СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект: Учебник. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.: Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. Рабочая  тетрадь.  Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева,О.В.Островская.–М.:Просвещение,2012.

     Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Столько же часов отводится в школьном учебном плане на изучение данного предмета в

7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Борковская основная общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области





Рассмотрено на заседании МО учителей художественно-эстетического цикла, физической культуры и ОБЖ. Протокол №1 от 26.08.2015г.

Руководитель МО _____________

Шалиманова С.В.

Утверждено на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2015г.

Председатель педсовета _________ Урывко И.А.

Введено в действие.

Приказ № 1-81 от 31.08.2015г.


Директор школы ______________ Урывко И.А.









Рабочая программа

по изобразительному искусству

7 класс







Составитель: учитель изобразительного

искусства Переверзева Лариса Евгеньевна







с.Борки

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по учебному предмету«Изобразительное искусство» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 года: (статьи 7, 9, 32)ФЗ;

2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ принятый 05.03. 2004 г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.

5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.

6. Примерных программ по «Изобразительному искусству» начального, основного и среднего (полного) общего образования ( Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 года № 03-1263);

7. Авторской программы. Изобразительное искусство авторского коллектива под руково­дством Б. М. Неменского (5-9 классы) .- М.: Просвещение,2011 года, пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011;

8. Основной образовательной программы основного общего образования для 6-9 кл МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ №1-81 от 31.08.2015г

9.Положения о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» по учебным предметам, утвержденное приказом № 88а от 01.09.2010 года.

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
Учебник. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.: Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева,О.В.Островская.–М.:Просвещение,2012.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Столько же часов отводится в школьном учебном плане на изучение данного предмета в

7 классе.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету«Изобразительное искусство» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 года: (статьи 7, 9, 32)ФЗ;

2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ принятый 05.03. 2004 г № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях от 31.03.2014 года № 253.

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.

5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление № 189 от 29.12.2010г.

6. Примерных программ по «Изобразительному искусству» начального, основного и среднего (полного) общего образования ( Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 года № 03-1263);

7. Авторской программы. Изобразительное искусство авторского коллектива под руково­дством Б. М. Неменского (5-9 классы) .- М.: Просвещение,2011 года, пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011;

8. Основной образовательной программы основного общего образования для 6-9 кл МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» приказ №1-81 от 31.08.2015г

9.Положения о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» по учебным предметам, утвержденное приказом № 88а от 01.09.2010 года.

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
Учебник. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред.: Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 7 класс, Н.А. Горяева,О.В.Островская.–М.:Просвещение,2012.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение изобразительного искусства в 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Столько же часов отводится в школьном учебном плане на изучение данного предмета в

7 классе. В соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» данная программа 1 вида Программа составлена на 2015-2016 учебный год.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целост­ность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие за­дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус­ства и окружающей действительности, в единую образовательную струк­туру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет­кость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.


Тема 7 класса«Изобразительное искусство в жизни че­ловека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изобра­жения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного язы­ка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной из­менчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в слож­ные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопережи­вать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, тре­бующая и знаний, и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возмож­ности для педагогического творчества, проявления индивидуальнос­ти учителя, учета особенностей конкретного региона России. Одна­ко нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обес­печивающие непрерывность поступательного развития учащихся.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основно­го общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Рабочая программа предусматривает возможность изучения кур­са «Изобразительное искусство» в объеме 35 часов в год (1 учебный час в неделю)



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние — это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, сво­ей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру,

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме ху­дожественных действий. Для этого необходимо освоение худо­жественно-образного языка, средств художественной выразительнос­ти. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искус­ства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собствен­ный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценно­стных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающи­мися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценност­ные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­рственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися лично­стных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты освоения изобразительного ис­кусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви­зуальных образов реальности и произведений искусства;

  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

  • освоение художественной культуры как сферы материально­го выражения духовных ценностей, представленных в про­странственных формах;

воспитание художественного вкуса как способности эсте­тически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

  • овладение основами культуры практической творческой ра­боты различными художественными материалами и инст­рументами;

в познавательной сфере:

  • овладение средствами художественного изображения;

  • развитие способности наблюдать реальный мир, способ­ности воспринимать, анализировать и структурировать ви­зуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.


Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной афере:

  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про­странственной среды и понимании красоты человека;

  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точ­ке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирую­щего способность к самостоятельным действиям в ситуа­ции неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • умение эстетически подходить к любому виду деятель­ности;

в познавательной сфере:

  • развитие художественно-образного мышления как неотъем­лемой части целостного мышления человека;

  • формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па­мяти;

  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навы­ков коммуникации.


Предметные результаты освоения изобразительного ис­кусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жиз­ни, осознание и принятие системы общечеловеческих цен­ностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстети­ческих позиций;

  • активное отношение к традициям культуры как к смысло­вой, эстетической и личностно значимой ценности;

в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение ис­пользовать специфику образногоязыка исредств художе­ственной выразительности, особенности различных худо­жественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художествен­ных образов;

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необ­ходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных инфор­мационных ресурсах;

  • диалогический подход к освоению произведений искус­ства;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искус­ством, оценка с эстетических позиций достоинств и недо­статков произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно­-прикладного искусства и т. д.).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.



ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  1. Активность участия.

  2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  3. Самостоятельность.

  4. Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

  1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в быто­вом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздни­ка в бытовом жанре).

Великие темы жизни

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Художественно-творческие проекты.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс.

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы

учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ре­бенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.



Содержание курса


Тематическое планирование


Характеристика видов деятельности учащихся


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 Ч)

Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прош­лого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выраже­ние изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни XX в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-­смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.

Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч)

Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека.

Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.

Изображение фигуры человека в истории искусства


Образ человека в искусстве как вы­ражение особенностей духовной куль­туры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Изображение человека в культурах Древнего Востока (Древний Египет, Эгейское искусство, этруски, Древне­персидский Персеполь, Индия).

Изоб­ражение человека в вазописи Древней Греции: красота и совершенство кон­струкции идеального тела человека.

Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, харак­терных для разных древних культур (плоское изображение).

Материалы: графические материа­лы (по выбору), бумага.

Коллективная работа: создание фриза, характерного для искусства Древнего Востока, изображающего праздничное шествие фигур, несущих дары (создается как композиция из ин­дивидуально исполненных фигур в

еди­ном масштабе).

Материалы: полотно обоев, нож­ницы, клей.

Получать представление о харак­терных особенностях искусства стран Древнего мира, об особенностях изображения человека в этих культурах.

Выполнять зарисовки изображений человека, характерных для различных древних культур.

Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека.

Участвовать в создании фриза, состоящего из ритмического шествия фигур людей.

Пропорции и строение фигуры человека


Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, по­стоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека.

Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

Материалы: карандаш, бумага.

Получать представление о строе­нии фигуры человека и основных про­порциях его тела.

Обретать навыки изображения ос­новных пропорций и схемы конструк­ции тела человека.

Обретать навыки передачи в плос­костном рисунке простых движений фигуры человека

Лепка фигуры человека


Изображение фигуры человека в ис­тории скульптуры. Образ человека — основная тема в скульптуре.

Пространственный образ фигуры че­ловека и ее движения. Скульптурное изображение человека в искусстве древ­ности, в античном искусстве, в скульп­туре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Мике­ланджело. Новые представления о вы­разительности скульптурного изображе­ния человека в искусстве XIX—XX вв.

Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использовани­ем проволочного каркаса (передача вы­разительности пропорций и движения).

Материалы: пластилин или гли­на, подставка, проволока для каркаса, стеки

Получать представления об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи.

Получать представления о пространственном восприятии скульптурного образа и методе его обхода с разных сторон и изменчивости образа, о статике и динамике как средствах вырази­тельности скульптурной пластики.

Обретать навыки понимания осо­бенностей восприятия скульптурного образа.

Запоминать зрительные образы ве­ликих скульптурных произведений Древней Греции и Возрождения, представленных на занятии.

Обретать навыки лепки и работы с пластилином или глиной.

Приобретать творческий опыт со­здания скульптурного образа и навыки изображения человека.

Набросок фигуры человека

Набросок как вид рисунка, особен­ности и виды набросков. Умение обоб­щать, выделять главное, отбирать вы­разительные детали и подчинять их целому в рисунке. Деталь, выразитель­ность детали. Образная

выразитель­ность фигуры; форма и складки одеж­ды на фигуре человека.

Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклас­сников в разных движениях).

Материалы: мягкий карандаш или фломастер, бумага.


Овладевать приемами выразитель­ности при работе с натуры над наброс­ками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы.

Приобретать представление о за­дачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор дета­лей.

Развивать умение видеть пропор­ции и соотносить детали между собой.

Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры чело­века.

Понимание красоты человека в европей­ском и русском искус­стве


Изобразительный рассказ о челове­ке и задача проявления внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: понимание красоты человека в античном искусстве; духовная красо­та человека в искусстве Средних веков в Европе и в русском искусстве. Дра­матический образ человека в европей­ском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека, высокое значение индивиду­альной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX в.

Задание: участие в беседе на осно­ве восприятия произведений искусства.

Получать представление о выражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи.

Получать представление о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека.

Осознавать значение изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми.

Приобретать опыт эмоционального и смыслового восприятия произведений — шедевров изобразительного искусства.

Рассуждать (с опорой на восприятие художественных шедевров) об изменчивости образа человека в истории искусства.

Поэзия повседневности (8 ч)

Изображения обыденной жизни людей в истории искусства.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.

Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.

Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.

Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов


Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении по­вседневности у разных народов. Изоб­ражение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточ­ных цивилизаций и Античности. Быто­вые темы и их поэтическое воплоще­ние в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной мини­атюре.

Задание: изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их

искус­ства.

Материалы: графические материа­лы, акварель или гуашь в качестве гра­фического материала, цветная бумага для аппликации

Характеризовать роль изобрази­тельного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох.

Различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики их искусства.

Развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей.

Приобретать навыки и компози­ционный опыт изображения.

Изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте тра­диций поэтики их искусства.


Тематическая картина. Бытовой и историче­ский жанры


Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Формирование стан­ковой картины. Бытовой, историче­ский, мифологический жанры в зави­симости от содержания тематической картины.

Бытовой жанр, или жанровая карти­на, посвящена изображению повсед­невной жизни людей.

Развитие интереса к частной жизни и повседневному бытию человека в ев­ропейской культуре. Развитие интереса к индивидуальности человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание че­ловеку.

Роль жанровой картины в создании наших представлений о жизни людей прошлых времен. Расцвет станковой жанровой картины в искусстве XIX в. Бытовой жанр в искусстве импрессио­нистов и в искусстве передвижников.

Задание: участие в беседе об осо­бенностях произведений искусства бы­тового и исторического жанров.

Узнавать и объяснять понятия «те­матическая картина», «станковая живо­пись».

Учиться перечислять и характе­ризовать основные жанры сюжетно-те­матической картины.

Получать представление о разви­тии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникаль­ности и ценности жизни.

Приобретать опыт восприятия из­вестных картин бытового жанра, клас­сических для европейского и русского искусства.

Рассуждать о роли жанровой кар­тины в формировании наших представ­лений о жизни людей прошлого и нас­тоящего времени.

Получать представление о много­образии тем и бесконечном богатстве содержания жанровой картины (в част­ности, на примере сравнения картин на темы бытовой жизни в творчестве французских импрессионистов и рус­ских передвижников).

Рассуждать о месте и значении сюжетно-тематической картины в раз­витии культуры.

Сюжет и содержание в картине

Картина как обобщение жизнен­ных впечатлений художника. Компо­зиционная и идейная целостность кар­тины. Натюрморт, пейзаж, портретное изо­бражение людей, интерьер как состав­ляющие картинного образа.

Понятие темы, содержания и сюже­та в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни восприятия зри­телем произведения искусства. Разное содержание в картинах с по­хожим сюжетом.

Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни (например, «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Про­гулка в парке», «Ожидание» и т. п.) (работа, начатая на этом занятии, мо­жет быть продолжена на следующем за­нятии).

Материалы, гуашь или акварель, графические материалы (по выбору), бумага.

Характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и це­лостный образ, как результат наблюде­ний и размышлений художника над жизнью.

Объяснять понятия «тема», «содер­жание», «сюжет» в произведениях стан­ковой живописи.

Характеризовать смысловую раз­ницу между содержанием и сюжетом при восприятии произведений.

Характеризовать уровни восприя­тия зрителем картины.

Участвовать в обсуждении содер­жания и средств выражения в произве­дениях бытового жанра.

Обретать опыт художественного наблюдения и образного видения обы­денных сюжетов окружающей повсед­невной жизни.

Развивать изобразительные и ком­позиционные навыки в процессе рабо­ты над эскизами.


Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Выражение ценностной картины мира в произведе­ниях бытового жанра. Поэтическое восприятие жизни. Интерес к

челове­ку — необходимое качество деятельнос­ти художника. Произведения графики на темы повседневной жизни. Сюжетный замысел композиции. Композиционная доминанта. Сближен­ное или контрастное тональное состоя­ние в композиции. Цветовая выра­зительность композиции, выражение цветом настроения задуманного сюже­та. Отбор деталей.

Задания: 1. Жизнь моей семьи или мое общение с друзьями: увидеть гла­зами художника, как дома проходят ут­ро, вечер, воскресные и будние дни (то же самое может относиться к жизни в школе), выделить один или несколько простых сюжетов (например, «Мама го­товит ужин», «Семейный вечер», «По­ездка к бабушке», «Общение с моими друзьями» и т. д.) и сделать композици­онные рисунки на выбранные темы.

Вариант задания: создание компо­зиции (изобразительного сочинения) на выбранную тему после подготови­тельных зарисовок.

2. Жизнь людей на моей улице: вы­полнение набросков или зарисовок, сценок на улице по возможности с на­туры, по памяти и по представлению (например, «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина», «Утро на моей улице», «В школе на перемене» и т. д.).

Материалы: цветные графические материалы (по выбору), бумага.

Учиться рассуждать (на основе восприятия произведений) о мировоззрении художника и его поэтическом видении жизни.

Приобретать опыт восприятия известных графических произведений, в которых создан художественный образ повседневной жизни.

Приобретать опыт поэтического видения реальности в процессе работы над зарисовками сюжетов из своей повседневной жизни.

Приобретать представление о некоторых приемах композиционного построения (композиционная доминанта, тональное и цветовое решение, ритмическая целостность, отбор деталей).

Приобретать опыт сюжетной зари-совки, изображения по памяти и представлению.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)


Изобразительное искусство о повсед­невной жизни людей в истории моей Родины. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его зна­чение в представлении народа о самом себе. Жизнь людей в моем городе или селе в историческом прошлом. Изобра­зительное искусство о жизни в истори­ческой Москве и Санкт-Петербурге.

Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

Материалы: графические или жи­вописные материалы (по выбору), бу­мага.

Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопе­реживать людям.

Развивать интерес к истории сво­его народа, формировать представле­ние о повседневной жизни в прошлом своих родных мест.

Учиться видеть красоту и значи­тельность в повседневной жизни лю­дей.

Приобретать навыки в изобрази­тельном творчестве.

Приобретать знания о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранивших­ся предметов и исторических памят­ников).

Праздник и карнавал в изобразительном ис­кусстве (тема праздни­ка в бытовом жанре)


Сюжеты праздника в изобразитель­ном искусстве.

Праздник как яркое проявление на­родного духа, национального характера. Праздник как образ счастья.

Праздники разных эпох. Праздник как игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная ра­бота).

Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.

Приобретать представление о про­изведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал.

Учиться понимать значение празд­ника в культуре народа.

Развивать представления о средствах выразительности в изобразительном искусстве, получать навыки работы с художественными материалами, развивать вкус.

Развивать воображение, учиться фантазировать в процессе игрового творчества, создания коллажной композиции на тему карнавала и праздника.

Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной творческой работы.

Великие темы жизни (11 ч)

Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.

Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.

Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.

Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

Исторические и мифо­логические темы в ис­кусстве разных эпох


Значительность исторического жан­ра в иерархии сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события. Жанровые разновидности истори­ческой картины в зависимости от сю­жета: мифологическая картина, карти­на на библейские темы, батальная кар­тина и др. Живопись монументальная и стан­ковая. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения как изображение общественных идей (изображения торжественных событий современной жизни, обращение к ан­тичному прошлому как героическому идеалу). Прославление человека как ге­роя истории в произведениях Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Картина как выражение идейно­-образной концепции автора, вопло­щение его взглядов и эстетических идеалов.

Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII — начала XIX в. как «высокий» жанр на основе

религи­озных, мифологических и конкретно ­исторических сюжетов. Торжественная по своему строю многофигурная карти­на. Благородный и величественный па­фос, слияние исторической реальнос­ти с фантазией и аллегорией, трагизм противоборства и драматический дух протеста.

Задание: участие в беседе, нацелен­ной на развитие навыков восприятия произведений изобразительного

ис­кусства.

Характеризовать исторический жанр как идейное и образное выраже­ние значительных событий в истории общества, как воплощение его миро­воззренческих позиций и идеалов.

Учиться рассуждать о месте и значении исторической картины в раз­витии культуры и общественного само­сознания.

Учиться понимать взаимосвязь ис­торического и мифологического жан­ров в изобразительном искусстве.

Приобретать представление и учиться рассказывать о развитии исторического жанра в европейском искусстве.

Характеризовать понятия «мону­ментальная живопись», «фреска», «тем­перная и масляная живопись», «станко­вое искусство».

Узнавать несколько классических произведений и уметь называть имена великих европейских мастеров

исторической картины.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века


Появление исторической картины в русском искусстве с появлением светс­кого искусства и исторической науки.

Развитие тематической картины в русском искусстве. Большая тематичес­кая картина и ее особая роль в

искус­стве России. Картина — философское размышление. Понимание значения живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современ­ности. Широкий интерес к истории в творчестве русских художников второй половины XIX в. Внимание к драмати­ческим противоречиям истории, досто­верность психологических и бытовых характеристик, обличительное, крити­ческое отношение к несправедливости и угнетению, идеи демократизма. Со­циальный, этический пафос в изобра­жении народа.

Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки пе­реживаний людей в творчестве В. Су­рикова.

Задание: участие в беседе о великих русских живописцах XIX столетия (вы­бор произведений для более углублен­ного рассмотрения — за учителем).

Учиться рассказывать об особенностях развития исторической картины в русском искусстве.

Характеризовать значение тематической картины XIX в. в развитии русской культуры.

Участвовать в обсуждении содержания и художественных средств произведений классического русского искусства исторического жанра.

Рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении

национального сознания и образа национальной истории.

Учиться называть имена нескольких известных русских художников XIX в. и их наиболее известных произведения, узнавать эти произведения.

Узнавать и характеризовать

основные исторические картины В. Сурикова, И. Репина.

Процесс работы над тематической картиной


Тематическая картина как выраже­ние идейных представлений художни­ка, как обобщенный образ его наблю­дений и размышлений о жизни.

Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение в эскизах — поисках композиционного решения картины. Этюды и зарисов­ки — сбор натурного материала. Разви­тие композиции и продолжение работы над эскизами. Подготовительный рису­нок и процесс творческого живописно­го исполнения произведения.

Понятие изобразительной метафо­ры. Реальность жизни и художествен­ный образ. Обобщение и детализация.

Роль наблюдательности и воображе­ния в творчестве художника. Проблема правдоподобия и ус­ловности в изобразительном искус­стве.

Задание: выполнение творческого художественного проекта по созданию композиции на тему из истории нашей Родины.

(Этапы работы: замысел и его зарисовка-эскиз; сбор зрительного материа­ла и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, пред­метной и архитектурной среды, соот­ветствующих теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение компо­зиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учите­лем, подготовленная под его руковод­ством и получившая разное решение в работах учеников.)

Материалы, карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения компо­зиции.

Приобретать творческий опыт раз­работки художественного проекта — создания композиции на историческую тему.

Получать представления об этапах работы над картиной и представления об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех ее частей и деталей.

Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта.

Приобретать навыки восприятия и объяснения изобразительной метафоры в художественной картине.

Получать творческий опыт разработки и создания изобразительного образа на выбранный исторический сюжет.

Приобретать опыт и навыки изображения в процессе разработки исторической темы.

Получать в процессе работы над композицией новые представления и знания об истории нашей культуры, обнаруживать в процессе творческой работы смысл событий.

Библейские темы в изобразительном искус­стве


Значение и место библейских и еван­гельских сюжетов в развитии западно­европейского и русского искусства.

Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиоз­ный и символический смысл.

Занятие 1. Древнерусская иконо­пись. Образ в иконе. Иконописный ка­нон. Роль иконы в средневековой Руси.

Великие русские иконописцы: ду­ховный свет Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

Занятие 2. Библейские темы в жи­вописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени.

Вечные темы в искусстве и их цен­ностное и нравственное выражение в произведениях искусства разных времен.

Задание: создание композиции на библейские темы (Святое семейство, Поклонение волхвов, Рождество,

Воз­вращение блудного сына и другие по выбору учителя) (тема должна соответствовать возрасту и практическим воз­можностям детей).

Материалы: гуашь или графиче­ские материалы (по выбору), бумага.

Приобретать представление о ве­ликих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их ми­ровоззренческом и нравственном зна­чении в культуре.

Узнавать о значении библейских сюжетов в истории культуры, опреде­лять сюжеты Священной истории в произведениях искусства.

Приобретать опыт восприятия про­изведений крупнейших европейских ху­дожников на темы Священной истории.

Приобретать творческий опыт создания композиции на основе биб­лейского сюжета.

Получать представление о смыс­ловом различии между иконой и кар­тиной.

Узнавать о высоком значении древ­нерусской иконописи.

Называть имена великих русских иконописцев А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия.


Монументальная скульптура и образ истории народа


Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.

Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культу­ры. Мемориалы.

Задание: создание проекта памят­ника, посвященного выбранному ис­торическому событию или историчес­кому герою.

Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечка.

Характеризовать роль монумен­тальных памятников в жизни общества.

Уметь называть и узнавать наибо­лее значимые памятники, знать их ав­торов и объяснять назначение этих мо­нументов.

Рассуждать об особенностях худо­жественного образа, о средствах вы­разительности известных памятников.

Приобретать творческий опыт лепки памятника, посвященного зна­чимому историческому событию или историческому герою.

Место и роль картины в искусстве XX века


Множественность направлений и образных языков изображения в искусстве XX в.

Искусство мечты и печали (М. Ша­гал, П. Пикассо). Активность личност­ного видения. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм. Монументальная живопись Мек­сики. Сюрреализм С. Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразитель­ном искусстве. Трагические темы в искусстве сере­дины века. Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве

рос­сийских художников. Драматический лиризм. Проблема взаимоотношений между поколениями, личностью и об­ществом, природой и человеком.

Беспредметное, абстрактное искус­ство XX в.

Задание: участие в беседе и дискус­сии о современном искусстве.

Приобретать представление о ме­тафорическом претворении реальности в изобразительном искусстве.

Учиться понимать множествен­ность направлений и языков изображе­ния в искусстве XX в.

Осознавать и объяснять связь изобразительно - выразительных средств изобразительного искусства с содержа­нием произведения, с выражением иде­алов эпохи.

Понимать и рассказывать о мно­жественности изобразительных языков в российском искусстве второй поло­вины XX в.

Участвовать в беседах и дискусси­ях о современном искусстве.


Реальность жизни и художественный образ (8 ч)

Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству — живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.

Искусство иллюстра­ции. Слово и изобра­жение

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Видимая сторона реальности, зри­мый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвя­зи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного

про­изведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также свое­образие понимания произведения ху­дожником, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Задание: выбор литературного про­изведения и ряда интересных эпизодов из него; сбор необходимого для иллю­стрирования материала (характер одеж­ды героев, характер построек и поме­щений, характерные бытовые детали и т. д.), сочинение эскизов будущих ил­люстраций и исполнение их.

Материалы: графические материа­лы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.

Характеризовать временные и про­странственные искусства.

Понимать разницу между реаль­ностью и художественным образом, значение и условность художественно­го образа.

Получать представления об искус­стве иллюстрации и творчестве извест­ных иллюстраторов книг.

Приобретать опыт художественно­го иллюстрирования и навыки работы графическими материалами.

Зрительские умения и их значение для со­временного человека


Язык искусства и средства вырази­тельности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произ­ведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопере­живания; уровень ценностных

представ­лений художника о мире в целом, о свя­зи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Композиция как конструирова­ние реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая орга­низация пространства картины. Изоб­разительность как выражение чувст­венных ощущений и переживаний явлений жизни. Декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного ис­кусства.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произве­дении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведе­ния искусства — звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и систем­ный аналитический разбор произведе­ний изобразительного искусства.

Объяснять роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре.

Получать представление об актив­ном конструировании художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX в.

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам XX в.

Понимать декоративный язык изо­бразительного искусства.

Развивать культуру зрительского восприятия.

Различать и объяснять разные уровни понимания произведения изоб­разительного искусства.

Анализировать творческую пози­цию художника и мир его времени.


История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве


Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свой­ственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства.

Примеры различных больших сти­лей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Восто­ка, стиль эпохи Возрождения, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего ис­кусства. Импрессионизм и постимпрес­сионизм. Передвижники. «Мир ис­кусства». Примеры художественных направлений XX в. Стиль автора и возрастание творческой свободы и ори­гинальной инициативы художника. Постмодернизм. Массовое искусство. «Актуальное искусство», новые

фор­мы. Процессы в искусстве начала но­вого века.

Задание: анализ произведений изо­бразительного искусства с точки зрения принадлежности их к определенному стилю, направлению.

Узнавать, называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры.

Уметь характеризовать особенности основных стилей в европейском искусстве.

Узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX вв.

Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового и русского искусства.

Участвовать в дискуссиях о явлениях современного искусства, об их смысловом и ценностном значении.

Крупнейшие музеи изобразительного ис­кусства и их роль в культуре


Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных

искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея ста­рых мастеров в Дрездене, Прадо в Мад­риде, Метрополитен в Нью-Йорке и др.

Роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Влияние художественного музея и особенностей его коллекции на разви­тие художественной культуры и пони­мание искусства.

Культурная ценность музейных кол­лекций и задачи защиты культуры пе­ред социальными вызовами XXI в.

Задание: участие в беседе о роли музеев изобразительного искусства в культуре.

Узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи.

Получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев.

Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия.

Объяснять культуростроительную роль музеев.


Художественно - творческие проекты


Работа над проектом (индивидуаль­ная или коллективная работа, работа группой учащихся; проект осуществляется в течение всей четверти).

Этапы работы над проектом.

Выбор и обоснование темы.

Замысел и разработка эскизов.

Обсуждение и защита идеи проекта.

Сбор материала.

Развитие и уточнение идеи.

Выполнение проекта в материале.

Материал: по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно-творческого проекта.

Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формировать мотивы своего обучения.

Учиться планировать

самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Соотносить свои действия с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, коррек­тировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладевать методом создания твор­ческого индивидуального проекта.

Понимать особенности работы в творческой группе.

Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.

Использовать полученный творчес­кий опыт в разработке собственной идеи и выполнении собственного замысла.

Уметь использовать полученные знания о средствах художественной вы­разительности изображения в собствен­ном творчестве.

Формировать навыки работы с ху­дожественными материалами в работе над собственным замыслом.




Учебно-тематический план 7 класс

35 часов (1 час в неделю)

Содержание

Кол-во

часов

Дата

Приме

чание

Плани руемая

Факти ческая


I четв

Изображение фигуры человека и образ человека.

8




1

Изображение фигуры человека в истории искусства.

1




2

Пропорции и строение фигуры человека.

1




3-4

Лепка фигуры человека.

1й час – Изготовление каркаса.

2й час – Работа над моделью.

2




5-6

Набросок фигуры человека с натуры.

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы.

2




7-8

Понимание красоты человека в европейском искусстве.

2




II четв

Поэзия повседневности.

8




9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1




10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

1




11

Сюжет и содержание в картине.

1




12

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1




13-14

Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы.

2




15-16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы.

2




III четв

Великие темы жизни.

11




17-18

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

2




19-20

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

2




21-22

Процесс работы над тематической картиной.

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы.

2




23-24

Библейские темы в изобразительном искусстве.

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы.

2




25-26

Монументальная скульптура и образ истории народа.

1й час – Начало работы.

2й час– Завершение работы.

2




27

Место и роль картины в искусстве XX века.

1




IV четв

Реальность жизни и художественный образ.

8




28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

1




29

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

1




30

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1




31

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

1




32

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

1




33

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

(Теоретические сведения)

1




34-35

Художественно - творческие проекты

(знакомство с проектами)

2




Ито-го:


35 часов






Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)

  1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

Список литературы (дополнительный)

2. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009

4. В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011

8. Б.М. Неменский, О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007



Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.



ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Б-Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам 5-9 классы

Картины.

Художники.

Работы учащихся.

Фотографии.

Проекты учащихся.





УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.


ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  • Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

  • Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского.

  • А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7- 8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского.


ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

  • Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского;

  • М.А. Порохневская. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012

  • Т.В. Оромсова. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 7 класс. – М.: ВАКО, 2012

  • Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7—8 классы» под редакцией Б. М. Неменского.

  • Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.-сост. О.В. Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2008.

  • Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост.

О. В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2010.

  • Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы : методическое пособие / Г. Е. Гуров,

А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского.









Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:



Название ресурса

Ссылка

Краткая аннотация

1

Государственный Эрмитаж

http://www.hermitagemuseum.org/


Сайт, рассказывающий о Эрмитаже, в котором хранятся настоящие шедевры мировой культуры. Сайт позволяет совершить прогулку по всем этажам этого замечательного музея, а также заглянуть во дворцы Петра I и Меншикова, эрмитажный театр и посетить временные выставки. Интересны и насыщены разделы "Шедевры коллекции", "История Эрмитажа". "Цифровая коллекция" – виртуальная галерея изображений экспонатов Эрмитажа с высоким разрешением.

2

Государственная Третьяковская Галерея

http://www.tretyakov.ru/


Официальный сайт Государственной Третьяковской Галереи. Мы можем совершить виртуальную экскурсию по экспозиции и временным выставкам галереи, окунуться в мир искусства и насладиться великими шедеврами известных мастеров.

3

Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина

http://www.museum.ru/gmii/


Сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Содержит справочную информацию, историю музея с момента его создания до сегодняшних дней. Предоставляет возможность пройти по всем залам музея и посмотреть круговые панорамы двух из них; познакомиться с коллекциями, собранными за всю историю существования музея, а также юбилейными изданиями, выпущенными в честь его 100-лет

4

Русский музей

http://www.rusmuseum.ru/


Сайт Государственного Русского музея. Подробный рассказ об истории музея и его сегодняшнем дне, возможность знакомства с шедеврами коллекций.

5

Музей Лувр

http://www.louvre.fr/


Официальный сайт музея. История. Описание коллекции. Виртуальная экскурсия. Веб-журнал музея. Программа выставок, лекций, симпозиумов, фильмов, концертов. Библиография, список аудио, видео, интерактивной продукции музея.

6

Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы и России

http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm


Сайт учебных мультимедийных материалов Красноярского государственного университета. Курс лекций "Изобразительное искусство и архитектура Западной Европы и России". Автор – Дмитриева Н.Ю.

7

Искусство России

http://www.artrussia.ru/


Галерея шедевров русского изобразительного искусства из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, областных музеев и галерей России. Каталог современных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сведения о художниках. Аукцион. Книги и статьи. Материалы журнала "Искусство России": новости, обзоры, арт-справочник. Форум.

8

Мир Леонардо да Винчи, биография, творчество, живопись

http://worldleonard.h1.ru/


Жизнь, творчество, изобретения Леонардо да Винчи. Галерея живописных, графических работ и манускриптов. Аннотации к живописным шедеврам. Об открытиях мастера в области прикладной механики, медицины, воздухоплавания.

9

Русская икона

http://www.icon-art.narod.ru/


Галерея работ художников-иконописцев на рубеже XX-XXI веков. Информация о выставках, о реставрации икон и фресок, технике иконописи. Статьи и обзоры. Ссылки.

10

Коллекция: мировая художественная культура

http://artclassic.edu.ru/


По темам

11

МХК и ИЗО (материалы для учителя)

Методический центр, Лаборатория общественно- гуманитарных и естественно-математических дисциплин

http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm


Материалы по аттестации, планы работы, материалы к экзаменам, олимпиадам, конкурсам, примеры уроков, информация о курсах и сайтах,

12

Библиотека изобразительного искусства

http://www.artlib.ru/



13

История изобразительного искусства. Музеи и галереи

http://www.arthistory.ru/museum.htm



14

Энциклопедия искусства

http://www.artprojekt.ru/Menu.html



15

Музей современного искусства

www.mmsi.ru



16

Современное искусство


(Санкт-Петербург)

www.RUSSKIALBUM.ru



17

Энциклопедия «Все о живописи»

http://jivopis.ru



18

Абстракция: живопись и графика

http://www.angelfire.com/art2/abstract2


«Авангард является ярким выражением культуры Модерна. Достижения таких его направлений, как абстракционизм, супрематизм, сюрреализм необходимо изучать и использовать в процессе создания искусства двадцать первого века. Данный сайт как раз и представляет пример теоретического анализа авангарда и практического применения его законов в живописи и графике и при обучении рисованию детей и взрослых». Алексей Фанталов

19

Эпоха Возрождения

http://renesans.narod.ru/


Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи.

20

Импрессионизм в сети

http://impressionnisme.narod.ru


Импрессионизм (франц. impressionnisme, от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.

21

Основы рисунка

http://www.drawtraining.ru/


«Основы рисунка» рассматривает рисунок как основу всех пластических искусств. Она включает изучение вопросов формообразования, передачи объема, пропорций, перспективы. Учащиеся освоят азбуку рисунка в процессе практических заданий по рисованию портрета и фигуры человека, разнообразных натюрмортов, пейзажей и тематических композиций. В конце помещены: ответы на трудные вопросы, «секреты и тайны» мастеров изобразительного искусства.

22

Иоханнес Иттен. Искусство цвета

http://itten.at.tut.by/itten-12.html


Книга написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Книга адресована художникам, архитекторам и дизайнерам самых разнообразных сфер деятельности.

23

Портал "Сеть творческих учителей"


http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com


Крупнейший учительский образовательный Интернет-проект России федерального значения. На портале собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок, воспользоваться ими, узнать отзывы коллег, обменяться опытом работы, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в Конкурсах на портале можно БЕСПЛАТНО. На портале есть сообщество "Уроки творчества: искусство и технология в школе" которое объединяет учителей МХК, музыки, ИЗО, прикладного труда.

25

«Солнышко» - SolNet.EE


http://www.solnet.ee/sol/003/p_000.html



Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт

26

Звезды нового века

Галерея детского творчества


http://www.znv.ru/


В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.

33

Искусство в школе


http://art-in-school.narod.ru/


Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.

35

Изобразительное искусство в школе


http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00


Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!