Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию 6 класс
Данная рабочая программа разработана на основании:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010);
- Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Обществознание 5-9 класса: – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Авторской программы Л.Н. Боголюбова, Ивановой Л.Ф., Городецкой Н.И «Обществознание» для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013г.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Лазебниковой А.Ю., Виноградовой Н.Ф.
Данный курс рассчитан на 35 учебных часов, 1 час в неделю. Учебник «Обществознание. 6 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Л. Ф. Ивановой рассчитан на 12 параграфов. Резерв времени предлагается использовать на методическую проработку содержания курса. Заключительные уроки по каждой теме могут быть проведены с применением специальных рубрик учебника.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачи курса:
- создание условий для социализации личности;
-воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
-формирование знаний и интеллектуальных умений;
-воспитания уважения к семье и семейным традициям;
-формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
-воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
-воспитания уважения к трудовой деятельности. 4
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «обществознание»:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
-в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
-различные подходы к исследованию человека и общества;
-основные социальные институты и процессы;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
-формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-совершенствования собственной познавательной деятельности;
-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы жизни».
УМК:
Учебник Обществознание 6 класс под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., Просвещение, 2016г.
Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. М., Просвещение 2016г.
Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
Структура программы (35ч)
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Вводный урок. | 1 |
2 | Человек в социальном измерении | 11 |
3 | Человек среди людей | 9 |
4 | Нравственные основы жизни | 7 |
| Итоговое повторение | 7 |
| ИТОГО | 35 |
Содержание рабочей программы
Глава I. Человек в социальном измерении 11 часов
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей 9 часов
Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.
Глава III. Нравственные основы жизни 7 часов
Добро, смелость и страх. Человечность.
Итоговое повторение 7 часов
Повторение и обобщение материала курса обществознания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 класс
№ | Тема урока | Кол. часов | Дом. задание | Дата проведения |
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 ч. | С.4-6 | |
| Глава I. Человек в социальном измерении | 11 ч. | | |
2 | Человек - личность | 1 | 1 | |
3 | Сильная личность – какая она? Практикум | 1 | С.17 | |
4-5 | Человек познает мир | 2 | 2 | |
6-7 | Человек и его деятельность | 2 | 3 | |
8-9 | Потребности человека | 2 | 4 | |
10-11 | На пути к жизненному успеху | 2 | 5 | |
12 | Повторение: «Человек в социальном измерении» | 1 | | |
| Глава II. Человек среди людей | 9 ч. | | |
13-14 | Межличностные отношения | 2 | 6 | |
15 | Человек в группе | 1 | 7 | |
16 | С какой группой тебе по пути. Практикум | 1 | 7 | |
17 | Что такое общение. Виды общения. | 1 | 8 | |
18 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | 1 | 8 | |
19 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | 9 | |
20 | Учимся вести себя в ситуации конфликта. Практикум | 1 | 9 | |
21 | Повторение: «Человек среди людей» | 1 | | |
| Глава III. Нравственные основы жизни | 7 ч. | | |
22-23 | Человек славен добрыми делами | 2 | 10 | |
24-25 | Будь смелым | 2 | 11 | |
26-27 | Человек и человечность. | 2 | 12 | |
28 | Повторение: «Нравственные основы жизни» | 1 | | |
| Итоговое повторение | 7 ч. | | |
29-30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество» | 2 | | |
31-32 | Человек в системе общественных отношений. | 2 | | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
34-35 | Урок-конференция «Человек и общество» . Защита проектов | 2 | | |