Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство »
3 класс.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
Обучающиеся должны знать:
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Программное и учебно – методическое обеспечение .
Учебная дисцип- лина | Класс | Программа, кем реко- мендованна и когда | Тип программы (государст венная, авторская) | Кол-во часов в неделю общее кол-во | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидакти ческое обеспече ние |
ИЗО | 3 класс | Программа авторов: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Неменская. Рекомендо- вано Министерством образования и науки РФ. | Государст венная. | 1 час в неделю 34 часа. | Н. А. Горяева, Л. А. Немен- ская «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас». | Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас» | Альбом, кисти, гуашь, карандаши, мелки, пласти лин, портреты и работы художни ков. |
| |
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству 34 часа
№ п\п | Дата | Раздел | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Планируемые результаты | | |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Д/З |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | | Вводный урок (1 час) | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные и природные материалы. | Урок введения в новую тему. | Приобщения к искусству: три Брата-Мастера -Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. | Закрепление с учащимися приемов рисования кистью. | Приобретут знания о технике безопасности; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; вспомнить образы братьев Мастеров и задачи каждого из них. | Овладение культурой общения и поведения. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека | Пластилин |
2 | | Искусство в твоём доме (7 часов) | Твои игрушки (озорной товар) Задание: Лепка игрушки из пластилина или глины. | Урок- фантазия. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Богатство и разнообразие художественной культуры России. | Учащиеся должны знать: - образцы игрушек - работу мастера по изготовлению посуды: конструкция- форма – украшение, роспись; Учащиеся должны уметь: выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки; - изобразить посуду по своему образцу. | Выяснить назначение детских игрушек; познакомить с их разнообразием на примерах поделок народного творчества; дать установку на изготовление игрушек из пластилина. | Понимание значимости организации рабочего места и соблюдения правил безопасности. | Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Пластилин |
3 | | | Посуда у тебя дома. Задание: Лепка посуды с росписью по белой грунтовке | Комбинированный урок. | Формы и материал посуды, её предназначение, размеры, композиционные особенности, специфика оформления. Выбор поделки для воспроизведения. Новые понятия – «сервиз», «гармония», «колорит» | Знать образцы игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки. | Узнают предметы, входящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида; научатся создавать ансамбль предметов в их единстве. | Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя. Понимание значимости организации рабочего места и соблюдения правил безопасности. | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Альбом, цветные карандаши |
4 | | | Обои и шторы в твоем доме. Задание: создание эскиза обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, кухня, детская) | Урок- фантазия. | Роль художника в создании дизайна дома. Роль цвета и декора в создании образа комнаты. Повторяемость узора в обоях. Этапы работы при создании обоев и штор. Изготовление клише, работа по трафарету. Новые понятия «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность». Психологический настрой на занятия. | Учащиеся должны знать: - Роль художников в создании обоев, штор; Учащиеся должны уметь: разработать эскиз для создания образа будущей комнаты и ее назначение (детская, спальня и т.п.) - создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа) | Научатся созданию рисунков в зависимости от их назначения. | Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя. Понимание значимости организации рабочего места и соблюдения правил безопасности | Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. | Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Альбом, краски |
5 | | | Мамин платок. Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничный или повседневный) | Урок- сказка. | Искусство росписей тканей. Зависимость цветового узора от назначения платка. Разновидности платков. Варианты композиционного решения росписи. Создание эскиза с конкретным предназначением. Новые понятия – «мотив», «акцент». | Учащиеся должны знать: - в общем искусство росписи тканей; разнообразие художественных росписей платков, назначение платков Учащиеся должны уметь: составить простейших орнамент; - отличать платок от ткани. | Научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают свои варианты раскрашивания платков. | Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя. Понимание значимости организации рабочего места и соблюдения правил безопасности. | Поиск и выделение нужной информации. | Умение слушать и вступать в диалог. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, участников группы. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа | Альбом, краски |
6 | | | Твои книжки. Задание: иллюстрация к сказке или создание обложки для книжки-игрушки) | Урок- проект. | Оформление книг. Знакомство с многообразием видов книг. Своеобразие стилей художников-иллюстраторов. Создание проекта конструкции книги, её обложки, выбор шрифтов, эскизов иллюстраций. | Учащиеся должны знать: - роль художника в создании книги; - роль обложки, шрифта, буквицы. многообразие видов книг. Учащиеся должны уметь: - отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации; самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт. | Приобретут знания о технике создания книг; усовершенствуют навыки мелкой ручной моторики и иллюстративных умений. | Овладение культурой общения и поведения | Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. умение приводить примеры произведений искусства, | Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Альбом, цветные карандаши |
7 | | | Открытки. Задание: создание эскиза открытки | Комбинированный урок. | Возникновение открытки, её назначение и тематика. Техника создания и оформления открытки. Новые понятия – «лаконизм», «избирательность». Понятие о проекте. | Учащиеся должны знать: - виды графических работ Учащиеся должны уметь: - выполнить простую графическую работу; - выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно. | Научатся композиционному сочетанию деталей открытки; разной технике ее оформления; повторят конструкторские приемы в работе с бумагой. | Овладение культурой общения и поведения. Ориентирование на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Альбом, краски |
8 | | | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Задание: игра, выставка работ | Урок-игра. | Закрепление и обобщение знаний. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр произведений искусства. | Учащиеся должны знать: - что такое выставка Учащиеся должны уметь: - подготовить к выставке лучшие работы | Научатся анализировать и обсуждать свои работы; в игровой форме повторят пройденный материал. | Овладение культурой общения и поведения. Ориентирование на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Формирование универсального логического действия – синтез (составление из частей целого, самостоятельно достраивая детали). | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Альбом, краски |
9 | | | Памятники архитектуры. Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. | Урок введения в новую тему. | Эстетическая оценка современных и старинных построек. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Создание плоского или объёмного изображения проекта здания или архитектурного ансамбля. Новые понятия – «памятник архитектуры», «зодчество». | Учащиеся должны знать: - основные памятники , где они находятся. Учащиеся должны уметь: - узнавать памятники ВОВ, гражданской войны; - изобразить один из памятников | Учащиеся получат представление о бережном отношении к памятникам архитектуры; научатся создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек. | Понимание значимости организации рабочего места и соблюдения правил безопасности | Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. | Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа | Задания нет |
10 | | | Парки, скверы, бульвары. Задание: изображение парка, сквера, возможен коллаж. | Урок- проект. | Традиции парковой архитектуры в нашей стране. Варианты современной архитектуры для садов и парков. Создание проекта детского парка развлечений. Новое понятие «садово-парковое искусство». | Учащиеся должны знать: - в чем заключается работа художника- архитектора Учащиеся должны уметь: - изобразить парк или сквер - изобразить детскую площадку или бульвар для раздумий. | Учащиеся получат представление о назначении зеленых зон в городах; узнают традиции парковой архитектуры в нашей стране; создадут парковые проекты. | Понимание значимости организации рабочего места и соблюдения правил безопасности | Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | Умение использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Формирование ценности «любовь» к природе. | Альбом, цветные карандаши |
11 | | | Ажурные ограды. Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот | Комбинированный урок. | Роль ограждений в оформлении города. Кружевные детали в истории искусства России. Эстетическая оценка ажурных металлических оград. Поиски природных аналогов рисунка. Создание оригинальных вариантов ажурных ограждений. Новое понятие – «ажур». | Учащиеся должны знать: - что такое ограда, ажурная для чего она нужна. Учащиеся должны уметь: - создавать ограду по собственному замыслу. | Приобретут знания в области художественного городского украшения; проведут сравнение природных и авторских объектов; придумают свой вариант декоративного ажура. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. | Умение доносить свою позицию до других; оформить свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях. | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Альбом, цветные карандаши |
12 | | | Волшебные фонари. Задание: графическое изображение или конструирование фонаря | Комбинированный урок. | Назначение фонарей в человеческой жизни. Образцы фонарей в качестве цветового украшения города. Размеры и формы. Изучение различных приёмов работы с бумагой (складывание, сгибание, скручивание, склеивание, сжимание). Новые понятия – «миниатюрность», «колоссальность | Учащиеся должны знать: - виды и назначение фонарей Учащиеся должны уметь: - придумать свои варианты фонарей для детского праздника | Учащиеся расширят знания о видах и назначении фонарей; запомнят различия между их технической стороной и оформительской; приобретут навыки дизайнерского мышления | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. | Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. | Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Бумага, клей, ножницы |
13 | | | Витрины. Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина | Урок- проект. | Назначение витрин, сочетание оформления с профилем магазина. Рекламная и художественная составляющие в содержании витрин. Композиционные и оформительские навыки в создании витрин. Новые понятия - «эклектика», «коллаж». | Учащиеся должны знать: - оформление витрин по назначению и уровню культуры города Учащиеся должны уметь: - отличать разные витрины; - составить проект оформления витрин | Научатся пониманию роли витрин; приобретут навык их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении. | Приобретение навыков совместной деятельности. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение. | Прогнозирование результата. | Формирование познавательного мотива. | Альбом, краски, карандаши |
14 | | | Удивительный транспорт. Задание: придумать, построить или нарисовать образы фантастических машин | Урок- фантазия. | Историческая эволюция облика автомобиля. Назначение автомобилей, связь конструкции с дизайном. Автомобильный декор. Связь автоконструкции с природными формами.. Собственный вариант автомобиля будущего. Поделка – ёлочная игрушка. Новое понятие – «конструктор | Учащиеся должны знать: - разные виды транспорта Учащиеся должны уметь: - изобразить разные виды транспорта
| Научатся использовать воображение при создании объемной конструкции; применят приобретенные знания технического дизайна. | Ориентирование на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Волевая саморегуляция. Осознание оценки качества и уровня усвоения материала. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира. | Альбом, краски |
15 | | | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Задание :создание коллективного панно «Наше село (город) Проверочная работа. | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок- выставка. | Обобщение и закрепление знаний. Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение четверти. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Коллективная творческая работа в смешанной технике. Домашнее задание на каникулы. | Учащиеся должны знать: - что такое выставка Учащиеся должны уметь: - подготовить к выставке лучшие работы | Научатся распределять задания между собой; приобретут навыки коллективного труда; в форме игры закрепят полученные знания | Приобретение навыков совместной деятельности. | Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения. | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Задания нет |
16 | | Художник и зрелище (11 часов) | Художник в цирке. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему цирка | Урок введения в новую тему. | Пояснение темы урока. Особенности циркового искусства. Виды цирковых номеров, их специфика. Роль художника в их оформлении. Особая яркость, насыщенность циркового представления. Новые понятия – «занавес», «костюмы», «реквизит», «освещение». | Учащиеся должны знать: - что такое «цирк»; композиционное построения здания. Учащиеся должны уметь: -выражать свои чувства через рисунок. | Учащиеся приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности. | Понимание значимости организации рабочего места и соблюдения правил безопасности | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Альбом,краски |
17 | | | Художник в театре. Задание: театр на столе, создание картонного макета | Урок- беседа. | Знакомство с работой художника-оформителя театральных постановок. Рассматривание эскизов театральных постановок, их обсуждение. Новые понятия – «макет», «декорация», «объёмно-пространственная композиция | Учащиеся должны знать: - истоки театрального искусства Учащиеся должны уметь: - создать эпизод театральной сказки; - нарисовать арену древнего театра | Учащиеся приобретут практику передачи искусства цирка в детском рисунке; научатся выбирать цвета нужных тонов и насыщенности. | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Картон, клей, ножницы |
18 | | | Театр на столе. Задание: театр на столе, создание картонного макета | Урок- проект. | Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для её изготовления. Кукла-подарок. Новые понятия – «пропорции», «утрированность». | Учащиеся должны знать: - истоки театрального искусства Учащиеся должны уметь: - создать эпизод театральной сказки; - нарисовать арену древнего театра | Овладеют новой художественной терминологией; приступят к созданию макета для спектакля. | Ориентирование на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Формирование способности к целеполаганию. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Закончить работу |
19 | | | Театр кукол. Задание: Создание куклы к кукольному спектаклю. | Урок- беседа. | Знакомство с разными видами мирового кукольного театра. Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для её изготовления. Кукла-подарок. Новые понятия – «пропорции», «утрированность». | Учащиеся должны знать: - отличие кукольного театра от других видов театра; - театр кукол- пример видового разнообразия театра. - что такое перчаточные куклы Учащиеся должны уметь: - создать эскиз театральных кукол-персонажей - изготовить голову перчаточной кукле. | Узнают о многообразии видов мирового кукольного театра и традициях кукольных театров России; познакомятся с техникой шитья из ткани; приобретут навыки работы с иглой и нитками. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Формирование способности к целеполаганию. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Цветная бумага, клей, ножницы |
20 | | | Мы - художники кукольного театра. Задание: Создание куклы к кукольному спектаклю | Урок введения новых знаний | Формирование познавательного мотива. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | цв.бумага, клей, ножницы |
21 | | | Конструирование сувенирной куклы. Задание: создание сувенирной куклы | Урок введения новых знаний | Обобщение и закрепление знаний. Обмен учащихся мнениями о видах работ. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления. Защита творческих проектов. | Учащиеся должны знать: - отличие кукольного театра от других видов театра; - что такое перчаточная куклы Учащиеся должны уметь: - создать эскиз театральных кукол-персонажей - изготовить голову перчаточной кукле. | Узнают о многообразии видов мирового кукольного театра и традициях кукольных театров России; познакомятся с техникой шитья из ткани; приобретут навыки работы с иглой и нитками. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Формирование способности к целеполаганию. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Бумага, клей, ножницы |
22 | | | Театральные маски. | Урок введения новых знаний | Передача в маске мимики, различных эмоциональных состояний персонажа. | Учащиеся должны знать: - историю происхождения театральных масок Учащиеся должны уметь: конструировать маску из бумаги; конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика); расписать подчеркивая ее характер | Приобретут знания об использовании масок в народном представлении и в театральном искусстве; узнают средства выразительности масок, способы их создания и материалы для изготовления. | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Бумага, краски, ножницы |
23 | | | Конструирование масок. Задание: создание выразительных и острохарактерных масок | Урок введения новых знаний | Использование масок в народном представлении и театральном искусстве. Выразительность масок, способы их создания, материалы для изготовления. Создание маски-подарка. Новое понятие – «карнавал». | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации. | Формирование умения устанавливать аналогии. | Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Закончить работу |
24 | | | Афиша и плакат. Задание: создание эскиза афиши или плаката к спектаклю или цирковому представлению. | Урок введения новых знаний | Назначение афиши в театральном искусстве. Художественные составляющие афиши. Цель создания плаката. Единство рисунка и текста. Знакомство с классическими примерами плакатов. Рисование афиши театрального представления. Защита творческих проектов. | Учащиеся должны знать: - назначение афиши; - различие между плакатом и афишей Учащиеся должны уметь: - создать эскиз афиши к спектаклю. | Приобретут знания о новых составных частях мира театра; применят творческие приемы в работе. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Структурирование знаний. | Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. | Осознание оценки качества и уровня усвоения материала. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Ватман, краски |
25 | | | Праздник в городе. Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника. | Урок- проект. | Атрибуты городского праздника. | Учащиеся должны знать: - отличие и сходство театра и цирка Учащиеся должны уметь: - создать эскиз циркового представления - изобразить цирковой персонаж в движении | Приобретут навык оформления праздника в городе; научатся творчески использовать приобретенные умения. | Формирование познавательного мотива. | Поиск и выделение нужной информации. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Альбом, цв. карандаши |
26 | | | Школьный карнавал (обобщение темы). | Урок обобщения и систематизации знаний. | Праздник «Ура, мы подросли» | Закрепят знания , которые получили в течение четверти. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. | Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач. | Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии | Задания нет |
27 | | Художник и музей (8 часов) | Музей в жизни города. Задание: приготовить сообщение о музее | Урок введения в новую тему. | Пояснение темы урока. Крупнейшие художественные музеи России. Разнообразие домашних музеев. Новые понятия – «оригинал», «репродукция». | Учащиеся должны знать: - что в музеях хранятся лучные произведения искусства . Учащиеся должны уметь: - изобразить интерьер музея - создать образ музея (работа в паре) | Познакомятся с причинами создания музеев, их разнообразием; узнают о возможности создания домашних музеев. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Подготовить сообщение о музее |
28 | | | Картина -особый мир. Задание: знакомство с пейзажем, портретом, натюрмортом | Урок- дискуссия. | Станковое искусство шедевры мирового искусства. Цветовая гамма, ритм, форма. Сюжетная линия, её раскрытие автором. Репродукции картин Шишкина, Куинджи Айвазовского | Учащиеся должны знать: - что такое картина-пейзаж, портрет, натюрморт; - роль цвета в пейзаже. Учащиеся должны уметь: -изобразить пейзаж по представлению; | Научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пейзажами великих русских художников, научатся рисовать пейзаж | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. | Умение слушать и вступать в диалог. | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Альбом, краски |
29 | | | Картина-пейзаж. Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением | Урок развития умений и навыков. | Закрепление умения словесно оформлять впечатления о картине. Знакомство с произведениями известных русских художников-пейзажистов. Передача нужного настроения, выбор колорита. Повторение понятия «колорит», новые понятия – «шедевр», «экскурсовод», «экскурсия». | Учащиеся должны знать: - что такое картина-пейзаж; - роль цвета в пейзаже. Учащиеся должны уметь: -изобразить пейзаж по представлению; | Научатся словесно оформлять свои впечатления о картинах; познакомятся с пейзажами великих русских художников, научатся рисовать пейзаж. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе з | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | Умение слушать и вступать в диалог. | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Альбом, цв. карандаши |
30 | | | Картина-портрет. Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, знакомых людей. | Урок развития умений и навыков. | Получение представления о жанре портрета и автопортрета. Знакомство с известными русскими художниками-портретистами и их картинами. Выбор выразительных средств для рисунка. Создание телесного колорита. Повторение понятия «композиция». | Учащиеся должны знать: - жанр портрета. Учащиеся должны уметь: - нарисовать портрет близкого человека; - создать самостоятельно живописный портрет близкого человека | Приобретут знания о жанре «портрета»; научатся использовать новую лексику в рассказах; попробуют рисовать портреты. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности | Альбом, цв. карандаши |
31 | | | Картина-натюрморт. Задание: создание праздничного, радостного или тихого натюрморта. | Урок введения новых знаний | Знакомство с жанром натюрморта. Средства художественной выразительности натюрморта. Расположение предметов в композиции. Творчество художников в жанре натюрморта | Учащиеся должны знать: - что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт Учащиеся должны уметь: - изобразить натюрморт по представлению | Приобретут понимание того, что искусство натюрморта заключается не в точной копии натуры; наработают умение показать красоту и поэтичность предметов; научатся располагать предметы в определенной композиции. | Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Альбом, цв. Карандаши, краски |
32 | | | Картины исторические и бытовые. Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, школе, на улице. | Урок введения новых знаний | Принципы создания картин на исторические и бытовые темы. Наблюдения и рассуждения о сюжетах, композиции и деталях картин разных жанров. Закрепление понятия о жанрах изобразительного искусства. Защита творческих проектов | Учащиеся должны знать: - отличие исторических и бытовых картин Учащиеся должны уметь: - изобразить сцену из повседневной жизни людей | Научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и деталях; закрепят понятия о жанрах изобразительного искусства. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Поиск и выделение нужной информации. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Волевая саморегуляцияПрогнозирование результата. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Альбом, карандаши |
33 | | | Скульптура в музее и на улице. Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры | Урок -экскурсия | Знакомство с известными скульптурными памятниками. Значение скульптуры в уличных ансамблях. Знакомство с материалом уличной скульптуры. Повторение понятия «уличный дизайн» и «парковая скульптура». | Учащиеся должны знать: - что такое скульптура; Учащиеся должны уметь: - смотреть на скульптуру . | Приобретут знания об уличных скульптурах и памятниках; научатся передавать в лепке действия человека. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей, | Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. умение | Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности | Альбом, цв. карандаши |
34 | | | Художественная выставка (обобщение темы. Проверочная работа (искусствоведческая викторина) | Урок- выставка. | Обмен учащихся мнениями о видах работ, проводимых в течение изучаемой темы и года. Просмотр художественных образцов, которые оставили наибольшие положительные впечатления | Учащиеся должны знать: - что такое выставка Учащиеся должны уметь: - подготовить к выставке лучшие работы | Учащиеся продемонстрируют достижения в разных видах работ по изобразительному искусству; поделятся впечатлениями об уроках изобразительного искусства, пройденных в течение года. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности | Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Формирование умения контролировать действия партнёра. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Задания нет |
25