СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 - 8 классов

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании следующих нормативно – правовых документов:

● Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;

● Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014  г.);

● Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ д. Новая Деревня.

            Для реализации данной программы используется УМК под редакцией Б.М. Неменского для 5 – 8 классов, который рекомендован Министерством образования и науки РФ, входит в федеральный перечень учебников на 2016 – 2017 учебный год и соответствует целям и задачам обучения в начальной школе, он включает в себя:

- Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012

- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс:  для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М Неменского. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2011

- Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.С. Питерских. Г.Е. Гуров. - М. Просвещение. 2011 г.

-Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского.- М. Просвещение. 2013

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 - 8 классов»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании следующих нормативно – правовых документов:


● Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;


● Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014  г.);


● Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ д. Новая Деревня.


Для реализации данной программы используется УМК под редакцией Б.М. Неменского для 5 – 8 классов, который рекомендован Министерством образования и науки РФ, входит в федеральный перечень учебников на 2016 – 2017 учебный год и соответствует целям и задачам обучения в начальной школе, он включает в себя:


- Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012


- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М Неменского. – 4 –е изд. – М.: Просвещение, 2011


- Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.С. Питерских. Г.Е. Гуров. - М. Просвещение. 2011 г.


-Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского.- М. Просвещение. 2013


Цели:


• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;


• развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно - эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;


• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;


• формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.


Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» ориентирован на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

При изучении изобразительного искусства предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Учебный предмет «Изобразительное искусство» включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительная особенность предмета «Изобразительное искусство» заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

При изучении предмета «Изобразительное искусство» рассматриваются основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения);

  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);

  • художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);

  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».


Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с ФГОС и учебным планом МБОУ СОШ д. Новая Деревня (обязательная часть) общий объем учебного времени при изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе составляет 140 часов:


Года обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных часов

Всего часов за учебный год

5 класс

1

35

35

6 класс

1

35

35

7 класс

1

35

35

8 класс

1

35

35




140 часов




Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

(Личностные, метапредметные и предметные результаты)


Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;


• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;


• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;


• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;


• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;


• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;


• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


• умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;


• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;


• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


• смысловое чтение;


• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);


• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;


• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;


• освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);


• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;


• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);


• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);


• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.














ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.


Выпускник научится:


• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной сферы обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно – творческой деятельности, создавать выразительные образы.


Выпускник получит возможность научиться:


выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

различать произведения разных эпох, художественных стилей;

различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).


Духовно – нравственные проблемы жизни искусства


Выпускник научится:


• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно – нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально – нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать свое отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.


Выпускник получит возможность научиться:


понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.


Язык пластических искусств и художественный образ


Выпускник научится:


• эмоционально – ценностно относится к природе, человеку, обществу, различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно – творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета:; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно – творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).


Выпускник получит возможность научиться:


анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.


Виды и жанры изобразительного искусства


Выпускник научится:


• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно – прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла.


Выпускник получит возможность научиться:


определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.


Изобразительная природа фотографии, театра, кино


Выпускник научится:

• определять жанры и особенности художественной фотографии, ее отличие от картины и нехудожественной фотографии;

• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей для школьного фильма);

• применять компьютерные технологии в собственной художественно – творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.)


Выпускник получит возможность научится:


использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;

понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.


































Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»


Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки. Декор русской избы, единство конструкции. Внутренний мир русской избы как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Внутренний мир русской избы (выполнение работы в цвете). Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Русский народный костюм – целостный художественный образ. Народные праздничные обряды, их символическое значение (обобщение темы). Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Филимоновская игрушка. Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка. Единство формы и декора в игрушках. Матрешка. Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла. Композиционные, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла. Городецкая роспись. Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Жостово. Роспись по металлу. Народные промыслы родного края. Связь времен в народном искусстве.

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Декоративное искусство Древней Греции. Греческая вазопись. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Знакомство с искусством Средневековой Европы.

Декоративное искусство Западной Европы. Костюм. Тематическая композиция «Рыцарский турнир». Тематическая композиция «Рыцарский турнир». Символы и эмблемы в современном обществе.

Современное декоративное выставочное искусство. Современное декоративное искусство. Мозаика. Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента. Типы композиций. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов. Типы композиций. Декоративное искусство в жизни человека. Ты сам мастер ДПИ. Обобщающий урок.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Виды изобразительного искусства. Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Изобразительное искусство и архитектура России XIXVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.



























Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы


Предмет «Изобразительное искусство» 5 класс


№ п/п

Раздел, количество часов

Тема

Количество часов

1

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты, 35 часов

Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки.

1

Декор русской избы, единство конструкции.


1

Внутренний мир русской избы как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

2

Внутренний мир русской избы (выполнение работы в цвете).

1

Конструкция и декор предметов народного быта и труда.

1

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.


1

Русский народный костюм – целостный художественный образ.

1

Народные праздничные обряды, их символическое значение (обобщение темы).

1

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Филимоновская игрушка.

1

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка.

1

Единство формы и декора в игрушках. Матрешка.


1

Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов.

1

Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла.

Городецкая роспись.

1

Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись.

1

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

Жостово. Роспись по металлу.


2

Народные промыслы родного края.

Связь времен в народном искусстве.

1

Украшения в жизни древних обществ.

Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

1

Декоративное искусство Древней Греции.


1

Греческая вазопись.


1

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.


1

Знакомство с искусством Средневековой Европы.


1

Декоративное искусство Западной Европы. Костюм.

1

Тематическая композиция «Рыцарский турнир».


1

Символы и эмблемы в современном обществе.


1

Современное декоративное выставочное искусство.


1

Современное декоративное искусство. Мозаика.


1

Орнамент как основа декоративного украшения.


1

Виды орнамента. Типы композиций.


1

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

1

Декоративное искусство в жизни человека


1

Ты сам мастер ДПИ. Обобщающий урок.


2









































Предмет «Изобразительное искусство» 6 класс


№ п/п

Раздел, количество часов

Тема

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка, 20 часов

Виды изобразительного искусства.


1

Пространственные искусства.


1

Художественные материалы.


1

Рисунок – основа изобразительного творчества.


1

Художественный образ. Стилевое единство.


1

Линия, пятно. Ритм.


1

Цвет. Основы цветоведения.


1

Цвет в произведениях живописи.


1

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Композиция.

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

1

Изображение объема на плоскости.


1

Освещение. Свет и тень.


1

Натюрморт в графике.


1

Цвет в натюрморте.


1

Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

Пейзаж настроения. Природа и художник.


1

Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К.Моне, А.Сислей).

1

Пейзаж в графике.


1

Работа на пленэре.


1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

2

Понимание смысла деятельности художника, 15 часов

Портрет.


1

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве.


1

Портрет в скульптуре.


1

Графический портретный рисунок.


1

Образные возможности освещения в портрете.


1

Роль цвета в портрете.


1

Велики портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).

1

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров – Водкин, П.Д. Корин).

1

Изображение фигуры человека и образ человека.


1

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Мекеланджело Буонарроти, О. Роден).

1

Пропорции и строение фигуры человека.


1

Лепка фигуры человека.


1

Набросок фигуры человека с натуры.


1

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

1








































Предмет «Изобразительное искусство» 7 класс


№ п/п

Раздел, количество часов

Тема

Количество часов

1

Конструктивное искусство; архитектура и дизайн, 12 часов

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

1

От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.

1

Важнейшие архитектурные элементы здания.


1

Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал.

1

Цвет в архитектуре и дизайне.


1

Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).

1

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.


1

Основные школы садово – паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII – XIX веков.

1

Искусство флористики.


1

Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада.

1

История костюма. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды.

1

2

Искусство полиграфии, 5 часов

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).

1

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое).

1

Искусство шрифта.


1

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

1

3

Изобразительное искусство и архитектура России XIXVII веков, 8 часов

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека.

1

Архитектура Киевской Руси. Мозаика.



1

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро – Суздальской Руси.

1

Архитектура Великого Новгорода.


1

Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).

1

Соборы Московского Кремля.


1

Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христа в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).

1

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

1

4

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIIIXIX веков, 10 часов

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

1

Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт – Петербурге (В.В. Растрелли, А.Ринальди).

1

Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).

1

Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).

1

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).

1

«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).

1

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).

1

Исторический жанр (В.И. Суриков).


1

«Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве. Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт – Петербурге).

1

Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

1

































Предмет «Изобразительное искусство» 8 класс


№ п/п

Раздел, количество часов

Тема

Количество часов

1

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография, 17 часов

Роль изображения в синтетических искусствах.


1

Театральное искусство и художник.


1

Сценография – особый вид художественного творчества.


1

Костюм, грим и маска.


1

Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

1

Опыт художественно – творческой деятельности.


1

Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии.

1

Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).

1

Изображение в фотографии и в живописи.


1

Изобразительная природа экранных искусств.


1

Специфика киноизображения: кадр и монтаж.


1

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).

1

Документальный, игровой и анималистический фильмы.

1

Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссёр, оператор, художник, актер).

1

Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).

1

Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

1

Художественно – творческие проекты.


1

2

Вечные темы и великие исторические события в искусстве, 13 часов

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.

1

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти).

1

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти).

1

Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).

1

Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).

1

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, И.К. Рерих).

1

Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр).

1

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).

1

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.

1

Место и роль картины в искусстве XIX века (Ю.И. Пименов, Ф.И. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская).

1

Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.Н. Бакшеев, В.А. Фаворский).

1

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).

1

Образы животных в современных предметах декоративно – прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

1

3

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества, 5 часов

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).

1

Модерн в русской архитектуре (Ф.Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А.Гауди).

1

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).

1

Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).

1

Художественно – творческие проекты.


1

































УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Примерная программа по изобразительному искусству

Рабочие программы по изобразительному искусству

Учебники по изобразительному искусству

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

Учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты)

Книги о художниках


2. Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по Цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте


3. Технические средства обучения (ТСО)

Интерактивная доска

Проектор

Фотоаппарат

Видеокамера

Ноутбук


4. Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно-прикладное искусство; художественные технологии

Презентации на электронных носителях: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников


5.Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Государственный Эрмитаж

httpHYPERLINK "http://www.hermitagemuseum.org/"://HYPERLINK "http://www.hermitagemuseum.org/"wwwHYPERLINK "http://www.hermitagemuseum.org/".HYPERLINK "http://www.hermitagemuseum.org/"hermitagemuseumHYPERLINK "http://www.hermitagemuseum.org/".HYPERLINK "http://www.hermitagemuseum.org/"orgHYPERLINK "http://www.hermitagemuseum.org/"/

Государственная Третьяковская Галерея http://www.tretyakov.ru/

Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/

Русский музей http://www.rusmuseum.ru/

Музей Лувр http://www.louvre.fr/

Искусство России http://www.artrussia.ru/

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Авторские программы и разработки уроков  http://festival.1september.ru/

Шедевры зарубежных художников http://www.openclass.ru/node/203070

Уроки рисования http://.draw.demiart.ru

Энциклопедия искусства http://www.artprojekt.ru/Menu.html

Энциклопедия «Все о живописи» http://jivopis.ru

Основы рисунка http://www.drawtraining.ru/


6. Учебно-практическое оборудование

Емкости для воды

Краски акварельные

Краски гуашевые

Фломастеры

Восковые мелки

Кисти № 3,5,10

Клей

Ножницы


6. Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов

Муляжи овощей

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Геометрические тела


7. Специализированная учебная мебель

Столы

Стулья

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Стеллажи для книг и оборудования






















ПРИЛОЖЕНИЕ


Характеристика видов контроля качества знаний

по изобразительному искусству.


Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов


Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы


Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.






Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству.


В связи с тем что практическая часть урока составляет 15-20 минут критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:


  • "отлично" -  работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.                

  • "хорошо"  - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.

  • "удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.

  • "неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!