Управление по делам образования и здравоохранения
Администрация Курского района Курской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бесединская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Принята на заседании
методического объединения учителей педагогического совета
Протокол № ____от «___»___________2015 г. Протокол №___от___________2015 г.
Введена в действие приказом №_____
от «___» _____________2015г.
Директор школы ________ Майданова И. Н.
Рабочая учебная программа
на ступени основного общего образования
по изобразительному искусству
в 5 общеобразовательном классе
на 2015 – 2016 учебный год
количество часов в неделю – 1
Составлена в соответствии с Программа составлена учителем
Рабочими программами по Толкачевой Т. В.
изобразительному искусству под
ред. Б. М. Неменского. 5-9 классы.
М.: Просвещение, 2014
с. Беседино
2015 год
Пояснительная записка
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели и задачи.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 5
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 34ч.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на освоение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:
• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);
• формирование целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включённости произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёхчастностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;
• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);
• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
• умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
• умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учебно-тематическое планирование курса «Изобразительное искусство» 5 класс
Тема раздела | Количество часов |
Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве | 1 |
Убранство русской избы | 1 |
Внутренний мир русской избы | 1 |
Конструкция и декор предметов народного быта | 2 |
Русская народная вышивка. | 1 |
Народный праздничный костюм | 2 |
Народные праздничные обряды (обобщение темы). | 1 |
Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
Искусство Гжели | 1 |
Городецкая роспись | 1 |
Хохлома | 1 |
Жостово. Роспись по металлу | 1 |
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 |
Декор — человек, общество, время Зачем людям украшения | 1 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 |
Одежда говорит о человеке | 3 |
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | 2 |
О чём рассказывают нам гербы | 2 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 |
Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство | 1 |
Ты сам мастер | 4 |
Современное выставочное искусство | 1 |
Итого | 34 |
Содержание тем учебного курса «Изобразительное искусства»
Древние корни народного искусства (9ч)
1. «Древние образы в народном искусстве»
Традиционные образы в народном искусстве. Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки)
Задание. Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце) или выполнение аппликации
2. «Убранство русской избы»
Крестьянский дом как художественный образ
Задание. Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома солярными признаками , растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию
3. «Внутренний мир русской избы»
Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы.
Задание. Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера
4-5. «Конструкция и декор предметов народного быта»
Крестьянское бытовое искусство. Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре.
Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптурность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи.
Задание. Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.)
6.»Русская народная вышивка.»
Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.
Задание. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами
7-8. «Народный праздничный костюм»
Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм – образная модель мира, мироздания.
Задание. Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц,поговорок, народных песен к конкретному народному празднику
9. «Народные праздничные обряды (обобщение темы)»
Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой.
Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы.
Задание. Беседа-обобщение
Связь времен в народном искусстве (8ч)
10-11. «Древние образы в современных народных игрушках»
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание. (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое.
(2 урок): Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение).
12. «Искусство Гжели»
Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Соотнесение изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы (соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно-синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нём или с красотой белых силуэтов птиц в синеве небес).
Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи
Задание. Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объемной (баночка) формы нарядной гжельской росписью
«Городецкая роспись»
Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла.
Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма. Графически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров.
Задание. Выполнение эскиза одного предмета быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка), украшение мотивами городецкой росписи
14. «Хохлома»
Искусство Хохломы, истоки и современное развитие промысла.
Разнообразие растительного орнамента, его связь с образом плодородной земли. Повторение (древние символы плодородия). Сохранение крестьянских традиций в творчестве современных мастеров, связь времен в народном искусстве. Главный мотив хохломской росписи- травка. Образы хохломских птиц.
Задание. Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом. Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом
15. «Жостово. Роспись по металлу»
Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла.
Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов.
Знакомство с приёмами жостовского письма.
Задание. Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, средние и мелкие формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции
16. «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»
Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, туеса — творения искусных мастеров. Мезенская роспись в украшение берестяной деревянной утвари. Изысканный графический орнамент мезенской росписи. Сочетание красно-коричнего, красного, зеленого замалевка с графической линией — черным перьевым контуром.
Задание.1) создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. 2) создание формы туеса (карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон)
17. «Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)»
Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством.
Задание. Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку
Декор — человек, общество, время
18. «Зачем людям украшения»
Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства.
Задание. Беседа
19-20. «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты.
Задание. Урок 1): выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, браслета) или алебастровой вазы
(урок 2): нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа
21-23. «Одежда говорит о человеке»
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды китаянок и их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко). Костюмы придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан
Задание. (Урок1). Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
(Урок2). Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
(Урок3). Выполнение эскиза костюма Западной Европы 17 века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».
24-25. «Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»»
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Задание. Выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
26-27. «О чём рассказывают нам гербы»
Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе.
Задание. (Урок 1):создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов
(урок 2): изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба
28. «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)»
Обобщение полученных знаний по теме четверти.
Задание. Беседа, итоговая викторина.
Декоративное искусство в современном мире
29. «Современное выставочное искусство»
Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ). Единство материала, формы и декора. Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества.
Задание. Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы.
30-33. «Ты сам мастер»
Роль и возможности человека в преображении окружающего мира.
Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале.
Задание. Работа над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров.
Воплощение замысла в
композиционных эскизах (индивидуально).
Воплощение замысла по лучшим
композиционным эскизам.
Учащиеся в индивидуальном режиме выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют их в более крупные блоки.
3.Монтаж панно. Соединение фрагментов в более крупные блоки.
34. «Современное выставочное искусство»
Урок – обобщение с презентацией работ года
Учебно-тематическое обеспечение
1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - М.:Просвещение, 2013
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций — М.: Просвещение, 2014
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вводимые понятия | Задание | Планируемые результаты | Дата проведения |
Предм. | Метапредм. | план | факт |
1 | Древние корни народного искусства (9ч) Древние образы в народном искусстве | 1 | Традиционные образы в народном искусстве. Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки) | Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце) или выполнение аппликации | •осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; • знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки); • умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности; • освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции; • приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; • приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства. | • умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI века • умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России; • умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география); • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода); • умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников. | | |
2 | Убранство русской избы | 1 | Крестьянский дом как художественный образ | Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома солярными признаками , растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию | | |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 | Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы. | Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера | | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 2 | Крестьянское бытовое искусство. Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре. Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптурность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи. | Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т. д.) | | |
6 | Русская народная вышивка. | 1 | Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки. | Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами | | |
7 | Крестьянский костюм. Народный праздничный костюм. | 2 | Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм – образная модель мира, мироздания. | Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику | | |
9 | Народные праздничные обряды (обобщение темы). | 1 | Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой. Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы. | Беседа-обобщение | | |
10 | Связь времен в народном искусстве (8ч) Древние образы в современных народных игрушках. Место и значение в современных поделках народных промыслов. | 2 | Повторение «История игрушки». Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие). Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера. Место и значение современных народных художественных промыслов в современной жизни. | (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое. (2 урок): Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение). | • осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России; • знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальное как принципа изобразительной композиции; • приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики; • приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя; • приобретение опыта проектной деятельности по углублённому изучению современных народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков. | • умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён; • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку; • умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу; • умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.; • умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями; • умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы. | | |
12 | Искусство Гжели | 1 | Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Соотнесение изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы (соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно-синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нём или с красотой белых силуэтов птиц в синеве небес). Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи. | Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение плоской (на бумаге) или объемной (баночка) формы нарядной гжельской росписью | | |
13 | Городецкая роспись | 1 | Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла. Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма. Графически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров. | Выполнение эскиза одного предмета быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка), украшение мотивами городецкой росписи | | |
14 | Хохлома | 1 | Искусство Хохломы, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие растительного орнамента, его связь с образом плодородной земли. Повторение (древние символы плодородия). Сохранение крестьянских традиций в творчестве современных мастеров, связь времен в народном искусстве. Главный мотив хохломской росписи- травка. Образы хохломских птиц. | Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом. Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом | | |
15 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов. Знакомство с приёмами жостовского письма. | Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, средние и мелкие формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции | | |
16 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 | Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, туеса — творения искусных мастеров. Мезенская роспись в украшение берестяной деревянной утвари. Изысканный графический орнамент мезенской росписи. Сочетание красно-коричнего, красного, зеленого замалевка с графической линией — черным перьевым контуром. | 1) создание эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла. 2) создание формы туеса (карандашницы) из плотной бумаги (можно сделать прорезную форму из бумаги коричневого тона и вставить внутрь цветной фон) | | |
17 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством. | Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку | | |
18 | Декор — человек, общество, время (11ч) Зачем людям украшения | 1 | Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства. | Беседа | • осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций; • расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора; • умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; • умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам; • приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм и т. д.) в коллективной работе; • приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела. | • умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география); • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.); • умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся. | | |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Изобразительные элементы декора. | 2 | Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты. | (Урок 1): выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, браслета) или алебастровой вазы (урок 2): нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа | | |
21 | Одежда говорит о человеке. Символы императора. Декоративно-прикладное искусство 17в. | 3 | Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды китаянок и их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко). Костюмы придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан | (Урок1). Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. (Урок2). Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. (Урок3). Выполнение эскиза костюма Западной Европы 17 века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». | | |
24 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». Закрепление по теме «Костюм разных стран» | 2 | Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». | Выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). | | |
26 | О чём рассказывают нам гербы. Символы и эмблемы в современном обществе. | 2 | Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе. | (Урок 1):создание эскиза собственного герба, герба своей семьи: продумывание формы щита, его деления, использование языка символов (урок 2): изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба | | |
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 | Обобщение полученных знаний по теме четверти. | Беседа, итоговая викторина. | | |
29 | Декоративное искусство в современном мире (6ч) Современное выставочное искусство | 1 | Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ). Единство материала, формы и декора. Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. | Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы.. | • понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора; • осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства; • умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией в конкретном материале; • приобретение опыта работы над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур). | • умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой; • выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу; • осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и т. д.); • умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности. | | |
30 | Роль и возможности человека в преображении окружающего мира. Использование образных средствв работе. Ты сам мастер. Работа над композицией. Защита работы. | 5 | Роль и возможности человека в преображении окружающего мира. Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале. | Работа над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров. 1. Воплощение замысла в композиционных эскизах (индивидуально). 2. Воплощение замысла по лучшим композиционным эскизам. Учащиеся в индивидуальном режиме выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют их в более крупные блоки. 3. Монтаж панно. Соединение фрагментов в более крупные блоки. | | |
34 | Современное выставочное искусство | 1 | Урок – обобщение с презентацией работ года | | | |