ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по истории России предназначена для 6класса общеобразовательных учреждений и составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт)
Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
История России. 6—10 классы: рабочая программа / И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М.: Дрофа, 2016.
История России с древнейших времён до XVI в. 6 кл.: учебник/ И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров. – М.: Дрофа, 2016.
Целью изучения истории является:
формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире; важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны; формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.
Задачи изучения истории:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика предмета «История России»
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая предмет, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Базовые принципы школьного исторического образования:
• идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской
государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
• рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее
развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
• ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
• воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской
идентичности и патриотизма;
• общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
• познавательное значение российской истории;
• формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
• принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
• многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
• многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
• исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
• антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
• историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Описание места учебного предмета «История Средних веков» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация программы рассчитана на 35 часов (из расчета один учебный час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся:
• российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
• осознание своей этнической принадлежности, знание куль туры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
• усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории выражаются в следующем:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
• использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
• умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России; • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства Восточной Европы в древности (4 часа)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финноугры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX —первой половине XII века (9 часов)
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. 15 Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Территория и население государства Русь. Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средне векового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII века (5 часов)
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли в середине XIII—XIV веке (6 часов)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Русские земли в XIII— первой половине XV в. (4 часа)
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским.
Формирование единого Русского государства в XV в. (6 часов)
Падение Византии и рост церковно - политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Распределение учебного материала курса
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Народы и государства Восточной Европы в древности | 4 |
3 | Русь в IX —первой половине XII века | 9 |
4 | Русь в середине XII — начале XIII века | 5 |
5 | Русские земли в середине XIII—XIV веке | 6 |
6 | Русские земли в XIII— первой половине XV в. | 4 |
7 | Формирование единого Русского государства в XV в. | 6 |
| Итого | 35 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. — СПб., 2010.
Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2015.
«Развилки» на пути России: от Рюриковичей до олигархов. — М., 2014.
Ливен Д. Российская империя и ее враги с XVI века до наших дней. — М., 2007.
Петухова Н. Е. История налогообложения в России IX—ХХ вв. — М., 2008.
Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 2009.
Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/
Исторический каталог: http://lib.ru/win/HISTORY/
Библиотека Альдебаран: http://www.aldebaran.ru/
Библиотека FictionBook.lib: http://www.fictionbook.ru/
Исторический раздел: http://fictionbook.ru/genre/ science/sci_history
Библиотека на LitPORTAL.ru: http://www.litportal.ru/ Исторический раздел: http://www.litportal.ru/index.html
Библиотека Bookz.ru: http://bookz.ru/
Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°: http://publ.lib.ru/ publib.html
Библиотека Александра Белоусенко: http://www.belousenko.com/.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Ученик научится:
• локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси;
б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
Ученик получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Название темы урока | План реализации УУД |
план | факт | личностные | метапредметные | предметные |
1. | | | Введение. | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии и традициям родной страны | умение определять понятия, создавать обобщения | Находить в учебнике информацию для формирования представлений об основных этапах истории России |
Народы и государства Восточной Европы в древности |
2 | | | Древнейшие люди на территории Восточно- Европейской равнины | формирование стартовой мотивации к изучению нового | умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы | Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. |
3 | | | История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э. | определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Учитывают разные мнения, формулируют собственное мнение и позицию | Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян. |
4 | | | Первые государства на территории Восточной Европы | проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, их занятия (используя историческую карту) |
5 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Народы и государства Восточной Европы в древности» | выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | умение обобщать факты | Систематизировать исторический материал о народах и государствах нашей страны в древности |
Русь в IX —первой половине XII века |
6 | | | Образование Древнерусского государства. | проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. |
7 | | | Укрепление международного положения Руси. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | умение строить рассуждение, делать выводы | Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. |
8 | | | Русь в конце Х века. | усвоение традиционных ценностей российского общества | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. | Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. |
9 | | | Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром | развитие способности к определению своей позиции | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять исторический портрет Ярослава Мудрого. |
10 | | | Русь в середине XI — начале XII в. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности | Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в. |
11 | | | Объединение древнерусских земель при Владимире Мономахе. | проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе. Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории. |
12 | | | Общественный строй Древней Руси. | формирование целостного мировоззрения | самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси. |
13 | | | Древнерусская культура. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Описывать памятники древнерусского зодчества. |
14 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в IX —первой половине XII века» | определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме | Характеризовать общие черты и особенности раннесредневекового периода истории Руси. |
Русь в середине XII — начале XIII века |
15 | | | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. |
16 | | | Княжества Северо-Восточной Руси. | усвоение традиционных ценностей российского общества | определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий | Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества |
17 | | | Боярские республики Северо-Западной Руси. | развитие способности к определению своей позиции | используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач | Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. |
18 | | | Культура Руси. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач | Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. |
19 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь в середине XII — начале XIII века» | определение своей позиции по важным историческим вопросам | потренируются в распределении функций и ролей в совместной деятельности | Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника. |
Русские земли в середине XIII—XIV веке |
20 | | | Походы Батыя на Русь. | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Объяснять причины успеха монголов. Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. |
21 | | | Борьба Руси с западными завоевателями. | усвоение гуманистических традиций | ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы | Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем). |
22 | | | Русские земли под властью Орды. | формирование целостного мировоззрения | проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. |
23 | | | Народ против ордынского ига. | усвоение традиционных ценностей российского общества | научатся представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского. |
24 | | | Москва и Тверь: борьба за лидерство. | определение своей позиции по важным историческим вопросам | самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач | Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью. |
25 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII—XIV веке». | определение своей позиции по важным историческим вопросам | поучатся выбирать из разнообразия способов решения познавательных задач наиболее эффективные | Систематизировать исторический материал о монгольском и других нашествиях и их последствиях. |
Русские земли в XIII— первой половине XV в. |
26 | | | Начало объединения русских земель вокруг Москвы. | усвоение гуманистических традиций | учитывают выделенные учителем ориентиры действия при работе с новым учебным материалом | Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Давать оценку деятельности Ивана Калиты. |
27 | | | Московское княжество в конце XIV — середине XV в. | выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности | самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении учебной проблемы | Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I. Объяснять причины и последствия феодальной войны. |
28 | | | Соперники Москвы. | определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе | Учатся обсуждать достижения культуры и искусства в паре | Характеризовать политику литовских князей. |
29 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в XIII— первой половине XV века». | формирование целостного мировоззрения | поучатся выбирать из разнообразия способов решения познавательных задач наиболее эффективные | Систематизировать исторический материал об изученном периоде. |
Формирование единого Русского государства в XV веке |
30 | | | Объединение русских земель вокруг Москвы. | усвоение традиционных ценностей российского общества | формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности | Объяснять и показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. |
31 | | | Русское государство во второй половине XV — начале XVI в. | проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач | научатся представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. |
32 | | | Культура Руси XIV — начала XVI в. | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений. |
33 | | | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Формирование единого Русского государства в XV веке». | формирование целостного мировоззрения | ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе исследовательского характера | Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества. |
34 | | | Урок защиты творческих проектов | формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности | Учатся защищать проекты, представлять презентации. |
35 | | | Итоговый урок | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир | Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи | Систематизируют и проверяют знания по истории России. |
30