Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №7 г. Феодосии Республики Крым»
«Рассмотрено» На заседании МО истории и обществознания Руководитель МО ____________/О.И.Баронова/ Протокол №____ от «___» ____________ 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Т.П. Жолондковская / « __»__________2016г. | «Утверждаю» Директор школы ________/С.А.Хачатрян / Приказ № ____ от «_____»_______2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу «Культура добрососедства»
6 класс« Путешествие в прошлое полуострова»
Учебная программа составлена на основе: ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ 1–11-х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КРЫМА: программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым / редактор-составитель М.А. Араджиони.- Симферополь: Антиква,2010.
Количество часов в год –34
Срок реализации программы – 1 год
Учитель – Цесаренко Л.Е.
2016-2017 учебный год
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Личностными результатами обучающихся , формируемыми при изучении содержания курса «Культура добрососедства», являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны и своей малой родины - Крыма;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе проживающем в Крыму, его национальном составе, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых наук: географии, истории, психологии, музыкального и изобразительного искусства;
• умения находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Рабочая программа по курсу для 6-го класса
Учебная программа 6 класса рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
Введение 1 час
Географическая среда 3 часа
История 7часов
Традиционная и современная культура» 8 часов
Язык соседа 5 часов
Аксиология 3 часа
Конфликтология 4 часов
Поисково-исследовательская работа 3 часа
II.Основное содержание программы
Введение (1 час) Ознакомление учащихся с целью, задачами и структурой программы.
Память. Памятники как овеществленная история людей и природы. Виды памятников: археологические, исторические, архитектурные, памятники природы, культуры, искусства и др.
Раздел : Географическая среда ( 3 часа)
Геологическая история полуострова. Сейсмическая активность и ее влияние на изменение крымского ландшафта. Отражение этих изменений в исторической памяти народов Крыма. Изменение ландшафта полуострова в связи с хозяйственной деятельностью человека. Памятники природы в Крыму. Памятники природы в моем регионе
Раздел: История (7 часов)
Астрономические основы летоисчисления. Возникновение и развитие способов измерения времени. Системы летоисчисления. Историческая хронология Крыма.
Исторические источники: памятники архитектуры, архивные документы, музейные экспонаты, дневники, календари, записки путешественников, мемуары и др.
Современные источники информации. Ценность различных источников информации. История моего региона в записках путешественников, путеводителях и мемуарах . «Хранители памяти».
Личные архивы: история моей семьи. Личные дневники: история моей жизни. История создания, распространения, оформления книг. Библиотеки Крыма и моего региона. Моя домашняя библиотека. Книги о моем городе, о моем народе. Портреты и фотографии как памятники культуры и исторические источники, свидетельства о прошлом.
Раздел: Традиционная и современная культура (8часов)
Влияние окружающей среды на традиционные занятия людей: особенности распространения земледелия, скотоводства и рыболовства в Крыму.
Другие традиционные занятия и промыслы (шелководство, виноделие, пчеловодство и т. д.). Отходничество.
Древние религии и культы на крымской земле. Распространение иудаизма в Крыму. Караимизм, памятники истории и культуры. Распространение христианства среди населения полуострова. Христианские церкви в Крыму (армяно-григорианская, католическая, православная, протестантские направления).
Легенды о святых и памятники христианства. Распространение ислама в Крыму. Закрепление мусульманской религии в Крымском ханстве (XV–XVIII вв.): сунниты, шииты, суфии. Легенды о святых и памятники ислама на полуострове.
Летоисчисление и религия. Бесконечность времени в религиозных представлениях. Начало и конец света. Древний календарь евреев. Религиозное представление о начале времен в христианстве. Начало эры в христианстве (от «сотворения мира» и от «Рождества Христова»). Юлианский и Григорианский календари (солнечный цикл). Начало года, месяц и неделя. Религиозные праздники и посты, связанные с годовыми циклами у христиан. Древние календари арабов. Возникновение мусульманского календаря (лунный цикл). Мусульманская эра (хиджра). Начало года, месяц и неделя. Религиозные праздники и посты, связанные с годовыми циклами у мусульман. Народные календари на крымской земле. Название годов, месяцев, дней недели. Начало года, связь календаря с занятиями людей в культуре армян, греков, караимов, крымских татар, славян и др. Календарные праздники в культурах соседей. Традиции празднования наступления Нового года в культурах этносов, живущих в Крыму, а также за рубежом.
Раздел: Язык соседа (5 часов)
Язык как исторический источник. Архаизмы. Слова-заимствования как свидетельства межэтнических контактов. Палеография и эпиграфика как науки. Надписи на камнях, граффити, летописи как исторический источник. Традиции летописания и книжных миниатюр в Крыму.
Легенды и сказки народов Крыма как источник о прошлом полуострова (Аю-Даг, Демерджи, Золотая колыбель, Гуляш-ханым). Художественные произведения национальных литератур о прошлом полуострова. История и культура этносов Крыма в литературных произведениях: факты и фантазии писателей. «Словарик дружбы»: лексика, связанная с ландшафтом региона, со знанием, обучением, образованностью, книгой, памятью, временем и календарем.
Раздел: Аксиология (3 часа)
Память как ценность. Отношение к памяти (в т. ч. памятным датам, памятникам) в моей культуре и культуре моих соседей.
Отношение к грамотности и образованности. Отношение к книгочеям. Библиотека — «храм книги». Домашняя библиотека. «Образованность — одна из основных ценностей современного человека». Восприятие времени в разных культурах. «Без прошлого нет будущего».
Раздел: Конфликтология (4 часа)
Учимся слушать и передавать информацию. Формы диалога. Успешные коммуникации. Принципы успешного общения и работы в группе (классе). Единство и взаимодействие противоположностей. Положительный опыт объединения для преодоления общих трудностей, несмотря на разногласия.
Радел: Поисково- исследовательская работа (3 часа)
Методика составления каталогов личной библиотеки, собрания книг о родном городе (поселке, селе).
Исследовательская работа «Воспоминания моих родных об истории моего города (истории создания зданий, парков, памятников, музеев и т. д.) или знаменитых земляках».
Алгоритм составления «путешественной записки» о какой-либо поездке или воспоминаний об участии в празднике.
III. Календарное планирование
№ | Тема занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата |
По плану | Фактич. |
1. | Вводный урок. Память. Памятники как овеществлённая история людей. | Знать определения видов памятников, приводить примеры различных памятников на территории Крыма, региона. | 01/09 | |
Географическая среда (3часа) |
2. | Геологическая история полуострова. Сейсмическая активность и ее влияние на изменение крымского ландшафта. Отражение этих изменений в исторической памяти народов Крыма. | Иметь представления о геологической истории полуострова. Уметь охарактеризовать особенности крымского ландшафта. Знать причины, приводящие к изменению рельефа местности. Помогать взрослым в борьбе с оврагами, оползнями, в укреплении склонов, охране памятников природы в регионе. Знать памятники природы в Крыму, в своем регионе, иметь представление об истории их возникновения | 08/09 | |
3. | Изменение ландшафта полуострова в связи с хозяйственной деятельностью человека | 15/09 | |
4. | Памятники природы в Крыму. Памятники природы в моем регионе | 22/09 | |
История (7 часов) |
5. | Астрономические основы летоисчисления. Системы летоисчисления. Историческая хронология Крыма | Иметь представление о хронологии, системах летоисчисления. Знать историческую хронологию Крыма и уметь назвать 4–5 дат важнейших исторических событий на полуострове | 29/09 | |
6. | Исторические источники информации: памятники архитектуры, архивные документы, музейные экспонаты, дневники, календари, записки путешественников, мемуары и др. |
Иметь представление об исторических и современных источниках информации. Знать 4–5 источников для изучения истории региона и уметь рассказать о них. | 06/10 | |
7. | Современные источники информации. Ценность различных источников информации | | 13/10 | |
8. | История моего региона в записках путешественников, путеводителях и мемуарах | Знать имена 2–3-х известных путешественников по Крыму. Уметь рассказать об истории региона, опираясь на различные виды исторических источников | 20/10 | |
9. | Хранители памяти». Личные архивы: история моей семьи. Личные дневники: история моей жизни. | Уметь составить рассказ о знаменитом земляке, об истории собственной семьи или рода, свою собственную «линию жизни» | 27/10 | |
10. | История создания, распространения, оформления книг. Библиотеки Крыма и моего региона. | Знать историю возникновения книги, ее ценность как источника информации. Уметь презентовать любимую книгу, книгу о своем городе, о замечательных людях своего края. | 10/11 | |
11. | Портреты и фотографии как памятники культуры и исторические источники, свидетельства о прошлом. | Иметь представление о ценности портретов и фотографий как памятников культуры и исторических источников. Составить фотолетопись своей семьи, своего класса, своего города. | 17/11 | |
Традиционная и современная культура» (8 часов) |
12. | Влияние окружающей среды на традиционные занятия людей. особенности распространения земледелия, скотоводства и рыболовства в Крыму. | Иметь представления об особенностях распространения земледелия, скотоводства и рыболовства в Крыму | 24/11 | |
13. | Древние религии и культы на крымской земле. Распространение иудаизма и христианства в Крыму. Караимизм, памятники истории и культуры. Христианские церкви в Крыму Легенды о святых и памятники христианства. | Иметь представление о древних религиях и культах, оставивших свой след на крымской земле; об истории ислама, иудаизма и христианства на полуострове. Уметь назвать имена 2–3-х святых, которые жили на полуострове, или 2–3 названия религиозных памятников в Крыму. | 01/12 08/12 | |
14. | Распространение ислама в Крыму. Закрепление мусульманской религии в Крымском ханстве (XV–XVIII вв.): сунниты, шииты, суфии. Легенды о святых и памятники ислама на полуострове |
15. | Летоисчисление и религия. Древний календарь евреев. Религиозное представление о начале времен в христианстве. Начало эры в христианстве (от «сотворения мира» и от «Рождества Христова»). | Иметь представление о причинах и истории возникновения основных принципов измерения времени, а также о религиозном обосновании циклов. Иметь представление об истории и принципах иудейского, христианского и мусульманского летоисчисления. Знать и уметь назвать основные религиозные праздники природно-календарных циклов. | 15/12 22/12 12/01 | |
16. | Юлианский и Григорианский календари (солнечный цикл). Начало года, месяц и неделя. Религиозные праздники и посты, связанные с годовыми циклами у христиан. Древние календари арабов. |
17. | Возникновение мусульманского календаря (лунный цикл). Мусульманская эра (хиджра). Религиозные праздники и посты мусульман. |
18. | Народные календари на крымской земле. Начало года, связь календаря с занятиями людей в культуре армян, греков, караимов, крымских татар, славян и др. | Иметь представление о многообразии народных календарей. Знать 3–5 названий годов, месяцев или дней недели и 2–3 календарных праздника в культурах своих соседей (например, армян, греков, крымских татар, славян и др.) | 19/01 | |
19. | Традиции празднования наступления Нового года в культурах этносов, живущих в Крыму, а также за рубежом. | Знать, кого называли акынами и ашугами, и уметь приводить при- меры музыкальных фольклорных произведений этносов Крыма. Знать фольклорные группы и ансамбли Крыма, своего региона. Иметь представление о фольклорных конкурсах и фестивалях Крыма | 26/01 | |
Язык соседа (5 часов) |
20. | Язык как исторический источник. Архаизмы. Слова-заимствования как свидетельства межэтнических контактов. | Иметь представление о том, что такое этимология слова, уметь привести примеры заимствований в языках народов Крыма. | 02/02 | |
21. | Палеография и эпиграфика как науки. Традиции летописания и книжных миниатюр в Крыму. | Иметь представление о том, что изучают науки палеография и эпиграфика. Уметь привести примеры надписей, являющихся историческим источником. Иметь представление о традициях летописания в Крыму, династиях миниатюристов | 09/02 | |
22. | Легенды и сказки народов Крыма как источник о прошлом полуострова (Аю-Даг, Демерджи, Золотая колыбель, Гуляш-ханым). | Знать и уметь рассказать 2–3 крымские легенды или сказки, а также уметь их охарактеризовать как исторический источник. | 16/02 | |
23. | История и культура этносов Крыма в литературных произведениях: факты и фантазии писателей | Знать о том, что художественные произведения не являются историческими источниками и не всегда реально отражают картины прошлого. Уметь назвать 2–3-х авторов и названия их художественных произведений, рассказывающих об истории и культуре Крыма | 23/02 | |
24 | «Словарик дружбы»: лексика, связанная с ландшафтом региона, со знанием, обучением, образованностью, книгой, памятью, временем и календарем | Знать и использовать на практике не менее 20 слов и выражений на 2–3-х языках своих соседей, связанных с изучаемыми темами. | 02/03 | |
Аксиология ( 3 часа) |
25. | Память как ценность. Отношение к памяти (в т. ч. памятным датам, памятникам) в моей культуре и культуре моих соседей | Иметь представление о памяти как одной из ценностей. Знать памятные даты своей семьи. Бережно относиться к памятникам истории и культуры | 09/03 | |
26. | Отношение к грамотности и образованности. Библиотека — «храм книги». Домашняя библиотека. «Образованность — одна из основных ценностей современного человека» | Понимать ценность грамотности и образованности в современном мире. Иметь представление об истории библиотек и уметь охарактеризовать их общечеловеческую значимость. Уметь рассказать о своей домашней библиотеке | 16/03 | |
27. | Восприятие времени в разных культурах. «Без прошлого нет будущего» | Иметь представление о том, что восприятие времени в разных культурах имеет свои особенности. Уметь приводить примеры | 23/03 | |
Конфликтология (4 часа) |
28. | Учимся слушать и передавать информацию. Формы диалога. | Знать принципы успешной коммуникации, уметь слушать и передавать информацию. | 06/04-13/04 | |
29. | Успешные коммуникации. Принципы успешного общения и работы в группе (классе) |
30-31. | Единство и взаимодействие противоположностей. Положительный опыт объединения для преодоления общих трудностей, несмотря на разногласия | Уметь привести примеры положительного опыта объединения для преодоления общих трудностей | 20/04-27/04 | |
Поисково-исследовательская работа(3часа) |
32 | Методика составления каталогов личной библиотеки, собрания книг о родном городе (поселке, селе) | Уметь систематизировать собрания книг, дать им краткую характеристику как источнику информации. | 04/05 | |
33 | Исследовательская работа «Воспоминания моих родных об истории моего города (истории создания зданий, парков, памятников, музеев и т. д.) или знаменитых земляках» | Подготовить не менее двух изложений (записей) о воспоминаниях старших членов семьи о тех или иных событиях | 11/05 | |
34. | Алгоритм составления «путешественной записки» о какой-либо поездке или воспоминаний об участии в празднике. | Подготовить страницу собственных воспоминаний о совершенном путешествии или о любом городском празднике. | 18/05 | |
16