Багаевский район, хутор Елкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской СОШ
Приказ№7 от 01 сентября 2017 г.
______________ Крамаренко Е.Г.
(подпись)
М П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Доноведение»
Уровень общего образования: начальное общее образование, 4 Б класс
Количество часов: 33 часа
Учитель: Попова Людмила Петровна
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе сборника программ внеурочной деятельности Н.Ф.Виноградовой, М.: «Вента-Граф»2011
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности социального направления «Доноведение».
Ценностные ориентиры
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные результаты
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
Метапредметные результаты
№ п/п | раздел | Кол-во час | УУД |
-
| Я и окружающий мир | 2 | регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности: - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; |
-
| Яркие страницы истории земли Донской | 20 |
-
| Человек и природа | 7 |
-
| Жизнь на Дону | 4 |
Предметные результаты
№ п/п | раздел | Кол-во час | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
-
| Я и окружающий мир | 2 | иметь представления: знать: объекты неживой и живой природы Ростовской области; особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; государственную символику Ростовской области, своего района; важнейшие события в истории родного края; народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); родственные связи в семье; правила поведения в общественных местах и на улице; уметь: различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края; рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села); показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области; | - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца. находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; |
-
| Яркие страницы истории земли Донской | 20 |
-
| Человек и природа | 7 |
-
| Жизнь на Дону | 4 |
Раздел 2. Содержание учебного курса .
Я и окружающий мир (2ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (7ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (4ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Доноведение» в 4 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году ( 23.02.2018 г., 08.03.2018 г., 01.05. 2018 г., 09.05.2018г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях пятидневной рабочей недели для обучающихся, данная программа по внеурочной деятельности «Доноведение» в 2017-2018 уч.году в 4 классе будет реализована в объёме 33 часов.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование 33 часа
№ п/п | дата | Тема урока | Кол-во час |
план | факт |
Я и окружающий мир 2 часа |
-
| 07.09 | | Донской край – мой край! | 1 |
-
| 14.09 | | Что ты знаешь о роде своём? | 1 |
Яркие страницы истории земли Донской 20 часов |
-
| 21.09 | | На казачьем Кругу | 1 |
-
| 28.09 | | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 |
-
| 05.10 | | Ермак Могучий. | 1 |
-
| 12.10 | | Степан Разин. | 1 |
-
| 19.10 | | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 |
-
| 26.10 | | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 |
-
| 02.11 | | Таганрог – первый порт России | 1 |
-
| 16.11 | | Крепость Димитрия Ростовского | 1 |
-
| 23.11 | | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 |
-
| 30.11 | | Вместе с Суворовым | 1 |
-
| 07.12 | | Платов Матвей Иванович | 1 |
-
| 14.12 | | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 |
-
| 21.12 | | Бакланов Яков Петрович | 1 |
-
| 28.12 | | За землю и за волю | 1 |
-
| 11.01 | | Дон в годы строительства новой жизни | 1 |
-
| 18.01 | | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
-
| 25.01 | | День освобождения родного города (села, станицы) | 1 |
-
| 01.02 | | Мирное время на Донской земле. | 1 |
-
| 08.02 | | Мирное время на Донской земле. | 1 |
-
| 15.02 | | Волгодонск – город молодости | 1 |
Человек и природа 7 часов |
-
| 22.02 | | Дом, в котором мы живём | 1 |
-
| 01.03 | | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 |
-
| 15.03 | | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 |
-
| 22.03 | | Экологические проблемы почв родного края | 1 |
-
| 12.04 | | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 |
-
| 19.04 | | Экологическое равновесие в природе | 1 |
-
| 26.04 | | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 |
Жизнь на Дону 4 часа |
-
| 03.05 | | Троица | 1 |
-
| 10.05 | | Ивана Купала | 1 |
-
| 17.05 | | Спасы | 1 |
-
| 24.05 | | Я – гражданин Ростовской области | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей начальных классов ______________ Хряпина А.В.
МБОУ Елкинской СОШ (подпись)
от 30 августа 2017 года № 1 « 31 »августа2017 года ___________ Богданец А.В.
подпись рук. МО)