СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе по УМК Т.Ф. Курдюмовой, 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку (нормативные документы, характеристику предмета, характеристику УМК, цели, задачи, планируемые результаты), содержание, календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе по УМК Т.Ф. Курдюмовой, 10 класс»

11


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г.Черногорск





Рекомендована

школьным методическим объединением

учителей

русского языка и литературы

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 4»

.

Приказ № ___ от «___» августа 2016 г.











Рабочая программа

по литературе, 10 класс

срок реализации: 01.09.2016 г - 31.05.2017г.

составлена на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений

Авторы программы: Т.Ф. Курдюмова









Составитель программы:

Саранчина Анастасия Владимировна,

учитель русского языка и литературы














г. Черногорск – 2016


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе, уровень изучения - базовый, составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования (10-11 кл.) - Приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (с изменениями), Федерального базисного учебного плана Приказ МОиН РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями), Примерных программ по литературе - письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263, с учетом Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска, Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска, принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 8 от 05.09.2013 г.), тематического планирования по литературе.

Программа отражает обязательное для усвоения в средней школе содержание обучения литературе.

Общая характеристика учебного предмета:

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Цели и задачи обучения литературе на базовом уровне:

  • Продолжение воспитания духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • продолжение развития представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • совершенствование способов освоения текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом): в 10 классе – 3 часа в неделю, в объеме 101 часа.

Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности учеников 10 класса.

В связи с этим предполагается следующая работа:

  1. С учениками, имеющими высокий уровень, проводить индивидуальную работу: индивидуальные домашние задания, задания творческого характера, задания повышенной сложности. Готовить к олимпиадам и конкурсам разного уровня. Совершенствовать умения и навыки исследовательского характера, участвовать в научно-исследовательских конференциях.

  2. С учениками, имеющими средний и низкий уровень, проводить индивидуальную работу: индивидуальные домашние задания, задания занимательного характера, индивидуальные консультации по написанию итогового сочинения по литературе.

Техническое оборудование и методическое обеспечение учебного кабинета русского языка и литературы позволяет использовать на уроках:

  1. ИКТ – предоставляет возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Учащиеся с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития учащихся; формируется их информационная культура, расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

  2. Интерактивные формы - применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности, формирования у учеников положительной мотивации к предмету, осознания значимости этой науки  в практической деятельности.

  3. Технологии критического развития мышления - позволяет  повышать интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;  развивать способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности; формирует коммуникативные навыки и ответственность за знание.


Исходя из этого, содержание обучения литературе в 10 классе направлено не только на обеспечение усвоения содержания программных произведений, но и формирование творческих способностей учеников, их коммуникативных навыков, поэтому работа на уроках литературы будет строиться с использованием современных технологий обучения, личностно-ориентированного подхода, индивидуальной работы.

Техническое оборудование учебного кабинета русского языка и литературы позволяет использовать на уроках ИКТ, поэтому в календарно-тематическом планировании предусмотрены уроки с использованием новых компьютерных технологий.

Содержание примерной программы полностью соответствует требованиям ГОС и специфике работы в 10 классе, изменения в программу внесены в одном случае – изучение творчества поэта Хетагурова заменено изучением творчества хакасского поэта М. Кильчичакова, что не противоречит требованиям ГОС.

Рабочая программа обеспечивает преемственность обучения, сохраняя, расширяя основные разделы и темы, изученные в течение 5-9 классов. Значительное место в программе отводится работе с текстами, анализу литературного произведения, изучению основ литературоведения, подготовке к итоговому сочинению по литературе. В связи с тем, что с 2014-2015 учебного года для выпускников обязательным является написание итогового сочинения по литературе, значительное внимание при изучении курса литературы уделяется формированию текстовых умений учащихся, необходимых при написании сочинения на заданную тему: осознанию и обоснованию темы и основной мысли сочинения, умениям подбирать аргументы из художественных произведений, выстраивать логику высказывания. Во время работы с текстами рассматриваются приемы анализа произведения, вычленения ключевых аргументов, выделения авторской позиции.

Каждое произведение, изучаемое в курсе литературы 10 класса, рассматривается в историческо-социальном контексте эпохи. Особое внимание уделено рассмотрению жанрового своеобразия произведений, обучению разным видам сочинений.

Рабочая программа разработана с учетом этнокультурного содержания образования, в темы включен материал, касающийся истории, культуры, национальных особенностей жителей России и Хакасии. Данный материал включает в себя тексты из произведений литературы для анализа, презентационный материал, модульные разработки (см. приложение №1).

Система уроков спланирована с учетом межпредметных связей с русским языком, историей, географией, мировой художественной культурой, что способствует повышению образовательного уровня обучения, усилению воспитывающих функций предмета. Данный материал используется на разных этапах урока (см. приложение №2).

Программа разработана с учетом метапредметных результатов образовательной деятельности, которые помогают научить учащихся использовать способы деятельности, полученные при изучении разных предметов, при решении реальных жизненных ситуаций.

Рабочая программа ориентирована на использование в 10 классе средней школы следующего УМК (утвержден приказом директора МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска от 28.04.2016 г. № 69 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2016– 2017 учебный год»):

Состав УМК:

Учебник.

Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н. Курдюмова Т.Ф. и др. /Под ред. Курдюмовой Т.Ф. Литература (базовый уровень), ДРОФА, 2011-2012

Методическая литература.

Методическое пособие к учебнику Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, О.Б. Марьиной и др.; «Литература. 10 класс» / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2015.

Авторы УМК, ученые, объективно воспринимают процессы, происходящие сегодня в российском образовании, один из основных принципов которого – принцип вариативности. Лингвистическая компетенция, востребованная сегодня, в данном учебном пособии реализуется в полной мере на разных уровнях. Помимо уроков семинаров, предусмотренных авторами учебника, предполагается проводить уроки консультации, предваряющие семинарские занятия. УМК Курдюмовой отвечает требованиям современной методики, аккумулирует опыт изучения литературы в 1-9 классах и реализует современные подходы к филологическому образованию.


СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета

Литература первой половины XIX века

Обзор русской литературы первой половины XIX века (2 часа)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти».

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект" Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в. (2 часа)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (2 час)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский (9 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Ф. И. Тютчев (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое»).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

И. А. Гончаров (8 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

И. С. Тургенев (8 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

А. К. Толстой (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. А. Некрасов (6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О, Муза! я у двери гроба…»

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Стихотворения.

Поэзия и фольклор. Близость творчества поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Н. С. Лесков (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

М. Кильчичаков (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Н.Г. Чернышевский (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Что делать» (обзор).

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в романе.

Ф. М. Достоевский (11 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Л. Н. Толстой (15 часов)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

А. П. Чехов (8 часов)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином»

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Г. де Мопассан (1 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение)

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.


Объем домашних заданий не превышает объема изученного материала на уроке. Основные виды домашних работ: чтение текстов художественных произведений, работа по вопросам учебника, сочинения по прочитанным произведениям.


Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизненного и творческого пути А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:
  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • сопоставлять произведения русской и родной литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о произведениях, самостоятельно прочитанных на русском и родном языках; изложения с элементами сочинения;

  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного устного и письменного текста на русском языке с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; понимания иноязычной русской литературы и культуры; формирования культуры межнациональных отношений.

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).







Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик 10 класса должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

(Содержание)


Количество часов


Педагогические приемы и технологии


Домашнее задание


Дата


1.

Русская литература XIX в. в контексте мировой куль­туры.


1

ИКТ, работа в группах

Чтение учебника

2.09

2.

Обзор русской литературы первой половины XIX в.


1

ИКТ, работа в группах

Читать материалы учебника и лекции

6.09

3-4.

Жизнь и творчество

А. С. Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике. (Обзор лирики).


2

ИКТ, работа в группах


Письменный анализ стихотворения, наизусть стихи, «Медный всадник» - прочитать.

Письменный ответ на вопрос

7.09

9.09

5-6.

Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».


2

Дифференцированные задания

работа с отрывками из поэмы, наизусть стихотворение

13.09

14.09

7-8.

Жизнь и творчество

М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. (Обзор лирики).

2

Работа в группах

Письменный анализ стихотворения, наизусть стихи

16.09

20.09.

9-10.

Жизнь и творчество Н. В. Го­голя (обзор). Повесть «Нев­ский проспект».


2

ИКТ, семинар

Характеристика героев, материалы к сочинению

21.09

23.09

11-12.

Сочинение по литера­туре первой половины XIX в.


2

Индивидуальная

Повторить материал по теории литературы

27.09.

28.09

13-14.

Русская литература и об­щественная мысль второй половины XIX в.


2

ИКТ, работа в группах


Чтение учебника, пьесы Островского прочитать

30.09

4.10

15-16.

Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый те­атр. Новаторство драматурга.

2

ИКТ, семинар


Индивидуальные задания по пьесе «Гроза»

5.10

7.10

17.

Драма «Гроза». Темное царство в изображении А. Н. Островского.


1

Работа в группах


Работа с текстом

11.10

18.

Трагедия Катерины Каба­новой.


1

Дифференцированные задания


Конспект ст. Добролюбова «Луч света в темном царстве», Писарева «Мотивы русской драмы»

12.10

19-20.

Сочинение по пьесе А. Н. Ост­ровского «Гроза».


2

Индивидуальная

Сочинение, прочитать «Бесприданницу»

14.10

18.10

21.

Драма «Бесприданница». Тема. Проблематика. Конфликт.


1

Работа в группах


Письменный ответ на вопрос

19.10

22.

Драма «Бесприданница». Система характеров.


1

ИКТ, семинар


Работа с текстом

21.10

23.

Драма «Бесприданница». «Горячее сердце» Ларисы Огудаловой.

1

Работа в группах


Индивидуальные задания по творчеству Тютчева, Фета

25.10

24 - 25.

Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство.

2

Дифференцированные задания


Наизусть стихотворения, анализ стихотворений по группам

26.10

28.10

26-27.

А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетиче­ские принципы, тематика лирики, психологизм.

2

Работа в группах


Задание по группам

9.11

11.11

28-29.

Сочинение по творчест­ву Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.


2

Индивидуальная

Письменный анализ стихотворения

15.11

16.11

30.

Художественный мир И. А. Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеоб­разие художественного та­ланта И. А. Гончарова.

1

ИКТ, семинар


Работа с текстом «Обломова», хар-ка персонажей.

18.11

31.

И. А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоре­чивость.

1

Работа в группах


Задания по группам

22.11

32-33.

«Обломов». Андрей Штольц как антипод Обломова.


2

Работа в группах


Конспект ст. Добролюбова «Что такое обломовщина»

23.11

25.11

34-35

«Обломов». Обломов и Ольга Ильинская.


2

ИКТ, семинар


Рабочие материалы к сочинению

29.11

30.11

36-37.

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».


2

Индивидуальная

Сочинение

2.12

6.12

38.

Художественный мир И. С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эс­тетические и этические по­зиции, участие в журналь­ной полемике

1

ИКТ, работа в группах

Прочитать «Отцы и дети», письменная хар-ка героев

7.12

39-40.

Роман «Отцы и дети». От­ражение в романе полити­ческой борьбы 60-х гг. Смысл названия. Компози­ция.

2

Работа в группах


Задания по группам

9.12

13.12

41.

Роман «Отцы и дети». Дво­рянство в изображении Тургенева.


1

ИКТ, работа в группах


Конспект ст. Антоновича «Асмодей нашего времени»

14.12

42.

Роман «Отцы и дети». Си­ла и слабость Б. Базарова.

1

ИКТ, работа в группах


Заполнить таблицу

16.12

43.

Роман «Отцы и дети». Жиз­ненные испытания главно­го героя романа.


1

ИКТ, работа в группах


Письменный ответ на вопрос «Какие вечные проблемы поднимаются в тексте»

20.12

44-45.

Подготовка к домаш­нему сочинению по роману И. С. Тургенева.


2

Индивидуальная

Сочинение

21.12

23.12

46-47.

Обзор жизни и творчества А. К. Толстого. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого.

2

ИКТ, работа в группах


Письменный анализ стихотворения, выразительное чтение

27.12

10.01

48.

Художественный мир Н. А. Некрасова. Личность и судьба. Место в литера­турном процессе

1

ИКТ, семинар


Наизусть стихотворения

11.01

49.

Основные мотивы лирики

Н. А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии.

1

ИКТ, работа в группах


Задание по группам, прочитать «Кому на Руси жить хорошо»

13.01

50.

Н. А. Некрасов. Поэма

«Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян- правдоискателей в поэме.

1

Индивидуальная

Выписать худож. приемы, хар-ные для фольклора из поэмы

17.01

51.

«Есть женщины в русских

селеньях...». Образ Матрены Тимофеевны. Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

ИКТ, работа в группах


Письменный ответ на вопрос «Почему странники не нашли ответа на свой вопрос»

18.01

52-53.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

2

Индивидуальная

Сочинение

Прочитать «Очарованный странник»

20.01

24.01

54-55.

Художественный мир Н. С. Лескова. Личность и судьба писателя. Особен­ности художественного ми­ра его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие.

2

ИКТ, работа в группах


Работа по группам

25.01

27.01

56-57.

Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очерк творчества.

2

ИКТ, работа в группах


«История одного города» - читать,

31.01

1.02

58-59.

М. Е. Салтыков-Щедрин и его роман «История од­ного города» как сатириче­ское произведение.

2

Работа в группах


Работа по группам

3.02

7.02

60-61.

Творчество М. Кильчичакова Стихотворения из сборни­ка

2

ИКТ, работа в группах


Презентация

8.02

10.02

62-63.

Н.Г. Чернышевский Роман «Что делать» (обзор).


2

ИКТ, семинар


Прочитать статью учебника

14.02

15.02

64.

Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода.

1

ИКТ, работа в группах


Прочитать «Преступление и наказание», подготовить хар-ку героев.

17.02

65-66.

Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского. («Униженные и оскорбленные», «Бедные люди».)

2

Работа в группах


Подготовиться к беседе по роману

21.02

22.02

67-68.

Роман «Преступление

и наказание». История

создания и идейно-художественное своеобра­зие романа.

2

ИКТ, семинар


Письменный ответ на вопрос: «Какими мы видим улицы Петербурга»

28.02

1.03

69.

Роман «Преступление и наказание». Социальные и философские источники преступления Раскольникова.

Петербург Достоевского.


1

ИКТ, работа в группах


Анализ эпизодов романа

3.03

70.

Роман «Преступление

и наказание». «Ангелы»

и «демоны» Родиона Рас­кольникова.

1

Работа в группах


Индивидуальные задания

7.03


71-72.

Роман «Преступление и на­казание». Мастерство Дос­тоевского-художника.

2

ИКТ, работа в группах


Письменный ответ на вопрос «В чем причина преступления Раскольникова»

10.03

14.03

73-74.

Классное сочинение по роману Ф. М. Достоев­ского «Преступление и на­казание»

2

Индивидуальная работа

Сочинение

15.03

17.03

75-76.

Художественный мир Л. Н. Толстого. Личность и судьба Л. Н. Толстого. Религиозные и нравствен­ные искания.


2

ИКТ, работа в группах


Инд-ные задания по творчеству Л.Толстого

21.03

22.03

77.

«Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобра­зие романа-эпопеи.

1

Работа в группах


Рефераты по роману «Война и мир»

4.04

78.

Изображение дворянского общества в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль семейная».

1

ИКТ, работа в группах


Инд-ные сообщения

5.04

79.

«Дорога чести» Андрея Бол­конского» в романе Л. Н. Тол­стого «Война и мир».

1

Работа в группах


Задания по группам

7.04

80-81.

Путь исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Тол­стого «Война и мир».


2

ИКТ, работа в группах


Заполнить таблицу

11.04

12.04

82-83.

Роман «Война и мир». По­иски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью.

2

Инд-ные сообщения


Письменный ответ на вопрос

14.04

18.04

84.

Роман «Война и мир».

Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого.

1

ИКТ, работа в группах


Презентация

19.04

85-86.

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

(Кутузов и Наполеон в ро­мане «Война и мир»).

2

Работа в группах


Инд-ные сообщения

21.04

25.04

87.

«Гроза двенадцатого года» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

1

Работа в группах


Заполнить таблицу

26.04

88-89.

Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

2

Индивидуальная работа


Сочинение

28.04

2.05

90.

Личность и судьба А. П. Че­хова. Основные черты че­ховского творчества, свое­образие мастерства писа­теля.

1

ИКТ, работа в группах


Прочитать «Человек в футляре»

3.05

91.

Особенности изображения «маленького человека» в про­зе А. П. Чехова.

1

Работа в группах


Сочинение – рассуждение

5.05

92.

Рассказы А. П. Чехова. «Никто не знает настоящей правды» (А. П. Чехов).

1

ИКТ, семинар


Сопоставительный анализ 2-х рассказов

10.05

93.

Итоговая тестовая работа по литературе.

1

Тестирование

Инд-ные задания

12.05

94.

Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души.

1

Работа в группах


Письменный ответ на вопрос

16.05

95-96.

Особенности чеховской драматургии. Новый театр.

Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Ос­новной конфликт. Герои.

2

ИКТ, семинар


Письменная хар-ка персонажей

17.05

19.05

97

Сочинение по творче­ству А. П. Чехова.

1

Индивидуальная работа

Сочинение


23.05


98

Обзор зарубежной литера­туры второй половины XIX в.

1

ИКТ, семинар



24.05


99

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла «Ожерелье».

1

Работа в группах


Новеллы прочитать

26.05


100

Жизнь и творчество Г. Иб­сена. Драма «Кукольный дом».

1

Работа в группах


Выразит. чтение подготовить

30.05


101

Жизнь и творчество А. Рем­бо. Стихотворение «Пья­ный корабль».

1

ИКТ, семинар


Заполнить таблицу

31.05













Приложение № 1

Региональное этнокультурное содержание, литература 10 класс



Тема урока

Содержание материала

Дата

1

Русская литература XIX в. в контексте мировой куль­туры.


Литература Хакасии и Сибири 19 века

2.09

2

Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый те­атр. Новаторство драматурга.

Хакасские писатели-драматурги

7.10

3

Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство.

Стихи хакасских поэтов

28.10

4

А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетиче­ские принципы, тематика лирики, психологизм.

Стихи хакасских поэтов

11.11

5

Основные мотивы лирики

Н. А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии.

Стихи черногорских поэтов

11.01

6

Творчество М. Кильчичакова Стихотворения из сборни­ка

Стихи хакасских поэтов о жизни

8.02

7

Личность и судьба А. П. Че­хова. Основные черты че­ховского творчества, свое­образие мастерства писа­теля.

Юмористические рассказы писателей Хакасии.

3.05

8

Особенности чеховской драматургии. Новый театр.

Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Ос­новной конфликт. Герои.

Драматические произведения писателей Хакасии

19.05

9

Жизнь и творчество А. Рем­бо. Стихотворение «Пья­ный корабль».

Стихи хакасских поэтов

31.05





























Приложение № 2

Межпредметные связи, литература, 10 класс



Тема урока

Содержание материала

Дата

1

Русская литература XIX в. в контексте мировой куль­туры.


ИЗО, история

2.09

2

Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».


ИЗО, история, география

14.09

3

Жизнь и творчество Н. В. Го­голя (обзор). Повесть «Нев­ский проспект».


История, география

23.09

4

Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Островский и Малый те­атр. Новаторство драматурга.

Театр, кинематография

5.10

5

Ф. И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство.

ИЗО, музыка, русский язык

26.10

6

А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетиче­ские принципы, тематика лирики, психологизм.

ИЗО, музыка, русский язык

9.11

7

И. А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоре­чивость.

Кинематография, психология

22.11

8

Роман «Отцы и дети». От­ражение в романе полити­ческой борьбы 60-х гг. Смысл названия. Компози­ция.

История, кинематография

14.12

9

М. Е. Салтыков-Щедрин и его роман «История од­ного города» как сатириче­ское произведение.

ИЗО, русский язык

3.02

10

Роман «Преступление

и наказание». История

создания и идейно-художественное своеобра­зие романа.

История, психология, религия

28.02

11

«Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобра­зие романа-эпопеи.

История, кинематография

4.04

12

Особенности чеховской драматургии. Новый театр.

Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Ос­новной конфликт. Герои.

Театр, история

17.05

13

Жизнь и творчество Г. Иб­сена. Драма «Кукольный дом».

Русский язык, психология

30.05

14

Жизнь и творчество А. Рем­бо. Стихотворение «Пья­ный корабль».

Музыка, ИЗО, русский язык

31.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!