СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для изучения школьного курса литературы за 11 класс. Составлена учителем русского языка и литературы Имайчевой Е.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «КСОШ №1»

______ /Школьникова О.Н./ МБОУ «КСОШ №1» _____________ /Бабуров Н.Н./

Протокол №1 _________ /Граблина Н.М./ Приказ №

от 26 августа 2016 г. от 31 августа 2016 г. от 1 сентября 2016 г









Рабочая программа


учебного курса ЛИТЕРАТУРА

на базовом уровне

в 11классе















Составитель: Имайчева Е.В.

учитель русского языка и литературы











2016-17 учебный год.



Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2009г.) к учебнику В.П. Журавлева «Литература XX века. 11 класс. В 2ч.»– М.: Просвещение, 2014, рекомендованным Министерством образования РФ. 

Авторская программа полностью соответствует Госстандарту  (его федеральному компоненту).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 11 класса, обеспечивающие процесс обучения.





Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая учебная программа по литературе для 11 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ «КСОШ №1» Предмет «Литература» изучается в объеме 102 часа учебного плана школы при нагрузке 3 часа в неделю.







































СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.


Писатели-реалисты начала XX века

Иван АлексеевичБунин. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»,«Антоновские яблоки», «Солнечный удар».Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

МаксимГорький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).


Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- биографические сведения об изученных писателях;

- содержание произведений

Наизусть:

И. А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

Уметь:

- уметь анализировать стихотворение;

- писать домашнее сочинение по теме: « Вечные проблемы в произведениях И. Бунина и Куприна»

Серебряныйвек русскойпоэзии

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы

(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3.Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнцемертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи Голыйгод» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжинаножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия иживопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.


Требования к знаниям, умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- логику развития историко–литературного процесса в 20 веке;

- литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм;

- биографические сведения об изученных писателях;

- содержание изученных произведений; отчётливо представлять себе роль и место изученного в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.

Наизусть:

В. Я. Б р ю с о в. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Н.С.Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Блок. Незнакомка. Россия. Отрывок из поэмы «Двенадцать»

В. В. Маяковский. А вы могли бы?. Послушайте!.

С.А.Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».

Уметь:

- анализировать лирические произведения;

- свободно использовать понятия теории литературы;

- давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

-использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

- писать сочинение по творчеству поэта Серебряного века;

-выразительно читать изученные произведения;

- выявлять особенности поэтического стиля и авторскую позицию;

Литература 30-х годов XX века

(Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы

А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

А. Толстой. «Петр Первый», Ю.Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К.Симонова, Л.Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговскогои др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».

Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное ипрекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации имузыкальность стиха. Слиянность темы России исобственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения иблагородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «NotreDате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)

«Тихий Дон»- роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. СемьяМелеховых. Жизненныйуклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одногочеловека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции иноваторство в художественном творчестве (развитие представлений).


Требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме:

Знать:

- содержание изученных литературных произведений, их художественное своеобразие;

- основные факты жизни и творчества Фадеева, Б. Пастернака, М.А.Булгакова,

А.П. Платонова, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, М.А. Шолохова;

- теоретико-литературные понятия

Наизусть:

М. И. Ц в е т а е в а. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

О. Э. Мандельштам. «NotreDаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.

Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».


Уметь:

- анализировать и интерпретировать изученные произведения и отдельные эпизоды;

- соотносить изученные произведения с общественной и культурной жизнью страны;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы на примере изученных произведений;

- выявлять авторскую позицию;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать сочинения по творчеству М.А.Булгакова и М.А.Шолохова.

Литература периода Великой Отечественной войны

(Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедринаи др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссманаидр.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50-90-х годов

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканиии др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»

Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.

Роман «Доктор Живаго»(обзорное изучение санализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие икомпозиция романа, соединение в нем прозы ипоэзии, эпического и лирического начал Образы-символы исквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака,

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа иистория, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота илюбовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев.Взаимоотношения человека иприроды в романе «Царь-рыба».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово опоэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю».

Лирика МустаяКарима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости, предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство - самый тяжкий грех как для отдельного человека, так идля всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики МустаяКарима.

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX - начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная иочищающая сила.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).


Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе скраткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»

Повесть «Старик и море»как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя - старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища.(Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).














Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 11 классе

Личностные:
– уметь самостоятельно мотивировать свою предметную и внеурочную деятельность;
– сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета (составлять «дерево целей», заполнять таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать,Узнал); вести портфолио, фиксируя результаты деятельности и определять дальнейший образовательный маршрут);
– предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений,
– планировать и осуществлять очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным местам;
– предлагать целостную (или частичную) программу внеклассной работы в рамках своих предметных интересов;
– быть способным к объективной самооценке и самокорректировке учебных результатов;
– определять зону своего ближайшего развития и задачи на перспективу;
– работать индивидуально, в группе, полемизировать в духе толерантных межличностных отношений;
– быть способным к выбору решения проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
– понимать и реализовывать себя как личность, гражданина, ответственного за связь с культурной традицией;
– понимать и реализовывать себя как субъекта, способного к творческому изменению.
Метапредметные:
– работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы,
составлять терминологический словарь, писать рецензию, аннотацию и др.);
– усваивать и применять на практике алгоритмы работы с научными и научно-популярными текстами;
– системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;
– общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
– усваивать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;
– владеть приемами публичного выступления; уметь презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать
проблемные вопросы, предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему
исследованию;
– участвовать в полемике, будучи толерантным;
– уметь работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;
– уметь разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме;
– пользоваться для достижения учебных и личностных целей различными источниками информации, в том числе электронными;
– быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничеству в парах или группах.
– быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;
– приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;
– сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.
Ожидаемые предметные результаты
(сформированность ключевых предметных УУД)
понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;
читать научно-популярные и художественные тексты;
читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;
пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжета, фабулы,
фрагмента текста и др.;
формулировать собственное отношение к произведениям литературы;
анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;
выявлять художественные средства и приёмы создания образов (тропы и фигуры: сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору,
аллегорию, иронию, гиперболу, литоту, анафору, эпифору и др.);
определять основные стихотворные размеры и виды стиха (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник; вольный стих, белый
стих, свободный стих; акцентный стих);
писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения в жанре краткого ответа на проблемный вопрос (5-10 предложений),
сочинения по теме (не менее 200 слов в 7-11 классах), классные и домашние, соблюдая временные рамки для написания текстов разных
объемов; писать и защищать рефераты, исследовательские работы, защищать исследовательские проекты, составлять тезисы своей письменной
работы;
практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической
эпохе, жанру;
исследовать художественное произведение, выявляя позицию автора;
сопоставлять указанное произведение с произведениями других авторов;
характеризовать систему персонажей художественного произведения, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;
уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственноэтические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.).
на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы.
на практике видеть и узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими
действующими лицами, художественные детали и др.);
знать и на практике различать стили речи (публицистический, научный, официально-деловой, художественный, разговорный).
Ожидаемые результаты освоения программы
1) в познавательной сфере:
– совершенствование компетенций, необходимых для аргументации, комментирования, обоснования собственной точки зрения;
– понимание ключевых проблем изученных произведений;
– понимание актуальности изучаемых произведений, их связи с эпохой написания, выявление их вневременного значения; - формирование навыков анализа литературных произведений: их родовой и жанровой специфики, темы, идеи, пафоса, системы персонажей,
навыков сопоставления персонажей и произведений в целом;
– понимание роли изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
– осмысленное чтение и понимание научно-популярных и художественных текстов;
– овладение элементарной литературоведческой терминологией для анализа литературного произведения.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, восприятие их в контексте мировой
культуры;
умение формулировать оценочные суждения о произведениях отечественной литературы;
интерпретирование изучаемых художественных произведений, сопоставление собственных суждений с авторской позицией;
умение видеть и характеризовать тематику и проблематику изучаемых произведений: темы вечные, национальные, исторические, темы
искусства. Проблемы социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические,
философские, религиозные и др.
3) в коммуникативной сфере:
формирование компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;
формирование компетентностей, необходимых для создания устных монологических высказываний разного типа;
создание письменного высказывания в жанре сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;
создание творческих работ, исследовательских проектов, рефератов на общелитературные и общекультурные темы;
написание отзыва, рецензии на художественные произведения, сочинения в жанре краткого ответа на проблемный вопрос.
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
формирование эстетического вкуса;
понимание и умение истолковывать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов
литературных произведений;
использование литературоведческих терминов и понятий в качестве инструментария для анализа художественного текста.








Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 11 классе


Тема урока


Форма

контроля

Дата




I четверть (25часов)


план

факт

1

Литература рубежа веков (1ч)

Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Традиции и новаторство литературы. Модернизм


3.09


2

ПРОЗА конца ХIХ – начала ХХ века

И.А.Бунин (4ч +2рр) . Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина: философичность, мир природы, судьба родины и народа.


5.09


3

Основные темы творчества писателя. Проза Бунина. Отличительные особенности прозы Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Осуждение бездуховности существования


6.09


4

РР Входной контроль. Анализ лирического стихотворения: И.А. Бунин «Забытый фонтан» Тема любви в рассказах Бунина. Поэтическое своеобразие новелл «Чистый понедельник», «Солнечный удар»

СР 1

10.09


5

Отношение писателя к революции: «Окаянные дни»


12.09


6

РР И.А.Бунин «Тёмные аллеи»


13.09


7

РР Целостный анализ рассказа И.А.Бунина«Лёгкое дыхание»


17.09


8

А.И.Куприн (4ч) Творческая судьба писателя. Нравственные проблемы, социальная тематика в творчестве писателя


19.09


9

Тема любви в творчестве Куприна. «Гранатовый браслет» - appossionato» человеческой любви.


20.09


10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»


24.09


11

«Олеся» - «печальная сказка Полесья». Поэтика рассказа «Олеся».


26.09


12

В.Г.Короленко (2ч)Творческая судьба писателя (обзор). Публицистика: «Письма к Луначарскому» Гуманистический пафос творчества понимания русского национального характера: «Чудная», «Без языка», «Река играет»


27.09


13

Р/р Сочинение по творчеству И.А.Бунина, А.И.Куприна

С1

1.10


14

А.М.Горький (6ч + 1рр) Очерк жизни и творчества. Роль Горького в судьбе русской культуры. Новое о Горьком: Горький и революция «Несвоевременные мысли»


3.10


15

Раннее творчество Горького. Романтический пафос и художественное своеобразие ранних рассказов «Старуха Изергиль»


4.10


16

Литературные портреты Горького, их своеобразие. Литературный портрет как жанр


8.10


17

Горький и Художественный театр. Пьеса «На дне» - социально-философская пьеса


10.10


18

Суровая и беспощадная правда о жизни «низов» в пьесе «На дне». Трагическая судьба людей «дна»


11.10


19

Философский конфликт в пьесе «На дне» Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе и их столкновение


15.10


20

РР Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.М.Горького

С2

17.10


21

Литература 20-х годов (обзор) (7ч)

Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки и журналы. Основные направления, темы и проблемы литературы 20-х годов. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве писателей старшего поколения


18.10


22

Антиутопия Е. Замятина «Мы» - история Единого государства в сюжете романа. Разрушение личности в тоталитарном государстве


22.10


23

Сатирическое изображение эпохи в произведениях М.Зощенко, Тэффи, И.Ильфа и Е.Петрова. Направленность сатиры


24.10


24

Своеобразие и объекты сатиры Аркадия Аверченко.


25.10


25

Контрольная работа по теме «Человек и эпоха 20-х годов в литературе 20-х годов»

КР 1

29.11



II четверть




26

Серебряный век русской поэзии (10ч +1рр)

Серебряный век русской поэзии: общая характеристика. Проблемы традиции и новаторства в литературе разных направлений начала века


7.11


27

Символизм, его философская основа и эстетические принципы. Своеобразие поэтики символистов. Творческий портрет поэтов-символистов (З.Гиппиус, Вяч. Иванов, А.Белый и др)


8.11


28

В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Стихотворения: проблематика произведений, стиль и образы



12.11


29

Акмеизм как литературное направление. Своеобразие поэтики акмеистов


14.11


30

Н.С.Гумилёв. Трагическая судьба поэта. Стихотворения: романтический герой лирики, своеобразие восприятие мира


15.11


31

Особенности художественного мира Осипа Мандельштама


19.11


32

Футуризм: эстетика и поэтика. Эксперименты В.Хлебникова, И.Северянина, Д.Бурлюка, А.Кручёных



21.11


33

Поэты вне групп: М.И.Цветаева. Сложная судьба Цветаевой. Важнейшие темы творчества. Самобытность и неповторимость поэзии


22.11


34

Поэзия Цветаевой – монолог-исповедь. Образ лирического героя


26.11


35

РР Слово о поэте Серебряного века. Защита творческих работ по теме «Серебряный век русской поэзии»

ЗР 1

28.11


36

Контрольная работа по теме «Серебряный век русской поэзии»

КР 2

29.11


37

А.А.Блок (7ч)

Очерк жизни и творчества. Блок и революция. Проблемы революционной эпохи в статье «Интеллигенция и революция»


3.12


38

Стихотворения. Романтический мир раннего Блока. Особенности поэтики «Стихи о Прекрасной Даме»


5.12


39

Тема Родины в лирике Блока


6.12


40

Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмысления события революции. Сюжет поэмы и её герои


10.12


41

Финал поэмы. Неоднозначность трактовки финала


12.12


42

Особенности поэтики «Двенадцать». «Вечные» образы в поэме


13.12


43

Контрольная работа по творчеству А.А.Блока

КР 3

17.12


44

С.А.Есенин (5ч + 1рр)Очерк жизни и творчества С.Есенина. Духовный мир поэта


19.12


45

Тема Родины в творчестве С.Есенина


20.12


46

Своеобразие поэтики С.Есенина: народно-песенная основа лирики


24.12



III четверть




47

Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.


9.01


48

Урок-концерт «Поющее сердце России»


10.01


50

РР Анализ стихотворения С.Есенина


14.01


51

В.В.Маяковский (7ч)Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Новаторство поэзии В.Маяковского.


16.01


52

Дореволюционное творчество поэта. Работа в «Окнах РОСТА»


17.01


53

Маяковский и Октябрь. Пафос революционного устройства в лирике поэта.


21.01


54

Сатира В.Маяковского. Объекты сатиры, художественные особенности


23.01


55

Любовная лирика. Своеобразие художественного мира


24.01


56

Тема поэта и поэзии в лирике В.Маяковского


28.01


57

Контрольная работа по теме «Творчество В.В.Маяковского»

ЗР 2

30.01


58

Тема Гражданской войны в советской литературе (обзор)

А.А.Фадеев (2ч) Тема революции и Гражданской войны в романе А.Фадеева«Разгром». Сюжет романа (обзор)


31.01


59

Нравственные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции


4.02


60

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор) (1ч)

Общая характеристика литературного процесса в 30-е годы. Основные темы и проблемы в литературе этого периода


6.02


61

М.А.Булгаков (8ч + 1рр) Жизнь, творчество и личность. Новаторство писателя. Судьба произведений


7.02


62

Тема революции в творчестве Булгакова. «Собачье сердце»: тема, идея, сатирическая направленность повести


11.02


63

Авторская позиция и способы её выражения. Поэтика Булгакова-сатирика


13.02


64

«Мастер и Маргарита». История создания, жанр, композиция, сюжетные линии


14.02


65

Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами (глава 2)


18.02


66

Сатира в романе. Приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов


20.02


67

Мастер и Маргарита. Трагическая любовь героев романа


21.02


68

Тема творчества и судьба художника в романе. Тема совести


27.02.


69

РР Подготовка к сочинению по творчеству М.А.Булгакова

С 3

28.02


70

А.П.Платонов (3ч )Высокий пафос и острая сатира в творчестве А.П.Платонова (обзор)


4.03


71

Антиутопия «Котлован». Сюжет, идейный смысл произведения


6.03


72

Символика в романе. Образ Насти и строителей «общепролетарского дома». Нравственные уроки повести


7.03


73

А.Н.Толстой. «Пётр Первый» (обзор) (1ч) Тема русской истории в романе. Образ Петра. Проблема выдающейся личности и её роль в судьбе страны


11.03


74

А.А.Ахматова (4ч +1рр) Анна Ахматова как явление в литературе. Творческая судьба поэтессы


13.03


75

Лирика Ахматовой. Своеобразие лирики, основные темы. Глубина и яркость переживаний.


14.03


76

РРРазмышляя над строкой Ахматовой… Восприятие, истолкование и оценка стихотворений Ахматовой

СР 3

18.03


77

Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы. Тема памяти и любви в поэме


20.03


78

Контрольная работа по теме «Творчество А.Ахматовой»


21.03


79

Н.А.Заболоцкий (1ч)

1. Своеобразие лирики. Человек и природа в поэзии Заболоцкого


25.03




IV четверть (23 часа)




80

М.А.Шолохов (6ч + 1рр)

1. Жизнь, творчество, личность


8.04


81

2. «Донские рассказы». Идейно-художественное своеобразие рассказов


10.04


82

3. Роман «Тихий Дон» - правдивое изображение трагедии гражданской войны (обзор)


11.04


83

4. «Поднятая целина» – роман о коллективизации. Массовые сцены в романе – отражение трагизма и драматизма эпохи в романе


15.04


84

5. Система персонажей в романе «Поднятая целина»


17.04


85

6. Юмор в произведении. Художественное мастерство писателя в изображении человеческих характеров


18.04


86

РР 8. Рецензия на рассказ М.Шолохова«Судьба человека». Сила характера простого русского человека. Гуманизм рассказа


22.04


87

Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет (обзор) (1ч)

1.Война и духовная жизнь общества. Человек на войне и правда о нём. Поэзия подвига

СР 4

24.04


88

Литература 50 – 80 годов (13ч)

1. Общая характеристика литературы 50 – 80-х годов. Основные темы, проблемы в литературе (обзор)


25.04


89

А.Т.Твардовский (3ч)

1. Личность, судьба, творчество. Тематика и проблематика произведений


29.04


90

2. «Тёркин на том свете» - поэма – сказка, поэма – сатира. Осмеяние уродливости бюрократизма, казёнщины и рутины


6.02


91

Поэма «По праву памяти». Тема исторической памяти в поэме


13.05


92

Б.Л.Пастернак (3ч)

Б.Л.Пастернак. Поэт, писатель, человек. Очерк жизни и творчества. Тематика и проблематика произведений Пастернака. Философская лирика. «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции в романе


15.09


93

Гражданская война и её итоги в изображении Пастернака


16.05


94

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве

В.Шаламов «Колымские рассказы» - жестокий реализм произведения


20.05


95

А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» - символ эпохи тоталитаризма


22.05


96

Тема войны в прозе (обзор).

Новое осмысление военной темы в творчестве В.Быкова, Б.Васильева, В.Некрасова и др


23.05


97

Нравственные проблемы в прозе (обзор).

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»: народ, его история, его земля




98

Современная поэзия (обзор).

Особенности новой поэзии. Темы, идеи и образыАвторская поэзия. Её место в литературном процессе и музыкальной культуре страны (обзор)




99

Литература на современном этапе (обзор) (1ч)

1. Реалистические и культурные традиции в литературе последнего десятилетия ХХ века: тематика, проблематика произведений, поиски истины героями современной литературы (обзор). Итоговый контроль





Условные обозначения

РР – развитие речи,

КР – контрольная работа,

ЗР – зачётная работа,

СР - самостоятельная работа

С - сочинение











Учебно-тематический план



Раздел программы

Количество часов

Теоретическая часть

Уроков развития речи

Уроков внекл. чтения

Контрольные работы

1

Введение.

1

1

-

-

-

2

Литература начала ХХ века.

34

26

4

3

1

3

Литература 20-х годов ХХ века.

10

7

2

-

1

4

Литература 30-х годов ХХ века.

27

24

2

1

-

5

Литература периода Великой отечественной войны.

5

5

-

-

-

6

Литературный процесс 50-х – 90-х годов.

18

13

-

4

1

7

Литература конца ХХ – начала ХIХ века.

4

-

2

2

-

8

Зарубежная литература.

3

2

-

-

1


ИТОГО

102

78

10








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!