Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Рассмотрено: на школьном методическом совете Протокол №_______ от«___»________2014 г. | Согласовано: Зам. директора по УВР _______В. М. Михайлова «____»_________201__г. | Утверждаю: директор МБОУ «СОШ№10» ___________Т.А. Венцкене «____»_______201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Математике»,
6 класс
2014-2015 учебный год
Учитель:
Зубова Наталья Сергеевна
г. Зима
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта (2004 г.);
авторской программы по математике «Математика 5-6 классы», И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович, издательство «Мнемозина», 2011 год;
учебного плана МБОУ «СОШ№10» на 2014-2015 учебный год, с учетом целей и задач образовательной программы школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.
В настоящей программе реализуется программа развития школы «Развитие культурно-образовательного пространства школы малого города» через включение задач по истории родного города в уроки и факультативные курсы (решение и составление задач, используя различный исторический материал).
Рабочая программа составлена с учетом сформированности мотивационной, интеллектуальной и волевой сфер индивидуальности обучающихся, их образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и специфики классного коллектива. В классе обучаются 24 человека. 14 учащихся имеют «4» и «5» – это дети с высоким уровнем способностей и мотивацией учения. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания, как на этапе отработки учебного материала, так и на этапе контроля. Низкий уровень мотивации имеют 6 человек. В организации работы с ними включены задания по образцу, алгоритму, задания обязательной подготовки. Учащиеся 6-го класса готовы использовать ранее полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач.
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с положительными и отрицательными числами, овладевают навыками составления уравнений и решения различных уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Цели изучения курса
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
Согласно учебному плану школы на 2014-2015 учебный год на изучение курса математики отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование:
1) в разделе «Положительные и отрицательные числа» 3 часа резервного времени использованы: для подготовки к контрольной работе № 1 и № 2, № 3
2) в разделе «Преобразование буквенных выражений» 2 часа резервного времени использованы: для подготовки к контрольной работе № 4 и № 5
3) в разделе «Делимость натуральных чисел» 2 час резервного времени использованы: для подготовки к контрольной работе № 7 и на изучение темы «Наибольший общий делитель».
4) в разделе «Математика вокруг нас» 2 час резервного времени использованы для повторения.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Содержание тем курса.
АРИФМЕТИКА
Рациональные числа (40 ч) Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Натуральные числа (20 ч)
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Делимость произведения. Делимость суммы и разности чисел. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Дроби (40 ч)
Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Решение текстовых задач на применение всех арифметических действий с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием. Решение текстовых задач на нахождение числа по его части и части от числа.
НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ КУРСА АЛГЕБРЫ
Алгебраические выражения. Уравнения (44 ч)
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую. Решение уравнений, содержащих обыкновенные дроби.
Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).
Отношения. Диаграммы. Пропорциональность величин. Свойство пропорции. Решение текстовых задач на нахождение неизвестных членов пропорции.
Координаты (8 ч)
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Координаты противоположных чисел. Геометрический смысл модуля числа. Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих модуль. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.
НАЧАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФАКТЫ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
Геометрические фигуры и тела, симметрия на плоскости (12 ч)
Поворот. Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число p. Длина окружности. Площадь круга. Простейшие геометрические построения: построение фигур, симметричных данным, относительно точки и прямой; построение прямой, параллельной данной, проходящей через данную точку; построение центра данной окружности.
Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади сферы и объема шара. Решение текстовых задач на применение формул площадей и объёмов геометрических фигур и тел.
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Первые представления о вероятности (6 ч)
Правило умножения для комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач с использованием правила умножения.
Первое представление о понятии «вероятность». Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности наступления или не наступления события в простейших случаях. Решение текстовых задач на определение вероятности случайных событий в простейших случаях.
Предполагаемые результаты.
Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. Такой подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным ученикам усваивать материал за рамками базового курса. Результаты обучения задаются в требованиях подготовки учащихся, которые должны быть достигнуты всеми учащимися 6 класса, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации.
Требования к уровню подготовки шестиклассников
Учащиеся должны иметь представление:
о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел;
о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; о подсчете вероятности;
о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах.
Учащиеся должны уметь:
использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений, применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
решать линейные уравнения, применять данные умения для решения задач;
решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
составлять и решать пропорции;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
вычислять длину окружности, площадь круга.
Формами организации урока являются фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль осуществляется с помощью математических диктантов, самостоятельных и проверочных работ, тестов, блицопросов, тренажеров, устных ответов.
Тематический контроль осуществляется по завершению крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, тренажеров.
Итоговый контроль осуществляется по завершению учебного материала, как оценка результатов обучения за определённый достаточно большой промежуток времени – модуль, полугодие, год.
Методы и формы организации контроля
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение.
Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.
Блицопрос заключается в проверке первичного усвоения темы. Состоит из 5-6 заданий на 5-7 мин.
Тренажеры - электронные и печатные. Они дают возможность тренировать учеников в решении задач и примеров по темам математики 6 класса и обеспечивают эффективную тренировку учеников в устном счете и решении типовых задач. Электронные тренажеры позволяют объективно оценить знания по выбранной теме (оценка выставляется компьютером). Применяю тренажеры как на обычном компьютере при индивидуальном обучении, так и в классе при использовании электронной интерактивной доски.
Тренажеры имеют два режима работы:
1. Режим обучения. Предназначены для использования учеником во время учебного процесса. Он выбирает тему, а тренажер генерирует задание. Каждое последующее задание по теме отличается от предыдущего параметрами, условием и формулировкой вопроса.
2. Режим контроля. В этом режиме формируется группа из нескольких заданий, решение которых позволяет объективно оценить знания по выбранной теме (оценка выставляется компьютером).
Тестирование.
тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных);
тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.)
Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (ещё не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы являются проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач: осознание понятий, ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Контрольные работы используются при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьника по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Итоговая промежуточная аттестация проходит в форме теста или контрольной работы.
Система контроля складывается из следующих компонентов:
Математические диктанты и блицопросы - формы проверочной работы. Проводятся с целью проверки первичного усвоения темы, т.е. обязательный минимум знаний. Обычно на втором уроке после изучения темы. Выставляются только положительные оценки.
Тестирование. Оцениваются выборочные работы.
Самостоятельные работы проводятся с целью проверки закрепления изученной темы. Выставляются только положительные оценки.
4. Тренажеры - электронные и печатные. Оценка выставляется компьютером за электронные тренажеры, печатные оцениваются все работы.
5. Контрольные работы составлены по крупным блокам материала или главам учебника, есть итоговая контрольная работа. В каждой работе по 5-6 заданий, первые три из них соответствуют уровню обязательной подготовки, последние задания, более продвинутые по уровню сложности. На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Оцениваются все работы.
Система оценки достижений учащихся.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
65 % и более | отлично |
47-64 %% | хорошо |
25-46 %% | удовлетворительно |
0-24 %% | неудовлетворительно |
На различных этапах урока применяю компьютер, использую демонстрационный материал и различные мультимедийные продукты как свои, так и готовые.
УМК
1. Зубарева, И. И. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011.
2. Зубарева, И. И. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2012.
3. Зубарева, И. И. Математика. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2012.
4. Зубарева И.И. Математика: 5-6 классы: методическое пособие для учителя / И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2008.
5. Зубарева, И. И. Математика. 6 класс. Тетрадь для контрольных работ № 1 / И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова. – М.: Мнемозина, 2012.
6. Зубарева, И. И. Математика. 6 класс. Тетрадь для контрольных работ № 2 / И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова. – М.: Мнемозина, 2012.
7.Зубарева И.И. Математика: 6 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева; под ред. И.И. Зубаревой.- М.: Мнемозина, 2009.
8. Тульчинская, Е. Е. Математика. Тесты. 5–6 классы / Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.
9. Тульчинская, Е. Е. Математика. 6 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Контрольная работа № 1 «Положительные и отрицательные числа». | 1 |
2 | Контрольная работа № 2 «Расстояние между точками координатной прямой». | 1 |
3 | Контрольная работа № 3 «Умножение и деление обыкновенных дробей» | 1 |
4 | Контрольная работа № 4 «Преобразование буквенных выражений» | 1 |
5 | Контрольная работа № 5 «Нахождение части от целого и целого по его части» | 1 |
6 | Контрольная работа № 6 «Признаки делимости». | 1 |
7 | Контрольная работа № 7 «Наибольший общий делитель». | 1 |
8 | Контрольная работа № 8 «Пропорциональность величин». | 1 |
9 | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса | 1 |
| ИТОГО | 9 |
Структура тематического планирования учебного материала
по математике 6 класс
| Тема | Количество часов |
1 | Положительные и отрицательные числа | 60 часов |
2 | Преобразование буквенных выражений | 35 часов |
3 | Делимость натуральных чисел | 30 часов |
4 | Математика вокруг нас | 36 часов |
5 | Резерв | 9 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата проведения | Тема | Домашнее задание |
план | факт |
| 1 сен | | § 1. Поворот. | №14,15, 25 |
| 2 сен | | § 1. Решение задач по теме «Поворот». | №19, 28 |
| 3 сен | | § 1. Центральная симметрия. | №2(б), 9, 49 |
| 4 сен | | § 1. Центрально-симметричные фигуры. | №5, 21, 26(б) |
| 5 сен | | § 1. Решение задач по теме «Центральная симметрия». | №23(а,б), 24 (а,б) к/з с.14 |
| 8 сен | | § 1. Поворот и центральная симметрия. | №6(г), 26(в), 29 |
| 9 сен | | § 2. Положительные и отрицательные числа. | №36(б), 38, 45(б) |
| 10 сен | | § 2. Координатная прямая. | №39(а,б), 40, 54(а) |
| 11 сен | | § 2. Изображение чисел на координатной прямой. | №45(г),43, 55(б) |
| 12 сен | | § 2. Изображение положительных и отрицательных дробных чисел. | №52, 59, 95 |
| 15 сен | | § 3. Модуль числа. | №62(б), 63(а),64(а) |
| 16 сен | | § 3. Противоположные числа. | №72, 75, 78 |
| 17 сен | | § 3. Целые и рациональные числа. | №80(б),83(аб),99(а) |
| 18 сен | | § 3. Неотрицательные и неположительные числа. | №98(вг), 101 105(ав) |
| 19 сен | | § 4. Сравнение чисел с разными знаками. | №113, 130(б),141(а) |
| 22 сен | | § 4. Сравнение отрицательных чисел. | №118, 136(аб), 137(аб) |
| 23 сен | | § 4. Сравнение положительных и отрицательных чисел. | №130(в), 139(ав),154 |
| 24 сен | | § 4. Сравнение чисел. | с.253 к/р№1 |
| 25 сен | | § 5. Определение параллельных прямых. | №147(бг), 155(бв)160(вг |
| 26 сен | | § 5. Построение параллельных прямых. | №151(бв), 161(ав)165(аб |
| 29 сен | | § 5. Решение задач по теме «Положительные и отрицательные числа | №149(бде)106 158(вг) |
| 30 сен | | § 5. Положительные и отрицательные числа. Подготовка к к/р. | №166(аб), 153 |
| 1 окт | | Контрольная работа №1 «Положительные и отрицательные числа» | к/з с.43 |
| 2 окт | | § 6. Сложение положительных и отрицательных чисел. | №172,174, 218 |
| 3 окт | | § 6. Вычитание положительных и отрицательных чисел. | №191,193, 182 |
| 6 окт | | § 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | №201,204, 207 |
| 7 окт | | § 6. Решение примеров на сложение и вычитание чисел с разными знаками. | №196(ав),195, 213 |
| 8 окт | | § 7. Определение алгебраической суммы. | №224,233, 234 |
| 9 окт | | § 7. Свойства алгебраической суммы. | №232,236, 245(б) |
| 10 окт | | § 7. Решение примеров с использованием свойств алгебраической суммы. | №239,241(ав), 243(а) |
| 13 окт | | § 7. Алгебраическая сумма и её свойства. | №244ав, 256,248аб |
| 14 окт | | § 8. Правило вычисления алгебраической суммы для слагаемых с одинаковыми знаками. | №264(ав), 268(аг), с.62 к/з |
| 15 окт | | § 8. Правило вычисления алгебраической суммы для слагаемых с разными знаками. | №266(ав), 269(аб) 273(ав) |
| 16 окт | | § 8. Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел. | №267(а),284 272(аб) |
| 17 окт | | § 9. Расстояние между точками координатной прямой. | №285(ав) 286(ав)287(ав) |
| 20 окт | | § 9. Правило нахождения расстояния между точками координатной прямой. | №296(ав)300г 297(ав) |
| 21 окт | | § 9. Нахождение расстояния между точками координатной прямой. | №301(а),317 с.65 к/з |
| 22 окт | | § 10. Понятие осевой симметрии. | №310в, 316аг,322аб |
| 23 окт | | § 10. Ось симметрии. | №328(а), 315(в),314(вг) |
| 24 окт | | § 10. Осевая симметрия. | с.253 к/р №2 |
| 27 окт | | § 11. Изображение на координатной прямой луча, открытого луча, интервала и отрезка. | №333 (аб), 334(вг) 335(ав) |
| 28 окт | | § 11. Изображение числовых промежутков на координатной прямой. | №336 (бг), 337(бг),339 |
| 5 ноя | | § 11. Числовые промежутки. | №345,347,352(аг) |
| 6 ноя | | § 11. Решение задач по теме «Алгебраическая сумма и её свойства». | с.80 к/з №360(аб),340 |
| 7 ноя | | Контрольная работа №2 «Расстояние между точками координатной прямой». | №360(вг),351 |
| 10 ноя | | § 12. Умножение положительных и отрицательных чисел. | №370(ав), 372(абгжи), 373(авжз) |
| 11 ноя | | § 12. Деление положительных и отрицательных чисел. | №375 (гд), 380, 376(де) |
| 12 ноя | | § 12. Решение задач по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | №386(а),384 387(а) |
| 13 ноя | | § 13. Координаты | №403(в), 404(аб), 405(аб) |
| 14 ноя | | § 14. Координатные оси. Система координат. | №415(б),417б,419 |
| 17 ноя | | § 14. Координатная плоскость | №422(в),423б 424(б) |
| 18 ноя | | § 14. Координаты точки на плоскости. | №431(ав)433б 442(авд) |
| 19 ноя | | § 14. Построение точек по заданным координатам. | №432(аб)437а 442(б) |
| 20 ноя | | § 14. Построение рисунка по координатам точек. | №422(г),428б 433(в) |
| 21 ноя | | § 15. Умножение обыкновенных дробей. | №451,453 |
| 24 ноя | | § 15. Деление обыкновенных дробей. | №463,467(аб 468(ае) |
| 25 ноя | | § 15. Умножение и деление обыкновенных дробей. | №490(вг), 471 477(ав) |
| 26 ноя | | § 15. Решение задач по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей» | с.254 к/р№3 |
| 27 ноя | | § 16. Решение текстовых задач на умножение и деление обыкновенных дробей | №495,497 517(ав) |
| 28 ноя | | § 16. Правило умножения для комбинаторных задач. | № 511,491бе, 502 |
| 1 дек | | § 16. Решение задач по теме: « Правило умножения для комбинаторных задач». | №500,494 с.118 к/з |
| 2 дек | | § 16. Решение примеров и задач по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей» | №400,408а 422г,505 |
| 3 дек | | Контрольная работа №3 «Умножение и деление обыкновенных дробей». | 507,410(жз) |
| 4 дек | | § 17. Распределительный закон умножения. | №522ав,538аб 525 |
| 5 дек | | § 17. Раскрытие скобок, если перед скобками стоит знак плюс. | №528,530, 532 |
| 8 дек | | § 17. Раскрытие скобок, если перед скобками стоит знак минус. | №534аб,540 541б |
| 9 дек | | § 17. Раскрытие скобок. | с.123 к/з,543г |
| 10 дек | | § 18. Подобные слагаемые. | №547,548ав с549-551(ав) |
| 11 дек | | § 18. Приведение подобных слагаемых. | №556ав,557 559 |
| 12 дек | | § 18. Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. | №561,563аб 564аб |
| 15 дек | | § 18. Упрощение выражений с помощью приведения подобных слагаемых. | №572а с 552-554ав |
| 16 дек | | § 18. Упрощение буквенных выражений. | №569, 574 |
| 17 дек | | § 18. Преобразование буквенных выражений. | с.127 к/з,572(вг) |
| 18 дек | | § 19. Переменные и постоянные величины. | №580ав,581бг 572б |
| 19 дек | | § 19. Алгоритм решения уравнений. | №582аб,583аб 570авд |
| 22 дек | | § 19. Приведение подобных слагаемых при решении уравнений. | №584,543б |
| 23 дек | | § 19. Решение уравнений, применяя алгоритм. | №604,607аб |
| 24 дек | | § 19. Решение различных уравнений. | №608в с.134 к/з |
| 25 дек | | § 19. Решение уравнений. | карточки |
| 26 дек | | § 20. Понятие математической модели. | №595,598,608а |
| 29 дек | | § 20. Этапы математического моделирования. | №606,610а |
| 30 дек | | § 20. Составление математической модели. | №607(г),610в |
| 31 дек | | § 20. Решение задач по этапам математического моделирования. | №610(г),608б |
| 12 янв | | § 20. Решение задач на движение. | с.254-255 к/р№4 |
| 13 янв | | § 20. Решение задач на проценты. | №608(г),638а607в |
| 14 янв | | § 20. Решение задач на составление уравнений. | 687аб с.138 к/з |
| 15 янв | | Контрольная работа №4 Преобразование буквенных выражений» | с 255 №1 из к/р №5 |
| 16 янв | | § 21. Нахождение части от целого. | №614,615,642 |
| 19 янв | | § 21.Решение задач на нахождение части от целого. | №617,621, 639(а) |
| 20 янв | | § 21. Нахождение целого по его части. | №624,627,630 |
| 21 янв | | § 21.Решение задач на нахождение целого по его части. | №637(а),643, 640(ав) |
| 22 янв | | § 22. Окружность. | №649аб,650вг,664 |
| 23 янв | | § 22. Длина окружности. | №654ав,655ав 656ав |
| 26 янв | | § 22. Решение задач по теме «Окружность». | №665,657ав,668(в) |
| 27 янв | | § 23. Круг. | №675ав,676аб,682а |
| 28 янв | | § 23. Площадь круга. | №684,685аг,677аб |
| 29 янв | | § 23. Решение задач по теме «Круг». | №678аб,686аб с.157 к/з |
| 30 янв | | § 24. Шар. Сфера. | №694(ав) с.255 к/р (2-4) |
| 2 фев | | § 24. Решение задач по теме «Шар. Сфера». | №690ав,691ав,702а |
| 3 фев | | Контрольная работа №5 «Нахождение части от целого и целого по его части» | №699,698 |
| 4 фев | | § 25. Делители и кратные. | №706,726,732бв |
| 5 фев | | § 25. Наименьшее общее кратное. | №710аб,713,714 |
| 6 фев | | § 25. Наибольший общий делитель. | №722аб,723аб, 728вг |
| 9 фев | | § 26. Делимость произведения. | №744в, 746, 755бвг |
| 10 фев | | § 26. Признак делимости произведения. | №749бгез, 750а, 756авд |
| 11 фев | | § 26. Решение примеров на применение признака делимости произведения. | №748авд, 759а, 752 |
| 12 фев | | § 26. Решение задач по теме «Делимость произведения». | №759г, 789г, 801 |
| 13 фев | | § 27. Делимость суммы. | №773бв, 786бв |
| 16 фев | | § 27. Решение задач по теме «Делимость суммы». | №781б, 788аб, 805аб |
| 17 фев | | § 27. Делимость разности. | №790аб,779, 800аг |
| 18 фев | | § 27.Решение задач по теме «Делимость разности». | №790вг,793, 841а |
| 19 фев | | § 28. Признак делимости на 2. | №815,818аб, 836а |
| 20 фев | | § 28. Признак делимости на 5 и 10. | №816вг,827ав, |
| 2 мар | | § 28. Признак делимости на 4. | №825бг,826бг, 846в |
| 3 мар | | § 28. Признак делимости на 25. | №842а,843 |
| 4 мар | | § 29. Признак делимости на 3. | №857,861абв |
| 5 мар | | § 29. Признак делимости на 9. | №859,861где |
| 6 мар | | § 29. Признак делимости на 3 и 9. | №862абв,873г |
| 10 мар | | § 29. Признаки делимости. | с.255 к/р№6 |
| 11 мар | | Контрольная работа №6 «Признаки делимости». | с.191 к/з |
| 12 мар | | § 30. Простые числа. | №886,891,892ав |
| 13 мар | | § 30. Составные числа. | №895,900а,901аб |
| 16 мар | | § 30.Разложение числа на простые множители. | №912бг,900б 901вг |
| 17 мар | | § 30. Основная теорема арифметики. | №919бв,920аб |
| 18 мар | | § 31. Наибольший общий делитель. | №933аб,934бг |
| 19 мар | | § 31. Наибольший общий делитель. | №931бв,935аб |
| 20 мар | | § 31. Решение задач на нахождение наибольшего общего делителя. | №931аг,933вг |
| 23 мар | | § 32. Взаимно простые числа. | №949вг,954аг |
| 24 мар | | § 32. Признак делимости на произведение. | №973бг,974 |
| 25 мар | | § 32. Наименьшее общее кратное. | №960аб,966аб |
| 26 мар | | § 32. Решение задач на нахождение наименьшего общего кратного. | с.256 к/р №7 |
| 27 мар | | Контрольная работа №7 «Наибольший общий делитель». | с.208 к/з |
| 30 мар | | § 33. Отношение двух чисел. | №980аб,986 |
| 31 мар | | § 33. Пропорция. | №988,989а |
| 1 апр | | § 33. Основное свойство пропорции. | №997б,998а |
| 2 апр | | § 33. Решение задач на составление пропорций. | 1007вг,1011а 1014аб |
| 3 апр | | § 34. Диаграмма. | №1094(б),1009г |
| 6 апр | | § 34. Столбчатая диаграмма. | №1025,1047в с.229 №1 |
| 7 апр | | § 34. Круговая диаграмма. | №1094г, с.229 №2,3 |
| 8 апр | | § 34. Графическая диаграмма. | №1006(г),1009(в) |
| 9 апр | | § 35. Пропорциональность величин. | №1034,878а |
| 10 апр | | § 35. Обратно пропорциональные величины. | №1037(1),1043 |
| 20 апр | | § 35. Прямо пропорциональные величины. | №1048(б),998 |
| 21 апр | | § 35. Решение задач на пропорциональность величин. | №1066(а) с.236 к/з №2 |
| 22 апр | | § 36. Решение текстовых задач на прямо пропорциональные величины. | №1057,1061 973аб |
| 23 апр | | § 36. Решение текстовых задач на обратно пропорциональные величины. | №1058,1059 973вг |
| 24 апр | | § 36. Решение задач на прямо и обратно пропорциональные величины. | №1065 с.240 к/з №2,3 |
| 27 апр | | § 36. Решение задач на составление пропорций. | №1062,1070 |
| 28 апр | | § 36. Решение задач с помощью пропорций. | с.256 к/р №8 |
| 29 апр | | Контрольная работа №8 «Пропорциональность величин». | №1066а 1067 |
| 30 апр | | § 37. Задачи на части. | №1076,1077,1047а |
| 4 май | | § 37. Решение задач на части. | №1085,1044 |
| 5 май | | § 37. Задачи на отношение величин. | №1091,1093 |
| 6 май | | § 37. Решение задач на отношения величин | №1048а,971,977а |
| 7 май | | § 37. Задачи на движение. | №1094г,940,945аб |
| 8 май | | § 37. Задачи на совместную работу. | №611в,628 |
| 11 май | | § 37. Задачи на проценты. | карточки |
| 12 май | | § 38. Достоверные, невозможные и случайные события. | №1097,1098 841в |
| 13 май | | § 38. Решение задач на события. | с.145 к/з |
| 14 май | | § 39. Теория вероятностей. | №1105,1109 |
| 15 май | | § 39. Решение задач на расчёт вероятности случайного события. | №1111, 977в |
| 18 май | | Повторение. Положительные и отрицательные числа. | №386,360 |
| 19 май | | Повторение. Координатная прямая. | №39,43 |
| 20 май | | Повторение. Координатная плоскость. | №423аб,425аб 433аб |
| 21 май | | Повторение. Преобразование буквенных выражений. | №562, 561аб 583аб |
| 22 май | | Повторение. Две основные задачи на дроби. | №628,636 с.185 к/з |
| 25 май | | Итоговая контрольная работа | |
| 26 май | | Повторение. Делимость натуральных чисел. | №748, 758 757аб |
| 27 май | | Резерв | |
| 28 май | | Резерв | |
Информационно-методическое обеспечение
для учащихся:
Математика: 6 класс / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012.
Математика: 6 класс. Контрольные работы 1, 2 / И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова. – М.: Мнемозина, 2009.
Математика: 6 класс. Рабочие тетради 1, 2 / И. И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2009.
для учителя:
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Учебник: Математика. 6 класс. - М: Мнемозина, 2012 г.
Математика: 6 класс. Самостоятельные работы / И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн, М. Н. Шанцева - М.: Мнемозина, 2009.
Л.А. Тапилина. Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича I полугодие. – Волгоград: Учитель, 2012г.
Л.А. Тапилина. Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича II полугодие. – Волгоград: Учитель, 2012г.
Математика. 5-6 кл.: Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2009.
Математика. 5-6 класс. Тесты / Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2009.
Математика: 6 класс. Блиц-опрос. / Е. Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2008.
Программы. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2009.
Основные математические термины и понятия за курс 6 класса.
Делителем натурального числа а называют натуральное число, на которое а делится без остатка.
Кратным натуральному числу а называют натуральное число, которое делится без остатка на а.
Четными называют числа, делящиеся без остатка на 2.
Нечетными называют числа, которые при делении на 2 дают остаток 1.
Признаки делимости на
10: Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 10. Если запись натурального числа оканчивается другой цифрой , то оно не делится без остатка на 10.
5: Если запись натурального числа оканчивается цифрой 0 или 5, то это число делится без остатка на 5. Если запись натурального числа оканчивается иной цифрой , то оно не делится без остатка на 5.
2: Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой , то это число четно ( делится без остатка на 2). Если запись натурального числа оканчивается нечетной цифрой , то это число нечетно.
9: Если сумма цифр числа делится на 9, то и число делится на 9. Если сумма цифр числа не делится на 9, то и число не делится на 9.
3: Если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3. Если сумма цифр числа не делится на 3, то и число не делится на 3.
Натуральное число называют простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само себя.
Натуральное число называют составным, если оно имеет более двух делителей.
Число 1 не относится ни к простым, ни к составным.
Наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа a и b, называют наибольшим общим делителем (НОД) этих чисел.
Натуральные числа называют взаимно простыми , если их наибольший общий делитель равен 1.
Наименьшим общим кратным(НОК) натуральных чисел a и b называют наименьшее натуральное число, которое кратно и a, и b.
Основное свойство дроби: Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Деление числителя и знаменателя на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дробей .
Чтобы сравнить (сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо:
привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю;
сравнить (сложить, вычесть) полученные дроби.
Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
Чтобы умножить дробь на дробь, надо:
найти произведение числителей и произведение знаменателей этих дробей;
первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем.
Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.
Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.
Чтобы найти число по данному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.
Частное двух чисел называют отношением этих чисел.
Равенство двух отношений называют пропорцией.
Основное свойство пропорции: В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних .
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.
Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.
Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами.
Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют целыми числами.
Модулем числа а называют расстояние ( в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а).
Сравнение чисел:
Любое отрицательное число меньше любого положительного числа. Из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого больше. Нуль больше любого отрицательного числа, но меньше любого положительного.
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
сложить их модули;
поставить перед полученным числом знак «–».
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
Вычитание отрицательных чисел: a – b = a + (–b).
Чтобы перемножить два числа с разными знаками, надо перемножить модули этих чисел и поставить перед полученным числом знак «–».
Чтобы перемножить два отрицательных числа, надо перемножить их модули.
Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить модуль делимого на модуль делителя.
При делении чисел с разными знаками надо:
1) разделить модуль делимого на модуль делителя;
2) поставить перед полученным числом знак «–».
Число, которое можно записать в виде отношения a/n , где a- целое число, n – натуральное число, называют рациональным числом.
Свойства рациональных чисел:
1) a + b = b + a
2) a + (b + c) = (a + b) + c
3) a + 0 = a
4) a + (– a) = 0
5) ab = ba
6) a(bc) = (ab)c
7) a · 1 = a
8) , если а≠0
9) a · 0 = 0
10) (a + b)c = ac + bc
Правила раскрытия скобок
1) Если перед скобками стоит знак «+», то можно опустить скобки и этот знак«+», сохранив знаки слагаемых, стоящих в скобках. Если первое слагаемое в скобках записано без знака, то его надо записать со знаком «+».
2) Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «–», надо заменить этот знак на«+», поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные, а потом раскрыть скобки.
Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют числовым коэффициентом ( или просто коэффициентом).
Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называют подобными слагаемыми.
Чтобы привести подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть.
Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называют перпендикулярными прямыми.
Две непересекающиеся прямые на плоскости называют параллельными.
Каждой точке М на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса и ордината.
18