СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для7 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс 2016-2017 учебный год»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для7 класса»

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования


Согласовано

Зам. директора по УВР:

________________/Шарипова Л.У./

« »____________2016 г.

Утверждаю

Директор:

__________________/Шарипова О.Г./

« »____________2016 г.








Рабочая программа

по изобразительному искусству

7 класс

2016-2017 учебный год







Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы: 1 год









Составил учитель изобразительного искусства:

Маннанова Рева Габидулловна



Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по изобразительному искусству для 7 классов (под редакцией Б.М.Неменского-М.: Просвещение 2009) и образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кулужбаевская ООШ»

Преподавание предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:

Нормативные документы



(общие, для реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)

Федеральный уровень



  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

(редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г

№ 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении

профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

  1. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. №15987).



  1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

  4. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).

  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

  1. г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

Региональный уровень



  1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.)

«Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  1. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области Приказ Министерства образования

и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

  1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от

  1. г. № 01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2016-2017 год»

Положение о рабочей программе по МКОУ «Кулужбаевская ООШ» на 2016 -2017 учебный год (Приказ № 46 от 1.09.2016)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень).

Количество учебных часов: в 7 классе-35 часов, из расчета 1 час в неделю.



Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

  • овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Общая характеристика учебного предмета

В методической литературе встречаются различные названия занятий: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) при этом нередко добавляют «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды услов­но и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).

Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.

Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство.

Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художествен­ных материалов, содействуют формированию образного мышления.

Работа гуашевыми и акриловыми красками на большом формате листа при активном смешивании цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Работа гуашью позволяет с достаточной степенью обобщения передать характер замысла.

Работа тушью и пером совершенствует более тонкие технические возможности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей осно­ве динамична, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулирует образное мышление.

Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полу­тона. Динамика линий, характер движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе формирования замысла, а при его воплощении помогает с любовью вырисовывать детали.

Работа в технике восковых мелков или масляной пастели, углем, сангиной концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешиванием цветов (путем наложения одного на другой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, создающей определенную воздушную среду.

Работа в технике граттаж (воскография или гравюра на картоне) способствует укрупненному графическому построению композиции листа, скупому отбору средств, выражению более четко сформулированных образных задач.

Работа в технике акварели содействует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность.

Работа масляными красками в старшем возрасте позволяет цельно, пастозно, а порой даже несколько «иллюзорно» передать характер и материал предметов. Техника масла, его фактура и другие преимущества позволяют не нарушать целостную структуру замысла. Содействуют его стабильности и завершенности.

Работа в технике аппликация. В ней используют разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья; различную технику: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание...

Конструирование из бумаги. Здесь используют различные способы работы с бумагой изображая дома, замки, разные игрушки...

Работая с глиной (скульптурным пластилином), дети знакомятся с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Система условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества детей:

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способно­сти;

  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспе­чение перспектив развития художественного творчества детей;

  • введение на занятия технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

  • введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;

  • применение разнообразных художественных материалов и техник ра­боты ими;

  • целенаправленное, систематизированное использование искусствовед­ческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

  • введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-ди­дактических игр, использование элементов соревнования;

  • систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дис­циплинами, интегрированное обучение искусству.

Описание места изобразительного искусства в учебном плане

Программа позволяет детям освоить курс «Изобразительное искусство» в полном объеме. Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с учебным планом школы на 2015/2016 учебный год.

Обоснование выбора программы и учебного комплекса

Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декаративно - прикладное искусство.

Учебно-методический комплекс:

  1. Изобразительное искусство: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л.И.Неменская, под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2012. «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.Издательский центр «Вентана-Граф» 2008.

  2. Б.М. Неменский , Н.А. Горяева, Л.А.Неменская и др.//Программы общеобразовательных учреждений . «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. – М.:Просвещение,2009//,рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации,3-е издание.

  3. МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского – Москва «ВАКО», 2012

  4. Б. М. Неменский Методическое пособие - М.: «Просвещение», 2012




Содержание курса

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Изображение фигуры человека и образ человека (9ч.)

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности (7ч.)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Великие темы жизни (10 ч.)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века

Реальность жизни и художественный образ (9 ч.)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей


Для реализации НРЭО в календарно-тематическом планировании предусмотрено 10% от учебного времени.

В темах НРЭО рассматривается содержания курса «Изобразительное искусство» с использованием исторического, национального, природно-экологического своеобразия Уральского региона.



































Календарно-тематическое планирование. 7 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

НРЭО

Корректировка

план

факт

Изобразительное искусство в жизни человека. 35 часов

1 четверть

Изображение фигуры человека и образ человека. 9 часов

1



Изображение фигуры человека в истории искусства



2



Пропорции и строение фигуры человека



3



Красота фигуры человека в движении

Скульптура малых форм


4



Изображение на плоскости фигуры человека



5



Великие скульпторы



6



Изображение фигуры человека с использованием таблицы



7



Набросок фигуры человека с натуры



8



Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»



9



Мир интересов человека

Город мастеров. Музей уральских мастеров


2 четверть

Поэзия повседневности. 7 часов

10



Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.



11



Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве. Урок- конференция



12



Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине



13



Передвижники. Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве



14



Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»



15



Создание тематической картины «Жизнь моей семьи». Творчество Леонардо да Винчи



16



Творчество Ф.А.Васильева



3 четверть

Великие темы жизни. 10 часов.

17



Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох



18



Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И.Сурикова



19



Сложный мир исторической картины.



20



Графические серии



21



Зрительские умения и их значение для современного человека



22



Великие темы жизни в творчестве русских художников



23



Сказочно-былинный жанр «Волшебный мир сказок»



24



Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь



25



Историческая тема в живописи



26



Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре



4 четверть

Реальность жизни и художественный образ. 9 часов

27



Плакат и его виды. Шрифты



28



Плакат



29



Плакат

Компьютерный рисунок с текстом


30



Книга



31-32



Книга. Обложка



33



Книга. Титул



34



Книга. Шрифт



35



Обобщающий урок



Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.

Знания и умения учащихся.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.

  • О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.

  • Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.

  • Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.

  • Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.

  • Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.

  • Общие правила построения изображения головы человека.

  • О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.

  • О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.



Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки

  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.

  • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.

  • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.

  • Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.



Контрольно-измерительные материалы

1. Композиция это:

А) придание произведению единство и цельность

Б) изображение предметов в пространстве

В) гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу

2. Выберите не относящееся к свойствам композиции слово:

А) симметрия и асимметрия

Б) пятна и линии

В) динамика и статика

Г) ритм

3. Симметрия это:

А) когда нет сбалансированности

Б) неуравновешенность предметов

В) равновесие масс, как бы зеркальное отражение одной части другою

4. Что не является графическим материалом?

А) пастель

Б) сангина

В) акварель

5. Рисунок в книге?

А) набросок

Б) плакат

В) иллюстрация

6. Линия, передающая внешнее очертание человека, животного или предмета

А) контур

Б) силуэт

В) набросок

7. Какие виды пластических искусств относятся к изобразительным?

А) графика

Б) архитектура

В) дизайн

Г) живопись

Д) скульптура

8. Запишите последовательность цветов спектра.

9. Какой цвет не относится к основным цветам?

А) красный

Б) желтый

В) зеленый

Г) синий

Учебно-методическое обеспечение
  1. МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского 6 класс – Москва «ВАКО», 2012

  2. МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского 7 класс – Москва «ВАКО», 2012

  3. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  4. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

  5. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998

  6. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. 2006 год,

  7. Б. М. Неменский Методическое пособие 6 класс - М.: «Просвещение», 2012

  8. Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Просвещение», 2012.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!