Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Согласовано Зам. директора по УВР: ________________/Шарипова Л.У./ « »____________2016 г. | Утверждаю Директор: __________________/Шарипова О.Г./ « »____________2016 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
7 класс
2016-2017 учебный год
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Составил учитель изобразительного искусства:
Маннанова Рева Габидулловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по изобразительному искусству для 7 классов (под редакцией Б.М.Неменского-М.: Просвещение 2009) и образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кулужбаевская ООШ»
Преподавание предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:
Нормативные документы
(общие, для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г
№ 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. №15987).
Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Региональный уровень
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.)
«Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области Приказ Министерства образования
и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2016-2017 год»
Положение о рабочей программе по МКОУ «Кулужбаевская ООШ» на 2016 -2017 учебный год (Приказ № 46 от 1.09.2016)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень).
Количество учебных часов: в 7 классе-35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Общая характеристика учебного предмета
В методической литературе встречаются различные названия занятий: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) при этом нередко добавляют «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:
Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.
Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.
Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.
Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.
Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).
Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.
Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.
Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.
Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.
В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство.
Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных материалов, содействуют формированию образного мышления.
Работа гуашевыми и акриловыми красками на большом формате листа при активном смешивании цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Работа гуашью позволяет с достаточной степенью обобщения передать характер замысла.
Работа тушью и пером совершенствует более тонкие технические возможности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей основе динамична, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулирует образное мышление.
Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полутона. Динамика линий, характер движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе формирования замысла, а при его воплощении помогает с любовью вырисовывать детали.
Работа в технике восковых мелков или масляной пастели, углем, сангиной концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешиванием цветов (путем наложения одного на другой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, создающей определенную воздушную среду.
Работа в технике граттаж (воскография или гравюра на картоне) способствует укрупненному графическому построению композиции листа, скупому отбору средств, выражению более четко сформулированных образных задач.
Работа в технике акварели содействует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность.
Работа масляными красками в старшем возрасте позволяет цельно, пастозно, а порой даже несколько «иллюзорно» передать характер и материал предметов. Техника масла, его фактура и другие преимущества позволяют не нарушать целостную структуру замысла. Содействуют его стабильности и завершенности.
Работа в технике аппликация. В ней используют разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья; различную технику: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание...
Конструирование из бумаги. Здесь используют различные способы работы с бумагой изображая дома, замки, разные игрушки...
Работая с глиной (скульптурным пластилином), дети знакомятся с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.
Система условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества детей:
развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
введение на занятия технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;
применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования;
систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству.
Описание места изобразительного искусства в учебном плане
Программа позволяет детям освоить курс «Изобразительное искусство» в полном объеме. Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы на 2015/2016 учебный год.
Обоснование выбора программы и учебного комплекса
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декаративно - прикладное искусство.
Учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л.И.Неменская, под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2012. «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.Издательский центр «Вентана-Граф» 2008.
Б.М. Неменский , Н.А. Горяева, Л.А.Неменская и др.//Программы общеобразовательных учреждений . «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. – М.:Просвещение,2009//,рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации,3-е издание.
МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского – Москва «ВАКО», 2012
Б. М. Неменский Методическое пособие - М.: «Просвещение», 2012
Содержание курса
«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Изображение фигуры человека и образ человека (9ч.)
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (7ч.)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (10 ч.)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века
Реальность жизни и художественный образ (9 ч.)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей
Для реализации НРЭО в календарно-тематическом планировании предусмотрено 10% от учебного времени.
В темах НРЭО рассматривается содержания курса «Изобразительное искусство» с использованием исторического, национального, природно-экологического своеобразия Уральского региона.
Календарно-тематическое планирование. 7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | НРЭО | Корректировка |
план | факт |
Изобразительное искусство в жизни человека. 35 часов |
1 четверть | Изображение фигуры человека и образ человека. 9 часов |
1 | | | Изображение фигуры человека в истории искусства | | |
2 | | | Пропорции и строение фигуры человека | | |
3 | | | Красота фигуры человека в движении | Скульптура малых форм | |
4 | | | Изображение на плоскости фигуры человека | | |
5 | | | Великие скульпторы | | |
6 | | | Изображение фигуры человека с использованием таблицы | | |
7 | | | Набросок фигуры человека с натуры | | |
8 | | | Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия» | | |
9 | | | Мир интересов человека | Город мастеров. Музей уральских мастеров | |
2 четверть | Поэзия повседневности. 7 часов |
10 | | | Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | | |
11 | | | Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве. Урок- конференция | | |
12 | | | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине | | |
13 | | | Передвижники. Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве | | |
14 | | | Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | | |
15 | | | Создание тематической картины «Жизнь моей семьи». Творчество Леонардо да Винчи | | |
16 | | | Творчество Ф.А.Васильева | | |
3 четверть | Великие темы жизни. 10 часов. |
17 | | | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | | |
18 | | | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И.Сурикова | | |
19 | | | Сложный мир исторической картины. | | |
20 | | | Графические серии | | |
21 | | | Зрительские умения и их значение для современного человека | | |
22 | | | Великие темы жизни в творчестве русских художников | | |
23 | | | Сказочно-былинный жанр «Волшебный мир сказок» | | |
24 | | | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь | | |
25 | | | Историческая тема в живописи | | |
26 | | | Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | | |
4 четверть | Реальность жизни и художественный образ. 9 часов |
27 | | | Плакат и его виды. Шрифты | | |
28 | | | Плакат | | |
29 | | | Плакат | Компьютерный рисунок с текстом | |
30 | | | Книга | | |
31-32 | | | Книга. Обложка | | |
33 | | | Книга. Титул | | |
34 | | | Книга. Шрифт | | |
35 | | | Обобщающий урок | | |
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.
Знания и умения учащихся.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
Общие правила построения изображения головы человека.
О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Контрольно-измерительные материалы
1. Композиция это:
А) придание произведению единство и цельность
Б) изображение предметов в пространстве
В) гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу
2. Выберите не относящееся к свойствам композиции слово:
А) симметрия и асимметрия
Б) пятна и линии
В) динамика и статика
Г) ритм
3. Симметрия это:
А) когда нет сбалансированности
Б) неуравновешенность предметов
В) равновесие масс, как бы зеркальное отражение одной части другою
4. Что не является графическим материалом?
А) пастель
Б) сангина
В) акварель
5. Рисунок в книге?
А) набросок
Б) плакат
В) иллюстрация
6. Линия, передающая внешнее очертание человека, животного или предмета
А) контур
Б) силуэт
В) набросок
7. Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?
А) графика
Б) архитектура
В) дизайн
Г) живопись
Д) скульптура
8. Запишите последовательность цветов спектра.
9. Какой цвет не относится к основным цветам?
А) красный
Б) желтый
В) зеленый
Г) синий
Учебно-методическое обеспечение
МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского 6 класс – Москва «ВАКО», 2012
МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского 7 класс – Москва «ВАКО», 2012
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998
Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. 2006 год,
Б. М. Неменский Методическое пособие 6 класс - М.: «Просвещение», 2012
Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Просвещение», 2012.