Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Светлозерская средняя школа»
«Рассмотрено» МО учителей __________________ Протокол №____ от _____________ Рук.МО - _____________ | | «Утверждаю» Директор МБОУ «Светлозерская СШ» Приказ № 59 от 28.08.2015 г. ____________________/Шохина В.В./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
5 класс
Составитель программы:
Крюкова Зинаида Александровна,
учитель истории и обществознания
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 5 класс Л.Н. Боголюбов ФГОС разработана в соответствии с применением требований ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
- Рабочих программ к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Основной целью преподавания курса согласно рабочей программы по обществознанию 5 класс Л.Н. Боголюбов ФГОС является формирование первоначальных представлений о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач курса:
- получение основ обществоведческих знаний и умений;
- деятельность направленная на усвоение на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;
- помощь при ориентировании в основных эстетических и правовых нормах;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационной, технологической).
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональное содержание (РС), который позволяет обучающимся изучать процессы и явления происходящие в регионе. РС в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:
- предметно-информационную: иметь знания о современном состоянии и перспективах развития Архангельской области; иметь представление об особенностях социально-политической и социально-экономической жизни региона.
- деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определенных проблем, связанных с позитивными в жизни населения своего города;
- ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной деятельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.
В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение РС (не менее 8 часов), основным методом изучения вопросов регионального содержания являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для обучающихся-подростков.
Содержание первого этапа курса, обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых ученики выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенный материал. На реализацию регионального содержания по обществознанию в 5 классе отводится восемь часов.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
Форма организации образовательного процесса:
индивидуальные, групповые, фронтальные.
Формы и методы изучения предмета, курса:
1. Проектная и исследовательская деятельность;
2. Методы проблемного и развивающего обучения;
3. Дискуссия, урочно-классная конференция;
4. Дифференцированная, коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Виды учебных занятий:
- урок; практическое занятие; лабораторное занятие.
Средства обучения:
схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; тесты.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1. Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2. Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
3. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля. Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане на изучение обществознания в 5 классе отведён 1 час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
Личностные :
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметне результы:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
Предметные результаты освоения содержания программы по обществознанию:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Содержания курса.
Обществознание. 5 класс.
Вводный урок (1 час).
Знакомство с курсом обществознания. Работа с учебником.
Глава 1. Человек ( 7 часов)
1.Загадка человека(2 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
2.Отрочество – особая пора жизни (2 ч.).
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
3.Практикум по главе (2 ч)
4. Повторение и обобщение по теме (1 ч)
Глава 2. Семья (5 часов)
1.Семья и семейные отношения (1 ч)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
2.Семейное хозяйство (1 ч)
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
3.Свободное время (1 ч)
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
4.Практикум по главе (1 ч)
5. Повторение и обобщение по теме (1 ч)
Глава 3. Школа (6 часов)
1.Образование в жизни человека (1 ч)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
2.Образование и самообразование. (2 ч)
Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
3.Одноклассники, сверстники, друзья (1 ч).
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
4.Практикум по главе (1 ч)
5. Повторение и обобщение по главе (1 ч)
Глава 4. Труд (5 часов)
1. Труд – основа жизни (1 ч)
Труд – основа жизни. Содержание и основа труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
2. Труд и творчество (1 ч.)
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
3. Практикум по главе (2 ч)
4. Повторение и обобщение по главе (1 ч)
Глава 5. Родина (8 часов)
1. Наша Родина – Россия ( 1ч)
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
2. Государственные символы России (2 ч)
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
3. Гражданин России (2 ч)
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
4. Мы – многонациональный народ (1 ч)
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
5. Практикум по главе (1 ч)
6. Повторение и обобщение по главе (1 ч)
Промежуточная аттестация (1 час)
Итоговое занятие (1 час)
Обществознание. 5 класс (34 часа)
Пояснительная записка.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
- Рабочих программ к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования: литература, математика, география, обществознание, биология: Архангельская область/ авт.-сост. Т.В.Молодцова (и др.); отв. За вып. Т.Ю.Артюгина – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014 – 30 с.
Программа ориентирована на учебник Л.Н.Боголюбова и др. «Обществознание» - М., Просвещение, 2015.
В 5 классе рабочая программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю), из них:
- 5 часов на повторительно-обобщающие уроки;
- 1 час на промежуточную аттестацию (контрольная работа);
- 1 час на итоговое повторение;
- 8 часов на региональное содержание (РС)
- 8 часов на практические, самостоятельные, лабораторные
Учебно-тематический план
Темы разделов программы | Количество часов |
Вводный урок «Что изучает курс». | 1 |
Глава I. Человек. | 7 |
Глава II. Семья (в том числе РС 2). | 5 |
Глава III. Школа (РС 2). | 6 |
Глава IV. Труд (РС 1). | 5 |
Глава V. Родина (РС 3). | 8 |
Промежуточная аттестация | 1 |
Итоговое занятие | 1 |
Всего: 34 часа
Авторская программа по обществознанию в 5-9 классах рассчитана на 188 часов, а по базисному учебному плану – 170 часов (34 часа в год). Авторская программа в 5-6 классах рассчитана на 50 часов (из расчёта 25 ч. в год), но за счёт 7-9 классов, на которые автор выделил 138 часов, стало возможным увеличение часов в 5-6 классах. По 1 часу на вводный урок, на главы «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», на промежуточную аттестацию, итоговый урок, 2 часа на главу «Родина».
Типы уроков:
УИНМ – урок изучения нового материала;
УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений;
УКИЗ – урок комплексного использования знаний;
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема и тип урока | Дата прове дения | Характеристика основных видов деятельности ученика (в соответствии с ФГОС) | Домашнее задание |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | Водный урок «Что изучает курс». | 3.09 | Предметные: Объяснять значение понятий обществознание, государственные символы, добро. Выявлять характерные черты нового учебного предмета. Описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки. Метапредметные: Познавательные: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: научатся планировать свою деятельность на уроке. Овладевать принципом работы с учебником. Личностные: учиться формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала. | с.5, вопросы рубрики «Вспомним» с.10 |
Глава 1. Человек (7 часов) |
2-3 | Загадка человека (УИНМ; УИПЗЗ) | 10.09 17.09 | Предметные: Называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; сравнивать свойства человека и животного. Коммуникативные: обучающиеся смогут стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: определять цели и личностно значимую проблему урока; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров Личностные: Осмысливать гуманистические традиции и ценности современного общества. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. | § 1; задания рубрики «В классе и дома», с. 14-15. |
4-5 | Отрочество — особая пора жизни (комбинированный;УКИЗ) | 24.09 1.10 | Предметные: Описывать основные черты отрочества, как особого возраста перехода от детства к взрослости. Метапредметные: Познавательные: характеризовать изучаемые понятия с опорой на личный опыт; выражать свои мысли, делать выводы. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: оценивать полученные на уроке знания и умения. Личностные: Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Раскрыть на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости | § 2; заполнить таблицу в рабочей тетради (зад 1, с.9) |
6-7 | Практикум «Учимся общаться» (проблемный; УЗЗВУ) | 8.10 15.10 | Предметные: Научатся объяснять значение новых понятий общение, конфликт; выявлять характерные черты общения. Метапредметные: Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Оценивать свои и чужие поступки, свой статус. Регулятивные: анализируют результаты исследований, фиксируют их. Анализировать несложные практические ситуации. Личностные: формировать способности, анализировать собственные поступки, нести ответственность за свои решения. | Написать эссе на тему «На мой взгляд, для успешного общения необходимо…» Подготовиться к ПОУ |
8 | «Человек» (УОСЗ) | 22.10 | Предметные: Научатся объяснять значение понятий. Обобщать и систематизировать полученные знания. Метапредметные: Познавательные: применяют свои знания для выполнения заданий различного уровня; точно и грамотно выражать свои мысли. Коммуникативные: Организовывают работу в группе, устанавливают рабочие отношения. Эффективно сотрудничают, приобретают позитивный опыт общения при взаимопроверке в группе. Регулятивные: работают по плану урока, учатся планировать свою деятельность на уроке. Личностные: развивают навыки уважительного отношения к человеческому достоинству. | Подготовить мини-сообщение «Фото из семейного альбома» |
Глава 2. Семья (5 часов) |
9 | РС Демография посёлка. Семья и семейные отношения (УИНМ) | 29.10 | Предметные: Научатся изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения. Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Метапредметные: Познавательные: Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов, самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. | § 3; задание 4 с. 16 рабочей тетради |
10 | РС Трудовая деятельность северян. Семейное хозяйство (УИПЗЗ) | 12.11 | Предметные: Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд, ведение домашнего хозяйства; Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу Личностные: Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | §4, задания 1,3,6 рубрики «В классе и дома», с. 38 |
11 | РС Твой досуг. Свободное время (УКИЗ) | 19.11 | Предметные: Объясняют и интерпретируют понятия, уместно используя их во время дискуссии. Метапредметные: Познавательные: смогут анализировать практические ситуации, связанные с использованием подростками свободного времени. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: планируют индивидуальную учебную деятельность, составляют хронокарту своей работы и отдыха. Личностные: описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития; характеризовать значимость здорового образа жизни. | §5, Составить текст выступления на тему «Здоровый образ жизни – это…» |
12 | Практикум «Семья» (УЗЗВУ) | 26.11 | Предметные: Объясняют значение понятий по теме. Метапредметные: Познавательные: Исследовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека. Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные: Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам. Регулятивные: Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы. Личностные: Высказывать свое мнение. | Подготовиться к уроку повторения и обобщения. |
13 | «Семья» (УОСЗ) | 3.12 | Предметные: Систематизировать и обобщать знания по теме «Семья». Метапредметные: Познавательные: развивать умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями. Коммуникативные: излагать своё мнение в монологе и диалоге. Регулятивные: выбирать средства достижения цели в группе или паре, работать по алгоритму при решении практических задач. Личностные: осмысливать семейные ценности, проводить рефлексию собственного вклада в семейный уют. | |
Глава 3. Школа (6 часов) |
14 | Образование в жизни человека (УИНМ) | 10.12 | Предметные: Определять мотивы обучения детей в школе; описывать ступени школьного образования. Метапредметные: Познавательные: анализировать ситуацию из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Коммуникативные: владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание о роли образования в жизни человека. Регулятивные: определять цель учебной деятельности при изучении темы. Личностные: выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений и свой опыт. | §6 Составление рассказов на тему «Школа моей мечты», «Школа вчера, сегодня, завтра» (по выбору) |
15-16 | Образование и самообразование (УКИЗ; лабораторная работа) | 17.12 24.12 | Предметные: Объяснять значение понятий, характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры. Метапредметные: Познавательные: Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Составить кластеры «Образование» и «Самообразование». Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. | §7; задания рубрики «В классе и дома», с. 64. |
17 | РС Мои друзья. Одноклассники, сверстники, друзья (комбини рованный) | 14.01 | Предметные: смогут раскрыть значение понятий на конкретных примерах. Метапредметные: Познавательные: Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: смогут рефлексировать собственный стиль и формы общения с одноклассниками и друзьями. Личностные: смогут иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. | § 8, написать правила дружной жизни в классе |
18 | Практикум «Школа» (УЗЗВУ) | 21.01 | Предметные: раскрыть значение понятий, определять свои отношения с одноклассниками и друзьями. Метапредметные: Познавательные: Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Коммуникативные: Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Регулятивные: Оценивать результаты работы. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Личностные: Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям. | Подготовиться к ПОУ |
19 | «Школа» (УОСЗ) | 28.01 | Предметные: Систематизировать и обобщать знания по теме «Школа». Метапредметные: Познавательные: опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения, устанавливать причинно-следственные связи между учёбой и положением человека в обществе. Коммуникативные: смогут работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: развивать навыки рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками. Личностные: обучающиеся смогут оценивать личностную значимость обучения; осознавать свои интересы, цели в жизни и возможные пути их достижения. | Подобрать и проиллюстрировать пословицы и поговорки о труде |
Глава 4. Труд (5 часов) |
20 | РС Предприятия посёлка. Труд - основа жизни (УИНМ) | 4.02 | Предметные: Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Метапредметные: Познавательные: Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; Различать материальную и моральную оценку труда. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: Содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. | §9, написать эссе на основе предложенной притчи. |
21 | Труд и творчество (УЗЗВУ) | 11.02 | Предметные: Смогут раскрыть сущность понятий; объяснить последствия разделения труда, взаимосвязь творчества и труда. Метапредметные: Познавательные: Смогут расширить представления о творчестве как одном из видов трудовой деятельности. Раскрыть признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Коммуникативные: представлять публичное сообщение о различных жанрах народного творчества; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: смогут определять цель учебной деятельности по изучению темы, работать по плану, сверяясь с целью. Личностные: Смогут осознавать и стремиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах через уважение к истинным мастерам, создающим своим трудом материальные и духовные ценности. | §10, задания 3,4,5 рабочей тетради с.53 |
22-23 | Практикум «Учимся творчеству» (УЗЗВУ; УКИЗ) | 18.02 25.02 | Предметные: научатся выявлять характерные особенности процесса творчества в науке и искусстве. Метапредметные: Познавательные: Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд. Коммуникативные: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать и обобщать факты. Личностные: формирование навыков анализа и проектирования. | Оформить рассказ о мастерах в виде книги; Подготовиться к ПОУ |
24 | «Труд» (УОСЗ) | 3.03 | Предметные: Смогут раскрыть сущность понятий, систематизировать знания о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества. Метапредметные: Познавательные: находить в адаптированных источниках информацию, необходимую для решения проблемных задач, владеть смысловым чтением. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: смогут выбирать средства достижения индивидуальной и групповой цели; работать по плану, сверяясь с целью, оценивать степень достижения учебной цели. Личностные: обучающиеся смогут аргументировано оценивать свою позицию и позицию других, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности в моделированных ситуациях по теме. | Подготовить стихотворения о Родине |
Глава 5. Родина (8 часов) |
25 | РС Моя малая Родина. Наша Родина — Россия (УИНМ) | 10.03 | Предметные: Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом; раскрывать содержание вопроса «Россия – Федеративное государство». Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации». Метапрредметные: Познавательные: Составлять схему «структура России как федерация»; смогут характеризовать особенности России как многонационального государства. Коммуникативные: смогут организовать работу в паре на составление схем, кластеров по теме, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов по вопросу «Почему русский язык является государственным?», допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: Смогут осознавать и стремиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах через уважение к истории своей страны; осознание сущности патриотизма, его ценности. Приводить примеры, характеризующие данное понятие. | §11, задания 7 и 8 рабочей тетради, с.62-63 |
26-27 | РС Символы области и района. Государственные символы России (УИНМ; УИПЗЗ) | 17.03 24.03 | Предметные: Описывать основные государственные символы Российской Федерации и своего края, знать их историю. Знать текст гимна РФ. Рассказывать о государственных праздниках. Метапредметные: Познавательные: смогут находить информацию об истории государственных символов; владеть смысловым чтением; вычитывать фактуальную информацию по теме. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать ИКТ как инструмент образного знакомства по вопросам темы. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные: Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявлять уважительное отношения к символам своей страны. | §12; задания в рабочей тетради к параграфу 12, с.64-67 |
28-29 | РС Наши ветераны. Гражданин России (УИПЗЗ; УЗЗВУ) | 7.04 14.04 | Предметные: Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Метапредметные: Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Личностные: Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | § 13, подготовить сообщение и ветеране |
30 | Мы - многонациональный народ (УКИЗ) | 21.04 | Предметные: Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия. Метапредметные: Познавательные: Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: смогут включаться в постановку целей, на каждом этапе деятельности контролировать выполнение поставленных целей. Личностные: Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | §14, составить кроссворд |
31 | Практикум «Родина» (УКИЗ) | 28.04 | Предметные: раскрыть значение понятий по теме, систематизировать знания. Метапредметные: Познавательные: Работать с учебником и дополнительной литературой. Выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные: Готовить плакаты на тему «С чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Регулятивные: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы. Личностные: Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села. | Подготовиться к ПОУ, повторение ключевых вопросов курса |
32 | ПОУ по теме «Родина» (УОСЗ) | 5.05 | Предметные: Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения. Метапредметные: Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Личностные: Осознают себя гражданином многонационального государства. | Подготовка к к/р |
33 | Промежуточная аттестация (УПОКЗ) | 12.05 | Предметные: Обучающиеся смогут обобщить и закрепить полученные знания и умения. Метапредметные: Познавательные: смогут строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его структурных единицах, свойствах и связях. Коммуникативные: получат навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Личностные: воспитание у учащихся морально-волевых качеств, коллективизма, взаимопомощи. | |
34 | ПОУ по теме «Человек и общество» (УЗЗВУ) | 19.05 | Предметные: обобщают и закрепляют полученные знания за год. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: проанализируют результаты своей работы и работы одноклассников за год. Регулятивные: обучающиеся смогут наметить перспективы работы в следующем учебном году. Личностные: Осознают целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывают собственные мировоззренческие позиции, развивают способность адекватной самооценки. | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК:
1. Обществознание, 5 класс: учеб: для общеобразоват. организаций / [Л.Н.Боголюбов. Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой – 6-е изд. - М.; Просвещение, 2015. – 127 с.
2. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. - М.: Просвещение, 2014.
3. Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 208 с. – (В помощь школьному учителю)
4. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2011.
5. Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования: литература, математика, география, обществознание, биология: Архангельская область/ авт.-сост. Т.В.Молодцова (и др.); отв. За вып. Т.Ю.Артюгина – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014 – 30 с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Е.Н.Калачёва. Промежуточное тестирование. Обществознание. 5 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен» - 2015.
2. Гражданский кодекс РФ
3. Конституция РФ
4. Семейный кодекс РФ
5. Трудовой кодекс
6. Баранов, П.А. Обществознание в таблицах: справ. Материалы /П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012.
7. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Дрофа, 2008.
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6. http://www.allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.
7. http://www.fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
8. http://www. Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники.
9. http:// history, standart. edu. ru/
10. Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. http:// www. openclass. ru/ communities/
11. Интернет-ресурсы: Преподавание истории и обществознания. Форма доступа. http:// festival. 1 september. Ru/ subjects
12. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11
13. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
14. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru
15. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru
16. Интернет-портал «Рrо школу.ru».–Режим доступа: http://www. proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/1372
17. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt. ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
18. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48. narod.ru/PREZENTAZII.htm
Дополнительная литература для учащихся:
1. Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.
2. Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб: Лениздат, 1992.
3. Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.
4. Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб: Специальная литература, 1998. 5. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
5 . Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002.
6. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005
7. Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
6