СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс В.Я. Коровина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая   учебная  программа  по   литературе  соответствует  Федеральному  компоненту  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),  Федеральному  базисному  учебному  плану  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1312  от  9  марта  2004  года),   программе  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной  (М.: Просвещение,  2014 )  и  учебнику  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  В.Я. Коровиной ( Литература.  В 2ч.  М.: Просвещение,  2010).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс В.Я. Коровина»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089

от 5 марта 2004 года), Федеральному базисному учебному плану (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программе по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2009 ) и учебнику для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2010).

Рабочая программа составлена на основе нормативно – правовых документов:

  • Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования (Приказ Минобрнауки России № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009);

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарт, ФГОС НОО, ФГОС ООО (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

  • Федеральный перечень учебников 2014-2015 учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, ФГОС НОО и ФГОС ООО.

На изучение курса отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Актуальность настоящей рабочей программы заключается в сохранности преемственности с Примерной программой для основной школы, опирающуюся на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Содержание тем учебного курса ( 5 кл.)


Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Произведения для заучивания наизусть


Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.


Требования к уровню подготовки

Учащихся за курс литературы

  1. класса


В результате изучения литературы ученик должен

знать:


  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:


работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.




Использованная литература


  1. Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П. Читаем, думаем спорим…: 5 кл. М.: Просвещение, 2009.

  2. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009.

  3. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2008.

  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. литература: 5 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2003.

  5. Русская литературная классика. Книга для чтения в 5-м классе в 2-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», 2005.

  6. Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 5 кл.: Учеб.-метод. пособие \ Д.Г.Чижов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.

  7. Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.

  8. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.


Количество контрольных работ

Сочинения

2

Уроки внеклассного чтения

2

тесты

5



Содержание программы


Распределение часов по разделам


Раздел

Кол-во часов

В том числе развитие речи

В том числе тесты

Введение

1



УНТ

2



Русские народные сказки

8

1

1

Из древнерусской литературы

1



Из литературы 18 века

3



Из литературы 19

25

1

2

Из литературы 20

20


1

Из зарубежной литературы

7


1

Повторение

1



Итого

68

2

5



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

  • Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.

  • Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.

Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».

Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по литературе 5 класс (2 часа в неделю)



Тема

урока

Дата проведения урока

Тип


урока

Элементы


содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

1

2

3

4

5

6 7

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ (1час)

1

Введение.Книга в жизни человека.


Урок

усвоения

новых

знаний


Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление: создатели книги — автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Знать специфику нового учебного предмета и соответствующего учебника, дать представление о том, как устроена книга.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часов)

2










3

УНТ. Малые жанры

Фольклора .Детский фольклор








Загадки, частушки, приговорки

скороговорки,

Обучение сочинению загадки


Урок

усвоения

новых

знаний


Повторение знакомых жанров русского народного творчества. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, час­тушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Знать термины «фольклор» и «фольклористика»; вспомнить жанры детского фольклора.






Русские народные сказки (8 ч )



4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка»


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Сказки как вид народной прозы. Скажи о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский харак­тер сказок. Сказители. Собиратели сказок.

Знать сказку как фольклорный жанр, познакомиться со сказителями, с тем, как пересказывается народная сказка.

Карточки

5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.

Продолжить знакомство с волшебной сказкой, особенностями её художественного мира, обучиться устному пересказу.

Карточки

6

Народная мораль в сказке «Царевна-лягушка».Поэтика волшебной сказки. Фантастика.


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного

«Величественная простота», полное неиссякаемой любви сердце, готовность жертвовать собой — духовные данные Василисы Премудрой. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы Яги, Кощея Бес­смертного, Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывает. Эстетика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки

Познакомиться с героями волшебной сказки, отражение в ней народных идеалов; развивать воображение и речь, умения мотивировать ответ.

Тестирование

7

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического характера.


Урок

усвоения

новых

знаний

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя, младшего среди своих братьев и кажущеюся им не готовым к борьбе о врагом родной земли.

Познакомиться с волшебной и героической сказкой; развивать умения видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать её фрагменты.


8

Система образов сказки, Образ главного героя. Особенности сюжета сказки


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Герои скачки в оценке автора-парода. Особенности сюжета,

Осмысливать содержание сказки, развивать навыки художественного пересказа.

Карточки

9

Сказки о животных «Журавль и Цапля».Народное представление о справедливости.


Урок

усвоения

новых

знаний

Народная мораль в характере и поступках героев.

Познакомиться со сказкой о животных; развивать умения видеть жанровые признаки сказки


10

«Солдатская шинель»Народное представление о добре и зле в бытовых сказках


Урок

усвоения

новых

знаний

Нравоучительный харак­тер сказок

Познакомиться с бытовой сказкой ; развивать умения видеть жанровые признаки сказки


11

Р.Р.Обучение дом.сочинению. «Мой любимый герой русской народно сказки»


Развитие речи



сочинение

ДРЕВНЕРУССКЯ ЛИТЕРАТУРА (1час).

12

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».Литературный памятник».


Урок

усвоения

новых

знаний

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Ге­рои старинных «Повестей...» и их подвиги но имя мира па родной земле.


Знать жанр летописи, познакомиться с отрывком из Познакомиться с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы и отдельными произведениями «Повести временных лет».


ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3 часа).

13

М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру»


Урок

усвоения

новых

знаний

Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов -ученый, поэт, художник, гражданин,

«Случились вместе дай астронома ч пиру...» — научные истины в поэти­ческой форме. Юмор стихотворения.


Познакомиться с детством, годами учения и литературной деятельностью Ломоносова. Юмористическим стихотворением.


14

Роды и жанры литературы


Урок

усвоения

новых

знаний

Познакомить с родами и жанрами

Знать роды и жанры литературы


15

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра


Урок

усвоения

новых

знаний

Нравоучительный характер басни

Знать истоки басенного жанра


ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА ( 25 ч )

16

Басни Крылова. Слово о баснописце.

Обличие человеческих пороков в баснях. «Волк на псарне»


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.

Познакомиться с баснями Крылова; уметь понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.

Карточки

17

Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».Понятие об аллегории и морали.


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инди­видуальное, по ролям, инсценирование).

Развитие умения читать выразительно

Тестирование

18

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного

«Вояк на псарне» — отражение исторических

событий.

уметь понимать иносказательный подтекст басен и их мораль


19

Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».Сюжет и герои. Черты литературной и народно сказки


Урок

усвоения

новых

знаний


«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и на­родной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. Конкурс па лучшую обработку народной сказки.

Познакомиться с историей сказки «спящая царевна»; чертами народной сказки в произведении Жуковского.


20

В.А.Жуковский. «Кубок».Понятие о балладе..Герои баллады


Урок

усвоения

новых

знаний


«Кубок». Благородство и жестокость. Ге­рои баллады.



21

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Пролог к «Руслану и Людмиле» «У лукоморья дуб зе­леный...»).

Познакомиться с детством, юностью Пушкина, показать влияние народного творчества на будущего поэта; ввести в мир пушкинской сказки; развивать речь и воображение.


22

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Система образов сказки


Урок

усвоения

новых

знаний


Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных ска­зок, вступление, предваряющее мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Герои литературной сказки, особенности сюжета

Познакомиться с историей рождения пушкинской сказки и Выполнить сопоставительную характеристику центральных героев сказки. ее содержанием.

Карточки

23

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»


Урок

усвоения

новых

знаний


Герои литературной сказки, особенности сюжета



24

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители. Нравоучительное содержание и причудливое содержание сказки


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного

Нравоучительное содержание и причудливое содержание сказки



25

В.М.Гаршин. «Аttalea Princeps»

Героическое и обыденное в сказке


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного




26

М.Ю. Лермонтов Слово о поэте «Бородино».Историческая основа и патриотический пафос стихотврения


Урок

усвоения

новых

знаний


Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик па 25-лстлюю годовщину Бородинского сражения (1837), Историческая основа стихотворения. Впервые историческое событие передается устами рядового участника сражения. Восприятие героического сражения молодым солдатом и современными читателями. Патриотический пафос стихотворения

Воспитывать уважение к великому прошлому России, познакомиться с композицией стихотворения и особенностями повествования. Осмыслить содержание, проанализировать художественный текст, пронаблюдать за развитием сюжета и поведением героев

Карточки

27

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».Понятие о фантастике. юмор


Урок

усвоения

новых

знаний


Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирическою, реального и фантастического

Познакомиться с героями повести, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического, с мастерством Гоголя в освоении народных сюжетов.


28

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге».Раздумье поэта о судьбе народа


Урок

усвоения

новых

знаний


Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности), «Па Волге». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость.

Познакомиться с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге».


29

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».Речевая характеристика персонажей.


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного

». Картины природы и жизнь народа.

Речевая характеристика персонажей


30

Поэтический образ русской женщины в отрывке поэмы «Есть женщины в русских селеньях».


Урок

усвоения

новых

знаний


«Мороз, Красный нос»: отрывок из поэмы — «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины.

Чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос», познакомиться с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым.


31

Детство И.С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детство ч начало литературной деятельности).

Познакомиться с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева – повествователя.


32

Урок – беседа «Высоты прозрения».


Урок

усвоения

новых

знаний


«Муму» — рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права.



33

Герасим и его окружение.


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.

Сопоставить Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

Карточки

34

Герасим и Муму. Счастливый год.


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного

Немой протест героя - символ немоты крепостных крестьян.

Продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги». Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.

Тестирование

35

А.А.Фет.Слово о поэте. «Весенний дождь».Природа и человек в стихотворении


Урок

усвоения

новых

знаний



Уметь анализировать лирическое произведение, продолжить работу с литературными терминами


36

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детство, на­чало литературной деятельности), «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Уметь анализировать эпическое произведение, продолжить работу с литературными терминами.


37

Жилин и Костылин.


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Жилин и Костылин — два разных характе­ра, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость люден из враждую­щих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.


Уметь отбирать материал из текста для работы над темой; развивать навыки сопоставительной характеристики героев.

Карточки

38

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы».


Урок

контроля


Развивать речь, работать над типом речи рассуждение, обучиться работе над композицией сочинения.

Сочинение

40

Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия».


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детство и на­чало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невеже­ства героев рассказа. Юмор ситуации.


Познакомиться с биографией А.П. Чехова, развивать читательские умения, развивать навыки групповой работы.


41

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.


Урок

усвоения

новых

знаний


Выразительное чтение наи­зусть стихотворений



ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА(20ч)

42

И.А. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстети­ческое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просто­рами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между со­бою какими-то невидимыми и тайными силами.

Уметь словесно рисовать, выразительному чтению, развивать аналитические навыки.


43

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности), «В дурном обществе».

Познакомиться с жизнью и личностью В.Г. Короленко, развивать навыки выразительного чтения и аналитического пересказа.


44

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеркой и Марусей.


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и состра­дание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций.

Развивать навыки комментированного чтения.

Карточки

45

Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением.


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного

Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа от­ношений е семье.

Развивать речь и навыки работы над сочинением.

Тестирование

46

А.И. Куприн «Тапер». Талант и труд в рассказе.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного (музыка). Одаренность и труд.

Развивать навыки комментированного чтения; обучиться работе с художественной деталью.


47

А.И. Куприн «Скворцы». Жизнь природы в рассказе.


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Обучиться аналитическому чтению; развивать навыки словесного рисования, групповой работе.

Карточки

48

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка».


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детство и на­чало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка», Реальность и фан­тастика и сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Медной горы Хозяйка, Тайны

мастерства.


Познакомиться с жанром сказа, обучиться навыкам аналитического чтения, пересказу сказа.


49

Урок внеклассного чтения. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки.


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок


Познакомиться с произведениями П.П. Бажова, развивать навыки групповой работы и творческие способности.


50

С.Я. Маршак. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои в сказке. Традиции народной сказки.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка.

Расширить знакомство с жизнью и творчеством Маршака, обучиться анализу и чтению драматического произведения.


51

Положительные и отрицательные герои в сказке «Двенадцать месяцев».


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Положительные и от­рицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных ска­зок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Уметь работать с драматическим текстом; развивать навыки выразительного чтения пьесы.

Карточки

52

А.Платонов «Никита». Комментированное чтение.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детст­во, начало литературной деятельности), «Никита». Быль и фантастика.

Познакомиться с рассказом А.Платонова, развивать навыки комментированного чтения.


53

«Никита». Обучение комментированному чтению. Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Глав­ный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти. страда­ния и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Уметь выборочно комментировать, развивать речь.

Карточки

54

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Познакомиться с творчеством В.П. Астафьева; обучиться пересказу художественного текста, комментированному чтению текста.


55

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

«Васюткино озеро» — бесстрашие, тер­пение, любовь к природе и се понимание, находчивость в экстремальных об­стоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «От­крытие» Васюткой нового озера.

Уметь анализировать прозаический текст, развивать навыки устного словесного рисования и комментированного чтения.

Карточки

56

Рассказы о детях Саши Черного. Юмористическое содержание рассказов.


Урок

усвоения

новых

знаний



Познакомиться с творчеством Саши Черного; обучиться сжатому пересказу, инсценированию, устному словесному рисованию.


57

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.


Урок

усвоения

новых

знаний



Уметь анализировать стихотворение; работа над выразительным чтением.


58

Стихотворения Д.Кедрина и А. Прокофьева «Аленушка».


Урок

усвоения

новых

знаний



Развивать навыки сопоставительного анализа двух стихотворений.


59

Дети и война. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».


Урок

усвоения

новых

знаний


Стихотворные произведения о войне.

Познакомиться с жизнью К.Симонова ; работать над выразительным чтением.


60

Дети и война. А. Твардовский «Рассказ танкиста».


Урок

усвоения

новых

знаний


Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

Познакомиться с творчеством А.Т. Твардовского (обзорно); с жанровыми особенностями баллады; работать над выразительным чтением; развивать навыки анализа;


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(7часов)

61

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». Какие черты характера прославляются в балладах?


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Познакомиться с творчеством Стивенсона 9кратко); работать над выразительным чтением, теорией литературы.


62

Даниель Дефо «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ а писателе, «Робинзон Крузо», Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (сме­лость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоя­тельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником; познакомиться с темой путешествия в литературе; развивать речь.


63

Х.К. Андерсен «Снежная королева» кай и Герда: что их связывает и в чем они противостоят друг другу.


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ писателе. «Снежная королева». Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и фантастическое к сказке Андерсена.

Познакомиться с жизнью, судьбой и творчеством писателя; развивать навыки комментированного, выразительного и аналитического чтения.


64

«В какой длинный путь она отправилась ради него..».


Повто-

ритель-

но-

обоб-

щающий

урок

Кай и Герда, Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.).

Развивать творческие и аналитические способности; обучиться аналитическому чтению текста; работать с понятием подтекст.

Карточки

65

«Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать!»


Урок

закреп-

ления

изучен-

ного

Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. победа добра, любви и дружбы.


Развивать навыки анализа текста; работать с понятием «подтекст»; развивать речь и навыки выразительного чтения.

Викторина или тест

66

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.

Изобретательность и играх — умение сделать окружающий мир интерес­ным.

Познакомиться с жизнью и творчеством М.Твена (кратко); обучиться самостоятельной работе с учебником; развивать творческие способности и навыки выразительного чтения.


67

Джек Лондон «Сказание о Кише».


Урок

усвоения

новых

знаний


Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Ките» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добивать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.

Познакомиться с жизнью и творчеством Д. Лондона; уметь анализировать тему и идеи произведения; развивать навыки чтения.






Повторение (1 час)



68

Повторение-обобщение. Задания для летнего чтения


итоги






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!