СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию 5 класс Л.Н. Боголюбов ФГОС разработана в соответствии с применением требований ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

- Рабочих программ к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 5 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Светлозерская средняя школа»




«Рассмотрено»

МО учителей __________________

Протокол №____ от _____________

Рук.МО - _____________


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Светлозерская СШ»

Приказ № 59 от 28.08.2015 г.

____________________/Шохина В.В./











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

5 класс









Составитель программы:

Крюкова Зинаида Александровна,

учитель истории и обществознания












2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию 5 класс Л.Н. Боголюбов ФГОС разработана в соответствии с применением требований ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

- Рабочих программ к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.

Основной целью преподавания курса согласно рабочей программы по обществознанию 5 класс Л.Н. Боголюбов ФГОС является формирование первоначальных представлений о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Для достижения поставленной цели требуется выполнить ряд задач курса:

- получение основ обществоведческих знаний и умений;

- деятельность направленная на усвоение на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;

- помощь при ориентировании в основных эстетических и правовых нормах;

- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационной, технологической).

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Содержание основного общего образования по общест­вознанию представляет собой комплекс знаний, отражаю­щих основные объекты изучения: общество и его основ­ные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными со­держательными компонентами курса являются: социаль­ные навыки, умения, совокупность моральных норм и гу­манистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элемен­том содержания учебного предмета «Обществознание» яв­ляется опыт познавательной и практической деятельнос­ти, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной дея­тельности в учебном процессе и социальной практике.

Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является региональное содержание (РС), который позволяет обучающимся изучать процессы и явления происходящие в регионе. РС в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:

- предметно-информационную: иметь знания о современном состоянии и перспективах развития Архангельской области; иметь представление об особенностях социально-политической и социально-экономической жизни региона.

- деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определенных проблем, связанных с позитивными в жизни населения своего города;

- ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной деятельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.

В рабочей программе предусмотрено выделение часов на изучение РС (не менее 8 часов), основным методом изучения вопросов регионального содержания являются семинары и проблемные беседы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют различные источники информации, готовят индивидуальные доклады и сообщения.

Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для обучающихся-подростков.

Содержание первого этапа курса, обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых ученики выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенный материал. На реализацию регионального содержания по обществознанию в 5 классе отводится восемь часов.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью дет­ских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушени­ям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учеб­ным содержанием данного предмета предполагают использова­ние разнообразных средств и методов обучения. Особого внимания требует использование в учебном про­цессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.


Форма организации образовательного процесса:

индивидуальные, групповые, фронтальные.

Формы и методы изучения предмета, курса:

1. Проектная и исследовательская деятельность;

2. Методы проблемного и развивающего обучения;

3. Дискуссия, урочно-классная конференция;

4. Дифференцированная, коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Виды учебных занятий:

- урок; практическое занятие; лабораторное занятие.

Средства обучения:

схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; тесты.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.


1. Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

2. Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая аттестация

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля. Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.


Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане

Предмет «Обще­ствознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане на изучение обществознания в 5 классе отведён 1 час в неделю, 34 часа в год.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

В 5 классе содержание курса носит преимущественно про­педевтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе­спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю­щий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социаль­ные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человече­ской жизни в теме «Труд» до самого общественно значимо­го - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен­ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса:


Личностные :

- мотивированность на посильное и созидательное уча­стие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз­ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер­жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно­образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно­сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметне результы:

- умении сознательно организовывать свою познаватель­ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- умении выполнять познавательные и практические за­дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимо­стей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объ­екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;


Предметные результаты освоения содержания программы по обществознанию:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха­низмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирую­щих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для лично­сти и для общества;


Содержания курса.

Обществознание. 5 класс.

Вводный урок (1 час).

Знакомство с курсом обществознания. Работа с учебником.

Глава 1. Человек ( 7 часов)

1.Загадка человека(2 ч.)

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

2.Отрочество – особая пора жизни (2 ч.).

Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

3.Практикум по главе (2 ч)

4. Повторение и обобщение по теме (1 ч)

Глава 2. Семья (5 часов)

1.Семья и семейные отношения (1 ч)

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

2.Семейное хозяйство (1 ч)

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

3.Свободное время (1 ч)

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

4.Практикум по главе (1 ч)

5. Повторение и обобщение по теме (1 ч)


Глава 3. Школа (6 часов)

1.Образование в жизни человека (1 ч)

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

2.Образование и самообразование. (2 ч)

Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

3.Одноклассники, сверстники, друзья (1 ч).

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

4.Практикум по главе (1 ч)

5. Повторение и обобщение по главе (1 ч)

Глава 4. Труд (5 часов)

1. Труд – основа жизни (1 ч)

Труд – основа жизни. Содержание и основа труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

2. Труд и творчество (1 ч.)

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

3. Практикум по главе (2 ч)

4. Повторение и обобщение по главе (1 ч)

Глава 5. Родина (8 часов)

1. Наша Родина – Россия ( 1ч)

Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

2. Государственные символы России (2 ч)

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

3. Гражданин России (2 ч)

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

4. Мы – многонациональный народ (1 ч)

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

5. Практикум по главе (1 ч)

6. Повторение и обобщение по главе (1 ч)

Промежуточная аттестация (1 час)

Итоговое занятие (1 час)


















Обществознание. 5 класс (34 часа)

Пояснительная записка.


Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);

- Рабочих программ к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.

- Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования: литература, математика, география, обществознание, биология: Архангельская область/ авт.-сост. Т.В.Молодцова (и др.); отв. За вып. Т.Ю.Артюгина – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014 – 30 с.

Программа ориентирована на учебник Л.Н.Боголюбова и др. «Обществознание» - М., Просвещение, 2015.

В 5 классе рабочая программа рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю), из них:

- 5 часов на повторительно-обобщающие уроки;

- 1 час на промежуточную аттестацию (контрольная работа);

- 1 час на итоговое повторение;

- 8 часов на региональное содержание (РС)

- 8 часов на практические, самостоятельные, лабораторные

Учебно-тематический план

Темы разделов программы

Количество часов

Вводный урок «Что изучает курс».

1

Глава I. Человек.

7

Глава II. Семья (в том числе РС 2).

5

Глава III. Школа (РС 2).

6

Глава IV. Труд (РС 1).

5

Глава V. Родина (РС 3).

8

Промежуточная аттестация

1

Итоговое занятие

1

Всего: 34 часа

Авторская программа по обществознанию в 5-9 классах рассчитана на 188 часов, а по базисному учебному плану – 170 часов (34 часа в год). Авторская программа в 5-6 классах рассчитана на 50 часов (из расчёта 25 ч. в год), но за счёт 7-9 классов, на которые автор выделил 138 часов, стало возможным увеличение часов в 5-6 классах. По 1 часу на вводный урок, на главы «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», на промежуточную аттестацию, итоговый урок, 2 часа на главу «Родина».

Типы уроков:

УИНМ – урок изучения нового материала;

УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний;

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений;

УКИЗ – урок комплексного использования знаний;

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний.


Календарно-тематическое планирование.


урока

Тема и тип урока

Дата прове

дения

Характеристика основных видов деятельности ученика (в соответствии с ФГОС)

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Водный урок «Что изучает курс».

3.09


Предметные: Объяснять значение понятий обществознание, государственные символы, добро. Выявлять характерные черты нового учебного предмета. Описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки.

Метапредметные: Познавательные: сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: научатся планировать свою деятельность на уроке. Овладевать принципом работы с учебником.

Личностные: учиться формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала.

с.5,

вопросы рубрики

«Вспомним» с.10

Глава 1. Человек (7 часов)

2-3

Загадка человека

(УИНМ;

УИПЗЗ)

10.09

17.09


Предметные: Называть отли­чие человека от животно­го; работать с текстом учебника. Характеризовать и конкретизировать конкретными приме­рами биологическое и социальное в природе человека.

Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; сравнивать свойства человека и животного. Коммуникативные: обучающиеся смогут стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: определять цели и личностно значимую проблему урока; действо­вать с учетом выделенных учителем ориентиров

Личностные: Осмысливать гуманистические традиции и цен­ности современ­ного общества. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность че­ловеческой жизни.

§ 1;

за­дания

рубрики

«В клас­се и до­ма»,

с. 14-15.


4-5

Отрочест­во — особая

пора жизни

(комбинированный;УКИЗ)




24.09

1.10


Предметные: Описывать основные черты отрочества, как особого возраста перехода от детства к взрослости.

Метапредметные: Познавательные: характеризовать изучаемые понятия с опорой на личный опыт; выражать свои мысли, делать выводы. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию, допускать существо­вание различных точек зрения. Регулятивные: оценивать полученные на уроке знания и умения.

Личностные: Выражать свою позицию на уровне положительного от­ношения к учеб­ному процессу; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и спосо­бам решения новой задачи. Раскрыть на конкретных примерах значение самостоя­тельности как показателя взрослости

§ 2;

заполнить таблицу в рабочей тетради (зад 1, с.9)


6-7

Практикум «Учимся общаться» (проблемный; УЗЗВУ)

8.10

15.10


Предметные: Научатся объяснять значение новых понятий общение, конфликт; выявлять характерные черты общения.

Метапредметные: Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности. Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Оценивать свои и чужие поступки, свой статус. Регулятивные: анализируют результаты исследований, фиксируют их. Анализировать несложные практические ситуации.

Личностные: формировать способности, анализировать собственные поступки, нести ответственность за свои решения.

Написать эссе на тему «На мой взгляд, для успешного общения необходимо…»


Подготовиться к ПОУ

8

«Человек» (УОСЗ)

22.10

Предметные: Научатся объяснять значение понятий. Обобщать и систематизировать полученные знания.

Метапредметные: Познавательные: применяют свои знания для выполнения заданий различного уровня; точно и грамотно выражать свои мысли. Коммуникативные: Организовывают работу в группе, устанавливают рабочие отношения. Эффективно сотрудничают, приобретают позитивный опыт общения при взаимопроверке в группе. Регулятивные: работают по плану урока, учатся планировать свою деятельность на уроке.

Личностные: развивают навыки уважительного отношения к человеческому достоинству.

Подготовить мини-сообщение «Фото из семейного альбома»

Глава 2. Семья (5 часов)

9

РС Демография посёлка.

Семья и семейные отношения

(УИНМ)

29.10


Предметные: Научатся изучать исто­рию своей семьи; опреде­лять ее функции; характе­ризовать семейно-правовые отношения. Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

Метапредметные: Познавательные: Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исто­рических периодов, самостоятельно выде­ляют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; обменива­ются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выде­ляют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Личностные: Применяют пра­вила делового сотрудничества; сравнивают раз­ные точки зре­ния; оценивают собственную учебную дея­тельность; вы­ражают положи­тельное отноше­ние к процессу познания.

§ 3;

задание 4 с. 16 рабочей тетради

10

РС Трудовая деятельность северян. Семейное хозяйство

(УИПЗЗ)

12.11

Предметные: Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд, ведение домашнего хозяйства; Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Метапредметные: Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают дру­гое мнение и позицию, допускают суще­ствование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результа­ты уровня усвоения изучаемого материа­ла; принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Сохраняют мо­тивацию к учеб­ной деятельно­сти; проявляют интерес к ново­му учебному материалу; вы­ражают положи­тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понимают причины успеш­ности/ неуспеш­ности учебной деятельности

§4,

задания 1,3,6 рубрики «В клас­се и до­ма», с. 38

11

РС Твой досуг. Свободное

время

(УКИЗ)



19.11

Предметные: Объясняют и интерпретируют понятия, уместно используя их во время дискуссии.

Метапредметные: Познавательные: смогут анализировать практические ситуации, связанные с использованием подростками свободного времени. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменивают­ся мнениями, слушают друг друга, пони­мают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают дей­ствия с партнером. Регулятивные: планируют индивидуальную учебную деятельность, составляют хронокарту своей работы и отдыха.

Личностные: описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития; характеризовать значимость здорового образа жизни.

§5,

Составить текст выступления на тему «Здоровый образ жизни – это…»

12

Практикум «Семья» (УЗЗВУ)

26.11


Предметные: Объясняют значение понятий по теме.

Метапредметные: Познавательные: Исследовать се­мью как частичку общест­ва, как первый социаль­ный институт, в котором проходит основная часть жизни человека. Составлять вопросы к тексту, документу. Коммуникативные: Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные: Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы.

Личностные: Высказывать свое мнение.

Подготовиться к уроку повторения и обобщения.

13

«Семья»

(УОСЗ)

3.12

Предметные: Систематизировать и обобщать знания по теме «Семья».

Метапредметные: Познавательные: развивать умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями. Коммуникативные: излагать своё мнение в монологе и диалоге. Регулятивные: выбирать средства достижения цели в группе или паре, работать по алгоритму при решении практических задач.

Личностные: осмысливать семейные ценности, проводить рефлексию собственного вклада в семейный уют.


Глава 3. Школа (6 часов)


14

Образова­ние в жиз­ни челове­ка

(УИНМ)


10.12


Предметные: Определять мотивы обучения детей в школе; описывать ступени школьного образования.

Метапредметные: Познавательные: анализировать ситуацию из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Коммуникативные: владеть устной речью, строить монологическое контекстное высказывание о роли образования в жизни человека. Регулятивные: определять цель учебной деятельности при изучении темы.

Личностные: выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений и свой опыт.

§6

Состав­ление расска­зов

на тему «Школа моей мечты», «Школа вчера, сегодня, завтра» (по выбору)

15-16

Образова­ние и са­мообразо­вание

(УКИЗ; лабораторная работа)


17.12

24.12


Предметные: Объяснять значение понятий, характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры.

Метапредметные: Познавательные: Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Составить кластеры «Образование» и «Самообразование». Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач.

Регулятивные: Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные: Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Сохраняют мо­тивацию к учеб­ной деятельно­сти; проявляют интерес к ново­му учебному материалу; выра­жают положи­тельное отноше­ние к процессу познания; адек­ватно понимают причины успешности/ неуспеш­ности учебной деятельности.

§7;

за­дания

рубрики

«В клас­се и

до­ма»,

с. 64.


17

РС Мои друзья. Одноклас­сники, сверстни­ки, друзья

(комбини­

рованный)

14.01

Предметные: смогут раскрыть значение понятий на конкретных примерах.

Метапредметные: Познавательные: Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: смогут рефлексировать собственный стиль и формы общения с одноклассниками и друзьями.

Личностные: смогут иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

§ 8, написать правила дружной жизни в классе

18

Практикум «Школа» (УЗЗВУ)

21.01

Предметные: раскрыть значение понятий, определять свои от­ношения с одноклассни­ками и друзьями.

Метапредметные: Познавательные: Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Коммуникативные: Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах. Регулятивные: Оценивать результаты работы. Выявлять возможности практического применения получа­емых в школе знаний.

Личностные: Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Подготовиться к ПОУ

19

«Школа»

(УОСЗ)

28.01


Предметные: Систематизировать и обобщать знания по теме «Школа».

Метапредметные: Познавательные: опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения, устанавливать причинно-следственные связи между учёбой и положением человека в обществе. Коммуникативные: смогут работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные: развивать навыки рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками.

Личностные: обучающиеся смогут оценивать личностную значимость обучения; осознавать свои интересы, цели в жизни и возможные пути их достижения.

Подо­брать

и проиллюстрировать по­словицы

и пого­ворки

о труде

Глава 4. Труд (5 часов)

20

РС Предприятия посёлка.

Труд - ос­нова жизни

(УИНМ)

4.02


Предметные: Характеризовать особенности труда как одного из основ­ных видов деятельности человека. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Метапредметные: Познавательные: Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; Различать материальную и моральную оценку труда. Коммуникативные: допускают возмож­ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на пози­цию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность проме­жуточных целей с учётом конечного ре­зультата; составляют план и последова­тельность действий.

Личностные: Содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

§9,

написать эссе на основе предложенной притчи.


21

Труд и творчест­во

(УЗЗВУ)


11.02


Предметные: Смогут раскрыть сущность понятий; объяснить последствия разделения труда, взаимосвязь творчества и труда.

Метапредметные: Познавательные: Смогут расширить представления о творчестве как одном из видов трудовой деятельности. Раскрыть признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Коммуникативные: представлять публичное сообщение о различных жанрах народного творчества; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: смогут определять цель учебной деятельности по изучению темы, работать по плану, сверяясь с целью.

Личностные: Смогут осознавать и стремиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах через уважение к истинным мастерам, создающим своим трудом материальные и духовные ценности.

§10,

задания 3,4,5 рабочей тетради с.53


22-23

Практикум «Учимся творчеству» (УЗЗВУ; УКИЗ)

18.02

25.02

Предметные: научатся выявлять характерные особенности процесса творчества в науке и искусстве.

Метапредметные: Познавательные: Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд. Коммуникативные: самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать и обобщать факты.

Личностные: формирование навыков анализа и проектирования.

Оформить рассказ о мастерах в виде книги;

Подготовиться к ПОУ

24

«Труд» (УОСЗ)


3.03


Предметные: Смогут раскрыть сущность понятий, систематизировать знания о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества.

Метапредметные: Познавательные: находить в адаптированных источниках информацию, необходимую для решения проблемных задач, владеть смысловым чтением. Коммуникативные: участвуют в коллектив­ном обсуждении проблем; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные: смогут выбирать средства достижения индивидуальной и групповой цели; работать по плану, сверяясь с целью, оценивать степень достижения учебной цели.

Личностные: обучающиеся смогут аргументировано оценивать свою позицию и позицию других, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности в моделированных ситуациях по теме.

Подготовить стихо­творе­ния

о Роди­не

Глава 5. Родина (8 часов)

25

РС Моя малая Родина.

Наша Родина — Россия

(УИНМ)

10.03


Предметные: Научатся: определять по­нятие «федерация»; объ­яснять, что значит быть патриотом; раскрывать содержание вопроса «Россия – Федеративное государство». Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».

Метапрредметные: Познавательные: Составлять схему «структура России как федерация»; смогут характеризовать особенности России как многонациональ­ного государства. Коммуникативные: смогут организовать работу в паре на составление схем, кластеров по теме, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов по вопросу «Почему русский язык является государственным?», допускают возмож­ность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадаю­щих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаи­модействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность проме­жуточных целей с учётом конечного ре­зультата; составляют план и последова­тельность действий.

Личностные: Смогут осознавать и стремиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах через уважение к истории своей страны; осознание сущности патриотизма, его ценности. Приводить примеры, характеризующие данное понятие.

§11,

задания 7 и 8 рабочей тетради, с.62-63


26-27

РС Символы области и района. Государст­венные

символы

России

(УИНМ; УИПЗЗ)

17.03

24.03


Предметные: Описывать основные государственные символы Российской Федерации и своего края, знать их историю. Знать текст гимна РФ. Рассказывать о государственных праздниках.

Метапредметные: Познавательные: смогут находить информацию об истории государственных символов; владеть смысловым чтением; вычитывать фактуальную информацию по теме. Коммуникативные: участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных и познавательных задач; использовать ИКТ как инструмент образного знакомства по вопросам темы. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Личностные: Выражают гра­жданскую иден­тичность в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России, проявлять уважительное отношения к символам своей страны.

§12;

задания в рабочей тетради к параграфу 12, с.64-67

28-29

РС Наши ветераны. Гражданин

России

(УИПЗЗ; УЗЗВУ)

7.04

14.04


Предметные: Научатся: определять пра­ва и обязанности граждани­на Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; анализи­ровать таблицы; решать логические задачи; выска­зывать собственное мне­ние, суждения. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Метапредметные: Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товари­щей, родителей и других людей.

Личностные: Выражают граж­данскую идентич­ность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

§ 13, подготовить сообщение и ветеране


30

Мы - многонациональный народ

(УКИЗ)

21.04


Предметные: Научатся: с уважением относиться к образу жизни

и культуре разных наро­дов. Характеризовать и конкретизировать примерами этниче­ские и национальные различия.

Метапредметные: Познавательные: Показывать на конкретных примерах исторического про­шлого и современной жизни российского общества прояв­ления толерантного отношения к людям разных националь­ностей. Коммуникативные: проявляют актив­ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных за­дач (задают вопросы, предлагают помощь и со­трудничество). Регулятивные: смогут включаться в постановку целей, на каждом этапе деятельности контролировать выполнение поставленных целей.

Личностные: Осознают свою этническую при­надлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению мо­ральных дилемм, устойчивое сле­дование в пове­дении социаль­ным нормам.

§14,

составить кроссворд

31

Практикум «Родина» (УКИЗ)

28.04


Предметные: раскрыть значение понятий по теме, систематизировать знания.

Метапредметные: Познавательные: Работать с учебником и дополнительной литературой. Выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность описываемых событий. Коммуникативные: Готовить плакаты на тему «С чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Регулятивные: Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Личностные: Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Подготовиться к ПОУ, повторение ключевых вопросов курса

32

ПОУ по теме

«Родина»

(УОСЗ)

5.05


Предметные: Научатся: определять права и обязанности граж­данина Российской Феде­рации. Получат возможность научиться: работать с тек­стом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные: Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и про­извольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творче­ского и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно исполь­зуют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникатив­ных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные: Осознают себя гражданином многонационального государства.

Подго­товка к к/р

33

Промежуточная аттестация (УПОКЗ)

12.05


Предметные: Обучающиеся смогут обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Метапредметные: Познавательные: смогут строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его структурных единицах, свойствах и связях. Коммуникативные: получат навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

Личностные: воспитание у учащихся морально-волевых качеств, коллективизма, взаимопомощи.


34

ПОУ по теме «Человек и общество» (УЗЗВУ)


19.05

Предметные: обобщают и закрепляют полученные знания за год.

Метапредметные: Познавательные: самостоятельно выде­ляют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы реше­ния поставленных задач. Коммуникативные: проанализируют результаты своей работы и работы одноклассников за год. Регулятивные: обучающиеся смогут наметить перспективы работы в следующем учебном году.

Личностные: Осознают целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывают собственные мировоззренческие позиции, развивают способность адекватной самооценки.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


УМК:


1. Обществознание, 5 класс: учеб: для общеобразоват. организаций / [Л.Н.Боголюбов. Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой – 6-е изд. - М.; Просвещение, 2015. – 127 с.

2. Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь.  Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. - М.: Просвещение, 2014.

3. Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 208 с. – (В помощь школьному учителю)

4. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2011.

5. Региональное содержание образования в контексте ФГОС основного общего образования: литература, математика, география, обществознание, биология: Архангельская область/ авт.-сост. Т.В.Молодцова (и др.); отв. За вып. Т.Ю.Артюгина – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014 – 30 с.


Дополнительная литература для учителя:

1. Е.Н.Калачёва. Промежуточное тестирование. Обществознание. 5 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен» - 2015.

2. Гражданский кодекс РФ

3. Конституция РФ

4. Семейный кодекс РФ

5. Трудовой кодекс

6. Баранов, П.А. Обществознание в таблицах: справ. Материалы /П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012.

7. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Дрофа, 2008.


Электронные ресурсы

1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

2. http://socio.rin.ru/

3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

6. http://www.allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.

7. http://www.fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).

8. http://www. Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари, справочники.

9. http:// history, standart. edu. ru/

10. Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. http:// www. openclass. ru/ communities/

11. Интернет-ресурсы: Преподавание истории и обществознания. Форма доступа. http:// festival. 1 september. Ru/ subjects

12. Архив презентации PowerPoint. – Режим доступа : http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11

13. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru

14. Виртуальный кабинет истории и обществознания. – Режим доступа : http://ant-m.ucoz.ru

15. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http:// schoolcollection.edu.ru

16. Интернет-портал «Рrо школу.ru».–Режим доступа: http://www. proshkolu.ru/user/Safonova50/ folder/1372

17. Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа : http://mirppt. ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13

18. Презентации по обществознанию. – Режим доступа : http://pravo48. narod.ru/PREZENTAZII.htm


Дополнительная литература для учащихся:

1. Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. - М.: Детская литература, 1970.

2. Домострой / под ред. В. Сенина. - СПб: Лениздат, 1992.

3. Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Детская литература, 1967.

4. Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). - СПб: Специальная литература, 1998. 5. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

5 . Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002.

6. Соколов А.В. Граждановедение. - М.: Просвещение, 2005

7. Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.






















6





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!