СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (10 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (10 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (10 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БРАТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

на заседанииШМО

социально-гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

_______Клочкова Н. П.

«____»__________2016г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____ Погорелая Л. В.

«____»_________2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ Братский УВК

______ Олейник А. В.

«_____»__________2016г.



Рабочая программа

учебного предмета

«Мировая художественная культура»»

10 класс

на 2016-2017 учебный год




Подготовила

учитель украинского языка и МХК

Валько Ирина Сергеевна







Год составления программы – 2016

Изучение мировой художественной культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующихцелей:

  • формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • воспитание художественного вкуса;

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

задачи курса:

  • помочь учащемуся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, оказать реальную помощь обучающемуся в осознании окружающего мира.

В основе Рабочей программы лежат следующие нормативные правовые документы:

Нормативно-правовое обеспечение преподавания предмета (законодательные и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня).

Федеральные документы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

    5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

    7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

    8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206)

    10. Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15) http://fgosreestr.ru/.

    11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15 )http://fgosreestr.ru/.

    12. «Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы».

Региональные документы:

    1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

    2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».

    3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

    4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».

    5. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».

    6. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

Обоснование выбора программы

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.

Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафикси­рованного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта общего образования в соответствии с требованиями программы развития МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1».

Изменения, внесённые в программу

Программа используется без каких – либо изменений.

Специфика предмета.

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

Содержание программы по мировой художественной куль­туре базируется на принципе культурных доминант с выделе­нием наиболее ярких памятников каждой исторической эпо­хи в различных странах. Это позволяет через знакомство с про­изведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников куль­туры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характери­стики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архи­тектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Воз­рождения в Италии в авторскую программу включено твор­чество Донателло, возродившего античные традиции в релье­фе и круглой скульптуре. Это способствует целостности вос­приятия процессов развития пластики от греческой класси­ки, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портре­та (также не включенных в обязательный минимум содержа­ния, но присутствующих в авторской программе) до новатор­ства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрожде­ния.

Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) пред­лагается изучение культуры Древнего мира, раннехристиан­ского искусства, искусства Средних веков с акцентом на куль­туру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арснова как переходного от Средних веков к Ренессансу, куль­туры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Ху­дожественная культура XVII века», «Художественная куль­тура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художе­ственная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему цен­ностей, а логика исторического линейного развития — от перво­бытного мира до культуры XX века — дает основу для сравни­тельного анализа, «межвременного диалога» различных куль­тур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения пре­дельно полной картины культурного развития выбраны все наи­более значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Ки­тай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Значительное место в программе отведено совре­менной художественной культуре, знание и понимание кото­рой способствует самоидентификации молодых людей в совре­менном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуаль­ного художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры разви­вает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возмож­ность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Про­блемное поле отечественной и мировой художественной куль­туры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора раз­вития, для более четкого осознания своей национальной и куль­турной принадлежности.

Место и роль учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом программа рассчитана на 34 часа (из расчёта один учебный час в неделю), в том числе 3ч контрольных работ, 4 ч практических работ.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Особенностью курса по мировой художественной культуре, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса, но также формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.
Форма организации образовательного процесса – урок, семинар, практикум, путешествие, зачёт, защита проектов.

Использование технологий обучения.

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;технологии, построенные на основе объяснительно- иллюстрированного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного процесса.

  • Технологии проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.

  • Личностно - ориентированные технологии обучения.

  • Технологии индивидуализации обучения.

  • Информационно – коммуникативные технологии.

  • Технологии критического мышления.

  • ИКТ.

Основными механизмами формирования ключевых компетенций является разная форма организации обучения и использования технологий, в процессе которых формируются деловые личностные качества учащихся, комплекс знаний, умений и навыков, выступающих основой решения учебных задач

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Виды и формы контроля:

тематический:

  • устные иписьменные высказывания по изученным темам(рассказ о произведении архитектуры, рассказ по заданной теме с опорой на слайдовую презентацию )как форма диагностики уровня речевой культуры и понимания основных аспектов содержания художественного произведения. Сочинения (эссе, рецензия, отзыв). Тестирование.

текущий (промежуточный):

  • проверка усвоения навыков сравнительного анализа разных культур (анализ произведений живописи, скульптуры,музыки, лирического произведения), творческих работ (проекты, рефераты, доклады);

  • различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи;

  • участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах.

итоговый:

  • контрольные работы, устные и письменные зачёты, защита проектов и другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.

Планируемые результаты

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требованиям к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Программа

Программа Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.


Учебник

«Мировая художественная культура» 10 класс. Москва ИЦ «Академия» 2014год. Автор :Л.Г. Емохонова.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва ИЦ«Академия»2014год . Автор : Емахонова Л.Г., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультантЕмахонова Л.Г.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА10 КЛАСС (34 ЧАСА)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние обра­зы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: ми­ровое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как спо­соб иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — вос­произведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осири­су. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славян­ские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первич­ного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусст­ва. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геомет­рический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

Знать особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

Уметь понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе.

Вид контроль: тематический; реферат

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)

Месопотамия (1 час)

Месопотамскийзиккурат — жилище бога. ЗиккуратыЭтте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кир­пич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобра­зительного искусства.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроль: тематический; письменное высказывание

Древний Египет (2 часа)

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовоз­рождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Сар­кофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроль: тематический; доклад.

Древняя Индия (2 часа)

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и свя­щенной горы. Храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо. Куль­товые сооружения буддизма как символ космоса и божествен­ного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддий­ской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фреско­вая роспись пещерных храмов Аджанты.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроль: тематический; творческое задание


Древняя Америка (1 час)

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой ар­хитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — про­образ храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

Крито-микенская культура (1 час)

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроль: тематический; презентация.

Древняя Греция (4 часа)

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция гре­ческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афи­ны в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологиче­ской, эстетической программы афинского Акрополя. Скульп­тура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней класси­ки. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометриче­ского стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина грече­ской пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Ме­нада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурно­го декора. Пергамский алтарь.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроль: тематический; сочинение-эссе.

Древний Рим (2 часа)

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основ­ные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Ав­густ, Константин Великий.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроль: тематический; доклад.

Раннехристианское искусство (1 час)

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Кон­станции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

- Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроля: тематический; защита проектов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)

Византия и Древняя Русь (7 часов)

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитек­турная символика крестово-купольного храма. Порядок разме­щения декора. Космическая, топографическая, временная сим­волика крестово-купольного храма и его стилистическое мно­гообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Пре­ображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном деко­ре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в ико­нописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благове­щенского собора Московского Кремля. Московская школа ико­нописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигород­ского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национально­го единения русских земель. Эволюция московской архитек­турной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансам­бле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский со­бор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Цер­ковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые роспи­си на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

- Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроля: тематический; письменный зачёт.

Западная Европа (4 часа)

Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Ар­хитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла

Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый де­кор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического хра­ма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Пари­же. Григорианский хорал. Основные этапы развития готиче­ского стиля. Региональные особенности готики. Франция: со­бор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёль­не, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вест­минстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

- Знатьосновные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроля: тематический; тестирование.

Новое искусство — Арснова (3 часа)

Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Ан­тичный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арснова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смер­ти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арснова. Специфика Арс нова на Се­вере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроля: тематический; защита проектов.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА)

Китай (1 час)

Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологиче­ских и религиозно-нравственных представлений Древнего Ки­тая.

Япония (1 час)

Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

Ближний Восток (2 часа)

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооруже­ний. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульман­ского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.

Внутрипредметные и межпредметные связи: история, литература

- Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры.

- Понимать особенности языка различных видов искусства.

- Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

- Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества.

Вид контроля: итоговый; зачёт.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Мировая художественная культура 10 класс 34 ч

(29ч + 1ч РР + 4ч контроля)

п\п


Разделы, темы



Кол-во

часов, отведённое на изучение учебного материала


Кол-во часов, отведённое на проведение контрольных мероприятий

I

Художественная культура ПЕРВОБЫТНОГО МИРА

1

Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы.

1


2

Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа.

1



3

Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Геометрический орнамент.

1


Урок контроля. 1 ч

Контрольная работа по теме «Художественная культура первобытного мира»

II

Художественная культура ДРЕВНЕГО МИРА


Урок контроля 1ч

Зачёт по теме «Художественная культура Древнего мира»

1

Месопотамия

1


2

Древний Египет

2



3

Древняя Индия

2



4

Древняя Америка

1



5

Крито – микенская культура

1


6

Древняя Греция.

3


7

Древний Рим.

2


8

Раннехристианское искусство.

1



III

Художественная культура

СРЕДНИХ ВЕКОВ.

9

Византия и Древняя Русь.

4

Урок развития речи. 1 ч

Сравнительный иконографический, культурно-исторический анализ различных эпох, видов искусства.




Урок контроля. 1 ч

Зачёт по теме

«Культура Средних веков».

10

Западная Европа.


3


11

Новое искусство – Арснова


3


IV

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века

Урок контроля. 1 ч

Контрольная работа.

12

Китай


1


13

Япония


1


14

Ближний Восток


1



Итого


34



Уроки развития речи.



2



Уроки контроля

3



Требования к уровню подготовки учащихся

нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружа­ющем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодей­ствовать с ними и успешно функционировать в обществе.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государ­ственном стандарте, ученик должен:

знать /понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с опре­деленной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произ­ведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сооб­щения);

использовать приобретенные знания в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях клас­сики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

С учетом мировоззренческого характера дисциплины соот­ношение между традиционной урочной и внеурочной деятель­ностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены назва­ния памятников культуры, знакомство с которыми желатель­но для получения более полной и красочной картины художе­ственного развития, но изучение которых на уроке необязатель­но. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволя­ли бы анализировать произведения искусства.

Литература

1 .Аксенова А.Д. Энциклопедия для детей, т. 7 Искусство – М., Аванта, 1999

2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм – М., «Высшая школа», 1997.

3. Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру «Вариации прекрасного» - М., Айрис Пресс, 2004

4. Вощинина А.И. Античное искусство. – Издательство Академии Художеств СССР, 1962

5. Зарецкая Д.М. Мировая художественная культура, - М., Издательский центр АЗ, МСК, 1999

6. Кондратов Этруски. Загадка номер один. – М., Знание, 1972

7. Кононенко И. Культурология в терминах, понятиях, именах. – М., Щит,2000

8. Пешикова Л.В. Минимум содержания образования по предмету МХК – М., ООО « Фирма МХК» 2000

9. Мейерович М. Шлиман.- М., Дет. Лит., 1966

10. Подосинов А.В. Рим: Боги и герои. – Тверь, Мартин Полина, 1995

11. Предтеченская Л.М. Пешикова Л.В. Мировая художественная культура. Методические рекомендации. М., ООО «

Фирма МХК»,2001

12. Смирнова В. Герои Эллады, - А-А, «Жалын», 1991

13. Смирнова В.В. МХК, часть 1. Культура Древнего Египта, Месопотамии и античного средиземноморья, - М. АЗ, 1995

14. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима- М., Просвещение 1996

15. Триста веков искусства. Сборник. – М., Искусство, 1976

16. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура.- Ростов на Дону, Феникс, 2004

17. Юань К.Э. Мифы Древнего Китая, - М., Наука, 1987

18. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура – М., Новая школа, 1996


Список цифровых образовательных ресурсов:

1.ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

2. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

3. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

4. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

5. ЦОР «Мировая художественная культура»

6. Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

7. « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

8. « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

9. « История древнего мира и средних веков» электронный вариант

уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры», «Архитектура».













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

10 класс (34 часа)

п/п



урока в теме


Тема урока

Кол-во

часов

Виды контроля

Дата проведения

Плановая

Фактическая

I

Художественная культура ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3ч +1ч контроля)

1

1

Миф — основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Древние образы.

1

Предварительный; опрос;

творческое задание



2

2

Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа.

1

Текущий; опрос;

письменное высказывание



3

3

Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Геометрический орнамент.

1

Текущий; проект



4

1

Урок контроля. 1 ч

Контрольная работа по теме «Художественная культура первобытного мира»

1

Тематический, к р.



II

Художественная культура ДРЕВНЕГО МИРА

(13ч+1ч контроль)

5

1

Месопотамскийзиккурат — жилище бога. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства.

1

Текущий; опрос;

Участие в коллективном диалоге



6

2

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некропо­лей. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра.

1

Текущий; творческое задание




7

3

Магия. Декор гробниц.

Канон изображения фигуры на плоскости.

1

Текущий; опрос;

аргументированный ответ на вопрос



8

4

Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора.

1

Текущий; творческое задание



9

5

Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия.

1

Текущий; опрос;

презентация



10

6

Храмовая архитектура индейцев Месамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь.

1

Текущий; проектная деятельность



11

7

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

1

Текущий; творческая работа



12

8

Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.

1

Текущий; сообщения



13

9

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.

1

Текущий; письменное высказывание



14

10

Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики.

1

Текущий; презентация



15

11

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора.

1

Текущий; реферат



16

12

Особенности римского градостроительства. Общественные здания периодов республики и империи.

1

Текущий; сообщения



17

13

Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора.


1

Текущий; проектная деятельность



18

1

Урок контроля

Зачёт по теме «Художественная культура Древнего мира»

1

Тематический; зачёт



III

Художественная культура СРЕДНИХ ВЕКОВ

(11ч +1ч РР +1ч контроль)

19

1

Раннехристианское искусство

Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика.


1


Текущий; письменный ответ на вопрос



20

2

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика.

1

Текущий; сообщения



21

3

Топографическая и временная символика храма. Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси.

1

Текущий; опрос



22

4

Византийский стиль в мозаичном декоре.

Византийский стиль в иконописи. Икона.


1

Текущий; творческое задание



23

5

Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. Московская архитектурная школа.

1

Текущий; творческое задание



24

6

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев.


1

Текущий; проектная деятельность



25

1

Урок развития речи. 1 ч

Сравнительный иконографический, культурно-исторический анализ различных эпох, видов искусства.

1

Текущий; сравнительный анализ



26

7

Западная Европа

Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор.


1


Текущий; доклад.




27

8

Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах.

1

Текущий; доклад.презентация



28

9

Готика. Готический храм — образ мира. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Основные этапы развития готического стиля. Регио­нальные особенности готики. Франция

1

Текущий; проектная деятельность



29

10

Проторенессанс в Италии. Эстетика Аре нова в литературе.


1

Текущий; сообщения



30

11

Аллегорические циклы Арснова.

Специфика Аре нова на Севере.


1

Текущий; сообщения, творческое задание



31

1

Урок контроля. Зачёт по теме «Культура Средних веков»

1

Тематический; зачёт



IV

Художественная культура ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (3ч +1ч контроль)

32

1

Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.

1

Текущий; письменный ответ на вопрос



33

2

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

1

Текущий; презентация



34

1

Контрольная работа по теме

1

Итоговый; контрольная работа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!