.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании ШМО | СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
учителей ____________________ | Заместитель директора по УР | Директор МАОУ «Голышмановская СОШ №2» |
____________________________ | Иванцова И.А._______________ | Казанцева Н.И. ___________________ |
Руководитель Александрова Л.Ю.._____________ Протокол № ________ | «___ » _____________2017г. | «___ » _____________2017г. |
от«___ » _____________2017 г. | | |
Рабочая программа
Предмет: история
Класс, уровень : 8
Количество часов в год: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Составитель: учитель Василюк Т.Г.
р.п. Голышманово,2017г
Рабочая программа по истории 8 а, 8 б, 8 в классы
(базовый уровень)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории создана в соответствии с:
приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
приказом МО и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
учебным планом МАОУ ГСОШ №2 на 2017 – 2018 уч. год
на основании авторской программы Данилов А. А. Косулина Л. Г. Программа курса. История России с древнейших времён до конца 20 века 6-9 классы. М. Просвещение, 2009
положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов и курсов в МАОУ «Голышмановская СОШ №2», утверждённым приказом №____от __________г.
Используемые учебники:
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России XIX век. 8 класс. М.: Просвещение, 2007-2014;
А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс. М.: Просвещение, 2008-2014.
2. Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/Понимать:
Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1917 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.)
Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX – начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.
Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX – начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX – начала XX века.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Чтобы находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
ведения дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
Критерии оценки знаний учащихся:
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
Учебно – тематический план
С учётом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для класса:
8 кл. – объём учебного материала – 68 часов: из них по истории России (19- 20 век) - 40 часов. Всеобщая история – 28 часов.
№ | Тема | Количество часов | В том числе |
практикумы | Контрольные работы |
1 | Россия в первой половине XIX века | 20 | 3 | 2 |
2 | Россия во второй половине XIX века | 20 | 3 | 3 |
3 | Становление индустриального общества | 6 | 1 | 1 |
4 | Строительство новой Европы | 8 | 1 | 1 |
5 | Мир во второй половине XIX века. Европа: время реформ и колониальных захватов века | 5 | 1 | 1 |
6 | Две Америки | 2 | - | - |
7 | Традиционные общества в XIX в.: модернизация или потеря независимости | 4 | 1 | 1 |
8 | Международные отношения в конце XIX – начале XX вв | 2 | - | - |
9 | Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «Новая история. 1800-1900 гг. | 1 | | |
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть | Количество недель в четверти | Количество часов в неделю | Количество часов в четверти |
I четверть | 8 | 2 | 16 |
II четверть | 8 | 2 | 16 |
III четверть | 10 | 2 | 20 |
IV четверть | 8 | 2 | 16 |
Итого в год | 34 | 68 | 68 |
Содержание учебного предмета, курса
История Нового времени
8 класс (28 ч).
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (5 ч).
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Повторение и обобщение по теме: «Становление индустриального общества в XIX веке» ( 1 ч).
Тема 2. Строительство новой Европы (7 ч).
Франция в период консульства и империи. Наполеоновские войны. Поход в Россию. Крушение империи Наполеона. Освобождение европейских государств. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.
Англия в первой половине XIX века. Викторианская эпоха: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика. Германия в первой половине XIX века. Италия в первой половине XIX века. Франко –прусская война. Парижская коммуна.
Повторение и обобщение по теме: «Строительство новой Европы» ( 1 ч).
Тема 3. Мир во второй половине XIX века. Европа: время реформ и колониальных захватов века (5 ч).
Германская империя. Великобритания конца XIX века. Создание Британской империи. Третья республика во Франции. Италия во второй половине XIX века. От Австрийской империи к Австро – Венгрии.
Тема 4. Две Америки (2 ч).
США в XIX веке: модернизация и особенности экономического развития. Гражданская война между Севером и Югом.
Латинская Америка в XIX веке: национально – освободительная борьба народов Латинской Америки, образование независимых государств.
Тема 5. Традиционные общества Востока в XIX веке: модернизация или потеря независимости (4 ч).
Япония: модернизация и реформирование, изменения в образе жизни.
Китай: колонизация европейскими государствами. Движение тайпинов. Раздел китая на сферы влияния.
Индия : насильственное разрушение традиционного общества, распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания.
Народы Африки в Новое время. Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (2 ч).
Политическая карта мира в конце XIX – начале XX вв. Внешнеполитические интересы ведущих держав и образование военно – политических блоков.
Итоговое повторение и закрепление знаний по курсу «Новая история. 1800-1900 гг.» (1 ч).
История России. XIX век.
8 класс (40 часов).
Тема 1. Россия в 1 четверти XIX века (10 ч).
Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX века. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на I общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра 1.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Тема 2. Россия во 2 четверти XIX века. (9 ч)
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С.С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин). Итоги и последствия войны.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.
Культура России в первой половине XIXв. Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Повторение и обобщение по теме: «Россия в первой половине XIX века» (1 ч).
Тема 3. Россия в эпоху реформ 1860 – 1870 гг.(9 ч).
Великие реформы 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х гг.
Национальные движения и национальная политика в 1860-1870-е гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.
Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
Тема 4. Россия в 80-90е гг. XIX века. (9 ч).
Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX века. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века.
Культура России во второй половине XIX века. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И. Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.
Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
Повторение и обобщение по теме: «Россия во второй половине XIX века (2 ч).
Календарно – тематическое планирование:
Всеобщая история. История нового времени.1800-1900.
№ урока | Колич. Часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Элементы содержания (основные понятия) | Перечень ключевых компетенций | Формы контроля |
| 6 | Глава I. Становление индустриального общества.(6 ч.) |
1 | 1 | | | Индустриальная революция: особенности промышленного переворота начала XIX века | Промышленный переворот. Основные черты индустриального общества. Рост городов. Переворот в средствах связи и транспорта. | Умения делать сообщения, используя межпредметные связи; Доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии; Знать термины по теме | Устный рассказ об изобретении XIX века., таблица по теме «Изобретения и открытия» |
2 | 1 | | | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | Усложнение классовой структуры общества; Женский и детский труд | Уметь сравнивать и делать выводы; уметь объяснять структуру общества; составлять схему | Вопросы и задания с. 32-36 |
3 | 1 | | | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. | Миграция и эмиграция населения, газета, почта, велосипед, фотография, телефон, | Учатся рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблем; Доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей; Учатся актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками | Рассказ о различных слоях населения (на выбор), документ, стр. 43-45 |
4 | 1 | | | Наука: создание научной картины мира | Естественные науки, медицина, образование | Составление таблицы | Документы с. 53 |
5 | 1 | | | Литература и искусство в XIX веке. | Литература Искусство Изменения быта | Учатся актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме; Учатся извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников; Учатся доказывать свою точку зрения | Сообщения по теме |
6 | 1 | | | Политические течения и партии в первой половине XIX века | Либерализм Консерватизм Социализм Марксизм Ревизионизм Анархизм | Характеризовать основные взгляды либералов, консерваторов и радикалов, сравнивать политические течения. давать оценку социальным утопиям, знать термины по теме, высказывать свою точку зрения. | Сравнительная таблица, стр. 86 |
| 8 | Глава II. Строительство новой Европы(8 ч.) |
7 | 1 | | | Консульство и образование наполеоновской империи | Причины эволюции Франции от республики к империи; Авторитарный режим Наполеона; Причины завоевательных войн Наполеона; Значение Гражданского кодекса для развития индустриального общества в Европе | Указывать причины создания империи Наполеона Бонапарта. Высказывать свою точку зрения по предложенной теме и аргументировать ее. , работать с документом, таблицей. пользоваться настенной картой. | Таблица «Внешняя политика консульства и империи», документ, стр 100-101 |
8 | 1 | | | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | Жизнь во времена империи Кризис и военные поражения Сто дней наполеона Венский конгресс | Вести дискуссию по теме; оценивать события и исторические личности, анализировать внутреннее и внешнее положение империи Наполеона I. | Таблица «Территориальные изменения по решению Венского конгресса» |
9 | 1 | | | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию | Парламентская реформа 1832 г; Чартистское движение; Расцвет Британской .империи Внешняя политика | Использовать документы для ответов на поставленные вопросы; Оценивать события с позиций представителей разных слоев населения; Высказывать личностное отношение к изучаемому вопросу | Документ, стр. 120-122, рабочая тетрадь |
10 | 1 | | | Франция на пути к новому политическому кризису | Реставрация Бурбонов; Продолжение промышленной революции; Кризис Июльской монархии | Анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировать их фактами; Создавать обобщенные образы представителей различных слоев населения и оценивать события с их позиций | Документ, стр. 113, составить обобщенный образ буржуа начала XIX века |
11 | 1 | | | Революция 1848 года во Франции. Вторая империя. | Революция 1848 года Вторая республика Вторая монархия | Делать оценочные суждения Выделять . причинно-следственные связи; Воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные | №4,5 учебник |
12 | 1 | | | Германия в первой половине XIX века | Соперничество Пруссии и Австрии за лидерство; Объединение Германии | Извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов; делать сообщения; давать оценку исторических явлений и исторических деятелей; | Рассказ по теме «Железный канцлер» в борьбе за национальное единство Германии», №№ 5-7 учебник |
13 | 1 | | | Борьба за объединение Италии | Национальное объединение Италии | Воссоздавать исторические образы; делать оценочные суждения; вскрывать причинно-следственные связи. | План «Основные события 1848-1849гг в Италии» № 5,6 учебник, документ, стр.155-158 |
14 | 1 | | | Франко – прусская война. Парижская коммуна | Причины и ход франко-прусской войны Третья республика Парижская коммуна | Воссоздавать исторические образы; вести коммуникативный диалог; делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений | Документы, стр. 165 учебник, оценочный рассказ о деятельности Парижской коммуны |
| 5 | Глава III. Мир во второй половине XIX века. Европа: время реформ и колониальных захватов века(5 ч.) |
15 | 1 | | | Германская империя в конце XIX – начале XX века | Политическое устройство Германии Завершение модернизации в экономике | Воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей, сравнивать политическое устройство Германии и Англии | Развернутая характеристика Бисмарка как исторического деятеля |
16 | 1 | | | Великобритания во второй половине XIX века | Демократические реформы - метод управления государством либералов и консерваторов; переход от капитализма свободной конкуренции к капитализму монополий. | Переносить знания в новые ситуации; воссоздавать исторические образы; рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблемы; аргументировать свою точку зрения; выступать с сообщениями | № 3,5,6 учебник, документ, стр. 183-186 |
17 | 1 | | | Третья республика во Франции | Политическая борьба создает во Франции республиканское устройство; шовинизм и реваншизм приводят к войнам | Переносить на изучаемый материал ранее полученные знания; Делать сравнительный анализ и выделять главное; Составлять план на заданную тему. Аргументировать свою точку зрения. Работать с текстом учебника, настенной картой | План ответа «Демократические реформы во Франции» |
18 | 1 | | | Италия в конце XIX – начале XX века | Роль государства в процессе модернизации; последствия нищеты населения - рост насилия и эмиграции; политика колониальных захватов и националистической пропаганды. | Осмысливать и излагать информацию; Решать познавательные задания; Оценивать исторические явления; воссоздавать исторические образы; сравнивать и анализировать | № 2,3, 4 учебник, познавательные задачи по теме |
19 | 1 | | | Австрийская империя в конце XIX – начале XX века | Причины кризиса Австрийской империи; политика частичных уступок не разрешает существующие в империи противоречия | Переносить знания в новые ситуации; аргументировать свою точку зрения; вскрывать причинно-следственные связи; делать прогнозы экономического и политического развития. | Вопросы с кратким ответом, №1,3,4 учебник |
| 3 | | | Глава IV. Две Америки(2 ч.) |
20 | 1 | | | США в XIX веке | Идеалы американской нации; институт рабства как насилие над личностью, расизм; главные задачи Гражданской войны Причины успешного развития экономики США; Либеральные реформы; Внешняя политика США | Решать познавательные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы Анализировать источники; Делать выводы и высказывать свои суждения; Самостоятельно работать с источниками. | Рассказ о внешней политике США |
21 | 1 | | | Латинская Америка в XIX — начале XX в. | Господство в латиноамериканском обществе традиционных черт; причины задержки формирования индустриального общества | Воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; выделять общее и особенное, причины и следствия | План ответа на вопрос «Итоги и значение освободительных норм» |
| 4 | Глава V. Традиционные общества в XIX в.: модернизация или потеря независимости..(4 ч.) |
22 | 1 | | | Япония в XIX веке | Особый путь модернизации Японии; Особенности развития монополистического. капитализма в Японии | Делать оценочные суждения; Определять знания, необходимые для решения проблемных и познавательных заданий; Вскрывать причинно-следственные связи; Вести диалог и участвовать в дискуссии. | План ответа «Реформы Мэйдзи», № 5,7, учебник |
23 | 1 | | | Китай в XIX веке | Китай - сфера влияния европейских держав; Превращение Китая в полуколонию западных индустриальных держав. держав | Учатся делать сравнительный анализ Учатся излагать свои идеи и приводить убедительные доказательства; Учатся вести диалог и участвовать в дискуссии; Учатся делать сообщения. | Документы, стр. 255 |
24 | 1 | | | Индия в XIX веке | Роль колонизаторов в разрушении традиционных. общества в Индии; Создание ИНК и усиление антиколониальной политики. Движения протеста | Углубляющие знания о традиционном и индустриальном обществах; Учатся делать сообщения; Учатся решать познавательные задания; Учатся использовать произведения художественной литературы; | № 2,3,6 учебник |
25 | 1 | | | Африка в XIX веке | Особенности традиционного общества Африканского континентам; Завершение: к началу XX в. колониального раздела Африки | Учатся использовать межпредметные и межкурсовые связи; Учатся делать сравнительный анализ; Учатся выделять общее и особенное; Учатся развивать творческие способности | План «Социально-экономическиеи политические последствияколониального раздела Африки» |
| 2 | | | Глава VI. Международные отношения: обострение противоречий(3 ч.) |
26-27 | 2 | | | Международные отношения в конце XIX – начале XX века | Раздел мира на зоны влияния; Создание военных блоков Пацифистское движение | Развивают творческие способности (участвуют в создании сценариев пресс-конференции); Самостоятельно изучают историческую литературу; Учатся взаимодействовать с одноклассниками; Вступают в дискуссию с товарищами, с авторами учебников, с учителем; Решают проблемы; Участвуют в подведении итогов | №№1,2,4 учебник |
28 | 1 | | | Итоговое повторение и закрепление по курсу «Новая история. 1800-1900 гг.» | Обобщение изученного материала. Контроль знаний по теме |
История России. XIX .
№ урока | Колич. Часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Элементы содержания (основные понятия) | Перечень ключевых компетенций | Формы контроля |
| 20 | Глава I. Россия в первой половине XIX века.(20 ч.) |
29 | 1 | | | Общая характеристика России на рубеже веков. Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств | Знать годы царствования Александра. I; называть характерные черты внутренней политики Александра I; выделять общее и особенное; воссоздавать исторические образы, давать оценку историческим деятелям | Эвристическая беседа. Работа с документом, стр. 10-11 |
30 | 1 | | | Внешняя политика 1801‑1812 гг. | Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией; Участие России в антифранцузской коалиции.; Тильзитский мир и русско-французский союз; Континентальная блокада | Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; уметь показывать их на карте; давать оценку результативности внешней политики страны. Работать с хронологической таблицей | Работа с документом Индивидуальные задания Задания в рабочей тетради. Фронтальный опрос Работа по карте Работа с хронологической таблицей |
31 | 1 | | | Реформаторская деятельность Сперанского М.М. | Начало деятельности М.М. Сперанского Проект политической реформы Создание Государственного совета. | Определять предпосылки и содержание реформ. Проектов М.М. Сперанского; Знать причины их неполной реализации и последствия принятых решений; Давать оценку реформам. | Задания с кратким ответом, документы стр. 23, вопросы к §3 |
32 | 1 | | | Отечественная война 1812 г | Причины, планы сторон, ход военных действий; Бородинская битва; Народный характер войны; Изгнание наполеоновских войск из России | Знать хронологические. Рамки Отечественной. Войны 1812 г.; Перечислять планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны; Называть и показывать по карте основные сражения. | Работа по карте Задания в рабочей тетради. Составление плана рассказа «Бородинское сражение» |
33 | 1 | | | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1813-1825 гг. | Заграничный поход 1812-1814 гг.; Российская дипломатия на Венском конгрессе; Россия и Священный союз | Объяснять цели и результаты заграничного похода 1812-1814 гг.; Называть и показывать по карте основные сражения; Называть основные направления внешней политики страны в новых условиях; Давать оценку результативности внешней политики страны. | Документы, стр. 34-35 |
34 | 1 | | | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Наш край в начале XIX века. | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг.; Усиление консервативных тенденций А.А.Аракчеев Аракчеевщина Социально-экономическая характеристика края в начале XIX века. | Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; Давать оценку внутренней политики; | Сравнить внутреннюю политику Александра I в начале правления и в конце правления, вопросы и задания к §6 |
35 | 1 | | | Социально – экономическое развитие после отечественной войны 1812 г. | Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 года. | Извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа; Развивать критическое мышление; Высказывать свое личностное отношение к изучаемому | Вопросы с. 49 |
36 | 1 | | | Общественное движение при Александре I. | Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. | Называть причины возникновения общественного движения; Знать определяющие черты, основы идеологии, основные этапы развития общественного движения; Давать общую характеристику программным документам; Находить общие и отличительные черты в них; Использовать тексты документов д я решения поставленных вопросов | Сравнительная таблица «Общественные движения при Александре I» |
37 | 1 | | | Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Декабристы в Тюменской области. | Движение декабристов; Восстание на Сенатской площади 14дек.1825 г.; Восстание Черниговского полка; Суд над декабристами Декабристы в ссылке в Тюменской области, их судьбы и вклад в развитие региона | Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов; Оценивать историческое значение восстания декабристов; Уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения | Проблемная задача «Могло ли закончиться успехом движение декабристов?» Документ, стр. 62-63 |
38 | 1 | | | Повторение. Россия в эпоху Александра I | Повторить и обобщить знания по теме, подготовиться к контрольной работе |
39 | 1 | | | Внутренняя политика Николая I | Усиление самодержавной власти; Ужесточение контроля над обществом; III отделение полиции; А.Х. Бенкендорф; Кодификация законов | Знать годы царствования Николая II; Называть характерные черты внутренней политики Николая I; Делать оценочные суждения; Раскрывать причинно-следственные связи; Вести диалог и участвовать в дискуссии | Итоговый тест по теме «Россия в эпоху Александра I” Документы, стр. 69-70 |
40 | 1 | | | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. Наш край в 20-50-е годы. | Противоречия хозяйственного. Развития; «Манифест о почетном гражданстве»; «Указ об обязанных крестьянах» Социально-экономическое развитие Тюменской области в 20-50-е гг XIX века. | Называть характерные черты социально-экономического развития; Знать финансовую политику Е.В. Канкрина; уметь приводить примеры из текста, подтверждающие собственную позицию; Уметь объяснять позицию авторов учебника, политических деятелей XIX века | Понятийный диктант. Фронтальный опрос Сравнительная таблица «Особенности промышленного переворота» |
41 | 1 | | | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | Россия и революции в Европе; Вхождение Кавказа в состав России; Шамиль. Кавказская война | Называть основные направления внешней политики страны; Выделять причины кризиса в международных отношениях со странами запада; Раскрывать причинно-следственные связи; Давать оценку итогам войн России Работать с исторической картой | Хронологическая таблица, Работа по карте |
42 | 1 | | | Общественное движение в годы правления Николая I | Общественная мысль: западники и славянофилы; Н.М. Карамзин «Теор. Официаль. Народности» П.А. Чаадаев Русский утопич. Соц-зм Петрашевцы | Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; Делать сравнительный анализ позиций западников и славянофилов; Высказывать свою оценку в отношении общественных идей изучаемого периода; Самостоятельно работать с различными источниками информации; | Работа с документом, стр. 92-93. Сравнительная таблица «Общественное движение в годы правления Николая I» |
43 | 1 | | | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя | Причины, участники войны; Оборона Севастополя, ее герои; Парижский мир; Причины и последствия поражения | Знать дату войны, ее причины и характер; Показывать на карте места военных действий; Знать полководцев и участников; Объяснять значение и итоги Парижского мирного договора; Давать общую оценку ходу войны; | Проблемные задачи 308, 309, 310, (А.Т. Степанищев «Проблемные задачи»), работа по карте, задания в рабочей тетради (таблица «Ключевые события Крымской войны»); документы с. 100-101 |
44, 45 | 2 | | | Образование и наука в первой половине XIX века. Русские первооткрыватели и путешественники | Создание системы общеобразовательных учреждений; Достижения науки; Н.И. Лобачевский Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; Работать с текстом учебника, выделять главную мысль; Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; Работать с таблицей | Работа с таблицей (РТ) «Типы учебных заведений Контурная карта |
46, 47 | 2 | | | Художественная культура первой половины XIX века Быт и обычаи | Достижения культуры и искусства; Основные стили в художественной культуре; «Золотой век» русской поэзии Новые черты в быту русских сословий | Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры; Уметь извлекать необходимую информацию из текста учебника, работать с таблицей Называть изменения, произошедшие в первой половине XIX века в быту русских сословий; Уметь работать в группах | Работа в группах по заданному алгоритму |
48 | 1 | | | Повторение. Россия в эпоху Николая I. | Повторить и обобщить знания по теме, подготовиться к контрольной работе |
| 20 | Глава II. Россия во второй половине XIX века(20 ч.) |
49 | 1 | | | Накануне отмены крепостного права | Предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права | Называть предпосылки отмены крепостного права; Излагать причины отмены крепостного права; Моделировать различные ситуации с целью обсуждения проблемы; Давать оценку различным точкам зрения, устанавливать причинно-следственные связи | Тест по теме «Россия в эпоху Николая I». Задания 1,2 в рабочих тетрадях, схема «Предпосылки отмены крепостного права» |
50 | 1 | | | Крестьянская реформа 1861 г | Положение 19 февраля 1861 г.; Наделы; Выкуп и выкупные операции; Повинности временнообязанных крестьян | Называть альтернативные варианты отмены крепостного права; Знать основные положения крестьянской реформы; Объяснять значение отмены крепостного права | Задание 6 РТ, документ , стр. 143 |
51 | 1 | | | Либеральные реформы 60-70-х гг. | Реформа местного самоуправления Судебная реформа Военная реформа Реформа в области просвещения Значение реформ 60-70-х гг.в истории России | Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; Знать реформы в области просвещения.; Извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов. | Схема «Земская реформа» РТ, схема «Военная реформа», РТ, таблица «Судебная реформа» |
52 | 1 | | | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Особенности модернизации России; Развитие сельского хозяйства, промышленности. Финансовая политика. Промышленный подъем. | Называть отличия капиталистической и феодальной черт экономики; Знать особенности развития пореформенной промышленности и сельского хоз-ва; Понимать причины изменений в социальной структуре общества; Называть основные направления экономической политики государства | Документы, стр. 164-165, контурная карта, РТ, (№5) |
53 | 1 | | | Общественное движение: либералы и консерваторы | Подъем обществ. Движ после поражения в Крым. Войне; Либер., консер. Течения; Земск. Движение; Герцен, Огарев «Поляр. Звезда», «Колокол»; Чернышевский, Добролюбов; Жур «Соврем.» | Называть существенные черты идеологии практики консерватизма и либерализма; Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; Выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений; Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений | Документы, стр.174. РТ № 3-6 |
54 | 1 | | | Зарождение революционного народничества и его идеология | Радикальные течения; Теория революционного. Народничества. | Называть существенные черты идеологии практики радикального общественного движения; Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений | Схема в РТ, Документ в РТ (№ 3) Сравнительная таблица «Революционное народничество» |
55 | 1 | | | Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. | Методы практической. Деятельности народников 60-х гг. «Хождение в народ»; «Земля и воля»; «Черный передел» «Народная воля» | Называть существенные черты идеологии практики радикального общественного движения; Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений | Схемы, документ, стр. 169 «Земля и воля», «Раскол «земли и воли» |
56 | 1 | | | Внешняя политика Александра II | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | Называть цели и основные направления внеш. Политики 60-70-х гг.; Давать характеристику европейской политики России; Характеризовать политику России в Средней Азии; Показывать на карте основные направления внеш. Политики и места военных действий. | Схемы «Задачи русской дипломатии в Европе», «Дальневосточная политика России», таблица»завоевания средней Азии» |
57 | 1 | | | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Причины русско-турецкой войны; Основные события на фронтах; Сан-Стефанский мирный договор; Берлинский конгресс | Называть причины русско-турецкой войны; Выделять особенности этой войны; Используя карту, рассказывать о главных сражениях этой войны; Знать итоги русско-турецкой войны; Оценивать реакцию крупнейших европейских держав на успехи русских войск; Работать с докум.: выделять главную мысль, искать подтверждения собственным суждениям. | Хронологическая таблица по теме, контурная карта (РТ, № 4) |
58 | 1 | | | Повторение. Россия в эпоху Александра II. | Повторить и обобщить знания по теме, провести контроль изученного материала по теме | Тест, познавательные задачи, задания в форме ЕГЭ |
59 | 1 | | | Внутренняя политика Александра III. Наш край в конце XIX века. | Личность Александра III; Начало царствования императора; К.П.Победоносцев Попытки решения крестьянского вопроса; Рабочее законодательство; Политика в области просвещения и печати; Наступление на местное самоуправление; Национальная и религиозная политика. Тюменская область в конце XIX века. | Давать оценку личности Александра III; Называть основные черты внутренней политики первого периода правления Александра III; Знать факторы, оказавшие решающее воздействие на внутреннюю политику императора; Выделять основные направления внутренней политики императора; Сравнивать внутреннюю политику разных императоров, находить общие и различные черты | Вопросы с кратким ответом, документы, стр. 215 |
60 | 1 | | | Экономическое развитие в годы правления Александра III | Завершение промышленного переворота; Новые промышленные районы и отрасли хозяйства; Экономическая политика Александра III | Называть основные черты эконом. Политики Александра III; Сравнивать экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского и С. Ю.Витте. Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте | Сравнительная таблица «Экономическая политика в годы правления Александра III» |
61 | 1 | | | Положение основных слоев общества | Формирование классов индустриального общества; Изменения в социальной структуре общества | Называют новые группы, появившиеся в российском обществе; Указывают причины их появления; Умеют характеризовать основные сословия и классы российского общества | Сравнительная таблица по теме |
62 | 1 | | | Общественное движение в 80-90-х гг. | Земское движение; Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». | Называть организации и участников общественного движения; Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | Вопросы с кратким ответом, № 2, 4 в РТ |
63 | 1 | | | Внешняя политика Александра III | Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг. | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III; Характеризовать новые черты внешней политики; Комментировать высказывания историков современников Александра III; Показывать на карте основные направления внеш. Политики и места военных действий. | РТ № 1, 2, 4,5 |
64 | 1 | | | Просвещение и наука во второй половине XIX века | Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. | Понимать особенности системы образования конца XIX века; Указывать причины, которыми был обусловлен рывок в развитии отечественной науки; Знать о крупных научных открытиях отечественных ученых | РТ: №№ 1-4 |
65 | 1 | | | Культура во второй половине XIX века | Литература; Живопись; Скульптура Архитектура; Музыка; Театр; Художественные промыслы | Знать характерные черты русской литературы XIX века; Понимать, какие задачи выполняла литература второй половины XIX века; Выделять особенности русской живописи и скульптуры указанного периода. Называть направления художественной культуры второй половины XIX века. | Таблица по теме, кроссворд (РТ, № 3) |
66 | 1 | | | Быт: новые черты в жизни города и деревни | Урбанизация; Изменение облика городов; Изменения деревенской жизни | Называть изменения, произошедшие в образе жизни населения; Понимать суть урбанизации; Указывать особенности образа жизни русского человека конца XIX века | РТ, № 1-6 |
67 | 1 | | | Россия в эпоху Александра III | Повторить и обобщить материал по теме, провести контроль знаний по теме |
68 | 1 | | | Итоговое повторение по курсу Россия в XIX веке | Повторить и обобщить материал по теме. | Итоговый тест по теме урока |