СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 6 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для обучающихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 6 класс.»




Предметные результаты изучения курса истории в 6 классе.

Ученик научится:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения

учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех

участников в общий результат.

• определять исторические процессы, события во времени, применять основные хронологические понятия и термины (эра, тысячелетие, век);

• устанавливать синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составлять и анализировать генеалогические схемы и таблицы;

• определять и использовать исторические понятий и термины;

• владеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники культуры, события древней истории и истории Средних веков;

• понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияние на жизнь человека;

• высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• находить в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информацию о событиях и явлениях прошлого;

• анализировать информацию, содержащеюся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использовать приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей

и др.);

• понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя

из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• формулировать собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представлять её результаты как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• находить и оформлять материалы древней истории своего края, региона, применять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• уважать древнерусскую культуру и культуру других народов, понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период.






















Содержание курсов учебного предмета.


История Средних веков.

(28 ч)

Живое Средневековье.

Глава I. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) (5 часов)

Образование варварских государств. Государство франков в VI – VIII веках.

Христианская церковь в раннее Средневековье.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Феодальная раздробленность в Западная Европа в IX-XI веках.

Англия в раннее Средневековье.

Глава II. Византийская империя и славяне (2 часа)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии.

Образование славянских государств.

Глава III. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

Арабский халифат и его распад.

Культура стран халифата.

Глава IV. Феодалы и крестьяне (2 часа)

Средневековая деревня и её обитатели.

В рыцарском замке.

Глава V. Средневековый город и его обитатели (2 часа)

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Торговля в Средние века.

Горожане и их образ жизни.

Глава VI. Католическая церковь (2 часа)

Католическая церковь в Средние века.

Крестовые походы.

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

Как происходило объединение Франции.

Что англичане считают началом своих свобод.

Столетняя война.

Усиление королевской власти во Франции и Англии.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Глава VIII. Германия и Италия в XII-XV ВВ. (2 часа)

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.

Глава IX. Славянские государства и Византия (2 часа)

Гуситское движение в Чехии.

Завоевание турками- османами Балканского полуострова.

Глава X. Культура Западной Европы (5 часов)

Образование и философия.

Средневековая литература.

Средневековое искусство.

Культура раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Итоговое повторение по курсу «Средние века».


Введение.

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.


Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство.


Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточные, западные и южные. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Язычество. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Хазарский

каганат. Волжская Булгария. Тюркские каганаты.

Образование государства Русь.

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Очаги формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии

Рюриковичей. Политогенез в странах Европы.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей.

Путь из варяг в греки. Русь в международной торговле. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.


Русь в конце X – начале XII в.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Владимир-Волынский, Ростов, Полоцк. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура - волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь до начала XII в.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина и ее состав: бояре, отроки, детские. Духовенство. Городское население («люди градские», «гражане»). Купцы. Категории рядового населения: люди, смерды, закупы, холопы.

«Служебная организация». Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Внешняя политика и международные связи Руси: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Архитектура и живопись.

Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их

воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Русь в середине XII – начале XIII в.

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.

Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель.

История церкви. Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров.

Летописание и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков.

Походы Батыя на Восточную Европу. Образование Золотой Орды. Система зависимости

русских земель от ордынских ханов.

Судьбы русских земель после Батыева нашествия. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское.

Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской.

Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина».

Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Повседневная жизнь.


Формирование единого Русского государства в XV веке.

Завершение разделения русских земель между Литовским и Московским государствами. Распад Золотой Орды: выделение Крымского, Казанского, Сибирского ханств, Ногайской Орды.

Объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы.

Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный.

Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.

Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула царь.

Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование аппарата управления единого государства: Дворец и Казна. Войско и поместная система.

Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси).

Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь.


Понятия и термины:

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трѐхполье. Натуральное хозяйство и рынок. Город. Концы и улицы (Новгород). Село. Дань, полюдье. Монархия, республика. Князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, детские. Дружина. «Люди градские», «гражане». Купцы. Гости. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Епархия. Монастырь. Митрополит. Патриарх. Автокефалия (церковная). Десятина. Раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк. Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход». Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Государственная символика. Герб.

Персоналии:

Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Всеслав Полоцкий. Святополк Изяславич. Владимир Мономах. Мстислав Великий. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Мстислав «Удатный». Игорь Святославич. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Юрий Всеволодич. Ярослав Всеволодич. Михаил Всеволодич Черниговский. Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт. Узбек. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тимур. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тѐмный. Иван III. Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Стефан Пермский. Митрополиты Пѐтр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Юрий Дмитриевич. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев. ЕвфимийII(новгородский архиепископ). Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти.

События/даты:

VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Европы;

860 – поход Руси на Константинополь;

862 – «призвание» Рюрика;

882 – захват Олегом Киева;

907 – поход Олега на Константинополь;

911 – договор Руси с Византией;

941 – поход Игоря на Константинополь;

944 – договор Руси с Византией;

964-972 – походы Святослава;

978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве;

988 – крещение Руси;

1015-1026 – усобицы между сыновьями Владимира;

1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого;

XI в. – Правда Русская (Краткая редакция);

1068 – восстание в Киеве;

1097 – Любечский съезд;

1113 – восстание в Киеве, «Устав» Владимира Мономаха;

1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха;

1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого;

1130-е – завершение разделения Руси на земли;

Начало XII в. – «Повесть временных лет»;

XII в. – Правда Русская (Пространная редакция);

1147 – первое упоминание Москвы;

1185 – поход Игоря Святославича на половцев;

1199 – объединение Галицкой и Волынской земли;

1223 – битва на р. Калке;

1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей;

1240, 15 июля – Невская битва;

1242, 5 апреля – Ледовое побоище;

1242-1243 – образование Золотой Орды;

1325-1340 – княжение Ивана Калиты;

1327 – антиордынское восстание в Твери;

1359-1389 – княжение Дмитрия Донского;

1378, 11 августа – битва на р. Воже;

1380, 8 сентября – Куликовская битва;

1382 – разорение Москвы Тохтамышем;

1383-1389 – закрепление великого княжения Владимирского за московским княжеским домом;

1389 – 1425 – княжение Василия I;

1395 – разгром Золотой Орды Тимуром;

1410, 15 июля – Грюнвальдская битва.














Календарно-тематическое планирование. История 6 класс.


Дата проведения

п/п

Тема урока

Примечание

план

факт


История Средних веков. (28 ч)





Введение (1 ч.)


01.09


1

Живое Средневековье.





Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) (5 ч.)


04.09


2

Образование варварских государств. Государство франков в VI – VIII веках.


08.09


3

Христианская церковь в раннее Средневековье.


12.09


4

Возникновение и распад империи Карла Великого.


15.09


5

Феодальная раздробленность в Западная Евро­па в IX-XI веках.


18.09


6

Англия в раннее Средневековье.





Византийская империя и славяне (2 ч.)


19.09


7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.


22.09


8

Культура Византии. Образование славянских государств.





Арабы в VI-XI вв. (2 ч.)


26.09


9

Арабский ха­лифат и его распад.


29.09


10

Культура стран халифа­та.





Феодалы и крестьяне (2 ч.)


03.10


11

Средневеко­вая деревня и её обитатели.


06.10


12

В рыцарском замке.





Средневековый город и его обитатели (2 ч.)


10.10


13

Формирование средневеко­вых городов. Городское ремесло.


13.10


14

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.





Католическая церковь (2 ч.)


17.10


15

Католическая церковь в Сред­ние века.


20.10


16

Крестовые походы.





Образование централизованных государств в Западной Европе (4 ч.)


24.10


17

Как происходило объединение Франции.


27.10


18

Что англичане считают нача­лом своих свобод.


07.11


19

Столетняя война. Усиление королевской власти во Франции и Англии.


10.11


20

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.





Германия и Италия в XII-XV вв. (1 ч.)


14.11


21

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках.





Славянские государства и Византия (2 ч.)


17.11


22

Гуситское движение в Чехии.


21.11


23

Завоевание турками- османами Бал­канского по­луострова.





Культура Западной Европы (5 ч.)


24.11


24

Образование и философия. Средневековая литература и искусство.


28.11


25

Культура ран­него Возрож­дения в Италии. Научные открытия и изобретения.


01.12


26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.


05.12


27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.


08.12


28

Итоговое повторение по курсу «История Средних ве­ков».





История России. (40 ч)





Введение (1 ч)


12.12


29

Наша Родина – Россия.





Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

15.12


30

Древние люди и их стоянки на тер­ритории современной Рос­сии.


19.12


31

Неолитическая революция.


22.12


32

Образование первых государ­ств.


26.12


33

Восточные славяне и их соседи.


29.12


34

История заселения территории Руси в древности.





Русь в IX – первой половине XII в. (11 ч)


12.01


35

Первые известия о Руси.


16.01


36

Становление Древнерусского государства.


23.01


37

Правление князя Владимира. Крещение Руси.


26.01


38

Русское го­сударство при Ярославе Муд­ром.


30.02


39

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.


02.02


40

Общественный строй и церковная организация на Руси.


06.02


41

Место и роль Руси в Европе.


09.02


42

Культурное пространство Европы и культура Руси.


13.02


43

Повседневная жизнь населения.


16.02


44

История и культура Хакасии.


20.02


45

Повторение по теме: «Древняя Русь в VIII - первой поло­вине XII века».





Русь удельная в середине XII - начале XIII в. (5 ч)


27.02


46

Политическая раздробленность на Руси.


02.03


47

Владимиро-Суздальское княжество.


06.03


48

Новгородская республика.


09.03


49

Южные и юго-западные русские княжества.


13.03


50

Повторение по теме: Русь в середине XII - начале XIII в.





Русские земли в середине XIIIXIV в. (10 ч)


16.03


51

Монгольская империя и изменение политической карты мира.


20.03


52

Батыево нашествие на Русь.


23.03


53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.


03.04


54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.


06.04


55

Литовское государство и Русь.


10.04


56

Усиле­ние Московского княже­ства.


13.04


57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.


17.04


58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV в.


20.04


59

Хакасия в истории и культуре Руси.


24.04


60

Повторение по теме: Русские земли в середине XIII – XIV в.





Формирование единого Русского государства. (8 ч)


27.04


61

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.


04.05


62

Московское княжество в первой половине XV в.


08.05


63

Распад Золотой Орды и его последствия.


11.05


64

Московское государство и его соседи во второй половине XVв.


15.05


65

Русская православная церковь в XV- начале XVI в.


18.05


66

Человек в Российском государстве второй половины XV в.


22.05


67

Формирование культурного пространства единого Российского государства.


25.05


68

Повторение по теме «История Руси с древнейших времён до конца XV века».




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!