СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс (экстернат)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу учебник,10 класс для общеобразовательных учреждений в двух частях, авторы-составители Сахаров В.И., Зинин С.Я. Содержит 52 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс (экстернат)»

Рабочая программа по предмету «Литература»

10 класс

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования , примерной программы основного общего образования ,в соответствии с программой по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слово – РС», 2009 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу учебник,10класс для общеобразовательных учреждений в двух частях, авторы-составители Сахаров В.И., Зинин С.Я.

Для ее реализации используются следующие учебники и учебно-методические пособия: учебник 10 класс для общеобразовательных учреждений, авторы-составители-В.И.Сахаров, С.А.Зинин, Москва,Русское слово,2011г Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ

Цели обучения:

Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.


- поиск и выделение значимы функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание предмета, планируемые результаты освоения программы учебного предмета учащимися 10 класса.


Место учебного предмета в учебном плане

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.

Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.

Согласно учебному плану школы изучение курса «Литература» в 11 классе предусматривается в объеме 102 часа,  3 часа в неделю;


Специфические особенности

Количество часов было уменьшено с 105 до 52, в связи с переходом на ускоренное обучение

Формы контроля:

Формы организации образовательного процесса:

- уроки изучения новой темы;

- уроки-закрепления;

- уроки-обобщения;

- уроки внеклассного чтения;

- уроки развития речи;

- нестандартные уроки.

Формы промежуточной аттестации:

-самостоятельные и проверочные работы;

- сочинения;

-устные ответы на уроках;

-тестовые задания.

Формы итоговой аттестации:

-зачеты;

-тестовые задания.


Основное содержание (52 часа)

Литература первой половины 19 века

А.С.Пушкин Основные этапы творческой биографии. «Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник»)

М.Ю.Лермонтов Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. «Падший ангел» (поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»)

Н.В.Гоголь «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Зачет: Сочинение по творчеству Пушкина, Гоголя, Лермонтова (по выбору учащихся)

Литература второй половины 19 века

А.Н.Островский Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского. Изображение «затерянного» мира города в драме «Гроза». Образ Катерины в свете литературной критики. Пьеса Островского «Бесприданница»

И.А.Гончаров Роман «Обломов». Анализ персонажей в романе. Обломов и Агафья Пшеницина. Проблематика романа «Обломов».

И.С.Тургенев Народ от поэзии к правде. «Записки охотника». Роман «отцы и дети». Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские итоги. Конфликт «отцов и детей» как главный нерв тургеневского повествования. Любовь в жизни героев романа. Анализ текста стихотворения в прозе «Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской»

Зачет: Отзыв о произведении Островского, Гончарова, Тургенева (по выбору учащихся)

Н.А.Некрасов «Кнутом иссечённая Муза» (Тема скорби и страданий в лирике Некрасова). Тема поэта и гражданина в лирике Н.А.Некрасова. На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Поиски правды и счастья в поэме. Представители помещичьей Руси в поэме.

Ф.И.Тютчев Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России. Драматизм звучания любовной лирики Тютчева.

А.А.Фет Учись у них – у дуба, у берёзы…»Гармония слияния человека с природой. «И прославлять мы будем век любовь…»

Зачет: Анализ лирического произведения Некрасова Н. А. , Тютчева Ф. И. , Фета А. А (по выбору учащихся)

Н.С.Лесков «Русский антик». (Повесть «Очарованный странник»)

М.Е.Салтыков-Щедрин Роман – хроника «История одного города». Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста» (сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик») «Жил дрожал и умирал – дрожал» («Премудрый пескарь»)

А.К.Толстой Анализ стихотворений о природе и о любви. Анализ стихотворения «Средь шумного бала…». Роман «Князь Серебряный» (обзор содержания)

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру» .История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа «Война и мир»

Ф.М.Достоевский Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского «Преступление и наказание».

А.П.Чехов Трагикомедия футлярной жизни. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч». «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

Зачет: (Анализ 2-х произведений по выбору учащихся)

Внеклассное чтение

В.П.Астафьев «Людочка». Л.Бородин «Третья правда». Б.А.Можаев «Мужики и бабы». В.Быков «Сотников». В.Г.Распутин «Живи и помни».

Зачет: Рецензия на произведение (по выбору учащихся)

Резерв 4 часа.


Требования к уровню подготовки выпускников.


В результате изучения литературы ученик должен

знать/ понимать

- образную природу словесного искусства

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей;

- изученные теоретико – литературные понятия;


уметь

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;

Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;


Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе


Глава

кол-во час.

Тема урока

Тип урока

дата проведения

план.

факт.

1

Глава №1

Введение


1

«Прекрасное начало». (К истории русской литературы XIX в.)


Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.



2

Литература первой половины 19 века


1

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой биографии. Лирика Пушкина

Комбинированный



3


1

«Поединок двух всадников» (поэма Пушкина «Медный всадник»)

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений.



4


1

Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова. Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова.

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений.



5


1

Художественный мир Н.В.Гоголя «Страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений.



6


1

Тема Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина.

Урок – обобщение с привлечением ранее изученного материала.



7


1

Зачет: Сочинение по творчеству Пушкина, Гоголя, Лермонтова (по выбору учащихся)


Урок контроля



8


1

В.П.Астафьев «Людочка».

Внеклассное чтение



9

Литература второй половины 19 века


1

Социально – политическая ситуация в России 2-й пол. XIX в. Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского. Изображение «затерянного» мира города в драме «Гроза». Образ Катерины в свете литературной критики.

Изучение нового материала с включением индивидуальных сообщений.



10


1

Пьеса Островского «Бесприданница»

Лекция с элементами беседы.



11


1

Биография И.А.Гончарова Роман «Обломов». Обломов и посетители. Анализ персонажей в романе.

Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом



12


1

Обломов и Агафья Пшеницына. Проблематика романа «Обломов».


Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом



13


1

Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Ольга Ильинская.

Беседа. Работа с текстом



14


1

Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Народ от поэзии к правде. «Записки охотника».

Анализ рассказов в контексте проблематики цикла.



15-17


3

Роман «отцы и дети». Нигилизм Базарова, его социальные, нравственные и философские итоги. Конфликт «отцов и детей» как главный нерв тургеневского повествования.

Изучение нового материала. Беседа. Работа с текстом



18-19


2

Любовь в жизни героев романа. Анализ текста стихотворения в прозе «Два богача», «Памяти Ю.П.Вревской»


Урок – обобщения и систематизации знаний. Анализ эпизодов.



20


1

Зачет: Отзыв о произведении Островского, Гончарова, Тургенева (по выбору учащихся)


Урок контроля



21


1

«Кнутом иссечённая Муза» (Тема скорби и страданий в лирике Некрасова). «Кнутом иссечённая Муза» (Тема скорби и страданий в лирике Некрасова).

Комбинированный урок (практикум + семинар)



22


1

На пути к русскому эпосу. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Поиски правды и счастья в поэме. Представители помещичьей Руси в поэме.



Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы



23


1

Л.Бородин «Третья правда».

Внеклассное чтение



24


1

Ф.И.Тютчев Природа, человек и Вселенная как главные объекты тютчевской лирики. «Мыслящая поэзия» Тютчева. Тема величия России. Драматизм звучания любовной лирики Тютчева.


Совершенствование знаний, умений и навыков анализа стихотворения.



25


1

А.А.Фет Учись у них – у дуба, у берёзы…»Гармония слияния человека с природой. «И прославлять мы будем век любовь…»


Совершенствование знаний, умений и навыков анализа стихотворения.



26


1

Зачет: Анализ лирического произведения Некрасова Н. А. , Тютчева Ф. И. , Фета А. А (по выбору учащихся)


Урок контроля



27


1

Б.А.Можаев «Мужики и бабы».

Внеклассное чтение



28


1

«Русский антик». (Очерк жизни и творчества Н.С.Лескова). «Хождение»очарованной души.

Изучение нового материала. Беседа. Иллюстративно – объяснительный.



29


1

М.Е.Салтыков-Щедрин Роман – хроника «История одного города».

Лекция с элементами беседы.



30


1

Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста» (сказки «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик») «Жил дрожал и умирал – дрожал» («Премудрый пескарь»)


Урок – обзор с включением анализа сказки. Комбинированный метод.



31


1

А.К.Толстой Анализ стихотворений о природе и о любви. Анализ стихотворения «Средь шумного бала…». Роман «Князь Серебряный» (обзор содержания)


Беседа. Лекция учителя.



32


1

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру» .История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа «Война и мир»


Изучение нового материала, лекция.



33


1

Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау.

Урок-семинар



34-36


3

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. «Мысль народная» в романе Толстого «В. и м.» Истинный и ложный патриотизм. «Мысль семейная» в романе. Эпилог

Урок изучение нового материала. Беседа.



37


1

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» Образ Петербурга в романе Достоевского

Комбинированный. Работа с текстом, комментированное чтение.



38-40


3

Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского «Преступление и наказание» Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

Комбинированный. Работа с текстом, комментированное чтение.



41


1

В.Быков «Сотников».

Внеклассное чтение



42


1

Жизнь и творчество А.П.Чехова. Трагикомедия футлярной жизни. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч»

Изучение нового материала. Беседа. Анализ рассказа



43


1

А.П. Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.


Изучение нового материала.



44


1

«Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы)

Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения. Анализ комедии.



45-46


2

Зачет: (Анализ 2-х произведений по выбору учащихся)


Урок контроля



47


1

В.Г.Распутин «Живи и помни».

Внеклассное чтение



48


1

Зачет: Рецензия на произведение (по выбору учащихся)





49-52


4

Резерв




Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слово – РС», 2010,2011


Для учителей:

1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009.

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002

4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!