Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю при 34 учебных неделях). Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М. на курс Всеобщей истории рекомендуют отвести 30 часов, Данилов А.А., Косулина Л.Г. для курса «История России. XIX век» отводят 42 часа. Поэтому в рабочую программу внесены изменения: на курс Всеобщей истории отводится 28 часов, на курс истории России – 42 часа. Составителем рабочей программы были внесены следующие корректировки в курс Всеобщей истории: уменьшены часы на тему «Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения» с 3 до 2 ч; «Ранние буржуазные революции. Международные отношения»- с 4 до 3 ч.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков, способов деятельности :
определять и объяснять понятия; выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе; рассматривать общественные явления в развитии; раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры и искусства; анализировать исторические явления, процессы, факты; обобщать полученную информацию;
выделять причинно-следственные связи; определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения; обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии; создавать письменные высказывания с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы; участвовать в групповых формах работы; использовать различные источники информации (энциклопедии, словари); определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Средства обучения: учебник, таблица, дидактический материал, мультимедийные средства, карта.
Промежуточная аттестация включает в себя полугодовое оценивание.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по пятибалльной системе.
№ урока | Раздел Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы, методы, средства обучения |
Знать понимать | Уметь | Применять полученные знания |
1 | Вводный урок. От Средневековья к Новому времени | Понятие о Новом времени. Человек Нового времени. Кризис традиционного общества. Черты нового общества. | Объяснять понятие «Новое время». Работать с учебником. Составлять план ответа на вопросы. | Понятие «Новое время», черты новой эпохи | Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком | Для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; | Фронтальная работа. Частично-поисковый метод. Учебник |
2 | Технические открытия и выход к мировому океану. | Новые изобретения и усовершенствования. Причины Великих географических открытий. Энрике Мореплаватель и открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. | Составлять рассказ о технических открытиях Показывать по карте морские пути мореплавателей. Характеризовать открытие и его значение. | технические достижения европейцев в XVI в., | раскрывать причинно-следственные связи межу техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий. | для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; представления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, доклада, планов, конспектов, других творческих работ; | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Частично-поисковый метод. Иллюстративный метод. Учебник. Презентация |
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | Христофор Колумб. Поиски пути в Индию. Открытие нового материка. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. | Рассказывать о значении Великих географических открытий. Находить на карте путь первооткрывателей. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Частично-поисковый метод. Иллюстративный метод. Учебник. Презентация, карта |
4 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | «Рожденный подданным должен повиноваться». «Один король — одна страна». Значение абсолютизма. Короли и парламенты. «Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем королей. Монарх — помазанник Божий. Армия и налоговая система на службе короля. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. | Составлять план. Характеризовать политику правителей. | разнообразные формы европейского абсолютизма; изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время; | сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и во Франции; систематизировать исторический материал; сравнивать особенности жизни и быта разных общественных слоев в эпоху Средневековья и в период Нового времени | для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах. Эвристическая беседа. Частично-поисковый метод. Учебник |
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | Рост городов и торговли. Развитие мировой торговли. Банки и биржи. Мануфактура — предприятие нового типа. Рождение капитализма. | Рассказывать об условиях развития предпринимательства. Составлять вопросы к тексту. Сравнивать труд ремесленника и работника мануфактуры. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Практикум. Учебник |
6 | Новые ценности преобразуют общество. | Буржуазия Нового времени. Крестьянская Европа. Новое дворянство. | Работать самостоятельно с учебником. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее в новое время. Участвовать в ролевой игре | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. ролевая игра. Эвристическая беседа. Иллюстративный метод. Учебник, презентация |
| | | | |
7 | Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе, музыке, изобразительном искусстве Западной Европы | Философия гуманизма. Гуманист из Роттердама. Первые утопии. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. Музыкальное искусство Западной Европы в эпоху Возрождения. Эпоха титанов. Загадочный гений Леонардо. Микеланджело Буонарроти — скульптор, живописец, архитектор, поэт. «Лучезарный мастер» Рафаэль Санти. Традиции гуманизма и Северное Возрождение. Живописцы истины. | Составлять вопросы к тексту. Объяснять смысл новых представлений о человеке и обществе. Составлять развернутый план параграфа. Составлять доклад и его презентацию | особенности духовной жизни Европы в XVI-XVni в.; основные направления и тенденции развития европейской науки | определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. На основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Возрождения; характеризовать научные достижения и их последствия; систематизировать исторический материал в таблице | для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; представления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, доклада, планов, конспектов, других творческих работ; | Фронтальная работа. Работа в парах. Практикум. Иллюстративный метод. Учебник. Презентация |
8 | Рождение новой европейской науки | Новые шаги в постижении тайн природы. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира. У. Гарвей о кровообращении и зарождении жизни. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположники науки и философии Нового времени. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность. | Готовить сообщения. Раскрывать сущность открытий Бруно, Галилея. Объяснять влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Эвристическая беседа. Иллюстративный метод. Учебник. Презентация |
9 | Повторение | | | | | | |
10 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | Причины религиозной революции в Европе в XVI в. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию. Учение М. Лютера — «спасение верой». Народная Реформация и крестьянская война. «Чья страна — того и вера». Католики и протестанты. | Раскрывать смысл, формулировать содержание понятия «Реформация». Называть причины и сущность Реформации. Раскрывать особенности протестантизма. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации. | основные причины Реформации; основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества; основные положения учения Кальвина; основные направления политики Англии в данный период. причины и последствия религиозных войн во Франции; | характеризовать особенности лютеранского учения; на основе дополнительной художественной и исторической литературы подготовить сообщение об ордене иезуитов; сравнивать устройство Католической церкви и англиканской церкви; сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и в Англии. | для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира | Фронтальная работа. Работа в парах. Эвристическая беседа. Частично-поисковый метод. Учебник. Презентация |
11 | Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации | Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека. Кальвинистская церковь. Игнатий Лойола — создатель ордена иезуитов — орудия в борьбе за укрепление позиций католицизма. Борьба пап с Реформацией. Филипп II против Реформации. | Составлять план ответа на вопрос. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию. | Индивидуальная работа. Работа в парах. Частично-поисковый метод. Практикум. Учебник. Презентация |
12 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | Генрих VIII и начало Реформации «сверху». Содержание и методы королевской Реформации. Мария Кровавая и попытки Контрреформации. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Борьба с Испанией за морское первенство. Итоги царствования. | Работать самостоятельно с учебником. Рассказывать о религиозно - социальном движении в Англии. Анализировать документ. | Индивидуальная работа. Работа в парах. Практикум. Учебник |
13 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | «Один король, но две веры». Начало жестоких религиозных войн. Варфоломеевская ночь. Французы — жертвы религиозного фанатизма. Война трех Генрихов. Генрих IV — «король, спасший Францию». Кардинал Ришелье. Усиление Франции к середине XVII в. | Сравнивать позиции католиков и гугенотов. Объяснять причины укрепления Франции. Составлять характеристику исторического деятеля. | Фронтальная работа. Эвристическая беседа. Частично-поисковый метод. Учебник |
14 | Повторение | | | | | | |
15-16 | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландии | «Жемчужина в короне Габсбургов». Особенности развития нидерландов.Противоречия обостряются. Иконоборческое движение. Время террора. Лесные и морские гёзы. Испано-нидерландская война. Рождение республики. | Работать с учебником. Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. Формулировать и аргументировать свою точку зрения. | основные этапы и события Нидерландской революции. причины революции в Англии; систему международных отношений Европе в XVIII в. | систематизировать исторический материал в таблице; раскрывать основные причины и значение революции в Нидерландах характеризовать основные события и значение революции в Англии; сравнивать политическое устройство Англии и Франции. анализируя разные точки зрения о политическом устройстве Европы, высказывать свое суждение о том, какая точка зрения соответствует эпохе Нового времени | для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Эвристическая беседа. Частично-поисковый метод. Учебник, карта. Презентация |
17-18 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии | Англия накануне революции. Стюарты на троне. Пуританская этика и образ жизни английского общества. Причины революции.Борьба Карла I с парламентом. Начало революции и гражданская война. Оливер Кромвель и революционная армия. Победа парламента; казнь короля и установление республики. Движения протеста. Левеллеры и диггеры. Протекторат О. Кромвеля. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» и рождение парламентской монархии. «Владычица морей». | Составлять план. Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Рассказывать об основных событиях Гражданской войны. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Частично-поисковый метод. Практикум. Учебник, карта. Презентация |
19 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | Почему происходили международные конфликты? Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война и последняя из религиозных войн. Ход войны. Состояние вооружения. Военная система. «Армия кормит себя сама». Тяжелые последствия войны для европейского населения. Условия и значения Вестфальского мира. | Ориентироваться по карте в ходе рассказа об основных событиях международных отношений. Составлять таблицы. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Практикум. Иллюстративный метод. Учебник, карта. Презентация |
20 | Век Просвещения. Стремление к царству Разума | Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Вольтер об устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Ж.-Ж. Руссо: «Не допускайте ни богачей, ни нищих». Энциклопедисты против старого порядка. Новые экономические учения. А. Смит и Ж. Тюрго. Значение идей Просвещения. | Составлять таблицы. Готовить сообщения. | идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения; | Выявлять тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в. | для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; представления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, доклада, планов, конспектов, других творческих работ; | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Практикум. Учебник. Презентация |
| | | . | . |
21 | Промышленный переворот в Англии | Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот. «Отец» паровой машины. Фабрика в жизни рабочих семей и предпринимателей. Движения протеста. Разрушители машин. Последствия промышленного переворота. | Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл. Составлять план. Составить рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики. | взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота; | характеризовать значение промышленной революции для экономики и социального развития | | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Эвристическая беседа. Частично-поисковый метод. Учебник. Презентация |
22 | Английские колонии в Северной Америке | Первые колонии и их жители. Колониальное общество: хозяйственная и политическая жизнь. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией: «Нет налогов без представительства». Бенджамин Франклин — великий наставник «юного» капитализма. | Называть причины и результаты колонизации. Обсуждать, как и почему удалось колонистам объединиться. Извлекать информацию из карты. | выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополией; выявлять причины победы североамериканских колоний; | раскрывать характерные черты новой американской нации. анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787 г. высказывать свое суждение о значимости Конституции 1787 г. в современную эпоху | для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни | Фронтальная работа. Работа в парах. Эвристическая беседа. Учебник. Презентация. Карта |
23 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | Начало Войны за независимость. Джордж Вашингтон. Томас Джефферсон. Принятие Декларации независимости. Патриотический подъем в стране. Ход военных действий и окончание войны. Итоги и значение Войны за независимость. Конституция 1787 г. и создание демократической федеративной республики — США. | Работать с учебником. Рассказывать об основных идеях, которые объединили колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи, деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона. | Фронтальная работа. Эвристическая беседа. Учебник. Презентация. Карта |
24 | Причины и начало Великой французской революции. | Рассказывать о состоянии общества накануне революции. Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие. Составлять вопросы к тексту. | Причины революции, основные события. Особенности якобинской диктатуры. Причины падения якобинской диктатуры; режим Директории. | высказывать суждение о последствиях данных событий для истории Франции. На основе дополнительной литературы составить политический портрет Наполеона Бонапарта | для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; представления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, доклада, планов, конспектов, других творческих работ; | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Эвристическая беседа. Частично-поисковый метод. Учебник. Презентация. Карта |
25 | Французская революция. От монархии к республике. | Анализировать состояние и трудности общества в период революционных событий. Читать исторический источник. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Практикум. Учебник. Презентация. Карта |
26 | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | Анализировать текст. Выделять причины установления консульства во Франции. Выполнять практические задания. | Фронтальная работа. Работа в парах. Частично-поисковый метод. Учебник. Презентация. Карта |
27 | Начало европейской колонизации | Империя Великих Моголов в Индии. «Мир для всех». Кризис и распад империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за господство в Индии. Маньчжурское завоевание Китая. Цинская империя. «Закрытие Китая». Русско-китайские отношения. Правление сегунов в Японии. Деспотический режим сёгуната Токугава. «Закрытие» Японии. | Характеризовать деятельность политиков. Составлять план. | | | | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Эвристическая беседа. Практикум. Иллюстративный метод. Учебник. Презентация. |