Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №60" г.Брянска
СОГЛАСОВАНО/ УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ СОШ № 60 _________Грушенкова Н.М.. « » __________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 60 __________/ Скатенок Е.В.. « » __________ 2016 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО начальных классов Протокол № 1 « » __________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Умники и умницы»
в 1 классе
Учитель: Рылина Ю.В.
Квалификационная категория: мол. специалист
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов, с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Цель:
- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Реализация учебной программы обеспечивается рабочей тетрадью Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях/ О.А. Холодова. – Москва: Издательство РОСТ, 2014, одобрен Департаментом образования г. Москвы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
Стремление преодолевать возникающие затруднения.
Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметными результатами изучения курса во 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Предметными результатами изучения курса во 1-м классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (33 часа)
№ п/п | Количество часов | Содержание программного материала |
1 | 1 ч | Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года (вводный урок). |
2 | 5 ч | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. |
3 | 5 ч | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. |
4 | 5 ч | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. |
5 | 4 ч | Развитие быстроты реакции. |
6 | 4 ч | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
7 | 5 ч | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. |
8 | 4 ч | Тренировка внимания. Развитие мышления. |
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания.
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память.
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения.
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | РПС «Умники и умницы». |
Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года (вводный урок). | 1 | 33 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей. | 1 |
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать. | 1 |
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей. | 1 |
Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 |
Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 1 |
Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 |
Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей | 1 |
2. | Итого. | 33 | 33 |
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов | Основные виды образовательной деятельности |
-
| | Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года (вводный урок). | 1 ч | -определяют истинность высказываний; -делают выводы, простейшие умозаключения. - логически рассуждают при решении задач логического характера; -в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делают выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; -определяют и формулируют цель деятельности с помощью педагога; -проговаривают последовательность действий; -высказывают свое предположение (версию); -работают по предложенному педагогом плану; -отличают верно выполненное задание от неверного; -совместно с педагогом и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей; -ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью педагога; -добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; -овладевают измерительными инструментами; -выражают свои мысли; -объясняют свое несогласие и пытаются договориться; -овладевают навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. -сравнивают предметы по заданному свойству; -определяют целое и часть; -устанавливают общие признаки; -находят закономерность в значении признаков, в расположении предметов; -определяют последовательность действий; -находят истинные и ложные высказывания; -наделяют предметы новыми свойствами; -переносят свойства с одних предметов на другие. |
-
| | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 ч |
-
| | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 ч |
-
| | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 ч |
-
| | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей. | 1 ч |
-
| | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей. | 1 ч |
-
| | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 ч |
-
| | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать. | 1 ч |
-
| | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 ч |
-
| | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей | 1 ч |
-
| | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие способности рассуждать | 1 ч |
-
| | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей | 1 ч |