СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу " Культура добрососедства" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа составлена на основе: ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ 1-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КРЫМА.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу " Культура добрососедства" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 г. Феодосии Республики Крым»



«Рассмотрено»

На заседании МО истории и обществознания

Руководитель МО

_______________ ______________________

Протокол №____ от «___» ____________ 2015 г.


«Согласовано»


Заместитель директора по УВР

________/Т.П. Жолондковская /


« __»__________2015г.


«Утверждаю»


Директор школы

________/С.А.Хачатрян /


Приказ № ____

от «_____»_______2015г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


по курсу «Культура добрососедства»

5 класс


1 час в неделю



Количество часов в год –34

Срок реализации программы – 1 год

Учитель – Цесаренко Л.Е.








2015-2016 учебный год

I.Пояснительная записка:

Источники составления программы:

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков –М., Просвещение 2009.

  • ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ 1–11-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КРЫМА: программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым/ редактор-составитель М.А. Араджиони.- Симферополь: Антиква,2010.

  • Примерный вариант календарного планирования учебных занятий по «Культуре добрососедства» для 1-11 классов /Араджиони М.А., Кравцова Л.Ф./ .- Симферополь: Антиква,2010.

Актуальность изучения курса «Культура добрососедства»

На гербе Республики Крым начертан девиз «Процветание в единстве», но единство невозможно без знания, понимания и уважения друг друга. «Единство в многообразии» – идея, которая может быть реализована лишь в том случае, если в повседневной жизни, в семейном кругу, на каждом из этапов многоступенчатой системы образования и воспитания и государство, и научные и общественные организации, и граждане нашей страны будут уделять достаточно внимания продвижению идей культуры мира.

Поликультурный подход в системе школы сейчас активно внедряется и развивается. За последние десять лет на полуострове было много сделано для обеспечения равных возможностей в получении образования на родном языке, изучения национальных культур. Бесспорно, в этих начинаниях есть рациональное зерно: они способствуют не только большей осведомленности и формированию этнического самосознания детей, но и усвоению ценностей, развитию духовности. Тем не менее, нельзя забывать, что разделение школьников во время учебного процесса по этническому или религиозному принципам может создать условия для добровольной сегрегации детей. Хотелось бы отметить и другой момент. Способствуя росту этнического самосознания детей, обретению корней, что безусловно важно в условиях маргинализации населения и кризиса идентичности, мы в должной мере не знакомим учащихся со всей палитрой культур этносов, живущих в регионе , поэтому существует реальная опасность воспитать этноцентричную личность, интолерантную к другим народам, языкам, религиям, традициям.

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утверждённом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 говорится, что программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа должна обеспечить: формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;

Общая характеристика курса «Культура добрососедства»

По содержанию данный учебный курс является развернутым крымоведением и не только включает в себя знания исторического, природно-географического, литературоведческого и лингвистического характера о Крыме, но и отражает, прежде всего, особенности конкретного региона, учебного заведения, населенного пункта, каждой крымской семьи. Ведь любое краеведение – это метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного; в то же время это метод конкретизации общих закономерностей развития на примере какого-либо региона.

Справедливо подмечено, что подлинное краеведение – «краелюбие». Это одна из существенных основ культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Курс учит бережному отношению к нашему замечательному краю, одинаково ценному и памятниками древних культур, и событиями дня сегодняшнего. По мере изучения курса на смену «исторической дальнозоркости», когда история воспринимается прежде всего как «дела давно минувших дней», приходит историческое внимание к тем, кто живет с тобой рядом, к фактам и сюжетам сегодняшней жизни.

«Культура добрососедства» – уникальный учебный курс, единственный, дающий возможность увидеть предмет изучения «в натуральную величину», ведь главная особенность предмета изучения – его повседневность, привычность и близость. Можно с уверенностью сказать, что курс соответствует условиям и возможностям любой школы любого населенного пункта. Изучение его не только способствует выработке устойчивого интереса к истории, жизни, проблемам Крыма и крымчан, страны в целом, но и формирует установку на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению жизни в родном краю, помогает выбрать жизненный путь, найти свою нишу для применения сил и талантов на своей родине.

Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:

– включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего – родителей, родных и близких,

– переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного – к продуктивному,

– преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).

Сегодня, когда на ребенка обрушивается поток самой разнообразной информации, кардинально меняется роль учителя – из «ретранслятора» знаний он превращается в «лоцмана в океане знаний», умеющего определить их ценность и значимость. Поэтому в ходе изучения «Культуры добрососедства» постоянно отслеживается не только усвоение учащимися тех или иных знаний, но и отношение к этим знаниям.

Большое место в курсе «Культура добрососедства» занимает раздел «Конфликтология». Детям предлагается познакомиться с тем, что такое конфликт, как научиться распознавать конфликтную ситуацию и правильно вести себя в ней, научиться предупреждать развитие конфликта, договариваться друг с другом и помогать сверстникам проводить переговоры («медиация ровесников»). Особое значение уделяется тренингам, направленным на формирование навыка объективного отношения к себе и другим, положительной эмоционально-мотивационной установки по отношению к себе и окружающим, на конструктивное взаимодействие и сплочение группы, а также на формирование умений и навыков, содействующих осознанному выбору толерантных вариантов поведения детей относительно культурного, религиозного и этнического разнообразия группы. Следует отметить, что в программах также уделяется внимание и правовому воспитанию.

Наряду с решением образовательных, программа помогает решать и ряд утилитарных, но не менее серьезных задач: учит правилам приличия в тех или иных обстоятельствах, приучает адекватно реагировать на незнакомое и непонятное, быстро адаптироваться в новой среде, искать выход, делать выбор и отвечать за него. Разработка и внедрение курса «Культура добрососедства» может существенно повысить эффективность воспитательной работы в учебных заведениях, повысить уровень социальной компетентности детей и снизить риск возникновения острых конфликтных ситуаций.

Место курса в общем плане

Сегодня содержание образования ориентировано главным образом на получение сведений, количество которых растет. Мы видим это как в виде «разбухания» старых предметов (физики, химии и других), так и в появлении новых – этики, экономики. Но сама по себе передача предметных знаний и умений не позволяет решать задачи развития личности, так как для развития каждой необходимой человеку способности требуется использование предметного материала из разных областей в интегрированном виде. Поэтому в качестве важной особенности курса следует отметить его интегративность, позволяющую объединить в единую систему знания по истории, географии, биологии, технологиям, психологии, филологии, аксиологии, конфликтологии и народному творчеству. Следует отметить, что в условиях усиления профилизации среднего образования именно создание интегрированных курсов противодействует сужению кругозора и мировидения, способствует формированию целостной объективной картины мира. В программе курса заложены большие возможности и для осуществления межпредметных связей.

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета

Курс «Культура добрососедства» состоит из взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-11-х классов (по 34 учебных часа ежегодно), каждая из которых имеет свое название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе:

1-й класс: «Я, моя семья и мои соседи»;

2-й класс: «Место, где мы живем»;

3-й класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»

4-й класс: «Гордимся Крымом»;

5-й класс « Крымское многоголосье»;

6-й класс « Путешествие в прошлое полуострова»;

7-й класс « Палитра культур и религии»;

8-й класс « Гостеприимный полуостров»;

9-й класс « Процветание в единстве»;

10-й класс « Крымская мозаика: прекрасное разнообразие»;

11-й класс « Я и наш Крым сегодня и завтра»

Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: «Географическая среда», «История», «Традиционная и современная культура», «Язык соседа», «Аксиология», «Конфликтология», «Поисково-исследовательская работа».

Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса «Культура добрососедства» в сравнении с авторской программой: Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой.
Аргументация использования резервных часов: резервных часов по курсу не предусмотрено авторской программой


Цели и задачи учебного курса

Главная цель курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Задачи курса:
– формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;

– повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемых составляющих гражданственности;

– формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и принципами «культуры мира»;

– развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;

– привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;

– формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;

– подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае, формирование соответствующих компетентностей;

– приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;

– возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях. Особенностями данного курса являются:
– его интегративный характер, позволяющий формировать целостный

взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края; углубление представлений и знаний, полученных в процессе изучения курса;

– воспитательная функция курса, ориентированная, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;

– направленность курса на адаптацию и ориентирование учащихся на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;

– акцентирование внимания учащихся на ряде не рассмотренных в содержательной части других школьных предметов проблем Крыма и его регионов;

– изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения на языках народов, проживающих в АРК;

– привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;

– приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;

– возможности трансформации данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в рабочем учебном плане школы.

Принципы и особенности организации преподавания курса:

– единство изучения России и Крыма как субъекта РФ;

– приоритетность воспитательных задач;

– единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;

– опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, из СМИ, в семье;

– максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;

– выделение не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, направленные не только на усвоение учащимися программного минимума знаний, но и на получение прагматического опыта и впечатлений;

– использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содер­жание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС так­же являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на форми­рование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приори­тетным в процессе усвоения программы курса «Культура добрососедства» формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструиро­вании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как эле­ментов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение про­граммных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.



Требования к результатам обучения и освоения содержания курса



Личностными результатами обучающихся , формируемыми при изучении содержания курса «Культура добрососедства», являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны и своей малой родины - Крыма;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей

ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе проживающем в Крыму, его национальном составе, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых наук: географии, истории, психологии, музыкального и изобразительного искусства;

• умения находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.



Рабочая программа по курсу для 5-го класса

  • Учебная программа 5 класса рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю, и составлена на основе:

  • ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ 1–11-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КРЫМА: программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым/ редактор-составитель М.А. Араджиони.- Симферополь: Антиква,2010.

  • Примерный вариант календарного планирования учебных занятий по «Культуре добрососедства» для 1-11 классов /Араджиони М.А., Кравцова Л.Ф./ .- Симферополь: Антиква,2010.



Программой предусмотрено изучение разделов:

  1. Введение 1 час

  2. Географическая среда 3 часа

  3. История 4 часа

  4. Традиционная и современная культура» 8 часов

  5. Язык соседа 5 часов

  6. Аксиология 4 часа

  7. Конфликтология 5 часов

  8. Поисково-исследовательская работа 4 часа



II.Основное содержание программы

Раздел :Географическая среда ( 3 часа)

Топонимика -наука о географических названиях. Происхождение топонимов. Историческая ценность топонимов. Как изменяются географические названия. Топонимы Крыма и моего региона. Роль географических названий в практической жизни.

Раздел: История (4 часа)

История Крыма в названиях моего региона. О чём говорят наши имена и фамилии. История моей семьи в истории Крыма и моего региона. Для чего нужно знать историю своего этноса, рода, семьи. Наука генеалогия. Моё родословное дерево. Что можно передать по наследству. Наука геральдика. Гербы наших населённых пунктов и регионов. Фамильные гербы. Тамга-знак принадлежности к определенному роду. Придумываем герб своей семьи, класса, школы.

Раздел: Традиционная и современная культура (8часов)

Гончарное ремесло: его происхождение и основы. Посуда. Украшения. Игрушки. Музыка в жизни людей. Балканские и восточные инструменты. Инструменты славянского оркестра. Оркестр народных инструментов Крыма. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму. Певцы-сказители на крымской земле (ашуги, акыны и др.) Фольклорные ансамбли в моём регионе. Фольклорные конкурсы и фестивали. Стихи, песни, легенды и предания о Крыме, о моём регионе и моей школе. Обряды приобщения к религии имя наречения у этносов Крыма. Что значит моё имя. Имена моих друзей. « Азбука родства». Понятия « род», « фамилия», «семья», « родные», «двоюродные». Иерархия семейных связей: 1-я и 2-я степени родства.

Как появилась игра. Почему играют люди. Подвижные игры народов Крыма. Игры моего двора, моей улицы, моих друзей.

Раздел: Язык соседа (5 часов)

Родной язык, Языки моих друзей и соседей. Роль родного языка и языка общения. Наш друг- словарь. Как пишутся словари. Словари языков и диалектов этносов Крыма.

Наука ономастика. Традиционные имена в фольклоре народов Крыма. «Словарик Дружбы»: этикетная лексика, терминология 1-й степени родства, лексика, связанная с дружбой и соседством, этикетные обращения к незнакомым людям разного пола и возраста. Элементарные диалоги.

Раздел: Аксиология (4 часа)

Что такое ценности. Семейные ценности. Взаимоотношения в семье. Отношения к родителям. Взаимоотношения с близкими и дальними родственниками. Взаимоотношения поколений и полов в разных культурах. Отношения к старшим. Отношения к младшим. Отношения к сверсникам.

Раздел: Конфликтология (5 часов)

Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа. Групповое взаимодействие. Ответственность каждого за конфликтные ситуации. Что такое конфликт. Его позитивные и негативные стороны и возможность его разрешения ненасильственным путем. Какие бывают конфликты. Как распознать конфликты и предупредить их. Развитие навыков группового взаимодействия. Развитие навыков самопрезентации. Речевые игры на практике эффективного общения.

Радел: Поисково- исследовательская работа (4 часа)

Методика(алгоритм) проведения исследовательской работы по созданию истории своей семьи, составление и презентация своей родословной и сбору материала по терминологии родства 1-й степени. Методика (алгоритм) проведения исследовательской работы по изучению топонимики ближайших окрестностей.




III. Календарное планирование

учебных занятий спецкурса «Культура добрососедства»

для 5-го класса « Крымское многоголосье»;



Тема занятия


Требования к уровню подготовки

Дата

По плану


Фактич.


1.

Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.


Знать цели, задачи и структуру программы, формы и методы самостоятельной, в т. ч. исследовательской, работы

02/09



Географическая среда (3часа)

2.

Топонимика – наука о географических названиях. Происхождение топонимов. Историческая ценность топонимов.



Знать цели, задачи и структуру программы, формы и методы самостоятельной, в т. ч. исследовательской, работы


09/09


3.

Как изменяются географические названия. Топонимы Крыма и моего региона

16/09


4.

Роль географических названий в практической жизни.

23/09


История (4 часа)

5.

История Крыма в названиях мо- его региона.

О чем говорят наши имена и фамилии.



Знать историю своей семьи. Рассказывать семейные предания о происхождении фамилии и имени. Уметь объяснить, для чего нужно знать историю своего этноса, рода, семьи


30/09


6.

История моей семьи в истории Крыма и моего региона. Для чего нужно знать историю своего этноса, рода, семьи


07/10


7.

Наука генеалогия. Мое родословное древо.

Что можно передать по наследству


14/10


8.

Наука геральдика. Гербы наших населенных пунктов и регионов. Фамильные гербы. Тамга – знак принадлежности к определенно- му роду. Придумаем герб своей семьи, класса, школы


21/10


Традиционная и современная культура» (8 часов)


9.

Гончарное ремесло: его происхождение и основы. Посуда. Украшения. Игрушки

Знать и уметь различать гончарные изделия различных видов. Уметь изготавливать простейшие лепные изделия вместе со своими одноклассниками. Демонстрировать навыки работы в малых группах и успешно взаимодействовать


04/11


10.

Музыка в жизни людей. Балканские и восточные музыкальные инструменты. Инструменты славянского оркестра.

Знать 5–6 названий музыкальных инструментов народов Крыма и уметь их описать. Уметь различать музыкальные инструменты славянского и балканского народных оркестров. Иметь представление о современных ансамблях и оркестрах народной музыки в Крыму


11/11


11.

Оркестр народных инструментов Крыма. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму


18/11


12.

Музыкальный фольклор Крыма. Певцы-сказители на крымской земле (ашуги, акыны и др.).Фольклорные ансамбли в моем регионе. Фольклорные конкурсы и фестивали

Знать, кого называли акынами и ашугами, и уметь приводить при- меры музыкальных фольклорных произведений этносов Крыма. Знать фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона. Иметь представление о фольклорных конкурсах и фестивалях Крыма


25/11


13.

Стихи, песни, легенды и предания о Крыме, о моем регионе, о моей школе

Знать стихи, песни, легенды, предания разных этносов, населяющих полуостров, о Крыме и о своем регионе


02/12


14.

Обряды приобщения к религии и имя наречения у этносов Крыма. Что значит мое имя. Имена моих друзей

Знать толкование своего имени и имен своих друзей. Иметь представление о традициях имя наречения и об обрядах приобщения к религии у этносов Крыма

09/12


15.

«Азбука родства». Понятия «род» «фамилия», «семья», «родные»,«двоюродные». Иерархия семейных связей: 1-я и 2-я степени родства

Характеризовать иерархию семейных связей. Называть на род- ном языке термины 1-й и 2-й степеней родства

16/12


16.

Как появилась игра. Почему игра- ют люди. Подвижные игры наро- дов Крыма. Игры моего двора, моей улицы, моих друзей

Уметь вырабатывать правила игры. Знать 3–4 подвижные игры народов Крыма


23/12



Язык соседа ( 5 часов)


17.

.

Родной язык. Языки моих друзей и соседей. Роль родного языка и языка общения

Знать, что такое родной язык и язык общения. Иметь представление об их роли и значении в жизни конкретного человека, общины и общества. Бережно и уважительно относиться к языкам своих соседей


13/01


18.

Наш друг – словарь. Как пишутся словари. Какие бывают словари. Словари языков и диалектов этносов Крыма

Уметь работать со словарем. Различать типы словарей. Понимать роль словарей в сохранении культурного и духовного наследия малочисленных этносов Крыма


20/01


19.

Наука ономастика. Традиционные имена в фольклоре народов Крыма

Иметь представление о том, что изучает ономастика, называть старинные и современные имена жителей Крыма


27/01


20

/

21

«Словарик дружбы»: этикетная лексика, терминология 1-й степени родства, лексика, связанная с дружбой и соседством, этикетные обращения к незнакомым людям разного пола и возраста. Элементарные диалоги

Знать не менее 20 слов и выражений на 2–3 языках, уметь их использовать в общении со взрослыми и сверстниками


03/02


10/02


Аксиология (4 часа)

22.

Что такое ценности. Семейные ценности

Иметь представление о том, что такое семейные ценности. Уметь приводить примеры ценностей собственной семьи


17/02



23.


Взаимоотношения в семье. Отношение к родителям. Взаимоотношения с близкими и дальними родственниками

Уметь характеризовать свое по- ведение в семье, иерархию се- мейных отношений. Обосновы- вать важность взаимоуважения и взаимопонимания в семье


24/02



24.




Взаимоотношения поколений и полов в разных культурах.

Приводить примеры позитивного и негативного отношения к старшим, младшим, сверстникам, к представителям противоположного пола и уметь их характеризовать и оценивать. Понимать важность уважительного отношения к опыту старших, заботливого и ответственного отношения к младшим, дружественного отношения к сверстникам. Уметь выделять и характеризовать ценности своих сверстников


02/03



25.


Отношение к старшим. Отношение к младшим. Отношение к сверстникам


09/03


Конфликтология (5 часов)

26.

Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа.


Уметь презентовать свой народ и себя как представителя своего народа. Владеть навыками группового взаимодействия. Понимать ответственность каждого за конфликтные ситуации


16/03


27.

Групповое взаимодействие. Ответственность каждого за конфликтные ситуации

23/03


28.

Что такое конфликт. Его позитивные и негативные стороны и возможность его разрешения ненасильственным путем. Какие бывают конфликты. Как распознавать конфликты и предупреждать их

Иметь представление о том, что такое конфликт, приводить при- меры конфликтной ситуации, ее позитивные и негативные стороны. Уметь распознавать возникновение конфликтной ситуации


06/04


29.

Развитие навыков группового взаимодействия. Развитие навыков самопрезентации.


Знать о возможности предупреждения конфликта или разрешения его ненасильственным путем Уметь презентовать себя, свой класс, свою школу, свою семью. Уметь организовать обсуждение проблемы, игру, общее дело


13/04


30.

Речевые игры по практике эффективного общения


20/04



Поисково-исследовательская работа(4 часа)


31/

32.

Методика (алгоритм) проведения

исследовательской работы по созданию истории своей семьи, составлению и презентации своей родословной и сбору мате- риалов по терминологии родства 1–степеней

Сделать мини-альбом или составить мини-летопись «История мо- его рода (фамилии)», «Я и мои род- ственники», «История моей семьи в истории моего города (села)» и др. Уметь рассказать о своей семье, сделать рисунок «Семейное древо». Уметь презентовать тер- мины родства 1–2-й степеней на своем языке и «языке соседа»


27/04


04/05


33/

34.

Методика (алгоритм) проведения исследовательской работы по изучению топонимики ближайших окрестностей



Уметь презентовать обзор топонимики своего населенного пункта или района, или провести топонимическую экскурсию, или написать заметку в газету, или сделать сообщение на данную тему


11/05


18/05



Планируемые результаты изучения учебного предмета

1. Формирование универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия.

 знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;

 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность,

готовность к равноправному сотрудничеству;

 уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим,

нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и

других людей, оптимизм в восприятии мира;

 позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при

следовании моральным нормам, переживания, стыда и вины при их нарушении;

 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

умение конструктивно разрешать конфликты;

 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и

сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,

общественно полезной деятельности;

 умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических,

политических и экономических условий;

Регулятивные универсальные учебные действия.

 научится целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической

задачи в познавательную;

 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных

учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

 планировать пути достижения целей;

 уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результатам и по способам

действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы исполнения, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с

позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной

деятельности;

 устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать

выбор;

 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для

оппонентов образам;

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества

с партнером;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

 работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и

способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные универсальные учебные действия.

 научится основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета;

 давать определения понятиям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к

родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 объяснять явление, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований;

 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего поискового чтения;

 структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею

текста, выстраивать последовательность описываемых событий

IY. Литература для учителя:


1.Культура добрососедства: программа интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений республики Крыма и г.Севастополя/( под ред. М.А. Араджиони).-2-еизд.,-К.:ПП «Золотые ворота»,2011г.


2. Все о Крыме / Под ред. Д. Омельчука.— Харьков: Каравелла, 1999.

3.Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по культуре мира: Спецкурс.— Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002.— 106 с.

4. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель. Симферополь: Таврия, 1984.— 112 с.

5. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого.— Симферополь, 1995. Этнография Крыма XIX–XX вв. и современные этнокультурные процессы.— Симферополь, 2002.— 440 с.

6. Герцен А. Г., Махнева О. А. Пещерные города Крыма.— Симферополь: Таврия, 1989.

Y.Приложение к программе

1). Критерии оценивания

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система. В первом и втором классе оценивание вербальное. Формы промежуточных и итоговых аттестаций избираются при активном участии учащихся и могут быть индивидуализированы. Оценивание учебных достижений учащихся по данной программе осуществляется по системе «зачет»/«незачет», в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, указанными в программе.

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;

  • 60-74% - хорошо «4»

  • 50-59% - удовлетворительно «3»;

  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;
































24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!