СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» для 10 класса составлена на основе программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень).

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» для 10 класса составлена на основе программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература 10 класс» .Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией В.Я. Коровиной. -М.: «Просвещение», 2009.

   Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

  Целью элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» является сформировать у обучающихся основные литературоведческие навыки работы с художественным текстом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» для 10 класса составлена на основе программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень).»


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» для 10 класса составлена на основе программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература 10 класс» .Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией В.Я. Коровиной. -М.: «Просвещение», 2009.

Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Целью элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» является сформировать у обучающихся основные литературоведческие навыки работы с художественным текстом.

Основные задачи курса:

- изучение основных литературных терминов и понятий;

- приобретение основного минимума литературно-теоретических знаний;

- развитие интереса к литературе и литературоведению;

- формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова;

- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме речи;

- умение вести дискуссию;

- умение самостоятельно перерабатывать текст.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий (уроки-лекции, уроки семинары, уроки-практикумы, уроки беседы, направленные на создание атмосферы совместной деятельности обучающегося и учителя, на активизацию творческих возможностей каждого обучающегося.

Реализация данных методологических установок направлена на развитие эмоциональной, интеллектуальной и эстетической сфер учащихся. В практической перспективе способствует подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане

  4. Требования к уровню подготовки учащихся

  5. Учебно-тематический план

  6. Содержание учебного курса

  7. Формы и средства контроля

  8. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Приложение (календарно-тематическое планирование




  1. Общая характеристика элективного курса


Курс, обращенный к поэтике художественного текста, способствует формированию умений интерпретировать литературное произведение и строить речевое высказывание в письменной и устной форме, углублению представлений о литературоведении как науке. Кроме того, он пробуждает стремление к вдумчивому чтению, содействует формированию художественного вкуса, выявлению читательских предпочтений, расширению культурного кругозора.

Французский философ Ш. Монтескье лаконично сформулировал один из законов писательского мастерства: «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не останется на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Глубокое погружение в литературный текст, выявление его скрытых смыслов вряд ли возможно без знания основных законов слова, без необходимого инструментария.



  1. Описание места учебного предмета в учебном плане


Предлагаемый элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Программа рассчитана на 35 учебных недель.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

• самостоятельно анализировать художественный текст, углубить представление о

литературоведении как науке, определять свои читательские предпочтения;

• выполнять информационную, лингвистическую обработку текста;

• отбирать лексические и грамматические средства для устной и письменной речи;

• строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом и стилем речи;

• аргументировать положения своей работы;

• уметь пользоваться словарями и другими источниками информации;

• владеть навыками самопроверки и самоконтроля.


  1. Учебно-тематический план

План

Количество часов

1

Предмет и задачи курса «основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста». Литературный материал.

1

2

Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.

1

3

Природа искусства слова как исходная категория поэтики.

1

4

Сущность и назначение искусства слова.

1

5,6

Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения.

2

7,8

Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.

2

9,10

Автор в художественном произведении.

2

11,12

Сюжет художественного произведения.

2

13,14

Композиция художественного произведения.

2

15,16

Конфликт. Его роль и место в поэтике.

2

17,

18

Художественный образ.

2

19,20

Образ человека в литературе.

2

21,22

Пейзаж. Образ природы в литературе.

2

23,24

Портрет в художественном произведении. Его функции.

2

25,26

Подробности художественного текста. Художественная деталь. Символ.

2

27,28

Признаки стиля. История понятия о стиле.

2

29,30

Тропы. Стилистические фигуры речи.

2

31,32

Проза и поэзия как формы художественной речи.

2

33,34

Проблема анализа стихотворения.

2

35

Комплексный анализ незнакомого текста.

1


Всего:

35


  1. Содержание программы

Художественный текст как эстетический объект.

Строение художественного произведения, художественная целостность, анализ художественного текста.

Основы поэтики

Литература, теория и практика сочинения и рассуждения.

Правописание и культура речи.


Такая логика работы позволяет учащимся сформировать наиболее полное представление о художественном тексте как объекте исследования, о роли литературы в историческом и общекультурном процессе общества.

Основной метод обучения: личностно-ориентированный подход к обучению с целью развития практических компетенций обучающихся.


  1. Формы и средства контроля


Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ литературного произведения в соответствии с основными разделами курса:

1. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении.

2. Образ персонажа

3. Образ предмета

4. Образ события

5. Эпизод в произведении

6. Текст и контекст

7. Произведение и литературный процесс

Материалом для анализа являются рассказы писателей ХIХ века.


8. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса


Программа элективного курса «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» составлена на основе методического пособия Зинина Е.А. «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста 10-11 класс: учеб. пособие. – М. «Дрофа», 2007.


Для учителя

  1. «Литература 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. - М.: «Просвещение», 2017;

  2. «Введение в литературоведение» под редакцией Л.В. Чернец. – М., 1994

  3. Бореев Ю.А. «Эстетика теории литературы: Энциклопедичекский словарь терминов. – М., 2003;

  4. Зинина Е.А. «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста 10-11 класс: учеб.пособие. – М.: «Дрофа», 2007;

  5. Лотман Ю.М. «Структура художественного текста». – М.,1970;

  6. Хализеев В.Е. «Теория литературы». – М., 2004;

  7. Мещерякова М.И. «Домашний репетитор / литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь». – М.: Айрис, 2017;

  8. Материалы по теории и практике анализа художественного текста на электронных носителях.

Для обучающихся

  1. «Литература 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М.: «Просвещение», 2017;

  2. Зинина Е.А. «основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста 10-11 класс: учеб.пособие. – М. «Дрофа», 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!