МОУ «Саловская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании РМО учителей истории и обществознания Протокол № от « » ___________ 2016 г. Руководитель РМО ________Новожилова С. В. | | «Утверждено» Директор МОУ «Саловская СОШ» _________Егорова В.И. Приказ № 17 -Д от «1 » сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
История
9 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель истории и обществознания Кугушева Ю.А.
2016-2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089. Также данная учебная программа составлена на основе примерной учебной программы авторов О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока-Цюпа, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, с учетом приоритетных идей и актуальных требований ФГОС нового поколения.
Цели курса:
В результате изучения курса Новейшей истории и истории России, учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития обществ и его изменениях, произошедших в мире за период конец XIX – начало XXI вв.: особенности ментальности человека; причины революций, мировых войн, реформы как альтернативный путь развития общества; экономическое, политическое, культурное и духовное развитие Европы, США и России; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам, как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Общая характеристика учебного предмета:
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.
Рабочая программа по истории в 9 общеобразовательном классе включает в себя изучение двух курсов: Новейшей истории и Истории России, которая составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня.
Рабочая программа по истории для 9 класса рассчитана на 68 часов (2 в неделю), тестирование – 2 ч, итоговое тестирование – 1 ч.
Преподавание учебного курса по истории в 9 классе ориентировано на использование следующих учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации и полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по истории:
- О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока-Цюпа: Всеобщая история – Новейшая история учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, 9-е издание – М.: Просвещение, 2007;
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт: История России: XX – начало XXI века учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, 4-е издание – М.: Просвещение, 2007.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение истории на ступени основного общего образования отводится не менее 340 ч из расчета 2 ч в неделю с 5 по 9 класс
Результаты освоения курса:
Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями;
1. определять и объяснять понятия;
2. уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, в письменном тексте, документе;
3. рассматривать общественные явления в развитии;
4. анализировать исторические явления, процессы, факты по памятке; обобщать и систематизировать полученную информацию по алгоритму;
5. обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос;
6. знать даты и события.
7.группировать исторические явления и события по заданному признаку;
8. уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
9. использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
10. уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
11. выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
12. определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
13. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
14. уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, заполнение таблиц по образцу, работа по алгоритму и памяткам.
Тематическое планирование
по истории в 9 классе
№ п/п | наименование разделов и тем | макси-мальная нагрузка | теоретическое обеспечение | практические работы | контрольные работы |
1 | Глава I. . Россия и мир в конце XIX - начале XX | 8 | 8 | | |
2 | Глава II. Первая мировая война | 4 | 3 | | 1 |
3 | Глава III. Революция и гражданская война в России | 6 | 6 | | |
4 | Глава IV. СССР и зарубежные страны в период между мировыми войнами | 12 | 12 | | |
5 | Глава. V. СССР и мир во второй мировой войне | 5 | 5 | | |
6 | Глава. VI. СССР и мир в первые послевоенные годы. 1945-1953 гг. | 4 | 3 | | 1 |
7 | Глава VII. Мир во второй половине XX –начале XXI века | 9 | 9 | | |
8 | Глава VIII. СССР в 1953-1964 гг. Эволюция политической системы | 3 | 3 | | |
9 | Глава IX. СССР в середине 60-80-х гг.: кризис социально-экономической и политической системы | 3 | 3 | | |
10 | Глава X. СССР в 1985-1991 гг. | 3 | 3 | | |
11 | Глава XI. Новая Россия: конец XX - начало XXI в. | 5 | 5 | | |
12 | Глава XII. Глобализация в конце XX — начале XXI в. | 6 | 5 | | 1 |
| | 68 | 65 | | 3 |
Содержание учебного предмета
Глава I. Россия и мир в конце XIX - начале XX – 8 ч.
Индустриальное общество в начале XX в. Политическое развитие в начале XX в.
Общая характеристика Российской империи. Социальная структура: тенденции и противоречия. Экономика России. Самодержавие и политическое развитие России
Внешняя политика России в начале XX. Русско-японская война. Первая российская революция. Политические преобразования. Изменения в политической системе
Реформы Столыпина П.А. «Серебряный век» русской культуры.
Глава II. Первая мировая война – 3 ч
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.
Первая мировая война. 1914—1918 гг.
Россия в первой мировой войне.
Окончание и последствия первой мировой войны
Тестирование по темам «Россия и мир в конце 19 – начале 20 вв.», «Первая мировая война» – 1 ч.
Глава III. Революция и гражданская война в России – 7 ч
Истоки и основные этапы революции. Свержение монархии. От Февраля – к октябрю 1917 г.
Становление Советской власти. Начало гражданской войны и иностранной интервенции
На фронтах гражданской войны. Экономическая политика и кризис начала 20-х годов.
Глава IV. СССР и зарубежные страны в период между мировыми войнами -12 ч
Капиталистический мир в 20-е годы. Переход к нэпу в СССР. Образование СССР. Политическая жизнь СССР в 20-е г. Индустриализация и коллективизация. Политическая система СССР в 30-е гг. Духовная жизнь СССР в 20-30-е гг. Мировой экономический кризис 1929-33 гг. Пути выхода .США «Новый курс» Ф. Рузвельта. Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция. Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания. Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в. Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг. Международные отношения в 30-е гг.
Глава. V. СССР и мир во второй мировой войне – 5 ч.
Накануне войны. Фашистское нашествие. Трудный 1942 г. Все для фронта, все для победы!
Коренной перелом в войне 1943 г. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. На пути к победе. Окончание войны. Итоги и уроки войны
Глава. VI. СССР и мир в первые послевоенные годы. 1945-1953 гг. – 3 ч.+1 тест
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война». Военно-политические блоки.
Восстановление экономики в СССР. Укрепление тоталитаризма
Идеология и культура. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.
Глава VII. Мир во второй половине XX –начале XXI века - 9 ч.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970 гг. Кризисы 70—80-х гг. Становление информационного общества. Политическое развитие стран Запада. Гражданское общество. Социальные движения. Соединенные Штаты Америки. Великобритания. Франция. Италия. Германия: раскол и объединение . Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945—1999 гг. Латинская Америка во второй половине XX в. Страны Азии и Африки в современном мире. Япония. Китай. Индия
Глава VIII. СССР в 1953-1964 гг. Эволюция политической системы – 3 ч.
Перемены в социально-экономической системе. «Оттепель» в духовной жизни. Мирное сосуществование: успехи и противоречия
Глава IX. СССР в середине 60-80-х гг.:
кризис социально-экономической и политической системы – 3 ч.
Консервация политического режима. Общественная жизнь нашей страны 60-х- сер. 80-х гг
Экономика «развитого социализма». Внешняя политика СССР в середине 60-80-х гг.
Глава X. СССР в 1985-1991 гг. – 3 ч.
Реформа советской политической системы. Экономические реформы. Политика гласности. Диалектика нового мышления
Глава XI. Новая Россия: конец XX - начало XXI в. – 5 ч.
Экономические реформы в России. Реформа политической системы. Духовная жизнь российского общества. Строительство обновленной Федерации. Внешняя политика России. Россия на пороге XXI века.
Глава XII. Глобализация в конце XX — начале XXI в. – 6 ч.
Международные отношения. Культура и искусство в первой половине XX века.
Культура и искусство во второй половине XX века. Глобализация в конце XX — начале XXI в. Глобальные проблемы современности.
Итоговая контрольная работа. Повторение и обобщение по всему курсу.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем, содержание | Количество часов | Вид занятия | Дата проведения задания План факт |
Глава I. Россия и мир в конце XIX - начале XX – 8 ч. |
-
| Индустриальное общество в начале XX в. Политическое развитие в начале XX в. | 1 | Комбинированный урок | | |
-
| Государство и российское общество в конце XIX-начале XX века. Экономическое развитие страны | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
-
| Общественно- политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
-
| «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
-
| Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 1 | Комбинированный урок | | |
-
| Первая российская революция. Реформы политической системы. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | | |
-
| Экономические реформы . Политическая жизнь 1907-1914 гг. | 1 | Лекция, Самостоятельная работа с учебником | | |
-
| Духовная жизнь Серебряного века. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
Глава II. Первая мировая война – 3 ч. |
-
| Первая мировая война. 1914—1918 гг Россия в первой мировой войне | 1 | Комбинированный урок | | |
-
| Последствия войны: революции и распад | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
-
| Тестирование по темам «Россия и мир в конце 19 – начале 20 вв.», «Первая мировая война» | 1 | КЗ | | |
Глава III. Революция и гражданская война в России – 7 ч. |
12. | Свержение монархии. Россия весной 1917 г. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
13. | От Февраля – к октябрю 1917 г. Становление Советской власти | 1 | Комбинированный урок | | |
14. | Становление Советской власти | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
15. | Начало гражданской войны и иностранной интервенции | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
16. | На фронтах гражданской войны | 1 | Лекция с элементами беседы | | |
17-18. | Экономическая политика и кризис начала 20-х годов. | 2 | Самостоятельная работа с учебником | | |
Глава IV. СССР и зарубежные страны в период между мировыми войнами -12 ч. |
19. | Капиталистический мир в 20-е годы | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
20. | Переход к нэпу в СССР | 1 | Комбинированный урок | | |
21. | Образование СССР. Политическая жизнь СССР в 20-е г | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
22. | Индустриализация и коллективизация. | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
23. | Политическая система СССР в 30-е гг. | 1 | Лекция с элементами беседы | | |
24. | Духовная жизнь СССР в 20-30-е гг. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | | |
25. | Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода. США: «новый курс» Ф. Рузвельта. | 1 | Лекция, Самостоятельная работа с учебником | | |
26. | Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
27. | Тоталитарные режимы в 30-е гг. Италия, Германия, Испания. | 1 | Комбинированный урок | | |
28. | Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой половине XX в. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
29. | Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е гг. | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
30. | Международные отношения в 30-е гг. | 1 | Лекция с элементами беседы | | |
Глава. V. СССР и мир во второй мировой войне – 5 ч. |
31. | Накануне войны. Фашистское нашествие | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
32. | Трудный 1942 г. Все для фронта, все для победы! | 1 | Комбинированный урок | | |
33. | Коренной перелом в войне 1943 г. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
34. | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. На пути к победе. | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
35. | Окончание войны. Итоги и уроки войны | 1 | Лекция с элементами беседы | | |
Глава. VI. СССР и мир в первые послевоенные годы. 1945-1953 гг. – 4 ч. |
36. | Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война». Военно-политические блоки. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
37. | Восстановление экономики в СССР. Укрепление тоталитаризма | 1 | Комбинированный урок | | |
38. | Идеология и культура. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
39. | Тестирование по темам «Революция и гражданская война в России», «СССР и мир между войнами», «СССР и мир во второй мировой войне» | 1 | КЗ | | |
Глава VII. Мир во второй половине XX –начале XXI века - 9 ч. |
40. | Завершение эпохи индустриального общества. 1945—1970 гг. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
41. | Кризисы 70—80-х гг. Становление информационного общества | 1 | Комбинированный урок | | |
42. | Политическое развитие стран Запада. Гражданское общество. Социальные движения. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
43. | Соединенные Штаты Америки. Великобритания. | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
44. | Франция. Италия. Германия: раскол и объединение | 1 | Лекция с элементами беседы | | |
45. | Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945—1999 гг. | 1 | Самостоятельная работа с учебником | | |
46. | Латинская Америка во второй половине XX в. | 1 | Лекция, Самостоятельная работа с учебником | | |
47. | Страны Азии и Африки в современном мире | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
48. | Япония. Китай. Индия | 1 | Комбинированный урок | | |
Глава VIII. СССР в 1953-1964 гг. Эволюция политической системы – 3 ч. |
49. | Перемены в социально-экономической системе. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
50. | «Оттепель» в духовной жизни. | 1 | Комбинированный урок | | |
51. | Мирное сосуществование: успехи и противоречия. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
Глава IX. СССР в середине 60-80-х гг.: кризис социально-экономической и политической системы – 3 ч. |
52. | Консервация политического режима. Общественная жизнь нашей страны 60-х- сер. 80-х гг. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
53. | Экономика «развитого социализма». | 1 | Комбинированный урок | | |
54. | Внешняя полтика СССР в середине 60-80-х гг. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
Глава X. СССР в 1985-1991 гг. – 3 ч. | |
55. | Реформа советской политической системы. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
56. | Экономические реформы. | 1 | Комбинированный урок | | |
57. | Политика гласности. Диалектика нового мышления. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
Глава XI. Новая Россия: конец XX - начало XXI в. – 5 ч. |
58. | Экономические реформы в Россси. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
59. | Реформа политической системы. | 1 | Комбинированный урок | | |
60. | Духовная жизнь российского общества. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
61. | Строительство обновленной Федерации | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
62. | Внешняя политика России. Россия на пороге XXI века. | 1 | Лекция с элементами беседы | | |
Глава XII. Глобализация в конце XX — начале XXI в. – 6 ч. |
63. | Международные отношения. | 1 | Лекция с элементами беседы. | | |
64. | Культура и искусство в XX веке. | 1 | Комбинированный урок | | |
65. | Культура и искусство во второй половине XX века. | 1 | Лекция, самостоятельная работа с учебником | | |
66. | Глобализация в конце XX — начале XXI в. Глобальные проблемы современности. | 1 | Самостоятельная работа с учебником и изучение исторических документов | | |
67. | Итоговая контрольная работа | 1 | КЗ | | |
68. | Повторительно-обобщающий урок по истории | 1 | Урок обобщения и повторения | | |
Итого 68 |
Материально- техническое обеспечение:
1. настенные карты по отечественной истории и зарубежной истории,
2. диски
3.компьютер
4. проектор
5. тесты
Учебно- методическое обеспечение:
1. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2007г.;
2. О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока-Цюпа: Всеобщая история – Новейшая история учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, 9-е издание – М.: Просвещение, 2007;
3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт: История России: XX – начало XXI века учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, 4-е издание – М.: Просвещение, 2007.
4. Сборник нормативных документов Министерства образования РФ. История. Составители Э.Д. Днепров и А.Г. Аркадьев. История. Москва «Дрофа» 2007
5. Петрович В.Г. и Петрович Н.М. Уроки истории. Поурочное планирование. Учебно-методические пособие для 5-9 классов. М.,2002