СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу " Культура добрососедства" 6 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу " Культура добрососедства" 6 класс "Путешествие в прошлое полуострова"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу " Культура добрососедства" 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 г. Феодосии Республики Крым»



«Рассмотрено»

На заседании МО истории и обществознания

Руководитель МО


____________/О.И.Баронова/

Протокол №____

от «___» ____________ 2016 г.


«Согласовано»


Заместитель директора по УВР

________/Т.П. Жолондковская /


« __»__________2016г.


«Утверждаю»


Директор школы


________/С.А.Хачатрян /


Приказ № ____

от «_____»_______2016г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


по курсу «Культура добрососедства»

6 класс« Путешествие в прошлое полуострова»

Учебная программа составлена на основе: ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ 1–11-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КРЫМА: программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым / редактор-составитель М.А. Араджиони.- Симферополь: Антиква,2010.


Количество часов в год –34

Срок реализации программы – 1 год

Учитель – Цесаренко Л.Е.






2016-2017 учебный год

  1. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса



Личностными результатами обучающихся , формируемыми при изучении содержания курса «Культура добрососедства», являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны и своей малой родины - Крыма;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей

ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения содержания программы являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе проживающем в Крыму, его национальном составе, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых наук: географии, истории, психологии, музыкального и изобразительного искусства;

• умения находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.



Рабочая программа по курсу для 6-го класса

Учебная программа 6 класса рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю.


Программой предусмотрено изучение разделов:

  1. Введение 1 час

  2. Географическая среда 3 часа

  3. История 7часов

  4. Традиционная и современная культура» 8 часов

  5. Язык соседа 5 часов

  6. Аксиология 3 часа

  7. Конфликтология 4 часов

  8. Поисково-исследовательская работа 3 часа



II.Основное содержание программы


Введение (1 час) Ознакомление учащихся с целью, задачами и структурой программы.

Память. Памятники как овеществленная история людей и природы. Виды памятников: археологические, исторические, архитектурные, памятники природы, культуры, искусства и др.

Раздел : Географическая среда ( 3 часа)

Геологическая история полуострова. Сейсмическая активность и ее влияние на изменение крымского ландшафта. Отражение этих изменений в исторической памяти народов Крыма. Изменение ландшафта полуострова в связи с хозяйственной деятельностью человека. Памятники природы в Крыму. Памятники природы в моем регионе

Раздел: История (7 часов)

Астрономические основы летоисчисления. Возникновение и развитие способов измерения времени. Системы летоисчисления. Историческая хронология Крыма.

Исторические источники: памятники архитектуры, архивные документы, музейные экспонаты, дневники, календари, записки путешественников, мемуары и др.

Современные источники информации. Ценность различных источников информации. История моего региона в записках путешественников, путеводителях и мемуарах . «Хранители памяти».

Личные архивы: история моей семьи. Личные дневники: история моей жизни. История создания, распространения, оформления книг. Библиотеки Крыма и моего региона. Моя домашняя библиотека. Книги о моем городе, о моем народе. Портреты и фотографии как памятники культуры и исторические источники, свидетельства о прошлом.

Раздел: Традиционная и современная культура (8часов)

Влияние окружающей среды на традиционные занятия людей: особенности распространения земледелия, скотоводства и рыболовства в Крыму.

Другие традиционные занятия и промыслы (шелководство, виноделие, пчеловодство и т. д.). Отходничество.

Древние религии и культы на крымской земле. Распространение иудаизма в Крыму. Караимизм, памятники истории и культуры. Распространение христианства среди населения полуострова. Христианские церкви в Крыму (армяно-григорианская, католическая, православная, протестантские направления).

Легенды о святых и памятники христианства. Распространение ислама в Крыму. Закрепление мусульманской религии в Крымском ханстве (XV–XVIII вв.): сунниты, шииты, суфии. Легенды о святых и памятники ислама на полуострове.

Летоисчисление и религия. Бесконечность времени в религиозных представлениях. Начало и конец света. Древний календарь евреев. Религиозное представление о начале времен в христианстве. Начало эры в христианстве (от «сотворения мира» и от «Рождества Христова»). Юлианский и Григорианский календари (солнечный цикл). Начало года, месяц и неделя. Религиозные праздники и посты, связанные с годовыми циклами у христиан. Древние календари арабов. Возникновение мусульманского календаря (лунный цикл). Мусульманская эра (хиджра). Начало года, месяц и неделя. Религиозные праздники и посты, связанные с годовыми циклами у мусульман. Народные календари на крымской земле. Название годов, месяцев, дней недели. Начало года, связь календаря с занятиями людей в культуре армян, греков, караимов, крымских татар, славян и др. Календарные праздники в культурах соседей. Традиции празднования наступления Нового года в культурах этносов, живущих в Крыму, а также за рубежом.

Раздел: Язык соседа (5 часов)

Язык как исторический источник. Архаизмы. Слова-заимствования как свидетельства межэтнических контактов. Палеография и эпиграфика как науки. Надписи на камнях, граффити, летописи как исторический источник. Традиции летописания и книжных миниатюр в Крыму.

Легенды и сказки народов Крыма как источник о прошлом полуострова (Аю-Даг, Демерджи, Золотая колыбель, Гуляш-ханым). Художественные произведения национальных литератур о прошлом полуострова. История и культура этносов Крыма в литературных произведениях: факты и фантазии писателей. «Словарик дружбы»: лексика, связанная с ландшафтом региона, со знанием, обучением, образованностью, книгой, памятью, временем и календарем.

Раздел: Аксиология (3 часа)

Память как ценность. Отношение к памяти (в т. ч. памятным датам, памятникам) в моей культуре и культуре моих соседей.

Отношение к грамотности и образованности. Отношение к книгочеям. Библиотека — «храм книги». Домашняя библиотека. «Образованность — одна из основных ценностей современного человека». Восприятие времени в разных культурах. «Без прошлого нет будущего».


Раздел: Конфликтология (4 часа)

Учимся слушать и передавать информацию. Формы диалога. Успешные коммуникации. Принципы успешного общения и работы в группе (классе). Единство и взаимодействие противоположностей. Положительный опыт объединения для преодоления общих трудностей, несмотря на разногласия.



Радел: Поисково- исследовательская работа (3 часа)

Методика составления каталогов личной библиотеки, собрания книг о родном городе (поселке, селе).

Исследовательская работа «Воспоминания моих родных об истории моего города (истории создания зданий, парков, памятников, музеев и т. д.) или знаменитых земляках».

Алгоритм составления «путешественной записки» о какой-либо поездке или воспоминаний об участии в празднике.


III. Календарное планирование



Тема занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

По плану


Фактич.


1.

Вводный урок.

Память. Памятники как овеществлённая история людей.


Знать определения видов памятников, приводить примеры различных памятников на территории Крыма, региона.

01/09



Географическая среда (3часа)

2.

Геологическая история полуострова. Сейсмическая активность и ее влияние на изменение крымского ландшафта. Отражение этих изменений в исторической памяти народов Крыма.


Иметь представления о геологической истории полуострова. Уметь охарактеризовать особенности крымского ландшафта. Знать причины, приводящие к изменению рельефа местности. Помогать взрослым в борьбе с оврагами, оползнями, в укреплении склонов, охране памятников природы в регионе. Знать памятники природы в Крыму, в своем регионе, иметь представление об истории их возникновения



08/09


3.

Изменение ландшафта полуострова в связи с хозяйственной деятельностью человека

15/09


4.

Памятники природы в Крыму. Памятники природы в моем регионе

22/09


История (7 часов)

5.

Астрономические основы летоисчисления. Системы летоисчисления. Историческая хронология Крыма





Иметь представление о хронологии, системах летоисчисления. Знать историческую хронологию Крыма и уметь назвать 4–5 дат важнейших исторических событий на полуострове


29/09


6.

Исторические источники информации: памятники архитектуры, архивные документы, музейные экспонаты, дневники, календари, записки путешественников, мемуары и др.




Иметь представление об исторических и современных источниках информации. Знать 4–5 источников для изучения истории региона и уметь рассказать о них.


06/10


7.

Современные источники информации. Ценность различных источников информации


13/10


8.

История моего региона в записках путешественников, путеводителях и мемуарах



Знать имена 2–3-х известных путешественников по Крыму. Уметь рассказать об истории региона, опираясь на различные виды исторических источников

20/10


9.



Хранители памяти». Личные архивы: история моей семьи. Личные дневники: история моей жизни.

Уметь составить рассказ о знаменитом земляке, об истории собственной семьи или рода, свою собственную «линию жизни»


27/10


10.

История создания, распространения, оформления книг. Библиотеки Крыма и моего региона.

Знать историю возникновения книги, ее ценность как источника информации. Уметь презентовать любимую книгу, книгу о своем городе, о замечательных людях своего края.

10/11


11.

Портреты и фотографии как памятники культуры и исторические источники, свидетельства о прошлом.

Иметь представление о ценности портретов и фотографий как памятников культуры и исторических источников. Составить фотолетопись своей семьи, своего класса, своего города.

17/11


Традиционная и современная культура» (8 часов)


12.

Влияние окружающей среды на традиционные занятия людей. особенности распространения земледелия, скотоводства и рыболовства в Крыму.

Иметь представления об особенностях распространения земледелия, скотоводства и рыболовства в Крыму


24/11





13.



Древние религии и культы на крымской земле. Распространение иудаизма и христианства в Крыму. Караимизм, памятники истории и культуры.

Христианские церкви в Крыму Легенды о святых и памятники христианства.

Иметь представление о древних религиях и культах, оставивших свой след на крымской земле; об истории ислама, иудаизма и христианства на полуострове. Уметь назвать имена 2–3-х святых, которые жили на полуострове, или 2–3 названия религиозных памятников в Крыму.


01/12










08/12


14.

Распространение ислама в Крыму. Закрепление мусульманской религии в Крымском ханстве (XV–XVIII вв.): сунниты, шииты, суфии. Легенды о святых и памятники ислама на полуострове

15.

Летоисчисление и религия. Древний календарь евреев. Религиозное представление о начале времен в христианстве. Начало эры в христианстве (от «сотворения мира» и от «Рождества Христова»).

Иметь представление о причинах и истории возникновения основных принципов измерения времени, а также о религиозном обосновании циклов.

Иметь представление об истории и принципах иудейского, христианского и мусульманского летоисчисления.

Знать и уметь назвать основные религиозные праздники природно-календарных циклов.


15/12







22/12








12/01


16.

Юлианский и Григорианский календари (солнечный цикл). Начало года, месяц и неделя. Религиозные праздники и посты, связанные с годовыми циклами у христиан. Древние календари арабов.

17.

Возникновение мусульманского календаря (лунный цикл). Мусульманская эра (хиджра). Религиозные праздники и посты мусульман.

18.

Народные календари на крымской земле. Начало года, связь календаря с занятиями людей в культуре армян, греков, караимов, крымских татар, славян и др.

Иметь представление о многообразии народных календарей. Знать 3–5 названий годов, месяцев или дней недели и 2–3 календарных праздника в культурах своих соседей (например, армян, греков, крымских татар, славян и др.)


19/01


19.

Традиции празднования наступления Нового года в культурах этносов, живущих в Крыму, а также за рубежом.

Знать, кого называли акынами и ашугами, и уметь приводить при- меры музыкальных фольклорных произведений этносов Крыма. Знать фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона. Иметь представление о фольклорных конкурсах и фестивалях Крыма


26/01


Язык соседа (5 часов)

20.

Язык как исторический источник. Архаизмы. Слова-заимствования как свидетельства межэтнических контактов.

Иметь представление о том, что такое этимология слова, уметь привести примеры заимствований в языках народов Крыма.


02/02


21.

Палеография и эпиграфика как науки. Традиции летописания и книжных миниатюр в Крыму.

Иметь представление о том, что изучают науки палеография и эпиграфика. Уметь привести примеры надписей, являющихся историческим источником. Иметь представление о традициях летописания в Крыму, династиях миниатюристов

09/02


22.

Легенды и сказки народов Крыма как источник о прошлом полуострова (Аю-Даг, Демерджи, Золотая колыбель, Гуляш-ханым).

Знать и уметь рассказать 2–3 крымские легенды или сказки, а также уметь их охарактеризовать как исторический источник.

16/02


23.

История и культура этносов Крыма в литературных произведениях: факты и фантазии писателей


Знать о том, что художественные произведения не являются историческими источниками и не всегда реально отражают картины прошлого. Уметь назвать 2–3-х авторов и названия их художественных произведений, рассказывающих об истории и культуре Крыма


23/02


24

«Словарик дружбы»: лексика, связанная с ландшафтом региона, со знанием, обучением, образованностью, книгой, памятью, временем и календарем

Знать и использовать на практике не менее 20 слов и выражений на 2–3-х языках своих соседей, связанных с изучаемыми темами.

02/03



Аксиология ( 3 часа)


25.

Память как ценность. Отношение к памяти (в т. ч. памятным датам, памятникам) в моей культуре и культуре моих соседей

Иметь представление о памяти как одной из ценностей. Знать памятные даты своей семьи. Бережно относиться к памятникам истории и культуры


09/03


26.

Отношение к грамотности и образованности. Библиотека — «храм книги». Домашняя библиотека. «Образованность — одна из основных ценностей современного человека»

Понимать ценность грамотности и образованности в современном мире. Иметь представление об истории библиотек и уметь охарактеризовать их общечеловеческую значимость. Уметь рассказать о своей домашней библиотеке


16/03


27.

Восприятие времени в разных культурах. «Без прошлого нет будущего»


Иметь представление о том, что восприятие времени в разных культурах имеет свои особенности. Уметь приводить примеры

23/03


Конфликтология (4 часа)

28.

Учимся слушать и передавать информацию. Формы диалога.

Знать принципы успешной коммуникации, уметь слушать и передавать информацию.


06/04-13/04


29.

Успешные коммуникации. Принципы успешного общения и работы в группе (классе)


30-31.

Единство и взаимодействие противоположностей. Положительный опыт объединения для преодоления общих трудностей, несмотря на разногласия


Уметь привести примеры положительного опыта объединения для преодоления общих трудностей


20/04-27/04



Поисково-исследовательская работа(3часа)

32


Методика составления каталогов личной библиотеки, собрания книг о родном городе (поселке, селе)

Уметь систематизировать собрания книг, дать им краткую характеристику как источнику информации.


04/05


33

Исследовательская работа «Воспоминания моих родных об истории моего города (истории создания зданий, парков, памятников, музеев и т. д.) или знаменитых земляках»

Подготовить не менее двух изложений (записей) о воспоминаниях старших членов семьи о тех или иных событиях


11/05



34.

Алгоритм составления «путешественной записки» о какой-либо поездке или воспоминаний об участии в празднике.

Подготовить страницу собственных воспоминаний о совершенном путешествии или о любом городском празднике.

18/05






16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!