СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе по УМК Т.Ф. Курдюмовой, 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку (нормативные документы, характеристику предмета, характеристику УМК, цели, задачи, планируемые результаты), содержание, календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе по УМК Т.Ф. Курдюмовой, 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г.Черногорск




Рекомендована

школьным методическим объединением

учителей

русского языка и литературы

.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ № 4»

Приказ № ___ от «___» августа 2016 г.






Рабочая программа

по литературе, 7-а класс


срок реализации: 01.09.2016г - 31.05.2017г.

Составлена на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений

Автор программы: Т. Ф. Курдюмова









Составитель программы:

Саранчина Анастасия Владимировна,

учитель русского языка и литературы






 





г. Черногорск – 2016



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе, уровень изучения - базовый, составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования (5-9 класс) - Приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089 (с изменениями), Федерального базисного учебного плана – Приказ МОиН РФ от 09.03.2004г. № 1312 (с изменениями), Примерных программ по литературе - письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263, с учетом Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска, Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 4», принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 8 от 05.09.2013г.), тематического планирования по литературе.

Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной ступени, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Это определило цели обучения:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • продолжение воспитания духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • продолжение развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • дальнейшее формирование способов освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • совершенствование умений чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом): в 7-а классе - 2 часа в неделю, в объеме 68 часов.


Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности учеников 7-а класса.

В связи с этим планируется следующая работа:

  1. С учениками, имеющими высокий уровень, проводить индивидуальную работу: индивидуальные домашние задания, задания творческого характера, задания повышенной сложности. Готовить к олимпиадам и конкурсам разного уровня. Развивать умения и навыки исследовательского характера, участвовать в научно-исследовательских конференциях.

  2. С учениками, имеющими низкий и крайне низкий уровень, проводить индивидуальную работу: индивидуальные домашние задания, задания занимательного характера, развивать творческие способности (стихи, рисунки, поделки).

Техническое оборудование и методическое обеспечение учебного кабинета русского языка и литературы позволяет использовать на уроках:

  1. ИКТ – предоставляет возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Учащиеся с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития учащихся; формируется их информационная культура, расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

  2. Интерактивные формы - применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности, формирования у учеников положительной мотивации к предмету, осознания значимости этой науки  в практической деятельности.

  3. Технологии развития критического развития мышления - позволяет  повышать интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;  развивать способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности; формирует коммуникативные навыки и ответственность за знание.


Содержание примерной программы полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и специфике работы в 7 классе, поэтому изменений в календарно-тематическое планирование не внесено.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой 6 класса, развивающей основы литературного образования. Необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, анализу текста

Рабочая программа разработана с учетом регионального этнокультурного содержания образования (см. приложение №1), в темы включен материал, раскрывающий тему истории хакасской культуры, знакомство с фольклором хакасов (пословицы, поговорки, сказки, былины, мифы, стихи и рассказы хакасских писателей, а также писателей Сибири и Красноярского края). Ученики подмечают сходство русского и хакасского фольклора. Данный материал включает в себя изучение культуры и обычаев республики Хакасия, национального состава, знакомство с творчеством хакасских писателей и поэтов.

Система уроков спланирована с учетом межпредметных (см. приложение №2) связей с историей, географией, мировой художественной культурой, русским языком. Цель включения межпредпетных связей состоит в том, чтобы повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук; изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами; повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время; включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Программа разработана с учетом метапредметных результатов учебной деятельности, помогающих учащимся использовать способы деятельности, освоенные на базе нескольких предметов, при решении проблем реальных жизненных ситуаций.

В программу включен материал подготовки к экзаменам – умение писать сочинения, при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования, состоит в том, чтобы научить учащихся писать сочинения, для чего необходимо знакомство их с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения сочинения» в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную деятельность учащихся.


Рабочая программа ориентирована на использование в 7 классе следующего УМК (утвержден приказом директора МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска от 28.04.2016 № 69 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2016 – 2017 учебный год»)

Состав УМК:

Учебник.

Курдюмова Т.Ф. Литература (в 2 частях) ДРОФА, 2011-2015


Методическая литература.

Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой «Литература. 7 класс» / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2015.


УМК «Литература» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ. Преимущество данного УМК перед другими в том, что этот учебный комплекс реализует идею формирования комплексного восприятия художественного текста на основе изучения авторов и содержания художественных произведений, основных теоретических понятий, связанных с сюжетом и композицией, связи между различными видами искусства, формирования навыков коммуникативной культуры школьников (пересказ, диалог, творческая работа). Что в конечном итоге способствует развитию творческих способностей учеников, умению стилистически, филологически грамотно анализировать произведения художественной литературы.


Структура курса.

  1. Роды и жанры художественной литературы (1 час)

  2. Русский фольклор (3 часа)

Жанры фольклора, сатирическая драма «Барин», детский фольклор

Выражение в фольклоре национальных черт характера.

3. Литература европейского Возрождения (4 часа)

У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

  1. Литература XIX века (38 часов)

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

Баллада «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского. Образная система баллады “Светлана”, ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

Роман «Дубровский»

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Тучи», «Листок». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор».

Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»)

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» (возможен выбор других стихотворений).

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок). Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

А.П. Чехов. Слово о писателе.

Рассказы. Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

  1. Литература ХХ века (22 часа)

Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

М. Горький. Слово о писателе.

«Старуха Изергиль». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (возможен выбор других стихотворений).

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество (обзор).

«Ревизор с вышибанием». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения.

М. А. Шо­лохов. Гла­вы из рома­на «Они сражались за Родину».

В. Г. Распутин «Уроки француз­ского».


Объем домашних заданий не превышает объема изученного материала на уроке. Основные виды домашних работ: чтение текстов художественных произведений, работа по вопросам учебника, сочинения- миниатюры (10-12 строк), иллюстрации к прочитанным произведениям.



Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся к началу 7 класса должны:

знать/понимать

  • выделять события и устанавливать между ними связей: наблюдать за поступками героя и его взаимоотношениями с другими персонажами, выражать свое отношения к герою;

  • проявлять активный интерес к герою произведения (поступки, взгляды, переживания), мотивы его поступков, причины совершающихся в его жизни событий и к окружающей героя обстановке;

  • сравнивать и сопоставлять;

  • уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнять различные творческие работы;

  • устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составлять план, тезисы, конспект;

  • подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.

  • определять жанр произведения,

  • судить о теме и нравственных проблемах изученного произведения,

  • пересказывать избранные эпизоды или фрагменты из него,

  • устанавливать связь между событиями на основе выявленных мотивов того или иного поступка персонажа,

  • рассказывать о герое, имея в виду его поступки и взаимоотношения с другими персонажами произведения,

  • выявлять функциональную роль того или иного изобразительного средства языка в связи с поставленной задачей,

  • видеть различия между произведениями устного народного творчества и письменной литературы,

  • отличать художественное произведение от научно- популярного;

  • уметь составлять план своего выступления, давать устный или письменный развернутый и обоснованный ответ на вопрос,

  • писать небольшие сочинения, вести читательский дневник,

  • проявлять интерес к новинкам литературы и другим видам искусства.

В результате изучения литературы за курс 7 класса ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

  • Написать сочинение по картине, сочинение «Сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова», отзыв на прочитанное произведение.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Количество часов

Педагогические приемы и технологии

Домашнее задание

Дата

проведения



Роды и жанры художественной литературы





1.

Роды и жанры художественной литературы

1

Работа в группах, ИКТ

Вопрос 1, стр.4( уст)

7.09


ФОЛЬКЛОР (3 часа)





2.

Жанры фольклора. Фольклор хакасского народа

1

индивидуальная работа

Прочитать драму «Барин»

7.09

3.

Сатирическая драма «Барин»

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа

Выписать жанры фольклора

14.09

4.

Детский фольклор.


1

Работа в парах, группах

Иллюстрации к произведениям фольклора

14.09


ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ( 4 часа)





5.

Мир и человек в эпоху Возрождения. Трагедия как жанр драматического произведения.

1

Работа в парах, группах

Прочитать стр.28-31

21.09

6.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Отражение в трагедии «вечных» тем.

1

Работа в парах, группах, ИКТ

Выразительное чтение монолога

21.09

7.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы.

1

Работа в парах, группах, ИКТ

В.7, стр 31 (уст)

28.09

8.

Из истории сонета. Сонеты У. Шекспира

1

Индивидуальная работа, ИКТ

Наизусть сонет

28.09


ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (38 часов)





9.

Из истории басни. Басня и ее особенности.

Хакасские басни о глупости и жадности.

1

Коллективная, индивидуальная работа, ИКТ

Выразительное чтение басни

5.10

10.

Творческая лаборато­рия «Сочиня­ем басню»

1

Индивидуальная работа

Наизусть басню (по выбору)

5.10

11.

Из исто­рии баллады В. А. Жу­ковский. Баллада «Перчатка»

1

Работа в парах, группах, ИКТ

Анализ сред­ств выразительно­сти баллады.

12.10

12.

В. А. Жу­ковский. Баллада «Светлана»

1

Работа в парах, группах

Выучить отрывок из баллады.

12.10

13.

Жанровое разнообра­зие твор­чества А. С. Пуш­кина

1

Индивидуальная работа, ИКТ

Прочитать стихотворения из цикла «Болдинская осень»

19.10

14.

Болдинская осень в жизни и творчестве А. С. Пушкина.


1

Коллективная, ИКТ

Опре­делить темы лирического произведения

19.10

15.

Стансы, элегии, романсы в лирике А. С. Пушкина

1

Работа в парах, группах

Выучить произведение,
написанное во время
Болдинской осени

26.10

16.

Повести А. С. Пушкина. «Барышня-крестьянка»

1

Работа в парах, группах, ИКТ

Дочитать повесть «Барышня-крестьянка».

26.10

17.

Герои повести А. С. Пуш­кина «Ба­рышня-крестьянка»

1

Работа в парах, группах

Составить рассказ от лица одного из геро­ев( уст)

9.11

18.

Из истории романа «Дубровский»

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа, ИКТ

Пересказ гл.1

9.11

19.

Роман А. С. Пуш­кина «Дуб­ровский». Первые главы, за­вязка собы­тий, герои

1

индивидуальная работа, ИКТ

Характеристика Владимира Дубровского

16.11

20

Композиция Романа. Владимир Дубровс­кий - герой романа А. С. Пуш­кина.

1

Работа в парах, группах

Озаглавить последние главы романа.

16.11

21

Маша Трое­курова и Владимир Дубровс­кий - герои романа А. С. Пуш­кина «Дубровский».

1

Работа в группах.

Характеристика Маши Троекуров.

23.11

22

Поступки героев ро­мана

1

Коллективная работа

Устный рассказ

23.11

23

Из истории поэмы. М. Ю. Лер­монтова «Мцыри»


1

Работа в парах, ИКТ

Наизусть отрывок из поэмы

30.11

24

Вольнолюбивый характер Мцыри

1

Работа в группах

Устный рассказ

30.11

25

Вырази­тельность лирики М. Ю. Лер­монтова

1

Работа в парах, группах

Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

7.12

26

Лироэпические произведения М.Ю.Лермонтова

1

Работа в парах

Иллюстрации

7.12

27

Работа над сочинением на выбор (А.С. Пушкин «Дубровский» или М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

1

Индивидуальная работа

Черновик сочинения

14.12

28

Сочинение на выбор (А.С. Пушкин «Дубровский» или М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)

1

Индивидуальная работа

Прочитать 1 д.комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

14.12

29.

Комедия Н. В. Гого­ля «Реви­зор». За­вязка действия

1

Работа в парах, группах, ИКТ

Прочитать второе дей­ствие.

21.12

30.

История Хлестако­ва. Нравы уездного города.

1

Работа в парах, группах

4-е действие, составить рас­сказ «Городские жители и Хлестаков»

21.12

31.

Городские жители и Хлестаков.

1

Коллективная

Выбрать эпизоды для инсцени­ровки из 4-го действия

11.01

32.

Смех в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа, ИКТ

Подготовка к сочинению по комедии «Ревизор»

11.01

33

Работа над сочи­нением по ко­медии Н. В. Гоголя «Ревизор»

1

Индивидуальная работа

Редактирование черновика

18.01

34

Сочи­нение по ко­медии Н. В. Гоголя «Ревизор»

1

Индивидуальная работа

Индивидуальные задания по творчеству писателей ХIХ века

18.01


35.

И. С. Турге­нев «Стихотворения в прозе»

1

Работа в группах, ИКТ

Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

25.01

36.

Н. А. Не­красов. Стихотворение «Размышле­ние у парад­ного подъ­езда»

1

Работа в парах, группах, ИКТ

Подготовить выразительное чтение отрывка.

25.01

37.

Н. А. Не­красов. Стихотворение «Же­лезная до­рога»

1

Работа в парах, группах, ИКТ

Наизусть отры­вок из «Железной дороги»

1.02

38.

Н. С. Лес­ков. Сказ «Левша». Особенно­сти сказа.

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа, ИКТ

Чтение глав 4-10, отметить цитаты

1.02

39.

«Ужасный секрет тульских мастеров»

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа

Составить рассказ о характере и судьбе тульского косого левши

8.02

40.

Судьба Левши


1

Коллективная

Рассказ о Левше

8.02

41.

Из истории жанра сатиры. М. Е. Сал­тыков-Щед­рин. «По­весть о том, как один му­жик двух генералов прокор­мил»

1

Работа в парах, группах

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

15.02

42.

М. Е. Сал­тыков-Щед­рин. Сказки

1

Работа в парах, группах

Иллюстрации по мате­риалам сказок

15.02

43.

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа, ИКТ

Рассказ о Чехове

22.02

44.

Юмористические рассказы А. П. Чехова.

Юмористические рассказы писателей Хакасии.

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа, ИКТ

Подготовиться к внеклассному чтению

22.02

45.

Юмористи­ческие рас­сказы А. П. Чехо­ва

1

Работа в группах, ИКТ

Пересказ.

1.03

46.

Портрет героев в художест­венных произведе­ниях раз­ных жанров

1

Работа в парах, группах

Составить галерею портретов героев

1.03


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 часа)





47.

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях ХХ века.

Хакасский эпос, прославляющий богатыря и его силу.

1

Коллективная

Индивидуальные задания по творчеству поэтов ХХ века

15.03

48.

Отражение духовных поисков человека В. Я. Брюсов «Труд», «Хвала Человеку»

1

Работа в группах, ИКТ

Наизусть

15.03

49.

К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...» И. Северянин «Не завидуй другу»

1

Работа в парах, группах

Выразительное чтение

22.03

50.

Р. Киплинг «Если», «Заповедь»


1

Работа в парах, группах, ИКТ

Прочитать и сопоста­вить переводы стихо­творения Р. Киплинга

22.03

51.

Максим Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа

Пересказ близко к тексту

5.04

52.

Максим Горький. Сказка «Ста­рый год».

1

Коллективная

Составить кроссворд

5.04

53.

В. В. Мая­ковский. Поэт-нова­тор

1

Коллективная, ИКТ

Прочитать стихотворения В.В. Маяковского

12.04

54.

В. В. Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Работа в парах, группах

Подготовить выразительное чтение стихотворения

12.04

55.

В. В. Маяковский «Гимн обеду»

1

Коллективная

Анализ стихотворения по плану

19.04

56.

М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием»

1

Работа в парах, группах

Подготовить монологиче­ский рассказ

19.04

57.

К.Г. Паустовский «Рождение рассказа»

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа, ИКТ

Устный ответ на про­блемный во­прос

26.04

58

Итоговая тестовая работа по литературе

1

Индивидуальная работа

Индивидуальные задания по произведениям о войне

26.04

59

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади».

1

Коллективная, индивидуаль­ная работа

Подготовиться к сжато­му пересказу

3.05

60.

Водевиль как драма­тический жанр. Водевиль А.Вампилова «Не­сравненный Наконеч­ников»

1

Работа в парах, группах

Заполнить таблицу

3.05

61.

Великая Отечественная война в художественной литературе. Богатство жанров произведений военной тематики.

1

Коллективная, индивидуальная работа

Выучить наизусть стихотворение

10.05

62.

А.Н. Толстой «Русский характер».

1

Работа в парах, группах

Рассказ «Изобра­жение вой­ны глазами простого бойца»

10.05

63.

М. А. Шо­лохов. Гла­вы из рома­на «Они сражались за Родину».


1

Коллективная, индивидуаль­ная работа, ИКТ

Составить план главы произведения

17.05

64.

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки француз­ского»

1

Работа в группах, ИКТ

Письменный ответ на вопрос

17.05

65.

Герои рассказа В. Распутина «Уроки французского».


1

Коллективная, индивидуальная работа

Подготовиться к творческой работе

24.05

66.

Жанры фантастики. Р. Шекли «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе

1

Работа в группах, ИКТ

Ответы на вопросы

24.05

67.

Новелла Артура Конан Дойля «Пляшу­щие чело­вечки»

1

Коллективная, индивидуальная работа

Викторина

31.05

68

Обобщение знаний по литературе

1

Работа в группах

Задание на лето.

31.05













Приложение № 1

Региональное этнокультурное содержание, литература 7 класс


Тема урока

Содержание материала

Дата

1

Жанры фольклора. Фольклор хакасского народа

Хакасские сказки

7.09

2

Из истории басни. Басня и ее особенности.


Хакасские басни о глупости и жадности.

5.10

3

Стансы, элегии, романсы в лирике А. С. Пушкина

Стихи хакасских поэтов

26.10

4

Вырази­тельность лирики М. ЮЛер­монтова

Стихи хакасских поэтов

7.12

5

Лироэпические произведения М.Ю.Лермонтова

Стихи черногорских поэтов

7.12

6

Комедия Н. В. Гого­ля «Реви­зор». За­вязка действия

Драматические произведения хакасских поэтов

21.12

7

Юмористические рассказы А. П. Чехова.


Юмористические рассказы писателей Хакасии.

22.02

8

К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...» И. Северянин «Не завидуй другу»

Стихи хакасских поэтов о природе

22.03

9

Р. Киплинг «Если», «Заповедь»


Стихи хакасских поэтов о жизни

22.03

10

Водевиль как драма­тический жанр. Водевиль А.Вампилова «Не­сравненный Наконеч­ников»

Современная проза писателей Хакасии

3.05




















Приложение № 2

Межпредметные связи, литература, 7 класс


Тема урока

Содержание материала

Дата

1

Роды и жанры художественной литературы

ИЗО, история

7.09

2

Сатирическая драма «Барин»

Театральное искусство

14.09

3

Мир и человек в эпоху Возрождения. Трагедия как жанр драматического произведения.

Театр, история

21.09

4

Из истории басни. Басня и ее особенности.


Русский язык, кинематография

5.10

5

Из исто­рии баллады В. А. Жу­ковский. Баллада «Перчатка»

ИЗО

12.10

6

Повести А. С. Пушкина. «Барышня-крестьянка»

ИЗО, музыка

26.10

7

Маша Трое­курова и Владимир Дубровс­кий - герои романа А. С. Пуш­кина «Дубровский».

ИЗО, кинематография

23.11

8

Вырази­тельность лирики М. ЮЛер­монтова

ИЗО, русский язык

7.12

9

Комедия Н. В. Гого­ля «Реви­зор». За­вязка действия

ИЗО, театр

21.12

10

И. С. Турге­нев «Стихотворения в прозе»

Русский язык

25.01

11

Н. С. Лес­ков. Сказ «Левша». Особенно­сти сказа.

Русский язык

1.02

12

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

Русский язык, журналистика

22.02

13

В. В. Мая­ковский. Поэт-нова­тор

ИЗО, русский язык

12.04

14

Водевиль как драма­тический жанр. Водевиль А.Вампилова «Несравненный Наконеч­ников»

Театр, кинематография

3.05




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!