МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №2» ГОРОДА АЛУШТЫ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей социально-гуманитарного цикла Руководитель МО_______/Стукало И.В./ Протокол от «___» _____ 2017 года № ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ /Захарова Т.В./ «___» _________ 2017года | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «Школа» №2» г. Алушты __________ /Скрипникова М.Н./ Приказ от «___» ________ 2017 года № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования (ФКГОС)
по обществознанию
для 10-А класса
уровень изучения профильный
Составил: Ребикова Мария Александровна, учитель истории и обществознания
Алушта
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обществознание» составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (профильный уровень), утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), авторской программы «Обществознание» 10-11 классы, (профильный уровень) авторов Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы.- М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Обществознание» 10 класс: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.] – М.: Просвещение, 2014 г.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую;
- уверенная работа с текстами различных стилей, владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, участие в проектной деятельности, организация и проведение учебно-исследовательской работы, создание собственных произведений, идеальных моделей, социальных объектов, процессов, явлений. в том числе с использованием ИКТ
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для передачи, систематизации информации, создание баз данных, овладение основными видами публичного выступления;
- в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов, использовать ресурсы Интернета).
В результате изучения обществознания на профильном уровне обучающийся должен
Знать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.;
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текс, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществознаниевыми терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно – следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарных знаний собственного суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Раздел 2. Общество и человек
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Раздел 4. Сознание и познание
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Раздел 5. Личность. Межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Тематическое планирование
№ раздела | Наименование разделов и тем | Количество часов на изучение раздела, темы |
| Вводный урок | 1 |
1 | Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 15 |
| Наука и философия | 3 |
| Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях | 3 |
| Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время | 3 |
| Из истории русской философской мысли | 3 |
| Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор | 3 |
2 | Общество и человек | 20 |
| Происхождение человека и становление общества | 3 |
| Сущность человека как проблема философии | 2 |
| Общество и общественные отношения | 2 |
| Общество как развивающаяся система | 2 |
| Типология обществ | 2 |
| Историческое развитие человека: поиски социальной макротеории | 2 |
| Исторический процесс | 3 |
| Проблема общественного прогресса | 2 |
| Свобода в деятельности человека | 2 |
3 | Деятельность как способ существования людей | 9 |
| Деятельность людей и ее многообразие | 2 |
| Содержание и формы духовной деятельности | 2 |
| Трудовая деятельность | 2 |
| Политическая деятельность | 3 |
4 | Сознание и познание | 17 |
| Проблема познаваемости мира | 2 |
| Истина и ее критерии | 2 |
| Многообразие путей познания мира | 3 |
| Научное познание | 2 |
| Социальное познание | 3 |
| Знание и сознание | 3 |
| Самопознание и развитие личности | 2 |
5 | Личность. Межличностные отношения | 29 |
| Индивид, индивидуальность, личность | 3 |
| Возраст и становление личности | 2 |
| Направленность личности | 3 |
| Общение как обмен информацией | 3 |
| Общение как взаимодействие | 2 |
| Общение как понимание | 2 |
| Малые группы | 2 |
| Групповая сплоченность и конформное поведение | 3 |
| Групповая дифференциация и лидерство | 2 |
| Семья как малая группа | 1 |
| Антисоциальные и криминальные молодёжные группировки | 1 |
| Конфликт в межличностных отношениях | 2 |
| Повторение | 8 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
| Резерв | 7 |
Итого: | | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Сроки выполнения | Кол-во часов на изучение темы | Название темы |
план | факт |
1 | 05.09 | | 1 | Вводный урок |
| | | 16 | Раздел 1.Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность |
2 | 06.09 | | 1 | Наука и философия |
3 | 11.09 | | 1 | Наука и философия |
4 | 12.09 | | 1 | Наука и философия |
5 | 13.09 | | 1 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях |
6 | 18.09 | | 1 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях |
7 | 19.09 | | 1 | Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях |
8 | 20.09 | | 1 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время |
9 | 25.09 | | 1 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время |
10 | 26.09 | | 1 | Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время |
11 | 27.09 | | 1 | Из истории русской философской мысли |
12 | 02.10 | | 1 | Из истории русской философской мысли |
13 | 03.10 | | 1 | Из истории русской философской мысли |
14 | 04.10 | | 1 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор |
15 | 09.10 | | 1 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор |
16 | 10.10 | | 1 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор |
17 | 11.10 | | 1 | Повторение по теме « Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» |
| | | 21 | Раздел 2. Общество и человек |
18 | 16.10 | | 1 | Происхождение человека и становление общества |
19 | 17.10 | | 1 | Происхождение человека и становление общества |
20 | 18.10 | | 1 | Происхождение человека и становление общества |
21 | 23.10 | | 1 | Сущность человека как проблема философии |
22 | 24.10 | | 1 | Сущность человека как проблема философии |
23 | 25.10 | | 1 | Общество и общественные отношения |
24 | 07.11 | | 1 | Общество и общественные отношения |
25 | 08.11 | | 1 | Общество как развивающаяся система |
26 | 13.11 | | 1 | Общество как развивающаяся система |
27 | 14.11 | | 1 | Типология обществ |
28 | 15.11 | | 1 | Типология обществ |
29 | 20.11 | | 1 | Историческое развитие человека: поиски социальной макротеории |
30 | 21.11 | | 1 | Историческое развитие человека: поиски социальной макротеории |
31 | 22.11 | | 1 | Исторический процесс |
32 | 27.11 | | 1 | Исторический процесс |
33 | 28.11 | | 1 | Исторический процесс |
34 | 29.11 | | 1 | Проблема общественного прогресса |
35 | 04.12 | | 1 | Проблема общественного прогресса |
36 | 05.12 | | 1 | Свобода в деятельности человека |
37 | 06.12 | | 1 | Свобода в деятельности человека |
38 | 11.12 | | 1 | Повторение по теме «Общество и человек» |
| | | 10 | Раздел 3. Деятельность как способ существования людей |
39 | 12.12 | | 1 | Деятельность людей и ее многообразие |
40 | 13.12 | | 1 | Деятельность людей и ее многообразие |
41 | 18.12 | | 1 | Содержание и формы духовной деятельности |
42 | 19.12 | | 1 | Содержание и формы духовной деятельности |
43 | 20.12 | | 1 | Трудовая деятельность |
44 | 25.12 | | 1 | Трудовая деятельность |
45 | 26.12 | | 1 | Политическая деятельность |
46 | 27.12 | | 1 | Политическая деятельность |
47 | 15.01 | | 1 | Политическая деятельность |
48 | 16.01 | | 1 | Повторение по теме «Деятельность как способ существования людей» |
| | | 18 | Раздел 4. Сознание и познание |
49 | 17.01 | | 1 | Проблема познаваемости мира |
50 | 22.01 | | 1 | Проблема познаваемости мира |
51 | 23.01 | | 1 | Истина и её критерии |
52 | 24.01 | | 1 | Истина и её критерии |
53 | 29.01 | | 1 | Многообразие путей познания мира |
54 | 30.01 | | 1 | Многообразие путей познания мира |
55 | 31.01 | | 1 | Многообразие путей познания мира |
56 | 05.02 | | 1 | Научное познание |
57 | 06.02 | | 1 | Научное познание |
58 | 07.02 | | 1 | Социальное познание |
59 | 12.02 | | 1 | Социальное познание |
60 | 13.02 | | 1 | Социальное познание |
61 | 14.02 | | 1 | Знание и сознание |
62 | 19.02 | | 1 | Знание и сознание |
63 | 20.02 | | 1 | Знание и сознание |
64 | 21.02 | | 1 | Самопознание и развитие личности |
65 | 26.02 | | 1 | Самопознание и развитие личности |
66 | 27.02 | | 1 | Повторение по теме «Сознание и познание» |
| | | 25 | Раздел 5. Личность. Межличностные отношения |
67 | 28.02 | | 1 | Индивид, индивидуальность, личность |
68 | 05.03 | | 1 | Индивид, индивидуальность, личность |
69 | 06.03 | | 1 | Индивид, индивидуальность, личность |
70 | 07.03 | | 1 | Возраст и становление личности |
71 | 12.03 | | 1 | Возраст и становление личности |
72 | 13.03 | | 1 | Направленность личности |
73 | 14.03 | | 1 | Направленность личности |
74 | 20.03 | | 1 | Направленность личности |
75 | 21.03 | | 1 | Общение как обмен информацией |
76 | 02.04 | | 1 | Общение как обмен информацией |
77 | 03.04 | | 1 | Общение как обмен информацией |
78 | 04.04 | | 1 | Общение как взаимодействие |
79 | 10.04 | | 1 | Общение как взаимодействие |
80 | 11.04 | | 1 | Общение как понимание |
81 | 16.04 | | 1 | Общение как понимание |
82 | 17.04 | | 1 | Малые группы |
83 | 18.04 | | 1 | Малые группы |
84 | 23.04 | | 1 | Групповая сплоченность и конформное поведение |
85 | 24.04 | | 1 | Групповая сплоченность и конформное поведение |
86 | 25.04 | | 1 | Групповая дифференциация и лидерство |
87 | 28.04 | | 1 | Групповая дифференциация и лидерство |
88 | 07.05 | | 1 | Семья как малая группа |
89 | 08.05 | | 1 | Антисоциальные и криминальные молодёжные группировки |
90 | 14.05 | | 1 | Конфликт в межличностных отношениях |
91 | 15.05 | | 1 | Конфликт в межличностных отношениях |
92 | 16.05 | | 1 | Повторение по теме «Личность. Межличностные отношения» |
93 | 21.05 | | 1 | Итоговое повторение «Обществознание. 10 класс» |
94 | 22.05 | | 1 | Итоговая контрольная работа |
95 | 23.05 | | 1 | Итоговое повторение «Обществознание. 10 класс» |
96 | | | 1 | Резервный урок |
97 | | | 1 | Резервный урок |
98 | | | 1 | Резервный урок |
99 | | | 1 | Резервный урок |
100 | | | 1 | Резервный урок |
101 | | | 1 | Резервный урок |
102 | | | 1 | Резервный урок |