СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс. УМК Габриелян О.С.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 8» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2014г; тематического планирования учебного материала по органической химии   (2 часа в неделю, общее число часов по курсу – 68), соответствующего стандарту среднего общего образования (базовый уровень), автор О.С.Габриелян, издательство «Дрофа» 2014 г;с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). 

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ»




























































ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ ДЛЯ 8 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 8» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2014г; тематического планирования учебного материала по органической химии (2 часа в неделю, общее число часов по курсу – 68), соответствующего стандарту среднего общего образования (базовый уровень), автор О.С.Габриелян, издательство «Дрофа» 2014 г;с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).


Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.)- 8 класс, базовый уровень, 68 часов.


Изменен некоторый демонстрационный материал (лабораторно –демонстрационные опыты) с целью большей наглядноти.

Требования базового стандарта химического образования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.



Ученик должен знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,

  • основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи;

Ученик должен уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде.;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды. на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;


Учебник: О.С. Габриелян, А.В. Яшукова

Химия 8 класс базовый уровень; М, Дрофа, 2008 г.

Для составления тематического планирования использовались методически рекомендации О.С. Габриеляна при изучении химии на базовом и профильном уровне. М; Дрофа 2008г.


2ч в неделю, всего 68 часов , из них-

4ч контрольные работы, 2ч практические работы, 5 ч обобщающие уроки,

56 ч изучение теории.


Тема

Количество

часов


Введение

1

Атомы химических элементов

10ч

2

Простые вещества

7 ч

3

Соединения химических элементов

16ч

4

Изменения, происходящие с веществами

10 ч

5

Практикум № 1. Простейшие операции с веществом

5 ч

6

Растворение. Растворы.Свойства растворов электролитов

18ч

7

Практикум № 2. Свойства растворов электролитов

2 ч



Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2014;




8 КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 68ч)


Введение (4 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.


ТЕМА 1

Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


ТЕМА 2

Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи.

1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.


ТЕМА 3

Соединения химических элементов (12 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты.

1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Разделение смесей.



ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (10ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи.

1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты.

3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.


ТЕМА 5

Практикум № 1

Простейшие операции с веществом (5 ч)

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

3. Анализ почвы и воды.

4. Признаки химических реакций.

5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.


ТЕМА 6

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (18 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты.

8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).

10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).

11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).

12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).


ТЕМА 7

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (2ч)

6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

7. Решение экспериментальных задач.



Учебно-методический комплект

1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.

2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.



Просмотр содержимого документа
«планирование»

,032

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ КУРСА 8 КЛАССА

(по учебнику автора Габриеляна О.С.,2 ч\н, всего 68)


П/П

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕМА УРОКА

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ДЕМАНСТРАЦИИ, ИСПОЛЬЬЗОВАНИЕ ИТК

ВВОДИМЫЕ ПОНЯТИЯ

ФОРМА РАБОТЫ

Д/З

1

2

3

4

5

6

7

ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ ( 6 ч )

1

1


Предмет химии. Вещества.

Д. Коллекции изделий – тел из алюминия и стекла


Беседа

§1, упр.3,4,5

2

2


Понятие о химическом элементе и формах его существования. простых и сложных веществах.


Свободные атомы, простые и сложные вещества, химический элемент.


Лекция.

§2, упр.1-5;

§3,упр.1,5

3

3


Превращение веществ. Химические и физические явления.

Д. Власть над веществом (сода с уксусом, обесцвечивание иода аскорбиновой кислотой)

Химические и физические явления.

Признаки химических явлений.


§4, упр.1-4

4

4


История возникновения и развития химии.


Алхимия. Философский камень


§5, упр.1-5

5

5


Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.


Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.


Лекция.


6

6




Ознакомление с

Периодической системой

химических элементов.


Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная).


§9

ТЕМА №1 АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ( 10 ч )


1

2

3

4

5

6

7

7

1




Атомы как форма

существования химических

элементов.

Д.Модели атомов химических элементов.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.



§10

8

2




Состав атомных ядер: протоны

и нейтроны.

Изотопы.

Д.Модели атомов химических элементов.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.


Лекция.


9,10

3,4




Электроны. Строение

электронных оболочек атомов химических элементов.

Д.Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).



Лекция.


11

5




Периодическая система

химических элементов Д. И.

Менделеева и строение атомов:

Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Лекция.

§9

12

6



Ионы, образованные атомами

металлов и неметаллов.

Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов.. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.


Лекция.

§9

13

7



Понятие об ионной связи.


Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Использование интерактивных технологий

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.


Лекция.

Использование интерактивных технологий

§9

14

8



Понятие о металлической

связи.

Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Использование интерактивных технологий

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.


Лекция.

Использование интерактивных технологий

§12

15

9



Ковалентная неполярная

химическая связь.

Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Использование интерактивных технологий.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.


Лекция.

Использование интерактивных технологий

§10

16

10





Электроотрицательность.

Понятие о ковалентной

полярной связи.


Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Использование интерактивных технологий.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.


Лекция.

Использование интерактивных технологий

§11

ТЕМА №2 ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА ( 7 ч )

17

1


Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Металлы.


Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.



§13

18

2


Неметаллы. Аллотропия.

Д. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

Использование интерактивных технологий

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова.

Демонстрационные опыты

§14

19

3


Количество вещества. Моль. Молярная масса..

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль. Модель молярного объема газа газообразных веществ.

Использование интерактивных технологий

Количество вещества. Моль. Молярная масса

Демонстрационные опыты

§15

20

4


Постоянная Авогадро.

Использование интерактивных технологий

Постоянная Авогадро..

Лекция

§15

21

5


Молярный объем газообразных веществ.



Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.


Лекция

§16

22

6


Обобщение и систематизация знаний учащихся.



Обобщение и систематизация знаний учащихся.


23

7


Контрольная работа №1

«Атомы химических элементов »



Контроль знаний учащихся


ТЕМА 3

СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ( 12 ч )


24

1


Степень окисления.

Д. Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

Демонстрационные опыты.

Объяснение нового материала.

§17

25

2


Оксиды.

Д. Образцы оксидов: Р2О5, СО2, SiO2,Н2О;

Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.


Объяснение нового материала.

Демонстрационные опыты

§18

26

3


Основания

Д.Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде.

Д.1. Образцы щелочей(твёрдых и в растворе) и нерастворимых оснований.

2. Изменение окраски индикаторов

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.



§19

27

4


Кислоты.

Д.1. Образцы кислот: HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4 , некоторых других минеральных и органических кислот.

2. Изменение окраски индикаторов

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.


Демонстрационные опыты

§20

28

5


Соли.

Д.1.Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот.


Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.


Демонстрационные опыты

§21

29

6


Урок-упражнение

Лабораторная работа №1 «Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете»

«Знакомство с образцами веществ разных классов»

Д. Дисциляция воды


Объяснение.

Поисковая лабораторная работа


30

7


Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая.


Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.



§22

31

8


Чистые вещества и смеси.

Лабораторная работа №2

«Разделение смесей».

Д.1. Взрыв смеси водорода с воздухом.

2.Различные образцы смесей.

3.Способыование разделения смесей, в том числе и с помощью делительной воронки. Использование интерактивных технологий

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».


Демонстрационные опыты

Объяснение.

Лабораторная работа по инструкции.

§23

32

9


Массовая и объёмная доля компонентов в смеси, в том числе и доля примесей



Решение задач

§24

33

10


Вычисление массы вещества растворенного вещества и растворителя.



Решение задач

§24

34

11


Обобщение и систематизация знаний учащихся.



Обобщение и систематизация знаний учащихся


35

12


Контрольная работа №2

«Соединения химических элементов»



Контроль знаний учащихся.


ТЕМА 4

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ ( 10ч )


36

1


Физические и химические явления в химии.

Лабораторня работа №3

«сравнение скорости реакции» «окисление меди»


Д.Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода ; в) растворение перманганата калия.

Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; г) разложение перманганата калия.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.


Лекция.

Демонстрационные опыты.

Лабораторная работа №3

«сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге».

«окисление меди в пламени спиртовки»

§25, упр.2-4

37,38

2,3


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.


§26, упр.1-5

39

4


Расчеты по химическим уравнениям.


1.Расчеты по химическим уравнениям.

2.Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.

3. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.


Решение задач

§28

40

5


Реакции разложения.

Д.1.Электролиз воды.

2. Разложение нитратов калия, перманганата калия, гидроксида меди(II)

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.


Демонстрационные опыты

§27

41

6


Реакции соединения.

Д.Осуществление переходов:

S SO2 H2SO3

P P2O5 H3PO4

Ca CaO Ca(OH)2

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.


Демонстрационные опыты

§27


7


Реакции замещения.

Лабораторня работа №4

«замещение меди в р-ре хлорида меди II»


Д.1.Взаимодействие щелочных металлов с водой.

2.Взаимодействие цинка и алюминия с растворами соляной и серной кислот.

Л.Взаимодействие металлов (Fe, Al, Zn) с растворами солей (CuSO4 , AgNO3)

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.


Демонстрационные опыты.

Лабораторня работа №4

«замещение меди в р-ре хлорида меди II»


§27

42

8


Реакции обмена.


Д. Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот

Л.Взаимодействие

H2SO4 и BaCl2 , HCl и AgNO3 , NaOH и Fe2(SO4)3 и т.д.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.



§27

43

9


Обобщение и систематизация знаний учащихся.





44

10


Контрольная работа №3

«Изменения, происходящие с веществами»






ТЕМА 5. ПРОСТЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ С ВЕЩЕСТВАМИ. ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ(4Ч)




45-51


  1. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

  2. Наблюдения за горящей свечой

  3. Анализ почвы и воды.

  4. Признаки химических реакций.


ТЕМА 6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ (18 ч)

52

1


Растворение как физико-химический процесс.

Д.1.Мгновенная кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли.

Л. Растворение безводного сульфата меди(II) в воде.

Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры.



§34

53

2,


Растворимость. Типы растворов.

Д.1.Растворимость веществ при разных температурах. Тепловые явления при растворении

Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.



54

3


Электролитическая диссоциация

Д.1.Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

2. Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.



§35, упр.1-6

55

4


Основные положения теории электролитической диссоциации

Д. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.



§36, упр.1-5

56

5


Ионные уравнения реакций

Л. Примеры реакций, идущих до конца.

Классификация ионов и их свойства.



§37, упр.1-5

57

6,7


Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Лабораторная работа № 5

«Реакции растворов кислот»

Л. Химические свойства кислот (на примере HCl и H2SO4)

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.


Лабораторная работа № 5

«Реакции растворов кислот.» (соляной или серной)

§38, упр.1-6

58

8,9


Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Лабораторная работа №6

«Реакции, характерные для растворов щелочей»

Л.Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований

1. Взаимодействие CO2 и NaOH

2. Разложение Cu(OH)2.


Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.


Лабораторная работа №6

«Реакции растворов щелочей»

(гидроксидов натрия или калия)


§39,упр. 1-5

59

10


Оксиды.

Лабораторная работа № 7

«Реакции, характерные для растворов основных и кислотных оксидов»

Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Л. Реакции, характерные для растворов основных и кислотных оксидов( основных СаО и кислотных для СО2 или SO2 )

Осидых классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Лабораторная работа № 7

«Реакции растворов оксидов Изучение свойств основных оксидов для СаО и кислотных для СО2 или SO2

§40, упр.1-5

60,61

10,11


Соли в свете ТЭД, их свойства.

Лабораторная работа № 8

«Реакции, характерные для растворов солей»

Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.


Лабораторная работа № 8

«Реакции растворов солей»

§41, упр.1-5

62,63

12,

13



Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Д. Осуществление переходов: а) Р Р2О5 Н3РО4 Са3(РО4)2;

б)Са СаО Са(ОН)2 Са3(РО4)2



§42, упр. 1-5

64

14


Классификация хим. реакций. ОВР.


Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.


Лекция.

§43, упр. 1-3

65

15


Свойства изученных классов веществ в свете ОВР

Д.1. Примеры реакций соединения, разложения, замещения, обмена, гомо- и гетерогенных; экзо- и эндотермических; каталитических и некаталитических.

2 Взаимодействие Zn с HCl, S, CuSO4

3. Горение магния.

 

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.


 


66

16


Урок-упражнение.

 

Д.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева


 


67

17


Обобщение и систематизация знаний по теме



 


68

18


Контрольная работа №5.





ТЕМА 7

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (2ч)

6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

7. Решение экспериментальных задач.



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!