования.




16.

4.

Самообразование.




17.

5.

«Образование в жизни человека».




18.

6.

Одноклассники, сверстники, друзья.




19.

7.

«Учимся дружно жить в классе».




20.

8.

Итоговое занятие по теме «Школа».




Труд (5 часов)

21.

1.

Труд – основа жизни. Трудовая деятельность человека.




22.

2.

«Учимся трудиться и уважать труд» .




23.

3.

Труд и творчество.




24.

4.

«Учимся творчеству».




25.

5.

Итоговое занятие по теме «Труд».




Родина (8часов)

26.

1.

Наше государство – ЛНР. Органы государственной власти и управления.




27.

2.

Государст­венные символы ЛНР.




28.

3.

Гражданственность и патриотизм.




29.

4.

Гражданство ЛНР. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина ЛНР.




30.

5.

«Учимся быть достойными гражданами».




31.

6.

ЛНР – многонациональное государство.




32.

7.

«Учимся уважать людей любой национальности».




33.

8.

Итоговое занятие по теме «Родина».




Повторение (1 час)

34.

1.

Итоговое занятие за курс 5 класса.
























Календарно-тематическое планирование

Класс: 6

№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту

1.

1.

Введение.




Человек в социальном измерении (11 часов)

2.

1.

Человек и личность.




3.

2.

Человек и личность.




4.

3.

Человек познает мир.




5.

4.

Человек познает мир.




6.

5.

Человек и его деятельность.




7.

6.

Человек и его деятельность.




8.

7.

Потребности человека.




9.

8.

Потребности человека.




10.

9.

На пути к жизненному успеху.




11.

10.

Человек в социальном измерении.




12.

11.

Повторительно- обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении»




Человек среди людей (10 часов)

13.

1.

Межличностные отношения.




14.

2.

Межличностные отношения.




15.

3.

Человек в группе.




16.

4.

Человек в группе.




17.

5.

Общение.




18.

6.

Общение.




19.

7.

Конфликт в межличностных отношениях.




20.

8.

Конфликт в межличностных отношениях.




21.

9.

Человек среди людей.




22.

10

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек среди людей»




Нравственные основы жизни ( 8 часов)

23.

1.

Человек славен добрыми делами.




24.

2.

Человек славен добрыми делами.




25.

3.

Будь смелым.




26.

4.

Будь смелым.




27.

5.

Человек и человечность.




28.

6.

Человек и человечность.




29.

7.

Нравственные основы жизни.



(практикум)

30.

8.

Повторительно-обобщающий урок на тему «Нравственные основы жизни»




Повторение (4 часа)

31.

1.

Повторение.




32.

2.

Практикум.




33.

3.

Резерв.




34.

4.

Итоговое обобщение.








Календарно-тематическое планирование

Класс: 7

№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту

1.

1.

Введение.




Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)

2.

1.

Что значит жить по правилам.




3.

2.

Права и обязанности граждан.




4.

3.

Основные конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в ЛНР.




5.

4.

Почему важно жить по правилам.




6.

5.

Защита Отечества.




7.

6.

Защита Отечества.




8.

7.

Для чего нужна дисциплина.




9.

8.

Виновен - отвечай.




10.

9.

Кто стоит на страже закона.




11.

10.

Регулирование поведения людей в обществе.




12.

11.

Повторительно – обобщающий урок на тему «Регулирование поведения людей в обществе»




Человек в экономических отношениях ( 13 часов)

13.

1.

Экономика и ее основные участники.




14.

2.

Экономика и ее основные участники.




15.

3.

Мастерство работника.




16.

4.

Производство, затраты, выручка, прибыль.




17.

5.

Производство, затраты, выручка, прибыль.




18.

6.

Виды и формы бизнеса.




19.

7.

Виды и формы бизнеса.




20.

8.

Обмен, торговля, реклама.




21.

9.

Деньги, их функции.




22.

10.

Экономика семьи.




23.

11.

Экономика семьи.




24.

12.

Человек в экономических отношениях.




25.

13.

Повторительно – обобщающий урок на тему: «Человек в экономических отношениях»








Человек и природа (6 часов)

26.

1.

Человек – часть природы.




27.

2.

Человек – часть природы.




28.

3.

Охранять природу значит охранять жизнь.




29.

4.

Закон на страже природы.




30.

5.

Человек и природа.




31.

6.

Повторительно-обобщающий урок: «Человек и природа»




Повторение. (4 часа)

31

1.

Резерв.




32.

2.

Резерв.




33.

3.

Повторение изученного. Практикум.




34.

4.

Итоговое обобщение.








Календарно-тематическое планирование

Класс: 8



№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту

1.

1.

Введение.




Личность и общество (6 часов)

2.

1.

Что делает человека человеком?




3.

2.

Человек, общество, природа.




4.

3.

Общество как форма жизнедеятельности людей.




5.

4.

Развитие общества.




6.

5.

Как стать личностью.




7.

6.

Практикум по теме «Личность и общество»




Сфера духовной культуры( 8 часов)

8

1.

Сфера духовной культуры.




9.

2.

Мораль, долг и совесть.




10.

3.

Моральный выбор- это ответственность.




11.

4.

Образование и наука в ЛНР.




12.

5.

Религия как одна из форм культуры.




13.

6.

Практикум по теме « Сфера духовной культуры»




14.

7.

Повторительно- обобщающий урок «Сфера духовной культуры»




15.

8.

Практикум.





Социальная сфера (5 часов)

16..

1.

Социальная структура общества.




17.

2.

Социальные статусы и роли.




18.

3.

Нации и межнациональные отношения.




19.

4.

Отклоняющее поведение.




20.

5.

Практикум по теме «Социальная сфера»




Экономика (13 часов)

21

1.

Экономика и ее роль в жизни общества.




22.

2.

Главные вопросы экономики.




23.

3.

Собственность.




24.

4.

Рыночная экономика.




25.

5.

Производство-основа экономики.




26.

6.

Предпринимательская деятельность.






27.

7.

Роль государства в экономике.




28.

8.

Распределение доходов.




29.

9.

Потребление.




30.

10.

Инфляция и семейная экономика.




31.

11.

Безработица, ее причины и последствия.




32.

12.

Мировое хозяйство и международная торговля.




33.

13.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»




Повторение 1(час)

34.

1.

Итоговое обобщение.




























Календарно-тематическое планирование

Класс: 9

№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту


Политика ( 13 часов)

1.

1.

Политика и власть.




2.

2.

Государство,его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства.




3.

3.

Формы правления.




4.

4.

Формы государственно – территориального устройства.




5.

5.

Гражданство ЛНР.




6.

6.

Политический режим.




7.

7.

«Демократия, её основные признаки и ценности.».




8.

8.

Правовое государство. Разделение властей.




.9.

9.

Гражданское общество. Местное самоуправление.




10.

10.

Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы.




11.

11.

«Опасность политического экстремизма».




12.

12.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.




13.

13.

Итоговое занятие по теме «Политика».




Право (20часов)

14.

1.

Роль права в жизни человека, общества и государства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.




15.

2.

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.




16.

3.

Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.




17.

4.

Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность».




18.

5.

Правоохранительные органы ЛНР.




19.

6.

Основы конституционного строя ЛНР.




20.

7.

Конституционные права и свободы человека и гражданина.




21.

8.

Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетнего.




22.

9.

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.




23.

10.

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.




24.

11.

«Способы защиты гражданских прав».




25.

12.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.




26.

13.

Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.




27.

14.

Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.




28.

15.

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.




29.

16.

Социальная политика. Пенсионное обеспечение.




30.

17.

Пенсионное обеспечение».






31.

18.

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право.




32.

19.

Правовое регулирование в сфере образования. 




33.

20.

Итоговое занятие по теме «Право».




Повторение(1 час)

34.

1.

Итоговое повторение.












РАССМОТРЕНО:

Руководитель ШМО

Историко - филологического цикла

_____________/Г.Ф. Козлова

Протокол от «__» ________ 2017 г. № ____





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/ Сторчоус Н.В.

«____» ______________ 2017 г.









47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!