СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей. Умники и умницы." в 1 классе.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей. Умники и умницы." в 1 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Развитие познавательных способностей. Умники и умницы." в 1 классе.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №60" г.Брянска

СОГЛАСОВАНО/

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ СОШ № 60

_________Грушенкова Н.М..


« » __________ 2016 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР МБОУ СОШ № 60

__________/ Скатенок Е.В..


« » __________ 2016 г.



РАССМОТРЕНО

на заседании МО начальных классов

Протокол № 1


« » __________ 2016 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Умники и умницы»

в 1 классе











Учитель: Рылина Ю.В.

Квалификационная категория: мол. специалист









2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов, с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа второго класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Цель:

- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Реализация учебной программы  обеспечивается  рабочей тетрадью Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях/ О.А. Холодова. – Москва: Издательство РОСТ, 2014, одобрен Департаментом образования г. Москвы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


ЛИЧНОСТНЫЕ

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

  • Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.

  • Стремление преодолевать возникающие затруднения.

  • Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Метапредметными результатами изучения курса во 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Предметными результатами изучения курса во 1-м классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (33 часа)

п/п

Количество часов

Содержание программного материала

1

1 ч

Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года (вводный урок).

2

5 ч

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.


3

5 ч

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

4

5 ч

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

5

4 ч

Развитие быстроты реакции.

6

4 ч

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

7

5 ч

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей.


8

4 ч

Тренировка внимания. Развитие мышления.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

Кол-во часов

1.

РПС «Умники и умницы».

Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года  (вводный урок).

1

33

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей.

1

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать.

1

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей.

1

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие способности рассуждать.

1

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей.

1

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

1

2.

Итого.

33

33


урока

Дата

Тема урока

Количество часов

Основные виды образовательной деятельности


Выявление уровня развития познавательных процессов у первоклассников в начале учебного года  (вводный урок).

1 ч

-определяют истинность высказываний;

-делают выводы, простейшие умозаключения.

- логически рассуждают при решении задач логического характера;

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делают выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

-определяют и формулируют цель деятельности с помощью педагога;

-проговаривают последовательность действий;

-высказывают свое предположение (версию);

-работают по предложенному педагогом плану;

-отличают верно выполненное задание от неверного;

-совместно с педагогом и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью педагога;

-добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

-овладевают измерительными инструментами;

-выражают свои мысли;

-объясняют свое несогласие и пытаются договориться;

-овладевают навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

-сравнивают предметы по заданному свойству;

-определяют целое и часть;

-устанавливают общие признаки;

-находят закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

-определяют последовательность действий;

-находят истинные и ложные высказывания;

-наделяют предметы новыми свойствами;

-переносят свойства с одних предметов на другие.



Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1 ч


Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1 ч


Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 

1 ч


Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1 ч


Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1 ч


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1 ч


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей.

1 ч


Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать.

1 ч


Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей.

1 ч


Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек.

1 ч


Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие способности рассуждать.

1 ч


Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие аналитических способностей.

1 ч


Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей

1 ч


Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие способности рассуждать

1 ч


Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей

1 ч




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!