Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г.Черногорск
Рекомендована школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы . | Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ № 4» Приказ № ___ от «___» августа 2016 г. |
Рабочая программа
по литературе, 7-а класс
срок реализации: 01.09.2016г - 31.05.2017г.
Составлена на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений
Автор программы: Т. Ф. Курдюмова
Составитель программы:
Саранчина Анастасия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Черногорск – 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе, уровень изучения - базовый, составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования (5-9 класс) - Приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089 (с изменениями), Федерального базисного учебного плана – Приказ МОиН РФ от 09.03.2004г. № 1312 (с изменениями), Примерных программ по литературе - письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263, с учетом Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска, Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 4», принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 8 от 05.09.2013г.), тематического планирования по литературе.
Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной ступени, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Это определило цели обучения:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
продолжение воспитания духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
продолжение развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;
дальнейшее формирование способов освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
совершенствование умений чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом): в 7-а классе - 2 часа в неделю, в объеме 68 часов.
Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности учеников 7-а класса.
В связи с этим планируется следующая работа:
С учениками, имеющими высокий уровень, проводить индивидуальную работу: индивидуальные домашние задания, задания творческого характера, задания повышенной сложности. Готовить к олимпиадам и конкурсам разного уровня. Развивать умения и навыки исследовательского характера, участвовать в научно-исследовательских конференциях.
С учениками, имеющими низкий и крайне низкий уровень, проводить индивидуальную работу: индивидуальные домашние задания, задания занимательного характера, развивать творческие способности (стихи, рисунки, поделки).
Техническое оборудование и методическое обеспечение учебного кабинета русского языка и литературы позволяет использовать на уроках:
ИКТ – предоставляет возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Учащиеся с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития учащихся; формируется их информационная культура, расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Интерактивные формы - применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности, формирования у учеников положительной мотивации к предмету, осознания значимости этой науки в практической деятельности.
Технологии развития критического развития мышления - позволяет повышать интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирует коммуникативные навыки и ответственность за знание.
Содержание примерной программы полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и специфике работы в 7 классе, поэтому изменений в календарно-тематическое планирование не внесено.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой 6 класса, развивающей основы литературного образования. Необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, анализу текста
Рабочая программа разработана с учетом регионального этнокультурного содержания образования (см. приложение №1), в темы включен материал, раскрывающий тему истории хакасской культуры, знакомство с фольклором хакасов (пословицы, поговорки, сказки, былины, мифы, стихи и рассказы хакасских писателей, а также писателей Сибири и Красноярского края). Ученики подмечают сходство русского и хакасского фольклора. Данный материал включает в себя изучение культуры и обычаев республики Хакасия, национального состава, знакомство с творчеством хакасских писателей и поэтов.
Система уроков спланирована с учетом межпредметных (см. приложение №2) связей с историей, географией, мировой художественной культурой, русским языком. Цель включения межпредпетных связей состоит в том, чтобы повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук; изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами; повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время; включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Программа разработана с учетом метапредметных результатов учебной деятельности, помогающих учащимся использовать способы деятельности, освоенные на базе нескольких предметов, при решении проблем реальных жизненных ситуаций.
В программу включен материал подготовки к экзаменам – умение писать сочинения, при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования, состоит в том, чтобы научить учащихся писать сочинения, для чего необходимо знакомство их с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения сочинения» в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную деятельность учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование в 7 классе следующего УМК (утвержден приказом директора МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска от 28.04.2016 № 69 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2016 – 2017 учебный год»)
Состав УМК:
Учебник.
Курдюмова Т.Ф. Литература (в 2 частях) ДРОФА, 2011-2015
Методическая литература.
Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой «Литература. 7 класс» / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2015.
УМК «Литература» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ. Преимущество данного УМК перед другими в том, что этот учебный комплекс реализует идею формирования комплексного восприятия художественного текста на основе изучения авторов и содержания художественных произведений, основных теоретических понятий, связанных с сюжетом и композицией, связи между различными видами искусства, формирования навыков коммуникативной культуры школьников (пересказ, диалог, творческая работа). Что в конечном итоге способствует развитию творческих способностей учеников, умению стилистически, филологически грамотно анализировать произведения художественной литературы.
Структура курса.
Роды и жанры художественной литературы (1 час)
Русский фольклор (3 часа)
Жанры фольклора, сатирическая драма «Барин», детский фольклор
Выражение в фольклоре национальных черт характера.
3. Литература европейского Возрождения (4 часа)
У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».
Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Литература XIX века (38 часов)
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
Баллада «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Образная система баллады “Светлана”, ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).
Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.
Роман «Дубровский»
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Тучи», «Листок». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор».
Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.
И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»)
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» (возможен выбор других стихотворений).
Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок). Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
А.П. Чехов. Слово о писателе.
Рассказы. Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.
Литература ХХ века (22 часа)
Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
М. Горький. Слово о писателе.
«Старуха Изергиль». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
В.В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (возможен выбор других стихотворений).
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество (обзор).
«Ревизор с вышибанием». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения.
М. А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину».
В. Г. Распутин «Уроки французского».
Объем домашних заданий не превышает объема изученного материала на уроке. Основные виды домашних работ: чтение текстов художественных произведений, работа по вопросам учебника, сочинения- миниатюры (10-12 строк), иллюстрации к прочитанным произведениям.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся к началу 7 класса должны:
знать/понимать
выделять события и устанавливать между ними связей: наблюдать за поступками героя и его взаимоотношениями с другими персонажами, выражать свое отношения к герою;
проявлять активный интерес к герою произведения (поступки, взгляды, переживания), мотивы его поступков, причины совершающихся в его жизни событий и к окружающей героя обстановке;
сравнивать и сопоставлять;
уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнять различные творческие работы;
устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составлять план, тезисы, конспект;
подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.
определять жанр произведения,
судить о теме и нравственных проблемах изученного произведения,
пересказывать избранные эпизоды или фрагменты из него,
устанавливать связь между событиями на основе выявленных мотивов того или иного поступка персонажа,
рассказывать о герое, имея в виду его поступки и взаимоотношения с другими персонажами произведения,
выявлять функциональную роль того или иного изобразительного средства языка в связи с поставленной задачей,
видеть различия между произведениями устного народного творчества и письменной литературы,
отличать художественное произведение от научно- популярного;
уметь составлять план своего выступления, давать устный или письменный развернутый и обоснованный ответ на вопрос,
писать небольшие сочинения, вести читательский дневник,
проявлять интерес к новинкам литературы и другим видам искусства.
В результате изучения литературы за курс 7 класса ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Написать сочинение по картине, сочинение «Сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова», отзыв на прочитанное произведение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Педагогические приемы и технологии | Домашнее задание | Дата проведения |
| Роды и жанры художественной литературы | | | | |
1. | Роды и жанры художественной литературы | 1 | Работа в группах, ИКТ | Вопрос 1, стр.4( уст) | 7.09 |
| ФОЛЬКЛОР (3 часа) | | | | |
2. | Жанры фольклора. Фольклор хакасского народа | 1 | индивидуальная работа | Прочитать драму «Барин» | 7.09 |
3. | Сатирическая драма «Барин» | 1 | Коллективная, индивидуальная работа | Выписать жанры фольклора | 14.09 |
4. | Детский фольклор. | 1 | Работа в парах, группах | Иллюстрации к произведениям фольклора | 14.09 |
| ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ( 4 часа) | | | | |
5. | Мир и человек в эпоху Возрождения. Трагедия как жанр драматического произведения. | 1 | Работа в парах, группах | Прочитать стр.28-31 | 21.09 |
6. | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Отражение в трагедии «вечных» тем. | 1 | Работа в парах, группах, ИКТ | Выразительное чтение монолога | 21.09 |
7. | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. | 1 | Работа в парах, группах, ИКТ | В.7, стр 31 (уст) | 28.09 |
8. | Из истории сонета. Сонеты У. Шекспира | 1 | Индивидуальная работа, ИКТ | Наизусть сонет | 28.09 |
| ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (38 часов) | | | | |
9. | Из истории басни. Басня и ее особенности. Хакасские басни о глупости и жадности. | 1 | Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ | Выразительное чтение басни | 5.10 |
10. | Творческая лаборатория «Сочиняем басню» | 1 | Индивидуальная работа | Наизусть басню (по выбору) | 5.10 |
11. | Из истории баллады В. А. Жуковский. Баллада «Перчатка» | 1 | Работа в парах, группах, ИКТ | Анализ средств выразительности баллады. | 12.10 |
12. | В. А. Жуковский. Баллада «Светлана» | 1 | Работа в парах, группах | Выучить отрывок из баллады. | 12.10 |
13. | Жанровое разнообразие творчества А. С. Пушкина | 1 | Индивидуальная работа, ИКТ | Прочитать стихотворения из цикла «Болдинская осень» | 19.10 |
14. | Болдинская осень в жизни и творчестве А. С. Пушкина. | 1 | Коллективная, ИКТ | Определить темы лирического произведения | 19.10 |
15. | Стансы, элегии, романсы в лирике А. С. Пушкина | 1 | Работа в парах, группах | Выучить произведение, написанное во время Болдинской осени | 26.10 |
16. | Повести А. С. Пушкина. «Барышня-крестьянка» | 1 | Работа в парах, группах, ИКТ | Дочитать повесть «Барышня-крестьянка». | 26.10 |
17. | Герои повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» | 1 | Работа в парах, группах | Составить рассказ от лица одного из героев( уст) | 9.11 |
18. | Из истории романа «Дубровский» | 1 | Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ | Пересказ гл.1 | 9.11 |
19. | Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Первые главы, завязка событий, герои | 1 | индивидуальная работа, ИКТ | Характеристика Владимира Дубровского | 16.11 |
20 | Композиция Романа. Владимир Дубровский - герой романа А. С. Пушкина. | 1 | Работа в парах, группах | Озаглавить последние главы романа. | 16.11 |
21 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский - герои романа А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | Работа в группах. | Характеристика Маши Троекуров. | 23.11 |
22 | Поступки героев романа | 1 | Коллективная работа | Устный рассказ | 23.11 |
23 | Из истории поэмы. М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | Работа в парах, ИКТ | Наизусть отрывок из поэмы | 30.11 |
24 | Вольнолюбивый характер Мцыри | 1 | Работа в группах | Устный рассказ | 30.11 |
25 | Выразительность лирики М. Ю. Лермонтова | 1 | Работа в парах, группах | Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова. | 7.12 |
26 | Лироэпические произведения М.Ю.Лермонтова | 1 | Работа в парах | Иллюстрации | 7.12 |
27 | Работа над сочинением на выбор (А.С. Пушкин «Дубровский» или М.Ю. Лермонтов «Мцыри») | 1 | Индивидуальная работа | Черновик сочинения | 14.12 |
28 | Сочинение на выбор (А.С. Пушкин «Дубровский» или М.Ю. Лермонтов «Мцыри») | 1 | Индивидуальная работа | Прочитать 1 д.комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 14.12 |
29. | Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Завязка действия | 1 | Работа в парах, группах, ИКТ | Прочитать второе действие. | 21.12 |
30. | История Хлестакова. Нравы уездного города. | 1 | Работа в парах, группах | 4-е действие, составить рассказ «Городские жители и Хлестаков» | 21.12 |
31. | Городские жители и Хлестаков. | 1 | Коллективная | Выбрать эпизоды для инсценировки из 4-го действия | 11.01 |
32. | Смех в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | 1 | Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ | Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор» | 11.01 |
33 | Работа над сочинением по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | 1 | Индивидуальная работа | Редактирование черновика | 18.01 |
34 | Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | 1 | Индивидуальная работа | Индивидуальные задания по творчеству писателей ХIХ века | 18.01 |
35. | И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» | 1 | Работа в группах, ИКТ | Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык» | 25.01 |
36. | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» | 1 | Работа в парах, группах, ИКТ | Подготовить выразительное чтение отрывка. | 25.01 |
37. | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» | 1 | Работа в парах, группах, ИКТ | Наизусть отрывок из «Железной дороги» | 1.02 |
38. | Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. | 1 | Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ | Чтение глав 4-10, отметить цитаты | 1.02 |
39. | «Ужасный секрет тульских мастеров» | 1 | Коллективная, индивидуальная работа | Составить рассказ о характере и судьбе тульского косого левши | 8.02 |
40. | Судьба Левши | 1 | Коллективная | Рассказ о Левше | 8.02 |
41. | Из истории жанра сатиры. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Работа в парах, группах | Подготовиться к уроку внеклассного чтения | 15.02 |
42. | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки | 1 | Работа в парах, группах | Иллюстрации по материалам сказок | 15.02 |
43. | Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | 1 | Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ | Рассказ о Чехове | 22.02 |
44. | Юмористические рассказы А. П. Чехова. Юмористические рассказы писателей Хакасии. | 1 | Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ | Подготовиться к внеклассному чтению | 22.02 |
45. | Юмористические рассказы А. П. Чехова | 1 | Работа в группах, ИКТ | Пересказ. | 1.03 |
46. | Портрет героев в художественных произведениях разных жанров | 1 | Работа в парах, группах | Составить галерею портретов героев | 1.03 |
| ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 часа) | | | | |
47. | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях ХХ века. Хакасский эпос, прославляющий богатыря и его силу. | 1 | Коллективная | Индивидуальные задания по творчеству поэтов ХХ века | 15.03 |
48. | Отражение духовных поисков человека В. Я. Брюсов «Труд», «Хвала Человеку» | 1 | Работа в группах, ИКТ | Наизусть | 15.03 |
49. | К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...» И. Северянин «Не завидуй другу» | 1 | Работа в парах, группах | Выразительное чтение | 22.03 |
50. | Р. Киплинг «Если», «Заповедь» | 1 | Работа в парах, группах, ИКТ | Прочитать и сопоставить переводы стихотворения Р. Киплинга | 22.03 |
51. | Максим Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко | 1 | Коллективная, индивидуальная работа | Пересказ близко к тексту | 5.04 |
52. | Максим Горький. Сказка «Старый год». | 1 | Коллективная | Составить кроссворд | 5.04 |
53. | В. В. Маяковский. Поэт-новатор | 1 | Коллективная, ИКТ | Прочитать стихотворения В.В. Маяковского | 12.04 |
54. | В. В. Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Работа в парах, группах | Подготовить выразительное чтение стихотворения | 12.04 |
55. | В. В. Маяковский «Гимн обеду» | 1 | Коллективная | Анализ стихотворения по плану | 19.04 |
56. | М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием» | 1 | Работа в парах, группах | Подготовить монологический рассказ | 19.04 |
57. | К.Г. Паустовский «Рождение рассказа» | 1 | Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ | Устный ответ на проблемный вопрос | 26.04 |
58 | Итоговая тестовая работа по литературе | 1 | Индивидуальная работа | Индивидуальные задания по произведениям о войне | 26.04 |
59 | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». | 1 | Коллективная, индивидуальная работа | Подготовиться к сжатому пересказу | 3.05 |
60. | Водевиль как драматический жанр. Водевиль А.Вампилова «Несравненный Наконечников» | 1 | Работа в парах, группах | Заполнить таблицу | 3.05 |
61. | Великая Отечественная война в художественной литературе. Богатство жанров произведений военной тематики. | 1 | Коллективная, индивидуальная работа | Выучить наизусть стихотворение | 10.05 |
62. | А.Н. Толстой «Русский характер». | 1 | Работа в парах, группах | Рассказ «Изображение войны глазами простого бойца» | 10.05 |
63. | М. А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину». | 1 | Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ | Составить план главы произведения | 17.05 |
64. | Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | Работа в группах, ИКТ | Письменный ответ на вопрос | 17.05 |
65. | Герои рассказа В. Распутина «Уроки французского». | 1 | Коллективная, индивидуальная работа | Подготовиться к творческой работе | 24.05 |
66. | Жанры фантастики. Р. Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе | 1 | Работа в группах, ИКТ | Ответы на вопросы | 24.05 |
67. | Новелла Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки» | 1 | Коллективная, индивидуальная работа | Викторина | 31.05 |
68 | Обобщение знаний по литературе | 1 | Работа в группах | Задание на лето. | 31.05 |
Приложение № 1
Региональное этнокультурное содержание, литература 7 класс
№ | Тема урока | Содержание материала | Дата |
1 | Жанры фольклора. Фольклор хакасского народа | Хакасские сказки | 7.09 |
2 | Из истории басни. Басня и ее особенности. | Хакасские басни о глупости и жадности. | 5.10 |
3 | Стансы, элегии, романсы в лирике А. С. Пушкина | Стихи хакасских поэтов | 26.10 |
4 | Выразительность лирики М. ЮЛермонтова | Стихи хакасских поэтов | 7.12 |
5 | Лироэпические произведения М.Ю.Лермонтова | Стихи черногорских поэтов | 7.12 |
6 | Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Завязка действия | Драматические произведения хакасских поэтов | 21.12 |
7 | Юмористические рассказы А. П. Чехова. | Юмористические рассказы писателей Хакасии. | 22.02 |
8 | К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...» И. Северянин «Не завидуй другу» | Стихи хакасских поэтов о природе | 22.03 |
9 | Р. Киплинг «Если», «Заповедь» | Стихи хакасских поэтов о жизни | 22.03 |
10 | Водевиль как драматический жанр. Водевиль А.Вампилова «Несравненный Наконечников» | Современная проза писателей Хакасии | 3.05 |
Приложение № 2
Межпредметные связи, литература, 7 класс
№ | Тема урока | Содержание материала | Дата |
1 | Роды и жанры художественной литературы | ИЗО, история | 7.09 |
2 | Сатирическая драма «Барин» | Театральное искусство | 14.09 |
3 | Мир и человек в эпоху Возрождения. Трагедия как жанр драматического произведения. | Театр, история | 21.09 |
4 | Из истории басни. Басня и ее особенности. | Русский язык, кинематография | 5.10 |
5 | Из истории баллады В. А. Жуковский. Баллада «Перчатка» | ИЗО | 12.10 |
6 | Повести А. С. Пушкина. «Барышня-крестьянка» | ИЗО, музыка | 26.10 |
7 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский - герои романа А. С. Пушкина «Дубровский». | ИЗО, кинематография | 23.11 |
8 | Выразительность лирики М. ЮЛермонтова | ИЗО, русский язык | 7.12 |
9 | Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Завязка действия | ИЗО, театр | 21.12 |
10 | И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» | Русский язык | 25.01 |
11 | Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа. | Русский язык | 1.02 |
12 | Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | Русский язык, журналистика | 22.02 |
13 | В. В. Маяковский. Поэт-новатор | ИЗО, русский язык | 12.04 |
14 | Водевиль как драматический жанр. Водевиль А.Вампилова «Несравненный Наконечников» | Театр, кинематография | 3.05 |
8