СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10-11 класс 1 час в неделю УМК Габриелян О.С.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса химии 10-11 класса,

базовый уровень (1 час в неделю, всего 70 часов),

УМК О.С. Габриеляна

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10-11 класс 1 час в неделю УМК Габриелян О.С.»

Рабочая программа курса химии 10-11 класса,

базовый уровень (1 час в неделю, всего 70 часов),

УМК О.С. Габриеляна


Пояснительная записка


Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт
http:/ www. vestnik. edu. ru).

В программу внесены следующие изменения для 10 класса:

  1. Увеличено число часов на изучение тем:

- № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 10 часов вместо 8;

- № 3 «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» до 11 часов вместо 10, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.

  1. Уменьшено число часов на изучение тем:

- № 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» до 5 вместо 6 часов за счет исключения раздела «Нуклеиновые кислоты», так как этот раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;

- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 2 часов вместо 4, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.

- № 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» до 2 часов вместо 3 за счет исключения практической работы № 2 «Распознавание пластмасс и волокон», так как часть данной работы, а именно «Отношение пластмасс и волокон к горению» может быть выполнена как домашняя практическая работа.

В программу внесены следующие изменения для 11 класса:

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.

- исключено:

- положение водорода в периодической системе;

- лабораторный опыт 1.

Тема 2. Строение вещества.

Уменьшено количество часов на 2 часа, так как исключены темы:

- «Полимеры», (тема подробно изучалась в 10 классе)

- доля выхода продукта реакции от теоретически возможного (нет в минимуме содержания)

Исключены:

- лабораторные опыты 3, 4,6.

Тема 3. Химические реакции.

Увеличено количество часов на 1 час так как в эту тему включены вопросы, которые не изучались в курсе химии основной школы.

Исключены:

- роль воды в химической реакции, растворимость и классификация веществ по признаку растворимости (нет в обязательном минимуме содержания)

- химические свойства воды (тема изучалась в основной школе);

- биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке (нет в минимуме содержания);

- электролитическое получение алюминия (нет в обязательном минимуме содержания);

- лабораторные опыты: 7,10.

Тема 4. Вещества и их свойства.

Увеличено количество часов на 1 час так как данная тема является ключевой в курсе химии средней школы.

Исключены:

- взаимодействие натрия с этанолом и фенолом (тема изучалась в 10 классе)

- особенные свойства азотной и концентрированной серной кислоты; (нет в требованиях к уровню подготовки выпускников)

- лабораторные опыты: 17,18 (есть аналогичные демонстрации).

Из авторской программы исключены некоторые демонстрации и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю, так как авторская программа предусматривает 1-2 часа в неделю.

Распределение времени по темам ориентировочное. Учитель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение в пределах выделенного лимита времени.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения таких, как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.

В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников. Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2012.

  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: метод. пособие. - М.: Дрофа, 2014

  3. Габриелян О.С., Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобр азоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015

  4. Габриелян О.С., Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобр азоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015

  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2014

  6. Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2014

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012

  8. Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2013

  9. Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Метод. пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014

  10. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2014

  11. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: метод. пособие. – М.: Дрофа,2013

  12. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2012

  13. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2014

Дополнительная литература для учителя
  1. Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 2012

  2. Жиряков В.Г. Органическая химия. –М.: Просвещение, 2012

  3. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2013

  4. Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. –М., 2012

  5. Лидин Р.А и др. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2012

  6. Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы. (Тесты и проверочные задания). – М.: Дрофа, 2014

  7. Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты. – М.: Дрофа, 2012

  8. Суровцева Р.П. и др. Химия. 10-11 классы. Новые тесты. – М.: Дрофа, 2005.

  9. Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015


Дополнительная литература для ученика
  1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Трион, 2012

  2. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2012

  3. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2013.

  4. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2014

  5. Артеменко А.И. Применение органических соединений. – М.: Дрофа, 2014

  6. Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2015.

  7. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2015.


Список лабораторных и практических работ


Тема:

10 класс

1

Изготовление моделей молекул алканов

2

Изготовление моделей молекул алкенов

3

Ознакомление с образцами каучуков

4

Изготовление модели молекулы ацетилена

5

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

6

Свойства крахмала

7

Свойства глюкозы

8

Свойства глицерина

9

Свойства уксусной кислоты

10

Свойства жиров

11

Свойства белков

12

Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

13

Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков

11 класс

1

Ознакомление с минеральными водами

2

Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

3

Реакции обмена, идущие с образованием осадка, газа и воды

4

Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2)и каталазы сырого картофеля

5

Различные случаи гидролиза солей

6

Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.

7

Испытание растворов кислот индикаторами

8

Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями

9

Испытание растворов оснований индикаторами.

10

Получение и свойства нерастворимых оснований

11

Испытание растворов солей индикаторами



Тематическое планирование 10 класс


п\п


Наименование темы

Всего

час.

Из них


Дата

практ.

работы

контр.

работы

1

Введение

1

-

-


2

Тема 1. Теория строения органических соединений

2

-

-


3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

10

-

К.р.№1


4

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

11

-

К.р.№2


5

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

5

Пр.р.№1



6

Тема 5. Биологически активные органические соединения

2

-

-


7

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения

2

Пр.р.№2

-


8

Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии

2

-

-



Итого

35

2

2





Тематическое планирование 11 класс


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Дата

Практические

работы

Контрольные работы

1.

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

3

-

-


2.

Тема 2. Строение вещества

12

Пр. р. №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

К. р. №1


3.

Химические реакции

9

-

-


4.

Вещества и их свойства

11

Пр. р. №2 «Решение экспериментальных. задач на идентификацию неорганических соединений»

К. р. №2

К.р. №3



Итого

35

2

3




Поурочное планирование по химии 10 класс

п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент

Д.- демонстрац.

Л.- лабораторн.

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата

Введение (1 час)

1 (1)

Предмет органической химии Вводный инструктаж по ТБ

Классификация и номенклатура органических соединений.
Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими, токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворе и при нагревании.

Д. Коллекция органических веществ и изделий из них


Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения
Использовать приобретенные знания и умения:
-
для безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием

Тема 1. Строение органических соединений (2 часа)

1-2

(2-3)

Теория строения органических соединений

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Гомологичный ряд, гомологи, изомеры. Структурная изомерия.Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Типы химических связей в молекулах органических соединений.

Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Знать/понимать

-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;

-теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 часов)

1-2

(4-5)

Алканы

Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства основных классов органических соединений. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

Л. Изготовление моделей молекул алканов

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет; радикал;

-важнейшие вещества: метан, его применение

Уметь

-называть: алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов;

-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана;

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения

3-4

(6-7)

Алкены

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия

Л. Изготовление моделей молекул алкенов

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, полиэтилен, их применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

5 (8)

Алкадиены. Каучуки

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина

Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность

Л. Ознакомление с образцами каучуков

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение

6 (9)

Алкины. Ацетилен

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств

Д. Получение и свойства ацетилена

Л. Изготовление модели молекулы ацетилена

Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества: ацетилен, его применение

Уметь

-называть: ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств

ацетилена от строения

7 (10)

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе.

Химическое загрязнение окужающей среды и его последствия.

Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Использовать приобретенные знания и умения
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы
- для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов

8 (11)

Арены. Бензол

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

Знать/понимать

строение молекулы бензола

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола;

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения


9 (12)

Систематизация и обобщение знаний по теме 2

10 (13)

Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники»

Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11часов)

1(14)

Углеводы

Единство химической организации живых организмов. Углеводы, их классификация. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкозы в полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарида в глюкозу). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Калорийность углеводов.

Д. Ознакомление с образцами углеводов

Л. Свойства крахмала

Знать/понимать

важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-объяснять химические

явления, происходящие с углеводами в природе

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

2 (15)

Глюкоза

Глюкоза – вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств

Л. Свойства глюкозы


Уметь

-характеризовать: химические свойства глюкозы

-объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы

3 (16)

Спирты. Одно-и многоатомные спирты.

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов.


Знать/понимать

-химическое понятие: функциональная группа спиртов

-вещества: этанол, глицерин

Уметь

-называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу спиртов

4 (17)

Химические свойства спиртов

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение


Д. Окисление этанола в альдегид



Л. Свойства глицерина

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства спиртов;

-объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию многоатомных спиртов

5 (18)

Фенол

Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств

Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

Д. Качественные реакции на фенол

Использовать приобретенные знания и умения для:

-безопасного обращения с фенолом;

-оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

6 (19)

Альдегиды

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств

Д. Реакция «серебряного зеркала»

Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П)

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа альдегидов

Уметь

-называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов;

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида;

-объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов

7 (20)

Карбоновые кислоты

Одноосновные карбоновые кислоты. Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Л. Свойства уксусной кислоты

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот, состав мыла

Уметь

-называть уксусную кислоту по международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот

-характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты

-объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

8 (21)

Сложные эфиры

Получение сложных эфиров реакцией этерификации; нахождение в природе; значение. Применение сложных эфиров на основе свойств

Д. Коллекция эфирных масел

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров

9 (22)

Жиры

Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Химия и пища.

Калорийность жиров. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасносной работы со средствами бытовой химии.Бытовая химическая грамотность.

Л. Свойства жиров

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу жиров

- характеризовать строение и химические свойства жиров
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

10(23)

Систематизация и обобщение знаний по теме 3.

11(24)

Контрольная работа № 2 по теме 3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5часов)

1 (25)

Амины. Анилин

Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина

Д. Реакция анилина с бромной водой

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу аминов

2 (26)

Аминокислоты

Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств


Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу аминокислот

- характеризовать строение и химические свойства аминокислот

3 (27)

Белки

Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Калорийность белков.

Д. Горение птичьего пера и шерстяной нити


Л. Свойства белков

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства белков;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков

4 (28)

Генетическая связь между классами органических соединений

Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Д. Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

5 (29)

Практическая работа № 1

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений


Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ

Тема 5. Биологически активные органические соединения (2 часа)

1 (30)

Ферменты

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве

Д. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля

Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы


2 (31)

Витамины. Гормоны. Лекарства

Понятие о витаминах Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Химия и здоровье. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней

Д. Коллекция витаминных препаратов

Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 часа)

1 (32)

Искусственные полимеры

Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Ацетатный шелк и вискоза, их свойства и применение

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

Знать/понимать

- важнейшие материалы:

искусственные волокна и пластмассы

2 (33)

Синтетические полимеры

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение.

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков

Знать/понимать

- важнейшие материалы:

синтетические волокна, пластмассы и каучуки

34

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии




35

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии









Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент.

Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный

Требования к уровню подготовки выпускников


дата




Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (3часа)


1

Строение атома. Современные представления о строении атома

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Атом. Ядро: протоны и нейтроны, изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали, s-, p- элементы.

Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.



Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы, молекула, относительная атомная масса.


2

Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона

Д. Различные формы периодической системы химической системы Д.И.Менделеева.


Знать/понимать

- основные законы химии: периодический закон Д.И.Менделеева.

Уметь

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.



Тема 2. Строение вещества (12 часов)

1 (4)

Ионная химическая связь

Ионная связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток

Д. Модели ионных кристаллических решеток (хлорид натрия)


Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки);

ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения)

качественный и количественный состав вещества.

Уметь

- определять: заряд иона, ионную связь в соединениях;

- объяснять: природу ионной связи

2-3

(5-6)


Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования.

Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Механизмы их образования связи (обменный и донорно-акцепторный). Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Степень окисления и валентность химических элементов

Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

Знать/понимать

- химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения

Уметь

- определять:

валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную (полярную и неполярную) связь в соединениях;

- объяснять:

природу ковалентной связи

4 (7)


Металлическая

химическая связь

Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью

Д. Модели металлических кристаллических решеток

Знать/понимать

- химические понятия:

металлическая связь, вещества металлического строения

Уметь

- объяснять: природу металлической связи;

- определять: металлическую связь

5 (8)

Водородная химическая связь

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи

Д. Модель молекулы ДНК


6 (9)

Газообразное состояние вещества

Вещество. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Их получение, собирание, распознавание.

Д. Модель молярного объема газов

Д. Три агрегатных состояния воды

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

моль, молярная масса, молярный объем

7 (10)

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена


Знать/понимать
важнейшие вещества и материалы:
аммиак, минеральные удобрения

Уметь

-выполнять химический эксперимент: по распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена

8 (11)

Жидкое и твердое состояние вещества

Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы и их использование. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Применение аморфных веществ

Л. Ознакомление с минеральными водами


9 (12)

Дисперсные системы

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели)

Д. Образцы различных дисперсных систем


10 (13)

Состав вещества.Чистые вещества и смеси.

Закон постоянства состава веществ. Качественный и количетвенный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Массовая и объемная доля компонента в смеси.Качественный и количественный анализ веществ. Решение задач


Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения;

- основные законы химии: закон постоянства состава веществ, закон сохранения массы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

11 (14)

Обобщение и систематизация знаний по теме 2

Выполнение упражнений и решение задач


Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

Знать/понимать

- теорию химической связи.

Уметь

- объяснять: природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения;

- определять: тип химической связи в соединениях

12 (15)

Контрольная работа №1 по теме 2 «Строение вещества»

Тема 3. Химические реакции (9часов)

1-2

(16-17)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Реакции, протекающие без изменения состава веществ: аллотропия, аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода; изомеры, изомерия, реакции изомеризации. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология.

Реакции, идущие с изменением состава веществ:

реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Общие представления о помышленных способах получения химических веществ на примере производства серной кислоты. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты.

Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения

Д. Превращение красного фосфора в белый

Д. Модели молекул

н-бутана и изобутана, гомологов бутана

Л. Реакции обмена, идущие с образованием осадка, газа и воды

Знать/понимать

- химические понятия:

аллотропия, изомерия, гомология, углеродный скелет,

тепловой эффект реакции

- основные теории химии:

строения органических соединений

3 (18)


Скорость химической реакции

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы

Д. Зависимость скорости химических реакций от природы веществ, концентрации и температуры

Л. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2)и каталазы сырого картофеля

Д. Модель «кипящего слоя»

Знать/понимать

- химические понятия: скорость химической реакции, катализ

Уметь

- объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов

4 (19)

Обратимость химических реакций

Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ на примере производства серной кислоты


Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химическое равновесие

Уметь

- объяснять: зависимость положения химического равновесия от различных факторов

5 (20)

Роль воды в химических реакциях

Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, диссоциация электролитов в водных растворах. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД.

Д. Растворение окрашенных веществ в воде: сульфата меди (II),перманганата калия, хлорида железа (III)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;

- основные теории химии:

теория электролитической диссоциации

Уметь

- определять: заряд иона

6 (21)


Гидролиз

Гидролиз неорганических и органических соединений. Реакции ионного обмена в водных растворах. Определение характеры среды водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Индикаторы. Водородный показатель (рН) раствора.

Л. Различные случаи гидролиза солей

Уметь

- определять:

характер среды в водных растворах неорганических соединений при помощи индикаторов.,


7 (22)

Окислительно-восстановительные реакции

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза

Д. Простейшие окислительно - восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь

- определять:

степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

8 (23)

Обобщение и систематизация знаний по теме 3

Выполнение упражнений и решение задач

9 (24)

Контрольная работа №2 по теме 3 «Химические реакции»

Тема 4. Вещества и их свойства (10 часов)

1-2

(25-26)

Металлы

Классификация неорганических соединений. Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой, кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов, взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

Д. Образцы металлов

Д. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой

Д. Взаимодействие железа с серой, меди с кислородом

Д. Горение железа и магния в кислороде

Знать

- важнейшие вещества и материалы:

основные металлы и сплавы, щелочи.

Уметь

- характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов;

общие химические свойства металлов;

- объяснять: зависимость свойств металлов от их состава и строения


3 (27)

Неметаллы

Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общая характеристика подгруппы галогенов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Благородные газы

. Л. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями. Д. Возгонка йода.

Д. Изготовление йодной спиртовой настойки.

Д. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (йодида) калия


Уметь

- характеризовать: элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов; общие химические свойства неметаллов;

- объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения




4 (28)

Кислоты

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами


Л. Испытание растворов кислот индикаторами

Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная ,азотная, уксусная кислоты

Уметь

- характеризовать:

общие химические свойства кислот;

-называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре:

- определять: характер среды водных растворов кислот

5 (29)

Основания

Основания неорганические и органические. Классификация оснований. Химические свойства неорганических оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований

Л. Испытание растворов оснований индикаторами.

Л. Получение и свойства нерастворимых оснований

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства оснований;

- называть основания по «тривиальной» и международной номенклатуре;

- определять: характер среды водных растворов щелочей

6 (30)

Соли

Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-.сульфат-, карбонат- ионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III)

Д. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, гидроксокарбонат меди (II)

Л. Испытание растворов солей индикаторами

Д. Качественные реакции на катионы и анионы

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства солей;

- называть: соли по «тривиальной» и международной номенклатуре;

- определять: характер среды водных растворов солей


7 (31)

Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений

Распознавание неорганических и органических соединений


Уметь

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений

8 (32)

Обобщение и систематизация знаний по теме 4


Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии


Уметь

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических и органических соединений

9 (33)


Контрольная работа №3 по теме 4«Вещества и их свойства»

10 (34)

Анализ контрольной работы

11 (35)

Обобщение и систематизация знаний по курсу общей и неорганической химии


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!