ГУ «ЛУВК «Интеллект»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГУ «ЛУВК «Интеллект» ____________
А.М.Фомин
Рабочая программа
по литературе
( базовый уровень)
7 класс
Составитель: Писарева Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). - М.: Просвещение, 2010» (страницы 28-36) и реализована в УМК «В.Я. Коровина. Литература: 7 кл.: Учеб.– М.: Просвещение, 2009».
УМК входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Рабочая программа разработана без внесения изменений в авторскую редакцию.
Программа рассчитана на 68 ч, по учебному плану школы на изучение курса литературы в 7 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю).
Учебно-тематический план
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов | На развитие речи в том числе |
-
| Введение | 1 | |
-
| Фольклор | 4 | 1 |
-
| Древнерусская литература | 4 | 1 |
-
| Русская литература 18 в. | 3 | |
-
| Русская литература 19 – начала 20 века | 36 | 3 |
-
| Русская литература 20 в. | 13 | 2 |
-
| Зарубежная литература | 6 | |
-
| Итоги года и задание на лето | 1 | |
| ИТОГО: | 68 | 6 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать и понимать:
• авторов и содержание изученных литературных произведений;
• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.
Уметь:
• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• Выражать свое отношение к прочитанному;
• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;
• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
1 семестр |
Введение 1 час; 2 часа в неделю по учебному плану |
1 | 1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 03.09.16 | | |
Фольклор 4 часа; 2 часа в неделю по учебному плану |
2 | 1 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях | 07.09.16 | | |
3 | 2 | Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. | 10.09.16 | | |
4 | 3 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Новгородский цикл былин «Садко».Своеобразие былины. | 14.09.16 | | |
5 | 4 | Пословицы и поговорки. Мудрость народов мира. Творческая работа «От пословицы не уйти» Р.р.№1 | 17. 09.16 | | |
Древнерусская литература 4 часа; 2 часа в неделю по учебному плану |
6 | 1 | «Поучение Владимира Мономаха». Творческая работа в форме «Поучения» | 21.09.16 | | |
7 | 2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 24.09.16 | | |
8 | 3 | Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 28.09.16 | | |
9 | 4 | Подготовка к письменной работе на тему: «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»(Домашнее сочинение№1) Р.р.№2 | 01.10.16 | | |
Из русской литературы 18 века (3часа); 2 часа в неделю по учебному плану |
10 | 1 | М.В. Ломоносов. Краткий биографический очерк. Роль М.В. Ломоносова в развитии русской литературы | 05.10.16 | | |
11 | 2 | «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды | 08.10.16 | | |
12 | 3 | Г.Р. Державин. Краткий обзор жизненного и творческого пути. Стихотворения Г.Р. Державина. Анализ стихотворений «Признание», «На птичку» | 12.10.16 | | |
Из русской литературы 19 века (36часов); 2 часа в неделю по учебному плану |
13 | 1 | А. С. Пушкин. Причины обращения к истории. Поэма «Полтава». Особенности жанра поэмы. | 15.10.16 | | |
14 | 2 | Образ Петра Великого в поэме. Поэма «Медный всадник». Творческая история создания поэмы. Петербургская повесть. Своеобразие жанра, композиция, конфликт | 19.10.16 | | |
15 | 3 | «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности | 22.10.16 | | |
16 | 4 | Трагедия «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) | 02.11.16 | | |
17 | 5 | Контрольное сочинение №1 «История России в произведениях А.С.Пушкина» Р.р.№3 | 05.11.16 | | |
18 | 6 | М.Ю. Лермонтов. Биографический очерк. Стихотворения «Молитва» , «Когда волнуется желтеющая нива…» | 09.11.16 | | |
19 | 7 | «Песня про царя Ивана Васильевича…»- поэма об историческом прошлом народа. Сюжет, композиция. Главные герои поэмы. Анализ эпизода «Кулачный бой на Москве- реке» | 12.11.16 | | |
20 | 8 | Идейный смысл поэмы. «Песня про царя Ивана Васильевича…»- эпическая поэма | 16.11.16 | | |
21 | 9 | Н.В.Гоголь. Биографический очерк. Повесть «Тарас Бульба». История создания повести. Эпоха и герои | 19.11.16 | | |
22 | 10 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести | 23.11.16 | | |
23 | 11 | Образ Запорожской Сечи. Осада польского города Дубно. Трагедия Тараса Бульбы | 26.11.16 | | |
24 | 12 | Контрольное сочинение №2 по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Р.р.№4 | 30.11.16 | | |
25 | 13 | И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Бирюк» | 03.12.16 | | |
26 | 14 | Мастерство в изображении жизни народа. Роль пейзажа в рассказе «Бирюк». Понятие о конфликте в художественном произведении | 07.12.16 | | |
27 | 15 | И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе».»Русский язык»,»Близнецы», «Два богача».Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра | 10.12.16 | | |
28 | 16 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте .Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины | 14.12.16 | | |
29 | 17 | Тема подвига русских женщин | 17.12.16 | | |
30 | 18 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины | 21.12.16 | | |
31 | 19 | Стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», «В больнице» | 24.12.16 | | |
2 семестр |
32 | 20 | М.Е. Салтыков- Щедрин. Образ писателя. М.Е. Салтыков- Щедрин и его сказки | 11.01.17 | | |
33 | 21 | Сатирическая сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 14.01.17 | | |
34 | 22 | Герои «Повести». Художественные особенности повести. Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 18.01.17 | | |
35 | 23 | Вн. чт. Сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик». Обличение социальных пороков в сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик» | 21.01.17 | | |
36 | 24 | Сатира и гротеск в сказках Салтыкова- Щедрина | 25.01.17 | | |
37 | 25 | Обобщение изученного по сказкам М.Е. Салтыкова- Щедрина | 28.01 | | |
38 | 26 | Л.Н. Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Повесть «Детство»- первое произведение писателя | 01.02 | 05.02 | |
39 | 27 | Глава «Классы». Детство как открытие мира. Драматическое познание противоречий жизни ребёнком | 04.02 | 08.02 | |
40 | 28 | Глава «Наталья Савишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Контрольное сочинение №3. Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева? Р.р.№5 | 08.02 | 10.02 | |
41 | 29 | А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. | 11.02 | 13.02 | |
42 | 30 | Смысл названия рассказа «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества | 15.02 | 13.02 | |
43 | 31 | Средства юмористической характеристики в рассказе «Хамелеон» | 18.02 | 17.02 | |
44 | 32 | Рассказ «Злоумышленник». Авторская позиция в рассказе. Юмор | 22.02 | 22.02 | |
45 | 33 | Вн. чт. Рассказы А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» | 25.02 | 22.02 | |
46 | 34 | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры» | 01.03 | 01.03 | |
47 | 35 | И.Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина – прозаика и поэта. | 04.03 | 01.03 | |
48 | 36 | Стихотворения В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина. Особенности лирического рода поэзии | 08.03 | 03.03 | |
Русская литература 20 века (12); 2 часа в неделю по учебному плану |
49 | 1 | М. Горький. Понятие о художественной автобиографии. Повесть «Детство». Её автобиографический характер. Глава 1. «Свинцовые мерзости» жизни, изображённые в повести. Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба- основы вражды | 11.03 | 06.03-11.03 | |
50 | 2 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка, цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа | 15.03 | 10.03-15.03 | |
51 | 3 | Обучение анализу эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики. Р.р.№6 Домашнее сочинение №2 | 18.03 | 13.03-18.03 | |
52 | 4 | М.Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды | 29.03 | 27.03 | |
53 | 5 | Л. Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям | 01.04 | 01.04 | |
54 | 6 | А. Платонов. Рассказ «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости | 05.04 | 05.04 | |
55 | 7 | Контрольное сочинение №4 по теме: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Р.р.№7 | 08.04 | 08.04 | |
56 | 8 | Ф. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. | 12.04 | | |
57 | 9 | В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. Стихотворения «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко больше», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 15.04 | | |
58 | 10 | А. Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Анализ лирического стихотворения. «Братья» | 19.04 | | |
59 | 11 | Ю.В. Казаков. Рассказ «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности. Взросление героев | 22.04 | | |
60 | 12 | Е.И. Носов. Рассказ «Кукла». Рассказ «Живое пламя». Д.С. Лихачёв. Главы из книги «Земля родная» | 26.04 | | |
61 | 13 | Вн. чт. Стихотворения о родной природе поэтов XX века. Стихи В. Брюсова, Ф.Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова | 29.04 | | |
Зарубежная литература (6); 2 часа в неделю по учебному плану |
62 | 1 | Р. Бёрнс. Стихотворение «Честная бедность». Д.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь…». Японские трёхстишия (хокку) | 03.05 | | |
63 | 2 | Эдгар По. Рассказ «Лягушонок» | 06.05 | | |
64 | 3 | Вн. чт. Джеймс Олдридж. Повесть «Последний дюйм» | 10.05 | | |
65 | 4 | О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» | 13.05 | 10.05 | |
66 | 5 | Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе .«Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра | 17.05 | | |
67 | 6 | Луиджи Пиранделло. Рассказ «Черепаха» | 20.05 | | |
68 | | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето | 24.05 | | |
| | | | | |
Итого: 68 часов |
Р.р.-7
Контрольные сочинения-4
Домашние сочинения-2
Вн. чт.- 4
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). - М.: Просвещение, 2010»
СОГЛАСОВАНО.
Протокол №1 заседания
школьного методического
объединения учителей русского
языка и литературы
от 29.08.2016г.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ______________/Е.В.Брунилина/
30.08.2016 г.
13