СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории 8 класс. УМК    «Новая история 8 класс»  А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина и «История России 8  класс» А.А. Данилова, Л.Г.Косулина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории в 8 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089), с учетом программы «Новая история. 7-8 классы» А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной// Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2007; и программы «История России. 6-9 классы» А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной// Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М., «Просвещение», 2007.

Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.


Задачи курса:

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.

формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.


Общая характеристика предмета

XIX век – захватывающий по своему значению этап в истории человечества. Именно в этом столетии в Старом и Новом свете оформляется и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества, уклад которого складывался тысячелетиями, в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Процесс модернизации охватывает буквально все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь.История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). Это время в истории нашей родины ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода в изучении истории.

Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных

эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на ступени 8 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох.

Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в

динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагает их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом.

Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:

– передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью

учебного задания;

– проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное,

просмотровое, поисковое и др.);

– составлять план, тезисы конспекта;

– уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения

осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).



Место предмета в учебном плане

Согласно учебного плана Равнецкой ООШ для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 8 классе отведено 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. На изучение национально-регионального компонента отводится 7 уроков: №25 «Наш край в 19 веке», №29 «Сибирские полки в войне 1812», №41 «Архитектура сибирских городов», №42 «Быт и обычаи народов Сибири», №43 «Наш край в первой половине 19 в. Декабристы в Сибири», № 62 « Наука и просвещение в Тюменском крае», №66 «Наш край во второй половине 19 века».


Содержание тем учебного курса


«Новая история 1800 – 1900 гг.» (24 ч)

Введение Понятия индустриальное и традиционное общество. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества: господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.


Тема 1.Становление индустриального общества.

Индустриальные революции: достижения и проблемы. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм или империализм и его черты. Индустриальное общество. Изменения в структуре населения

индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды, новые развлечения. Наука в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе человека. Искусство в поисках новой картины мира. Развитие живописи, музыки, архитектуры. Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма Э. Бернштейн. I Интернационал

Тема 2. Строительство новой Европы.

Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи.

Разгром империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений. Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия –«мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Французская революция 1848 г. и Вторая империя. Германия на пути к единству. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-Германского союза. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии. Франко-Прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения германии и провозглашение германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

Тема 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества.

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II – «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мирной политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне. Создание Британской империи. Конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии Д.Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое советское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движение протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне. Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны. Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознание народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Особенности политического устройства. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Тема 4. Две Америки.

США в XIX в: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение рабов-негров. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян. США: империализм и вступление в мировую политику. Особенности экономического развития страны после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США. Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма.

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Особенности политического устройства. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика. Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. ИНК:

«умеренные» и «крайние». БалгангадхарТилак. Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства. Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстание гереро и готтентотов.

Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX веков.

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны – пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Повторение (1 ч.)


«История России 1800 – 1900 гг.» (44 ч)

Тема 1. Россия в первой половине XIX века

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия. Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия —мировая держава. Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли. Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения. Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов. Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии. Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов. Внешняя политика в 1826—1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828 — 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Общественное движение 30—50-х гг. Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма». Крымская война 1853—1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. Образование и наука. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество. Культура первой половины XIX в. Особенности и основные стили в художественной культуре. Романтизм, классицизм, реализм. Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. Критический реализм. Драматургические произведения. Театр. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. Живопись. Архитектура. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Тема 2. Россия во второй половине XIX века

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Либеральные реформы 60—70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков. Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II. Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III. Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата. Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России. Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Развитие образования, искусства и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.


Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны:

• получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире за 200 лет;

• о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;

• должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;

• приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

• анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

• научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

• уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения.

Учащиеся должны овладеть умениями:

• определять и объяснять понятия;

• уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;

• рассматривать общественные явления в развитии;

• анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;

• уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.

• соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений;

• называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;

• называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

• показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;

• описывать положение и образ жизни основных сословий;

• составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

• называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

• объяснять значение основополагающих понятий курса:

• сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений;

• излагать суждения о причинах и последствиях;




Тематическое планирование.


п/п

Тема

часы

К/работы

Тесты

1.

Введение.

1



2.

История Нового времени


23

1

3

3.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

21

1

2

4.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

23

1

2


Итого:

68

3

7






График контрольных работ, тестирования


Дата проведения

Тема контрольной работы, теста

1


Тест «Разгром Наполеона. Венский конгресс»

2


Тест «Третья республика во Франции»

3


Тест «Индия, страны Африки в 19- начале 20 века»

4


Итоговая контрольная работа по новой истории

5


Тест: «Отечественная война 1812 г.»

6


Тест «Внутренняя политика Николая 1»

7


К\р «Россия в первой половине 19 в.»

8


Тест «Русско-турецкая война в 1877-1878»

9


Тест «Просвещение и наука»

10


К\р «Россия во второй половине 19 в.»



























Календарно-тематическое планирование

урока

дата


Тема урока


Требования к уровню подготовки учащихся


Элементы содержания


Кодификатор ОГЭ

план

факт

Что изучает история.1час



1



История как наука.


Индустриализация, модернизация


Новая история 23 часа

2












От традиционного общества к обществу индустриальному. Индустриальная революция: достижения и проблемы

Называть основ черты капитализма; объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; доказывать свою точку зрения; решать проблемные задания

Промышленный переворот, капитализм, корпорация, картель, синдикат, трест, концерн, монополия, индустриальное общество


3



Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире.

Излагать суждения о причинах изменений социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев.

Миграция, эмиграция, эмансипация, реконструкция, элита, «рабочая аристократия».


4



Развитие науки в XIX в.

Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки

Технический прогресс, радиоактивность, микрочастица, пастеризация


5



XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература и искусство.

Называть основные направления худ культуры, представителей культуры

Романтизм, реализм, натурализм, академизм, импрессионизм, анархизм, ревизионизм..


6



Общественно-политические учения XIX в.

Называть особенности консерватизма, либерализма и радикальных учений. Указывать причины их возникновения.

Либерализм, консерватизм, социализм, марксизм, социал-реформизм


7



Франция в период консульства и империи.

Называть основные черты режима Наполеона; называть причины завоевательных войн (показ по карте); высказывать оценочное суждение исторической личности; уметь работать с документом.

Знать причины ослабления империи Наполеона; называть (показывать) основные военные сражения. Знать решения Венского конгресса, составлять таблицу

Консульство, плебисцит, Венский конгресс, Священный союз.


8



Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Тест

Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; уметь устанавливать причинно-следственные связи

Финансовая аристократия, луидор, дублон, реставрация, июльская монархия. Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим.


9



Англия в первой половине XIX в.

Объяснять цель и результат чартистского движения; называть и показывать по карте направления внешней политики; уметь работать с документами

Хартия, чартизм, законченный парламентский режим, тред-юнион, «мастерская мира».


10



Борьба за объединение Германии

Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; уметь устанавливать причинно следственные связи; оценивать монополистический капитализм, «новый курс» Бисмарка.

Юнкер, радикал, ландтаг, кронпринц, канцлер. Северогерманский союз.


11



Борьба за независимость и национальное объединение Италии

карбонарий


12



Франко-прусская война и Парижская коммуна

Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений

Парижская коммуна, оппозиция, коммунары, версальцы


13



Германская империя в конце 19 –начале 20 века

Знать гос. устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения; показывать на карте колонии

Рейхстаг, исключительные законы, милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм.


14



Создание Британской империи

Называть особенности развития Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и гос деятелей

Гомруль, лейбористская партия, Антанта, джингоизм.


15



Третья республика во Франции. Тест

Рассмотреть становление Третьей республики; характеризовать политическую жизнь Франции второй половины 19в. Называть особенности развития капитализма; основные реформы; показывать на карте колонии. Называть правителей и гос деятелей

Третья республика, радикал, атташе, коррупция.


16



Италия: время реформ и колониальных захватов

Характеризовать социально-экономическое положение Италии; рассмотреть реформаторский курс Джолитти. Уметь составлять таблицу; показывать на карте колонии, называть правителей и гос деятелей

Арбитр


17



Австро-Венгрия

Называть особенности развития и характер внешней политики, особенности развития Австро – Венгрии. Уметь составлять таблицу; показывать на карте колонии, называть правителей и гос деятелей

Дуалистическое государство, империя.


18



США в XIX в.

Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга. Называть правителей и государственных деятелей, этапы и итоги гражданской войны. Показывать на карте места сражений.

Гомстед, расизм, аболиционизм.


19



США в период монополистического капитализма. Тест

Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики, показывать основные направления

Олигархия, резервация прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки», дипломатия доллара


20



Латинская Америка в 19 – начале 20 в.

Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики; работать с картой

Каудильо, каудильизм, авторитарный режим, клан, гаучо, латиноамериканский «плавильный котел»


21



Япония, Китай в 19-начале 20 века.

Рассмотреть общую тенденцию и особенности развития Японии и Китая в 19в. Называть причины реформ в Японии и их последствия; объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики,объяснять особенности экономического развития Китая; причины превращения в полуколонию; составлять сравнительную таблицу

Сегун, Мейдзи, опиумные войны, тайпины, ихэтуани, политика самоусиления, сипаи, «свадеши»


22



Индия, страны Африки в 19-начале 20 века. Тест

Проследить процесс утверждения английской колониальной администрации в Индии; рассмотреть процесс колонизации Африки. Называть особенности развития; уметь делать сообщения; уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы

Индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные», тотемизм, анимизм.


23



Международные отношения в конце 19 –начале 20 в.

Называть основные международные противоречия

Буры, Антанта, пацифизм, Тройственный союз.


24.



Итоговый урок систематизации знаний по теме: «Мир в конце 19-начале 20 в.в.»




Россия в XVIII – середине XIX вв. 21час

25



Россия в начале XIX в.

Наш край в начале XIX в.

Знать цель, задачи, предмет курса и структуру учебника.

Уметь характеризовать социально-экономическое развитие России к началу 19 в.

История, модернизация, кризис

2.1

26



Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806г.г.

Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I(борьба со взяточничеством и казнокрадством при Александре 1).; делать оценочные суждения..

Либерализм, амнистия, маневр, манифест, «Негласный комитет»

2.1.7

27



Внешняя политика в 1801-1812 г.г.

Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны,уметь показывать их на карте; давать оценку результативности внешней политики страны.

Коалиция, сейм


28



Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского;

знать причины их неполной реализации и последствия принятых решений; давать оценку реформам.

Реформа, инстанция, консерватизм, идеолог, ценз

2.1.7

29



Отечественная война 1812 г. Сибирские полки в войне 1812 года.

Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.;

перечислять планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения

Инфантерия, ополчение, флеши, фураж, редут, бюджет, Отечественная война, генеральное сражение

партизаны

2.1.8

30



Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.

Объяснять цели и результаты заграничного похода 1812-1814 гг.; называть и показывать по карте основные сражения, основные направления внешней политики страны в новых условиях; давать оценку результативности внешней политики страны.

Священный союз, Венский конгресс

2.1.8

31



Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 г.г.

Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку внутренней политики; уметь извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа

Конституция, мистицизм, иезуиты

2.1.7

32



Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.Тест

Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

Экономический кризис, тариф, легкая и тяжелая промышленность

2.1.7

33



Общественное движение при Александре 1

Называть причины возникновения общественного движения; знать определяющие черты, основы идеологии, основные этапы развития движения; давать общую характеристику программным документам, находить общие и отличительные черты в них.

Масоны, «Союз спасения», «Союз благоденствия», Южное общество, Северное общество

2.1.10

34



Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов; уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения

Цензура, династический кризис

2.1.9

35



Внутренняя политика Николая 1.Тест

Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I борьба со взяточничеством и казнокрадством при Николае1).; уметь делать оценочные суждения, вскрывать причинно-следственные связи; вести диалог и участвовать в дискуссии

Жандармерия, канцелярия

2.1.7

36



Социально-экономическое развитие страны в 20-50 г.г.

Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е.В. Канкрина; уметь приводить примеры из текста, подтверждающие собственную позицию; уметь объяснять позицию одноклассников, авторов учебника, политических деятелей XIX века

«капиталистые» крестьяне, классы, ростовщичество, товарно-денежные отношения

2.1.7

37



Внешняя политика Николая 1 в 1826-1849 г.г.Тест

Определять основные направления внешней политики страны; выделять причины кризиса в международных отношениях со странами Запада; давать оценку итогам войн России

Уния, революция, «Международный жандарм»


38



Общественное движение в годы правления Николая 1

Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; делать сравнительный анализ позиций западников и славянофилов; уметь высказывать свою оценку в отношении общественных идей изучаемого периода

Западники, славянофилы,

общинный социализм, консерватизм, либерализм, революция, социалистические учения

2.1.10

39



Крымская война 1853-1856 г.г. Оборона Севастополя.

Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора; уметь давать общую оценку хода войны

коалиция

2.1.12

40



Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; уметь делать сообщения; давать оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям

Сословность образования,

экспедиция, гальванопластика, электрическая дуга, телеграф.

2.3

41



Художественная культура Архитектура сибирских городов.

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры; актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме; уметь извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников

Национальное самосознание,

классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир,

2.3

42



Быт и обычаи

Быт и обычаи народов Сибири

шорничество, анфилада

2.3

43



Наш край в первой половине 19 в. Декабристы в Сибири.



44



Обобщение по теме «Россия в первой половине 19 века».

Обобщать и систематизировать изученный материал.



45



Контрольная работа по теме «Россия в первой половине 19 в»

Владеть всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе



Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв. 23 часа

46



Накануне отмены крепостного права

Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; вести коммуникативный диалог, делать оценочные суждения

Недоимки, политический режим

2.2.1

47



Крестьянская реформа 1861 г.

Называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права

Отрезки, временнообязанные крестьяне, рескрипт, мировой посредник

2.2.1

48



Реформы 1860 -1870 годов

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; знать реформы в области просвещения; извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов; называть причины проведения либеральных реформ 60-70-х гг.; приводить оценки характера и значения социальных реформ и двойных стандартов в борьбе с коррупцией в Российской империи

Земства, компетенция, апелляция, суд присяжных, присяжный поверенный, нигилизм, террор, правовое государство

2.2.1

49



Либеральные реформы 60-70 г.г. Проверочная работа «Реформы 60-80 годов»

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; знать реформы в области просвещения; извлекать необходимые знания из основных и дополнительных текстов; называть причины проведения либеральных реформ 60-70-х гг.; приводить оценки характера и значения социальных реформ

Земства, компетенция, апелляция, суд присяжных, присяжный поверенный, нигилизм, террор, правовое государство

2.2.1

50



Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Называть отличия капиталистических и феодальных черт экономики; знать особенности развития пореформенной промышленности и с/х; называть основные направления экономической политики государства

Концессия, кредит, товарное производство, промышленный переворот, стачка, аренда

2.2.2

51



Общественное движение: либералы и консерваторы

Называть существенные черты идеологии практики консерватизма и либерализма; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общность и различия сравниваемых исторических явлений; излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений

Либерализм, консерватизм, публичность, устои

2.2.3

52



Зарождение революционного народничества и его идеология

Называть существенные черты идеологии практики радикального общественного движения; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений

Народничество, теория, конспирация

2.2.3

53



Революционное народничество второй половины 60-начала 80 г.г.

Террор, политические требования, подпольная организация

2.2.3

54



Внешняя политика Александра 2

Называть цели и основные направления внешней политики 60-70-х гг.; давать характеристику европейской политики России; характеризовать политику России в Средней Азии; показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.

«Союз трёх императоров», «опиумная война»

2.2.4

55



Русско-турецкая война 1877-1878 г.г .Тест

Называть причины русско-турецкой войны; выделять особенности этой войны; используя карту, рассказывать о главных сражениях этой войны; знать итоги русско-турецкой войны; оценивать реакцию крупнейших европейских держав на успехи русских войск.


2.2.4

56



Повторительно-обобщающий урок «Россия при Александре II».Проверочная работа

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Владеть всеми необходимыми умениями и навыками, указанными в программе



57



Внутренняя политика Александра 3.

Давать оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики первого периода правления Александра III; знать факторы, оказавшие решающее воздействие на внутреннюю политику императора; выделять основные направления внутренней политики императора; давать сравнительные характеристики внутренней политики разных императоров, находить общие и различные черты

Инспектор, крамола, переселенческая политика, реакция, сектанты, циркуляр, черта оседлости

2.2.2

58



Экономическое развитие в годы правления Александра 3

Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского; знать экономическую программу С.Ю. Витте; объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте

Акциз, акция, биржа, винная монополия, косвенные налоги

2.2.2

59



Положение основных слоёв общества

Называть новые группы, появившиеся в российском обществе, указывать причины их появления; характеризовать основные сословия и классы российского общества

Сословие, класс, разночинец, меценатство, станица

2.2.2

60



Общественное движение в 80-90 г.г.

Называть организации и участников общественного движения, существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

Либерализм, консерватизм, марксизм, народничество

2.2.3

61



Внешняя политика Александра 3.

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III; характеризовать новые черты внешней политики; комментировать высказывания историков современников Александра III; показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.

Мобилизация, сепаратный мир

2.2.4

62




Просвещение и наука. Просвещение и наука в Тюменском крае. Тест.

Понимать особенности системы образования конца XIX века; указывать причины, которыми был обусловлен рывок в развитии отечественной науки; знать о крупных научных открытиях отечественных ученых; знать характерные черты русской литературы XIX века

Уметь характеризовать особенности культуры указанного периода; называть изменения, произошедшие в образе жизни населения; понимать суть урбанизации;

Гуманитарные науки, естественные науки, рецидив

Художники-передвижники

2.3.1

2.3.2

63



Литература и изобразительное искусство


2.3.3

64



Архитектура, музыка, театр, народное творчество

Коммунальное хозяйство, урбанизация

2.3.1

65



Быт: новые черты в жизни города и деревни



66



Наш край во второй половине 19 в




67



Контрольная работа по теме «Россия во второй половине 19в»

Обобщать и систематизировать изученный материал.



68



Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге 20 в.




































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!