Утверждаю: Согласовано:
Директор зам.директора по УВР
МКОУ Лебедевской СОШ МКОУ Лебедевской СОШ
______ С.А. Смирнова ______ Т.И. Никитина
«____»_________201__г. «___»_________ 201_ г
Приказ №___ от _______
Рабочая программа
по истории
для 8 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Автор: Карташова С.А.
Учитель истории и
обществознания
:
с. Лебедевка.2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.
Рабочая учебная программа по Истории 8 класс составлена на основе примерной программы курса «История России» для общеобразовательных учреждений в соответствие с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования; по истории Новой истории - Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Новая история. 19 – начало 20 века» Авторы: История России, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина 2006 г.;
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
«О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» // (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р);
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986);
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
«О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 03-449).
«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. № 03-255).
«О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. № 01–438).
«Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011–2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600
Цели и задачи.
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и много конфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в VIII классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, из них 44 – на историю России, 26 на изучение истории Нового времени
Система оценивания: наряду с традиционным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы контроля:
Предполагаемые результаты:
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
Знания об основных этапах и ключевых событиях истории России и мира в период XIX в.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
Знания о важнейших достижениях культуры и системах ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
Умение различать виды исторических источников;
Коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности.
Межпредметные связи, преемственность.
Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе.
Обществознание, 8-й класс: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 8-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 8-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 8-й класс: общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества.
- В преподавании курса используются современные образовательные технологии:
1. Развивающее обучение, личностно – ориентированные технологии
2. Интерактивные образовательные технологии
3.Реализация модели практико-ориентированное обучение истории и обществознания при использовании проектных технологий и ИКТ
4. Непрерывное экономическое образование учащихся 5-11 классов
5. Развитие творческих способностей учащихся при использовании проектных методов обучения на уроках истории
6. Формирование ИКТ – компетенций в преподавании общественных дисциплин
7. Оптимальное использование традиционных и инновационных технологий в целях подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ НОВАЯ ИСТОРИЯ XIX в.
часть 1. становление индустриального общества
Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ (10 ч)
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.
Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.
Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.
Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
ЧАСТЬ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века.
Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.
ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Колониальные захваты.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.
Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ (З ч)
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.:
НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX В.
Введение. Основные вехи истории страны к концу XVIII в.
Тема 1. Россия в первой половине XIX в.
Россия на рубеже XVIII–XIX вв. Территория империи. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Социальная структура общества. Особенности российской политической системы. Уровень социально-экономического развития страны и его соотношение с уровнем развития западноевропейских стран. Проблемы модернизации страны в начале XIX в.
Внутренняя политика Александра I в 1801–1812 гг. Личность и политические взгляды царя. Проекты реформ Негласного комитета. Попытки решения крестьянского вопроса. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа органов государственного управления. Законодательные проекты М.М. Сперанского. Мероприятия по развитию просвещения.
Внешняя политика Александра I в 1801–1812 гг. Участие России в антинаполеоновских коалициях и войнах с Францией. Тильзитский мир и его последствия. Русско-шведская война, присоединение Финляндии к России. Включение восточногрузинских земель в состав России. Войны с Ираном и Турцией, присоединение Закавказья и Молдавии к России.
Отечественная война 1812 г. Причины войны. Планы сторон и соотношение сил накануне войны. Отступление русской армии. Оборона Смоленска. М.И. Кутузов. Бородинская битва и ее значение. Вступление Наполеона в Москву, пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Партизанское движение. Народный характер войны. Изгнание армии Наполеона из России. Внешняя политика России в 1813–1825 гг. Заграничный поход русской армии. Смерть М.И. Кутузова. Победы над Наполеоном. Россия на Венском конгрессе. Превращение России в мировую державу. Восточный вопрос.
Внутренняя политика Александра I в 1813–1825 гг. Влияние Отечественной войны на внутриполитическую ситуацию в стране. Замыслы либеральных реформ (проект освобождения крепостных крестьян, проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» Н.Н. Новосильцева) и их судьба. Польская конституция. Консервативные начала в государственной деятельности А.А. Аракчеева. Организация военных поселений. Восстания военных поселян. Итоги внутренней политики Александра I.
Общественные движения первой четверти XIX в. Причины возникновения тайных дворянских организаций. Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля: либеральные и радикальные тенденции в декабризме. Восстание на Сенатской площади и восстание Черниговского полка. Влияние выступления декабристов на русское общество.
Социально-экономическое развитие России. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны. Углубление кризиса крепостнической системы и отставание России от промышленно развитых стран. Экономический кризис 1812–1815 гг. Старые проблемы и новые явления в российской деревне. Помещичье хозяйство. Отмена крепостного права в Прибалтике. Положение крестьянского хозяйства. Облик городов, их население и роль в экономической жизни страны. Начало промышленного переворота в России.
Развитие транспорта, строительство железных дорог. Рост внутренней торговли. Ярмарки. Внешняя торговля России.
Внутренняя политика Николая I. Противоречивость внутренней политики Николая I, ее основные направления. Развитие бюрократической системы. Третье отделение и усиление полицейского контроля над общественной жизнью. Реформы в период правления Николая I. Кодификация законодательства (подготовка «Свод законов Российской империи» М.М. Сперанским). Комитеты по разработке проекта крестьянской реформы и отсутствие реальных результатов их деятельности. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Причины ограниченности реформаторских начинаний.
Народы России в первой половине XIX в. Национальные отношения в Российской империи. Польский вопрос. Польское восстание 1830–1831 гг. Национальная политика самодержавия.
Внешняя политика Николая I. Основные направления внешней политики России. Россия и Священный союз. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848–1849 гг. Война с Ираном. Туркманчайский мир. Утверждение России в Закавказье. Обострение восточного вопроса.
Кавказская война. Политика России на Кавказе. Основные этапы войны. Государство Шамиля. Мюридизм. Итоги и последствия войны.
Крымская война. Причины и основные этапы. Синопское сражение. Крымская кампания. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Парижский мир. Причины поражения России.
Общественные движения 30–50-х гг. Проблемы социально-экономического и политического развития страны и их отражение в сознании образованного общества. Теория официальной народности. С.С. Уваров. Кружки 30–40 гг. XIX в. П.Я. Чаадаев. Зарождение либерального движения. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин) и славянофилы (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, братья Киреевские) о путях развития России. Возникновение социалистического направления в общественной мысли России. Общинный социализм А.И. Герцена. Вольная русская типография. «Колокол». М.В. Петрашевский.
Наука и образование в первой половине XIX в. Культурный и образовательный уровень разных слоев общества. Структура образования (народные школы, гимназии, институты, университеты) и сословные ограничения. Открытия русских ученых первой половины XIX в., имевшие всемирное значение. Н.И. Лобачевский, Н.И. Зинин, Б.С. Якоби, В.Я. Струве, Н.И. Пирогов. Развитие географической науки. Исследование окраинных земель России. Русские путешественники.
Золотой век российской культуры. Литературные направления первой половины XIX в. А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Формирование русского литературного языка. Архитектурные стили первой половины XIX в.: поздний классицизм (ампир), эклектика. А.Н. Воронихин, О. Монферран, К.И. Росси, К.А. Тон. Скульптура. П.К. Клодт, И.П. Мартос. Живопись. Обращение художников к жизни народа. Зарождение реалистических тенденций в русской живописи. А.Г. Венецианов, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов, О. А. Кипренский, А.А. Иванов, П.А. Федотов. Формирование национальной музыкальной культуры. Творчество М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Театральная жизнь. Малый и Большой театры. М.С. Щепкин.
Перемены в быту основных сословий населения. Городское и сельское жилища. Образ жизни представителей разных сословий. Одежда. Досуг. Пища.
Тема 2. Россия во второй половине XIX в.
Кризис империи Николая I. Необходимость модернизации России. Социально-экономические и политические противоречия. Нарастающее отставание России от ведущих западноевропейских стран. Последствия Крымской войны – обострение социально-экономической и общественно-политической ситуации в империи.
Россия накануне преобразований. Подготовка крестьянской реформы. Социально-экономическое развитие России к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Основные задачи модернизации страны в середине XIX в. Личность императора Александра II. Принятие решения об отмене крепостного права «сверху». Проекты отмены крепостного права – борьба либеральных и консервативных сил. Точка зрения социалистов на пути и способы проведения крестьянской реформы. Негласный комитет.
Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Личное освобождение крестьян. Сельские общества и мировые посредники. «Временнообязанные» отношения. «Отрезки». Выкупные операции и выкупные платежи. Реакция крестьян на Манифест 19 февраля, крестьянские волнения. Современники об отмене крепостного права. Историки о значении реформы 1861 г.
Реформы 60–70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления: земства и городские думы. Судебная реформа, введение суда присяжных. Выдающиеся российские юристы. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович. Военная реформа, введение всеобщей воинской повинности. Д.А. Милютин. Изменения в системе образования. Новый университетский устав. Смягчение цензурных правил.
Значение реформ 60–70-х гг. Российский путь модернизации. Начало формирования в России основ правового государства и гражданского общества. Развитие капиталистических методов хозяйствования в городе и деревне. Развитие промышленности и транспорта. Изменение социальной структуры. Русские предприниматели. Рост численности городского населения. Община. Расслоение крестьянства. Чересполосица. Аграрное перенаселение. Отходничество. Незавершенность реформ. Сохранение самодержавного политического строя. Своеобразие российской модели общественного развития.
Либеральное движение в 60–70-е гг. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь (общественное значение литературы в новых условиях, радикализация общества, национальные движения). Выступления либералов с предложениями о введении конституции. Зарождение либерального земского движения. С.А. Муромцев, И.И. Петрункевич.
Консервативное общественное движение 60–70-х гг. Отношение консерваторов к реформам и к власти. М.Н. Катков.
Радикальные общественные движения 60–70-х гг. Революционно-демократическая идеология. Социализм Н.Г. Чернышевского. Русская революционно-демократическая эмиграция. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи: П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев. Революционно-демократические организации. «Земля и воля» 60-х гг. Появление террористических организаций. Нечаевщина. Хождение в народ и влияние его результатов на развитие революционно-демократического движения. «Чайковцы». «Земля и воля» 70-х гг. «Народная воля» и «Черный передел». Зарождение рабочего движения. Первые рабочие союзы.
Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70–80-х гг. Причины кризиса реформаторского курса. Борьба либеральной и консервативной тенденций во внутренней политике Александра II. Покушения на императора. Борьба правительства с терроризмом. Проекты изменения политической системы России. Конституционный проект М.Т. Лорис-Меликова. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики. А.М. Горчаков. Российско-германский союз. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Основные итоги внешней политики.
Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Балканский кризис. Причины и основные этапы войны. М.Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир. Берлинский конгресс. Итоги войны.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Консервативный характер внутренней политики нового царя. «Положение об усиленной охране». Политика консервативной модернизации. Поддержка помещичьих хозяйств. Учреждение Крестьянского и Дворянского банков. Подавление революционного движения. Усиление правительственного надзора за деятельностью земского и городского самоуправления. Земские начальники.
Социально-экономическое развитие России в 80–90-е гг. Ускоренное промышленное развитие страны. Завершение промышленного переворота и его последствия. Государственная поддержка тяжелой и военной промышленности. Н.X. Бунге. И.А. Вышнеградский. Строительство новых железных дорог и их значение. Экономический подъем 90-х гг. и деятельность С.Ю. Витте: протекционизм, налоговая политика, денежная реформа. Голод 1891 и 1898 гг. Внешнеторговые связи России. Экспорт российского сырья и продовольствия в европейские страны и экспорт российских промышленных товаров в страны Азии.
Народы России во второй половине XIX в. Национальный вопрос и пути его решения при Александре II. Национальная политика Александра III. Положение народов Средней Азии.
Появление новых течений в общественно-политической жизни в 80–90-е гг. Влияние внутриполитического курса Александра III на общественную жизнь. Новые явления в либеральном земском движении (тактика «малых дел», «третий элемент»). Зарождение нового либерализма в 90-е гг. XIX в. Появление либерального течения в народничестве. Н.К. Михайловский. В.П. Воронцов. Кризис революционного народничества. Формирование неонароднической идеологии. Распространение марксизма. Г.В. Плеханов. Группа «Освобождение труда». Социал-демократические кружки начала 90-х гг. XIX в. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Национальные движения на окраинах Российской империи.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления российской дипломатии. Европейская политика. Образование русско-французского союза. Отношения с Англией. Среднеазиатская политика России. Дальневосточная политика России. Русско-китайские отношения. Усиление русско-японских противоречий.
Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. Рост потребности в образованных кадрах в условиях начала индустриальной модернизации страны. Система образования в России (земские, церковноприходские и воскресные школы, реальные училища и гимназии, университеты, высшие технические учебные заведения, женские высшие учебные заведения). Просветительские общества, народные библиотеки и рост уровня грамотности населения. Научная жизнь России. Научные общества и учреждения. Научные школы. Открытия и изобретения мирового масштаба, сделанные русскими учеными и изобретателями. Политехнический музей. История и другие общественные науки. С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Исторический музей. Русские путешественники, географы и этнографы: П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай.
Достижения художественной культуры России во второй половине XIX в. Русская литература второй половины XIX в. Отражение изменений в социально-экономической и политической жизни страны в русской литературе. Реализм. Влияние русской литературы на общественную жизнь страны. Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. Мировое значение русской литературы второй половины XIX в. Русская реалистическая живопись как явление мировой культуры. Товарищество передвижных художественных выставок. В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, И.Е. Репин. Меценаты. П.М. Третьяков. Музеи. Архитектурные стили второй половины XIX в.: русский стиль, неоготика, неоклассицизм, модерн. В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев, Ф.О. Шехтель. Скульптура: М.О. Микешин, А. М. Опекушин, М.М. Антокольский. Музыкальная жизнь страны. Русское музыкальное общество. Петербургская и Московская консерватории. Оперное и симфоническое искусство. Развитие национальных традиций в музыке. «Могучая кучка». П.И. Чайковский. Драматическое искусство. Малый театр. П.М. Садовский, М.Н. Ермолова. Возникновение Московского Художественного театра. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.
Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в. Влияние промышленного переворота на изменения в быту горожан и сельских жителей. Человек и реформы. Новое на транспорте, в средствах связи. Мода. Досуг.
Основные понятия курса.
Модернизация, социальная структура, западники, славянофилы, народничество, революционно-демократическое движение, кризис крепостнической системы, бюрократическая система, земство, суд присяжных, терроризм.
Цель реализации национально-регионального компонента (НРК):
повысить интерес к уральскому региона;
воспитать чувство патриотизма, хозяина, бережливого отношения к наследию Урала;
познакомить учащихся с проблемами своего края, которые поставлены в ходе реализации НРК в образовательном процессе: расширение и конкретизация знаний курса «История», предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта;
реализация гарантированного права на получение комплекса знаний о Челябинской области.
В КТП 8 класса на реализацию НРК отводится 10% от учебного времени.
№ урока | Тема | Содержание НРК |
1. | Россия на рубеже XVIII-XIX вв. | Урал в начале 19 века. Реформф высших органов «горной власти». Горнозаводской округ. |
11 | Социально-экономическое развитие России в сер. XIX в. | Социально-экономическое развитие Урала в середине 19 века. |
24 | Развитие капитализма в промышленности в пореформенной России | Особенности развития Урала в пореформенный период |
32. 36. 41 | Экономическое развитие региона Развитие культуры и быта в нашем регионе | Промышленный подъём 90-х годов на Урале Экономическое развитие региона. Развитие культуры и быта в нашем регионе. |
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 822 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В утвержденных перечнях рекомендованы и допущены учебники А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной издательства «Просвещение».
Примерная программа по истории 5-9 класс(стандарты второго поколения) ; Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы. Данилов А.А., Косулина Л.Г;
Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г, История России: Конец XVI - XVIII век, Просвещение, 2009;
Рабочая тетрадь Данилова А.А., Косулиной Л.Г, История России: Конец XVI - XVIII век, Просвещение, 2011;
С.В. Агафонов. Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века, Экзамен, 2009;
Н.Ю. Колесниченко. Истории России конец XVI - XVIII век. Дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды), Учитель, 2009;
К.В. Волкова. Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс, ВАКО, 2010.
Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.
Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы, (стандарты второго поколения). Блок 2. Всеобщая история; Программа курса «Всеобщая история», Дрофа, 2004
Учебник Юдовской А.Я., П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной, Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913, Просвещение, 2009;
Рабочая тетрадь А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной «История Нового времени 1800-1913» в 2х частях, Просвещение, 2009;
Атлас и контурные карты по Новой истории 8 класс, Дрофа, 2008;
Ю.И. Максимов. Тесты по истории Нового времени к учебнику Юдовской А.Я., П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913»,Экзамен, 2010.
К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по Новой истории, ВАКО, 2008;
Электронное издание по курсу «Всеобщая история», History 8; Media Cordis, 2009.
Научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе, 2010.
Помимо собственно учебника, в каждый комплект входят рабочие тетради для учащихся и методические рекомендации для учителей. Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и других мировых держав и судьбах населяющих их народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и зарубежной истории. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОИЯ РОССИИ XIX в»1 (40 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Информ. сопровождение | Дата проведения |
По плану | По факту |
| РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (20 ч) | | | |
1 | Введение. Россия на рубеже веков | 1 НРК | Урок изучения нового материала | Урок - беседа | Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. | Называть основные социальные, национальные, конфессиональные группы общества Российской империи, давать характеристику | Стр. 5-6 §1 | | |
| Тема 1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в. (5 часов) | | | |
2 | Внешняя политика в 1801-1812 гг. М. М. Сперанский | 1 | Урок изучения нового материала | Урок - рассказ с элементами беседы | Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. «Указ о вольных хлебопашцах». Учреждение министерств. Попытки проведения реформы | Знать понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право. Называть: годы царствования Александра I, характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений | §1,3 стр.11 вопрос к документам | | |
3 | Реформаторская деятельность Сперанского | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | Внешняя политика. войны со Швецией, Турцией, Ираном. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада | Знать: понятия коалиция, конвенция, сейм. Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; показывать на карте, оценивать ее результативность | §2 Схема: основные направления внешней политики России | | |
4 | Отечественная воина 1812 г. | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России | Отечественная война, Партизаны. Знать хронологические рамки Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения | §4 Вопросы 2,4,5,6 письменно. Стр.32 вопросы к документам устно. | | |
5 | Заграничный поход русской армии. Россия Внешняя политика России в 1813-1825г | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз | Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны в новых условиях | §5 вопросы .задание в тетраде | | |
6 | Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Социально- экономическое развитие после 1812г. | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций А. А. Аракчеев. Аракчеевщина. Тарифный устав, военные поселения | Гражданские свободы, автономия. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I; давать оценку внутренней политики Называть характерные черты социально-экономического развития; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. | §6 | | |
7 | Общественное движение при Александре -1 | 1 | Комбинированный | Лекция с элементами беседы | Тайные общества Северное и Южное.их программы.Движение декабристов.Востание на Сенатской площади 14 декабря1825г Востание Черниговского полка Суд над декабристами. | Общественное движениелиберализм.тайное общество.конституция.Назывпть причинывозниковения общественного движения.основы идеалогии.основные этапы развития общественного движения.Обьяснить цели и результат деятельности декабристов.оценивать историческое значение востание декабристов | *8-9.таблица Северное и Южное общество .вопросы .задание | | |
| | | | |
8 | Повторительно-обобщающий урок | | | Тест | | | | | |
| Тема 3. Внутренняя политика Николая I. (2 часа) | | | |
9 10 | Династический кризис. Внутренняя политика Николая-1 | 2 | Урок изучения нового материала | Работа с документами. | Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А. X. Бенкендорф. | Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм. Кодификация законов. Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I | §10 | | |
11 | Социально- экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. | 1 НРК | Урок –изучение нового материала | практикум. Работа с документами | Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почетном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах» | Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, промышленный переворот. Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е. Ф. Канкрина. Реформа Киселева П.Д. | §11. Заполнить задание: «Социально-экономическое развитие» | | |
| Тема 4. Общественная мысль во второй четверти XIX в (2 часа) | | | |
12 -13 | Общественная мысль во второй четверти XIX в: Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. | 2 | Урок - изучение нового материала | практикум. Работа с документами | Общественная мысль: государственная идеология, западники и славянофилы, утопический социализм. Н. М. Карамзин. «Теория официальной народности». П. А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы | Западники, славянофилы, общинный социализм. Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку | §12. Краткий опорный конспект «Общественные движения второй четверти XIX века. | | |
| Тема 5. Внешняя политика Николая 1 (3 часа). | | | |
14 | Внешняя политика 1826-1849г Николая I. Народы России. | 1 | Урок - изучение нового материала | Урок –рассказ с элементами беседы | «Международный жандарм». Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война | Называть основные направления внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада | §12 Схема: основные направления внешней политики России | | |
15-16 | Общественное движение в30-50г Крымская война. | 2 | комбинированный урок | Урок – рассказ | Крымская война. Причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения | Знать даты, причины, характер войны; показывать на карте места военных действий; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора | §14. Вопросы к документам | | |
| Тема 6. Российская культура первой половины XIX в. (2 часа) | | | |
17 | Развитие Образование .его сословный характер. Научные открытия | 1 | Урок изучения нового материала | Сообщения учащихся. | Создание системы общеобразовательных учреждении. Достижения науки. Н. И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Сословность образования | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | §15-16 | | |
18 19 20 | Русские первооткрыватели.Особенности и основные стили в худ-й культуре.Быт и обычаи | 3 | комбинированный урок | Сообщения учащихся | Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв. | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры | §17-18 | | |
21 | Обобщение: Россия на пороге перемен | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | контроль | | | | | |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в (20 ч) | | | |
| Тема 1. Великие реформы 60-70 годов XIX в. (6 часов) | | | |
22 | Накануне отмены крепостного права. | 1 | Урок изучения нового материала | Лекция с элементами беседы | Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян | Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники. Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянские реформы; объяснять значение отмены крепостного права | §19-20 Конспект: основные положения крестьянской реформы Подготовить выступления по 21-22 параграфам | | |
23 | Крестьянская реформа 1861г.Экономическое развития региона в условиях реформ. | 1 | Урок изучения нового материала | | Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в истории России | Земство, куриальная система выборов, суд присяжных Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения соц. реформ. | | | |
24 | Социально- экономическое и политическое развитие после отмены крепостного права | 2 НРК | Урок практикум | | Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II | Отработочная система, промышленный переворот, класс, индустриальное общество. Называть основные направления эконом. политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; | §23 | | |
| Тема 2. Общественные движения второй половины XIX в. (3 часа) | | | |
25 26 27 | Общественные движения либералы и консерваторы.Либеральные реформы60-7-г | 3 | комбинированный урок | Урок -беседа | Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.. А. И. Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда», «Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Современник» Радикальные течения. Теория революционного народничества. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев | Либералы, консерваторы. Либеральные, консервативные течения. Земское движение. Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма, радикального общественного движения | §24-25 Таблица: общественные движения второй половины XIX века. Вопросы к документам (п) | | |
28 29 | Зарождение революционного народничество и его идеалогии . Народнические организации во второй половине1860-1880г.г. | 2 | Изучение нового материала | лекция | Народнические организации 60-70. «Хождение в народ», «Земля и воля» и ее раскол. Народная воля. | Автономия, восстание. Называть даты событий, объяснять причины и называть итоги восстаний. | §26 | | |
| Тема 3. Внешняя политика Александра II. (2 часа) | | | |
30 | Внешняя политика Александра II | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | Союз трех императоров, «Священная война» Называть цель и основные направления внешней политики 60-70-х гг. | §27 Схема: Основные направления внешней политики России. | | |
31 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | комбинированный урок | рассказ с элементами беседы | Русско-турецкая война | Балканский кризис, национально-освободительная война Знать даты русско-турецкой войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией | §28 Вопросы к документам (п) | | |
32 | Обобщение: Россия во времена Великих реформ | НРК | Повторительно-обобщающий урок. | контроль | | | | | |
| Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в правление Александра III (4 часов). | | |
33 | Внутренняя политика Александра III. Контрреформы 1880-х гг. | 1 | комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Александр III. Консервативная политика Александра III. К. П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения | Реакционная политика. Называть основные черты внутренней политики Александра III | §29-30 | | |
34-3536 | Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. С. Ю. Витте.Экономическое развитие региона. | 3 НРК | комбинированный урок | Работа с текстом учебника | Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. | Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение. Называть основные черты экономической политики Александра III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических деятелей | §31-33 таблица: основные слои русского общества сообщение | | |
37 | Внешняя политика Александра III Россия в военно-политических блоках. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Внешняя политика России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии. | Называть цели и основные направления внешней политики Александра III | §35 | | |
| Тема 5. Общественное движение в 80—90-х гг. (1 час) | | | |
38 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Распространение марксизма. Г. В. Плеханов. «Освобождение труда». В. И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | Марксизм. Земское движение. Идеология народничества Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных) | §34 вопросы к документам. (п) | | |
| Тема 6. Российская культура второй половины XIX в. (2 часа) | | | |
39-40 41 | Российская культура второй половины XIX в.Развитие культуры и быта в нашем регионе. | 2 НРК | изучение нового материала | Выступления учащихся с сообщениями | Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура XIX в. Д.И.Менделеев. Художественное искусство. Архитектура. Живопись. Театр. | Называть выдающихся представителей и достижения российской науки | §36-39 | | |
4243 44 | Итоговое обобщение: Россия на стыке веков | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Контроль тест | | | Сообщение презентация. | | |
Календарно-тематическое планирование по курсу «История Нового времени. 1800-1913 г.г.» (8 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | План. дата урока | фактически | Примечания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25 26 | Становление индустриального общества в XIX в. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества. Время технического прогресса Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Материальная культура и изменения в повседневной жизни. Развитие науки в XIX веке. Идейные течения в обществознании. Строительство новой Европы Франция в период консульства и империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Англия в I половине XIX века. Борьба за объединение Германии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Мир во II половине XIX века Европа: время реформ и колониальных захватов Германская империя. Создание Британской империи. Третья республика во Франции. Италия: время реформ и колониальных захватов. Австро-Венгрия. Две Америки США в XIX веке. США в период монополистического капитализма. Художественная культура XIX столетия Основные художественные течения. Романтизм и реализм в литературе. Изобразительное искусство. Реализм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Традиционное общество перед выбором: модернизация или потеря независимости Страны Востока в XIX в.: Япония и Китай Страны Востока в XIX в.: Индия и Африка Международные отношения последней трети XIX века Политическая карта мира к началу ХХ века. Итоговое тестирование. Выполнение презентаций сообщений. | 12ч 6ч 1 1 1 1 1 1 6ч 1 1 1 1 1 1 12 ч. 5 ч. 1 1 1 1 1 2 ч. 1 1 2 ч 1 1 2 ч. 1 1 3 ч. | | | Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства. Уметь доказывать свою точку зрения. Решать проблемы Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческим документом Знать причины ослабления империи Наполеона. Описывать условия в жизни империи. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей Называть особенности развития и характер внешней политики Италии Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей,основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики США. Показывать на карте основные направления Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры. .Определять причины и характер внешней политики Объяснять особенности развития Китая, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу Называть основные международные противоречия Закрепить полученные знания. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Литература для учителя и учащихся.
Американские президенты / Под ред. Ю. Хайдекинга. — Ростов-на-Дону; М., 1997. — С. 227—250.
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века. – М., 1994.
Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 1998.
Государственные деятели России XIX — начала XX в.: Биографический справочник. — М., 1995.
Данн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. — М.: Издательский дом «Муравей», 1997.
Детская энциклопедия «Европа романтиков» (т. 12).
Детская энциклопедия «Зарождение капитализма. Мир в развитии» (т. 13—14).
Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX веке. — М., 1985.
Жилин П. А. Кутузов. — М., 1978.
Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. — М., 1968.
Зверев Б. И. Севастопольская оборона 1854—1855 гг. — М., 1956.
Ильин С.В. Витте. – М., 2006.
История внешней политики России: Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). — М., 1997.
Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. — М., 1963.
Лаврецкий И. Боливар. — М., 1981.
Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914 гг. – М., 1995.
Ляшенко Л. М. Революционные народники. — М., 1989.
Ляшенко Л. М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II. — М., 1994.
Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.
Монархи Европы: Судьбы династий. — М.: Республика, 1996. — С. 374—378.
Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. — М., 1976.
Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883. – М., 2005.
Ришелье. Мирабо. Наполеон. Меттерних. Гарибальди/Сост. «ЛИО Редактор». — СПб., 1998. — (Серия ЖЗЛ).
Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России. — М., 1992.
Российские консерваторы. – М., 1997.
Российские самодержцы (1801—1917). — М., 1994.
Тарле Е.В.. Наполеон.
Трачевский А.С.. Наполеон I. Его жизнь и государственная деятельность. Биографический очерк.
Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. — М., 1988.
Семашев В.И. Из жизни императрицы Цыси. — М., 1979.
Федоров В. А. Декабристы и их время. — М., 1992.
Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997
Эйдельман Н. Грань веков: Политическая борьба в России: Конец XVIII — начало XIX столетия. — М., 1982.
Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1.
Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. — СПб., 1996
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Автоматизированное рабочее место учителя.
Мультимедийная поддержка курса:.
Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства
Рефераты и сочинения: история России
История древнего мира. Загадки сфинкса
Ученые и научные открытия
Всеобщая история, 8 класс
Отечественная история, литература и искусство, 19 век
История России, 17-19вв
Отечественная история до начала 20 века
Санкт – Петербург
Петергоф
Энциклопедия «Кругосвет», 2003
Путешествие с верблюжонком по Челябинской области
Все для студента, выпуск 2, 1998
Энциклопедия История России
Культуры мира
Интернет-ресурсы:
http://www.hrono.ru – исторический портал
http://www.museum.ru/museum/1812/index.html - интернет-проект, посвященный Отечественной войне 1812 года
http://www.borodino.ru - сайт Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы.
ХАРАКТЕРИСТИКА КИМов.
История России. Всеобщая история. Проверочные и контрольные работы. Авторы: С. М. Давыдова, Д. Д. Данилов, И. Б. Катышева.
Проверочные и контрольные работы к учебникам "История России" и "Всеобщая история" содержат дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и развитием умений и являются составной частью учебно-методического комплекта для 8 класса по курсу "История и обществознание".
Учебники "История России" и "Всеобщая история" для 8 класса соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, являются продолжением непрерывного курса и составной частью комплекта учебников Образовательной системы "Школа 2100".
Контрольные и проверочные работы по истории России ХХ в. 9-11 классы. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Т.И. Тюляева
В основе структурного построения пособия лежит хронологический принцип. Пособие5 состоит из 9 разделов, соответствующих основным периодам развития российской истории ХХ в. Каждый раздел, в свою очередь, содержит темы, соответствующие основной проблематике каждого хронологического периода (проблемы развития экономики, политической системы, социальных отношений, внешней политики и культуры).
- История России. 9 класс. 60 диагностических вариантов. Авторы: И. А. Артасов.
Пособие содержит материалы для проведения оперативной диагностики уровня освоения учебного материала в виде самостоятельных проверочных работ по основным блокам всех тем курса истории России 9 класса. Каждая работа представлена в 4 вариантах и рассчитана на 15 минут. Форма заданий в предложенных вариантах соответствует форме заданий экзаменационной работы Государственной итоговой аттестации (ГИА).
Таким образом, пособие позволяет сочетать постоянную текущую проверку освоения учащимися учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену в новой форме. Оно будет полезно также и при самоподготовке школьников.
1 Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.