СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Мировой художественной культуре 11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по МХК по учебнику Емохоновой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан



«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы

учителей предметов по учебно-воспитательной

гуманитарного цикла работе

______________ /Т.А.Гогова/ ____________ /В.Г.Толокнова/ протокол № 2

от «23» октября 2017 г «24» октября 2017 г Приказ № 69 «24»октября 2017 г

Руководитель ШМО

______________ /С.С.Макарова/



Рабочая программа

по мировой художественной культуре

на 2017-2018 учебный год

11 класс


Учитель русского языка

и литературы: Макарова С.С.

Год составления: 2017 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Настоящая рабочая программа по мировой художественной культуре 11 класса составлена на основе следующих документов:


- Федерального закона (от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.8, п.9;


- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);


- Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре;

- Авторской программы по мировой художественной культуре для 10 – 11 классов Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2007



- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;


- Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312);

- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2017-2018 учебный год, приказ № 66 от 28.08.2017г.;


- Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2017-2018 учебный год, приказ № 67 от 28.08. 2017 г.










Структура документа

Рабочая программа по мировой художественной культуре представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование, список литературы.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на два года обучения (10-11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В связи с изменениями Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2017-2018 учебный год в 10 классе (27 часа) предлагается изучение культуры Древнего мира, раннехристианского искусства, искусства Средних веков с акцентом на культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арснова как переходного от Средних веков к Ренессансу, культуры Дальнего и Ближнего Востока; в 11 классе (26 часов) изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVII века», «Художественная культура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художественная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации программы – 1 год.


Общая характеристика учебного предмета

Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе. 3 Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни. В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Для культуры Китая — это мифологические представления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и женского земного инь, определяющие ее традиционность и устойчивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсюду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «космическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвратиться, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгамбра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голубой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитектуры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением метафоры рая. Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в ярких, чувственных образах. Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характеристики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архитектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт- Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Возрождения в Италии в авторскую программу включено творчество Донателло, возродившего античные традиции в рельефе и круглой скульптуре. Это способствует целостности восприятия процессов развития пластики от греческой классики, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портрета (также не включенных в обязательный минимум содержания, но присутствующих в авторской программе) до новаторства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрождения. 4 Место учебного

Изучение МХК направлено на достижение следующих целей:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно- исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

Задачи учебного курса:

- раскрывать истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран;

- познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;

- воспитывать художественный вкус;

- развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно- творческие способности.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

Художественная культура эпохи Возрождения


7

2

Художественная культура XVII века


4

3

Художественная культура XVIII —первой половины XIX века


7

4

Художественная культура второй половины XIX —начала XX века


4

5

Художественная культура XX века


4


ИТОГО

26





СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА



Художественная культура эпохи Возрождения

Возрождение в Италии. Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

Северное Возрождение. Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

Художественная культура XVII века

Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в кафедральном соборе в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Сoncerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею»: «Сжалься надо мной, Господи».

Классицизм. «Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

Художественная культура XVIII — первой половины XIX века

Рококо. Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Неоклассицизм, ампир. Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: Dies irae, Lacrimosa. Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю». Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу». Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Романтизм. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Литературная тематика. Данте Габриел Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

Художественная культура второй половины XIX — начала XX века

Реализм. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. Песня «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм. Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».

Модерн. Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».

Художественная культура XX века

Модернизм. Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали.

«Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура. Фрэнк Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр. Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сычуани ». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец “Потемкин”». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра». Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. «Реквием».

Постмодернизм. Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мэй Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».



















календарно - тематическое планирование ПО МХК 11 КЛАСС


урока

темы

Дата проведения

Тема урока

Теория

Практика

Контроль

Примечание











по плану

факт







ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (7 ЧАСОВ)

1


1


27.10


Возрождение в Италии (3 часов)

Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты.

Образ площади и улицы в живописи.

Ренессансный реализм в скуль­птуре.

Гуманистическое видение мира как основа культуры Воз­рождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «иде­ального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито.

Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Ис­целение тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донател­ло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида.

Запись тезисов в тетрадях

Выборочная проверка записей тезисов. Фронтальный опрос.








Составление таблицы с опорой на имеющиеся знания

Беседа, фронтальный опрос


2

2



Высокое Возрождение. Качественные изменения в жи­вописи.

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.

Вы­сокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Но­вая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живопи­си и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас».

Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.

Задания по карточкам

Фронтальный и индивидуальный опрос.











3

3



Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу.

Особенности венецианской школы живописи. Эстетика поздне­го Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «стро­гого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

Презентация. Беседа на основе иллюстраций

Устный опрос


4

1



Северное Возрождение (4часа)

Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карна­вальный характер Возрождения в Нидерландах.

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнаваль­ный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живо­писный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу».


Лекция с

элементами

беседы. Работа с

иллюстрациями

Устный опрос


5

2



Мистический характер Возрождения в Германии.

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Карти­на «Четыре апостола».

Лекция, конспект

нового материала



6

3



Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.

Светский характер французского Ренес­санса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном ис­кусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже.

Составление

таблицы



7

4



Ренессанс в Англии. Драматургия.

Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: траге­дия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

Составление

словарика по теме



8

1



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (4 ЧАСА)

Барокко (3 часа)

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера.

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме.

Презентация.

Работа с разными

источниками

Проверочная работа


9

2



Специфика русского барокко.

Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербур­ге. Екатерининский дворец в Царском Селе.

Беседа на основе

иллюстраций



10

3



Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма.

Музыка барокко.

Плафонная живо­пись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклоне­ние имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенден-ций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Ру­бенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антвер-пене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра».

Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

Презентация.

Работа с разными

источниками



11

1



Классицизм – 1 ч.

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитекту­ре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Фран­ции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

Лекция, конспект

нового материала



12

1



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

Рококо (1 час)

Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо.

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Му­зыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Лекция Защита презентации

Самостоятельная работа


13

1



Неоклассицизм, ампир (5 часов)

Музыка Просвещения.

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Люд­виг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната».

Составление словарика по теме



14

2



Образ «идеального» города в классицистических ан­самблях Парижа и Петербурга.

Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Пари­же. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптур­ный декор. Иван Иванович Теребнев.«Выход России к морю»

Создание эскизов



15

3



Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампи­ра. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайлов-ский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Лекция, конспект

нового материала



16

4



Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической

живописи.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Пом­пеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Лекция, конспект

нового материала.

Составление

словарика по теме



17

5



Зарождение классической музыкальной школы в России.

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в опер­ном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразитель­ные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Рус­лан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музы­ке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Презентация.

Работа с разными

источниками



18

1



Романтизм (1 час)

Романтический идеал и его воплощение в музыке.

Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя.

Романтический идеал и его воплоще-ние в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опе­ра «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1».

Живопись романтиз­ма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзоти­ка и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Францис-ко Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

Лекция, конспект

нового материала.

Прослушивание

ф/хрестоматии

Тестирование


19

1



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (4 ЧАСА)

Реализм (2 часа)

Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».


Презентация.

Составление

плана лекции



20

2



Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке.

Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке.

Направления в развитии русской музыки. Соци­альная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

Лекция, конспект

нового материала.

Прослушивание

ф/хрестоматии



21

1



Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (1 час)

Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке.

Символизм в живописи. Постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».

Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Са­ломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Ку­пальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пей­заж с павлином».

Лекция, конспект

нового материала.

Составление

словарика по теме



22

1



Модерн (1 час)

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.

Мифотворчество — харак-терная черта русского модер-на в живописи. Специифика русского модерна в музыке.

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Имп­рессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака».

Лекция, конспект

нового материала



23

1



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (4 ЧАСА)

Модернизм (3 часа)

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живо­писной повер-хности в экспрессионизме. Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразитель­ности в абстракционизме. Иррацио-нализм подсознательного в сюрреализме. Функционализм

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живопис­ной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Крас­ный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстрак ционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Саль­вадор Дали. «Тристан и Изольда».

Работа с

иллюстрациями.

Участие в

дискуссии



24

2



Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм.

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитек­тура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия.

Лекция с

элементами

беседы. Работа с

иллюстрациями



25

3



Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.

Кинематограф.

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Констан­тина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Не­мировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани».

Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».

Составление

плана лекции.

Просмотр

видеоклипов.



26

1



Постмодернизм (1 час)

Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы».

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.

Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к ми­фологическим истокам. Новые виды искусства и формы синте­за. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасид­ский Дюшан».

Презентация.

Составление

плана лекции

Итоговое тестирование




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Программа

Учебник

Методические пособия

Дидактические пособия

Контрольные материалы

Л.Г. Емохонова

Мировая художественная

культура.

Программа для

10-11 классов

(базовый уровень).

М.: Издательский центр «Академия», 2007

Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2014

Учебник соответствует ФГОС ООО, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включён в Федеральный перечень.

Примечание Извлечение из федерального списка рекомендованных учебников

2.3.2.2.1.1 Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень) 10 Образовательно-издательский центр «Академия» http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4974/55653/

2.3.2.2.1.2 Емохонова Л .Г. Мировая художественная культура (базовый уровень) 11 Образовательно-издательский центр «Академия» http://www.academia-moscow.ru/catalogue/4974/55657/




Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2009


Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2008год.


Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2008

















MULTIMEDIA – поддержка предмета

1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453- 552f31d9b164

2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Портал «Музей России» www.museum.ru

Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org

Государственный Русский музей www.rusmuseum.ru

Государственная Третьяковская галерея www.tretyakovgallery.ru

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина www.museum.ru/M296

Музей Лувр www.louvre.historic.ru

Архитектура России (www.archi.ru) один из самых интересных сайтов.

Виртуальный музей живописи www.museum-online.ru – собрание картин самых известных художников от эпохи Возрождения до XXI в. Импрессионизм www.impressionism.ru – содержит информацию о художниках- импрессионистах, их произведениях, выставках, музеях, в которых хранятся картины импрессионистов.

Искусство мира www.world-art.ru

История искусств artyx.ru – интернет-библиотека по искусствоведению.

Классическая музыка www.classic-music.ru Культура России www.russianculture.ru

Энциклопедия Санкт-Петербурга www.encspb.ru Виртуальные художественные галереи

http://smallbay.ru/grafica.html – богатая виртуальная галерея.

http://www.kontorakuka.ru/museums/main.htm?right – музеи мира.

http://www.smirnova.net/promo_line/ – ссылки на лучшие сайты по искусству с комментариями.

http://staratel.com/ – подробные биографии художников, виртуальная галерея.

Виртуальные энциклопедии по искусству: http://www.arthistory.ru/museum.htm – история изобразительного искусства.

http://artclassic.edu.ru/ – коллекция МХК Российского образовательного портала.

Методические разработки – http://window.edu.ru/resource/558/19558 http://festival.1september.ru/articles/subjects/28 – статьи учителей по МХК и ИЗО. http://setilab.ru/ – сетевые исследовательские лаборатории, сайт для творческих педагогов. http://setilab.ru/modules/lab_art_edu/view.article.php/1?category=1&article=1&page=1 – лаборатория «Галерея художественных методик» http://www.art.ioso.ru/program_isk.htm – сайт «Искусство» ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ , ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ.

http://academia-moscow.ru/reader/?id=95320




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!