СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование составлено на основе  авторских программ:

Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир». -  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008;  «История России с древнейших времен до начала  XVI в.» Пчелова Е.В.  для 6-7  классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово,2015г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края



Рассмотрено на заседании МО историков, Согласовано Утверждено

Протокол №____от «___»______2015г Зам.директора по УВР Директор

__________________ __________

Руководитель МО_______________ Литвиненко С.Ю. Исаева Н.С.

Мельник В.О. «____»___________2015г. «____»___________2015г







Рабочая программа основного общего образования по истории

для 6 класса



Составитель

Мельник Виктория Олеговна,

учитель истории и обществознания







2015-2016 учебный год


Рабочая программа


Наименование учебного курса:

«История средних веков. История России с древнейших времен до конца XVI века» по предмету «История»

Класс 6

Уровень общего образования основное

Учитель Мельник Виктория Олеговна

Срок реализации программы, учебный год 1 год, 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану 68

Планирование составлено на основе авторских программ:

Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир». - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008; «История России с древнейших времен до начала XVI в.» Пчелова Е.В. для 6-7  классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово,2015г.

Учебники: Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История средних веков. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. Пчелов Е. В. История России с древнейших времён до до начала XVIв:Учебник для 6 класса основной школы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015.


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • авторских программ курса: Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир». - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008; «История России с древнейших времен до начала XVI в.» Пчелова Е.В. для 6-7  классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово,2015г.

  • федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образовании: Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История средних веков. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007; Пчелов Е. В. История России с древнейших времён до начала 16 в:Учебник для 6 класса основной школы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015г

Курс «История средних веков» для 6 класса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную историю. Рабочая программа по курсу истории средних веков составлена на 29 часов.

Курс истории России в 6 классе охватывает период с древнейших времен до начала XVI в. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 39 часов.

Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;

  2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире;

  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);

Место предмета в базисном учебном плане

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-х классах в объёме 68 часов, по 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.

Основные формы организации учебной деятельности - уроки, система домашних работ, в т.ч. практические работы.


Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Знать / Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия средневековья мира и России;

  • Временные границы средневековой истории человечества, особенности средневековых обществ.

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Используемые УМК:

- Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир». - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008; «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» Пчелова Е.В. для 6-7  классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово,2005г.

– Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История средних веков. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007; Пчелов Е. В. История России с древнейших времён до конца 16 в.: Учебник для 6 класса основной школы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

    • Электронное пособие. Всеобщая история. История средних веков. 5-6 классы.

    • Атлас "История России IX-XVI вв." с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2009

    • Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.

    • Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.

    • Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. – К.: «Тарих», 2003.


ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ: ЕВРОПА И ОСТАЛЬНОЙ МИР» (27 ЧАСОВ)

Введение (1 час)

РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (9 ЧАСОВ)

Тема 1. Византийская империя (2 часа)

Основные понятия и термины: Ромейская империя, Великий Шелковый путь, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, трансепт неф, базилика, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь.

Персоналии Константин I, Юстиниан I.

Тема 2. Великое переселение народов(1час)

Основные понятия и термины: Великое переселение народов, варварские королевства.

Персоналии: Аттила, Аларих, Одоакр, Теодорих.

Тема 3. Мир ислама (2 часа)

Основные понятия и термины: Коран, ислам, хиджра, Кааба, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла, медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират, джихад.

Персоналии: Мухаммад.

Тема 4. Империя франков и её соседи (3 часа)

Основные понятия и термины: майордом, помазанник Божий, «Салическая правда», графство, маркграфство, викинги, конунг, путь «из варяг в греки», саги, драккары.

Персоналии: Хлодвиг, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл великий, Лев III, Алкуин, Эрик Рыжий,Харальд Суровый,Альфред, Вильгельм Завоеватель.

Урок обобщающего контроля (1час)

РАЗДЕЛ II. ВЕРШИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (12 ЧАСОВ)

Тема 1. Средневековые сословия (2часа)

Основные понятия и термины: сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, подати, оброк, барщина, десятин, община, натуральное хозяйство, рыцарь, замок, турнир.

Тема 2. Власть духовная и светская. Крестовые походы (2 часа)

Основные понятия и термины: королевский домен, Священная Римская империя, клюнийское движение, крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско-католическая церковь, греко-православная церковь, Реконкиста.

Персоналии: Гуго Капет, Оттон I, Григорий VII, Генрих IV, Саладин, Фридрих I Барбаросса, Ричард I Львиное Сердце, Филипп II, Алексей I Комнин.

Тема 3. Средневековые города. (2часа)

Основные понятия и термины: комунны, привелегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, ратуша, городской совет, гильдия, патрициат, романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут.

Тема 4.Могущество римско-католической церкви (1час)

Основные понятия и термины: ересь, секта, инквизиция, монашеский орден.

Персоналии: Иннокентий III, Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Фома Аквинский.

Тема 5.Европейские государства в12-15вв. (1час)

Основные понятия и термины: централизация, парламент, органы сословного представительства, Великая хартия

Вольностей.

Персоналии: Людовик IX, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый.

Тема 6. Кризис европейского средневекового общества(1час)

Основные понятия и термины: товарное хозяйство, «Авиньонское пленение», «Великая схизма».

Персоналии: Бонифаций VIII, Уот Тайлер, Эдуард III, Жанна д’ Арк, Людовик XI, Кирилл и Мефодий.

Тема 7. Средневековековая культура (2часа)

Основные понятия и термины: романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут.

Урок обобщающего контроля (1час)

РАЗДЕЛ III. МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ (3 часа)

Тема I Страны Азии, Африки и Америки в Средние века (3 часа)

Основные понятия и термины: хан, раджа, султан, сёгун, самураи, индуизм, буддизм, синтоизм.

Персоналии: Марко Поло, Чингисхан, Бату, Тамерлан.

РАЗДЕЛ IV ЕВРОПА НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (1час)

Тема I. Европа накануне Нового времени. Османская империя.

Основные понятия и термины: реконкиста, идальго.

Урок итогового контроля (1час)

История России с древнейших времён до конца XV века (40 часов)

Структурно курс разделён на 5 разделов:

I. Древние жители нашей Родины.

II. Древняя Русь в 1Х-Х11 века.

III. Русские земли в средине XII — начале XIII века.

IV. Русь между Востоком и Западом.

V. Русские земли в середине XIII-XV в.

Они, в свою очередь, подразделяются на параграфы, соответствующие школьным урокам. Отдельный урок отводится на введение и по одному уроку — на повторение трёх частей курса. В общей сложности курс рассчитан на 40 часов.

Введение (1 час)

РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ НАШЕЙ РОДИНЫ (5 часов)

Материал раздела даёт учащимся представление о народах и государствах, существовавших на территории нашей страны до образования Древнерусского государства. В четырёх темах раздела характеризуются: а) заселение просторов нашей Родины первобытными людьми и их жизнь в каменном, бронзовом и железном веках; б) античное наследие отечественной истории, представленное греческими колониями Северного Причерноморья и эллинистическими государствами этого региона; в) скотоводческие народы юга европейской России и их государственные образования; г) происхождение славян и заселение ими территории Восточно-Европейской равнины, общественный и хозяйственный уклад их жизни, религиозные верования.

Учащиеся получают представление о жителях нашей страны в первобытную и античную эпохи, месте славянских народов в общеисторическом процессе раннего Средневековья, предпосылках образования Древнерусского государства.

Опорные понятия и термины: родовая община, скотоводы, земледельцы, каменный век, бронзовый век, железный век, племена, античные полисы, кочевники, каганат, готы, гунны, авары, хазары, булгары, восточные славяне, варяги, кровная месть, родовой строй, язычество, волхвы. Персоналии: Геродот, МитридатУ1 Евпатор, Прокопий Кеса-рийский, Нестор.

Тема 1. Первобытные жители нашей страны

Появление древних людей на территории нашей страны и их расселение.

Люди каменного века. Влияние природных условий и географического фактора на жизнь разных племён. Племена скотоводов, земледельцев, охотников и рыболовов. Родовой строй.

Древнейшие поселения на территории нашей страны. Люди бронзового и железного веков. Выделение языковых семей, положивших начало народам нашей страны.

Тема 2. На окраинах античного мира

Появление античных колоний в Северном Причерноморье. Греческая колонизация Крыма и черноморского побережья Кавказа. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь античных поселений. Возникновение и история Бос-порского царства и других эллинистических государств в этом регионе.

Племена степной зоны Восточной Европы. Скифы. Их общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура. Скифское царство. Влияние античной культуры на племена юга европейской России.

Тема 3. Кочевые племена на территории России IV— V века

Великое переселение народов. Аварский каганат. Булгары. Волжская Булгария. Хазары. Хазарский каганат. Государственный строй, хозяйство, религия.

Тема 4. Восточные славяне в VI— XII веков

Первые свидетельства о славянах. Происхождение славян. Их расселение. Разделение славян на три ветви.

Появление славян на территории нашей страны. Восточнославянские племена по данным русских летописей.

Родовой строй восточных славян. Их хозяйственная жизнь. Возникновение первых русских городов. Торговля. Быт славян.

Языческая религия славян.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX-XII ВЕКА ( 13 часов)

В разделе изучается история Древнерусского государства до начала удельного периода. Материалы этого раздела имеют очень важное значение, поскольку в них изложены фундаментальные для дальнейшей русской истории события, такие, как образование Русского государства и принятие христианской веры.

Учащиеся получают представление о следующих проблемах: а) причины, сам процесс и этапы образования Древнерусского государства; б) значение христианизации Руси и её этапы; в) культурное развитие древнерусского государства; г) причины княжеских усобиц и распада Руси на самостоятельные княжества.

Опорные понятия и термины: государство, дружина, дань, купцы, города, торговые пути, полюдье, варяги, печенеги, усобица, воевода, посадник, митрополит, епископ, священник, монастырь, смерды, бояре, вотчина, тиуны, вече, уделы, письменность, кириллица, летопись, зодчество, иконопись.. Персоналии: Кий, Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Ярославичи, Владимир Мономах, Феодосии и Антоний Печерские, Иларион, Константин (Кирилл) и Мефодий, Алим-пий, Агапит.

Тема 5. Образование Древнерусского государства

Предпосылки создания государства у восточных славян. Легенды о древних славянских князьях. Новгород и Киев — два центра ранней русской государственности. Кий и его братья. Князья славянский племён.

Славяне и варяги. Путь «из варяг в греки». Призвание варяжских князей. Рюрик. Аскольд и Дир. Поход Олега на Киев и объединение северных и южных русских земель. Происхождение названия «Русь».

Тема 6. Русские князья времён язычества

Олег. Подчинение различных племён Киевскому государству, походы на Византию, первый международный договор Руси.

Игорь. Походы на Византию. Древнерусская дружина. Полюдье. Внутренняя политика — борьба с древлянами.

Правление Ольги. Внутреннее обустройство Руси. Крещение Ольги и попытки христианизации восточных славян.

Святослав. Война с Хазарией, походы в Болгарию и Византию.

Тема 7. Князь Владимир и крещение Руси

Сыновья Святослава. Первая усобица. Владимир — объединитель и создатель державы Рюриковичей. Личность князя Владимира. Выбор веры Владимиром. Крещение Руси. Значение этого

события для русской истории. Внутренняя политика князя. Укрепление южных границ Руси. Оборона от печенегов.

Отношения с соседними странами. Расцвет Русского государства при Владимире.

Тема 8. Киевская Русь при Ярославе Мудром

Семья Владимира и раздел Руси. Усобица сыновей Владимира. Святополк Окаянный. Гибель Бориса и Глеба. Укрепление в Киеве Ярослава Мудрого. Личность Ярослава. Его войны с братом Мстиславом и печенегами. Последний поход Руси на Византию. Международные связи Руси.

Тема 9. Преемники Ярослава и борьба за киевский престол

Раздел Руси Ярославом. Братья Ярославичи. Война с половцами в 1068 году. Мятеж 1068 года. Новый виток усобиц. Разделение Рюриковичей на несколько ветвей.

Любечский съезд князей. Юридическое оформление распада Руси. Восстание 1113 года. Княжение Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха как правителя и полководца.

Тема 10. Общественный строй Древней Руси

Древнерусская народность. Категории русского населения: общинники-земледельцы,

вотчинники и др. Развитие городов и ремесла. Торговля. Городское самоуправление. Быт жителей Древней Руси.

Тема II. Православная церковь в Киевской Руси

Формирование церковной организации. Юридическое и каноническое положение Русской церкви. Церковь в государственной жизни страны. Двоеверие. Православие и повседневная жизнь русских людей.

Возникновение монашества. Феодосии и Антоний Печерские. Киево-Печерский монастырь.

Тема 12. Культура Киевской Руси

Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков.

Возникновение славянской письменности и её появление на Руси. Первые памятники русской книжности.

Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания.

Устное народное творчество. Былины. Письменная культура народа: берестяные грамоты.

Развитие русской иконописи, фрески, мозаики, декоративно-прикладного искусства.

Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ III. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII - НАЧАЛЕ XIII ВЕКА (6 часов)

Материалы раздела призваны познакомить учащихся с предпосылками и причинами распада Киевской Руси на отдельные княжества, с политической историей наиболее значительных из этих русских земель, с их географическими и природными особенностями, населением, экономическим развитием, политическим устройством, культурой. Обращается внимание на внешнюю политику русских княжеств в связи с историей половецкого народа. Учащимся предлагается оценить положительные и отрицательные стороны удельной системы на Руси.

Опорные понятия и термины: уделы, княжеские династии, раздробленность, усобицы, города, князья, бояре, вотчинники, вече, степняки.

Персоналии: Мстислав Великий, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Тугоркан, Кончак.

Тема 13. Удельный период русской истории

Причины, сущность и последствия удельной системы на Руси. Распад древнерусского государства на княжества по отдельным ветвям династии Рюриковичей.

Самостоятельное государственное развитие русских земель. Княжеские усобицы. Русская церковь как хранительница единства русских земель. Последствия раздробленности.


Тема 14. Южная Русь

Киевское княжество. Наследники Владимира Мономаха. Борьба за киевское княжение в XII — начале XIII века. Киевское княжество перед монгольским нашествием.

Черниговское княжество. Новгород-Северское княжество. Поход Игоря на половцев в 1185 году и «Слово о полку Игореве».

Половцы. Их хозяйство, общественное устройство, религия, культура и быт.

Отношения русских князей с половцами. Влияние половцев на политику русских княжеств и жизнь русских людей.

Тема 15.Юго-Западная Русь

Особенности географического положения региона и хозяйственного развития. Сильное боярство и борьба князей с ним. Возникновение Галичского княжества. Ярослав Осмомысл.

Обособление Волынской земли. Князь Роман Мстиславич — объединитель Галичской и Волынской земель. Внешняя политика юго-западных русских земель. Князь Даниил Романович — король Руси. Его наследники. Культура Галицко-Волынской Руси.

Тема 16. Новгородское государство

Территория, природные условия, население и хозяйство Новгородской земли. Особенности её государственного устройства. Вече. Посадник, тысяцкий, архиепископ. Положение князя в Новгороде.

Отношения Новгорода с другими государствами. Торговые связи. Развитие ремесла. Новгород как крупнейший городской центр Европы. Культура Новгородской Руси.

Тема 17. Владимиро-Суздальская Русь

Географические и природные особенности края, население, хозяйственная жизнь.

Возникновение Ростово-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы и других городов.

Андрей Боголюбский — основатель Владимирской Руси. Поход на Киев в 1169 году. Укрепление княжеской власти.

Подъём Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо.

Культура Северо-Восточной Руси.

РАЗДЕЛ IV. РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (6 часов)

В разделе содержится большой фактический материал, охватывающий историю соседних с Русью государств — Монгольской империи и Золотой Орды, Ливонского ордена, Великого княжества Литовского. Учащиеся получают представление об исторических процессах международного масштаба, к которым оказались причастны и русские земли. В процессе изучения материалов раздела привлекаются знания учащихся по всеобщей истории Средневековья, расширяется их общеисторический кругозор. Подчеркивается географическое положение Руси на стыке Запада и Европы. Показаны не только завоевательные походы на Русь, но и особенности положения русских земель в период ордынского ига и в составе Литовского государства, последствия иноземных нашествий, разделение исторических судеб восточных славян.

Учащиеся ориентируются на сравнение государственного и общественного строя западных и восточных стран и на изучение тех изменений, которые произошли в русской жизни под влиянием этих государств и культур.

Опорные понятия и термины: нашествие, завоевание, монголы, ордынцы, татары, иго, хан, улус, ярлык, баскак, украинцы, белорусы, литовцы, шляхта, рыцари.

Персоналии: Чингисхан, Батый, Михаил черниговский, Александр Невский, Биргер, Узбек, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.

Тема 18. Монгольское нашествие на Русь

Монголы, их происхождение, образ жизни и формирование государства.

Чингисхан. Начало монгольских завоеваний. Захват Средней Азии. Поход Джебе и Субедея. Битва на Калке. Монгольское нашествие на Русь. Поход монголов в Западную Европу. Последствия монгольского нашествия на Русь.

Тема 19. Натиск с Запада

Прибалтика в XI — XII веках. Природа, население, хозяйство,

религия. Крестовый поход в Прибалтику. Ливонский орден. Шведский поход на Русь. Невская битва. Александр

Ярославич. Ледовое побоище. Его значение для русской истории.

Тема 20. Русские земли под властью Золотой Орды

Образование Золотой Орды. Территория. Население. Хозяйственный уклад. Государственный строй.

Установление ордынской власти на Руси. Её формы. Сопротивление ордынской власти западных русских княжеств. Политика Александра Невского в отношениях с Ордой. Русские князья в Орде. Религиозное сопротивление: Михаил

черниговский. Северо-Восточная Русь под властью Орды.

Тема 21. Великое княжество Литовское и русские земли

Литовские племена и образование Литовского государства. Присоединение русских земель к Литве. Формирование украинского и белорусского народов. Великое княжество Литовское и Русское. Литовские князья и их отношения с русскими князьями. Грюнвальдская битва. Уния с Польшей и образование Речи Посполитой.

Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ V. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII - XV В. (8 часов)

Из материалов раздела учащиеся узнают: а) каковы были причины укрепления Московского и Тверского княжеств среди других северо-восточных русских земель; б) каким образом и какими методами проходила борьба за лидерство на Руси; в) какую роль в этом процессе сыграла Русская православная церковь; г) каким образом происходил распад Орды и формирование новых народов; д) как постепенно формировалась единая для всего Русского государства культура.

Учащиеся ориентируются на понимание процессов централизации и образования единого Русского государства.

Опорные понятия и термины: объединение, централизация, княжества, крестьяне, дань, иго, набеги, ордынцы, татары, митрополия, монашество, уния, ереси.

Персоналии: Михаил тверской, Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан, Василий 1, Василий II, Юрий галичский, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, митрополиты Петр, Алексей, Иона, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Афанасий Никитин.

Тема 22. Возвышение Москвы

Владимиро-Суздальская Русь после нашествия. Возникновение Тверского и Московского княжеств. Причины их укрепления. Князь Даниил московский. Борьба Москвы и Твери за главенство среди северо-восточных русских земель. Князь Михаил Ярославич тверской.

Иван Калита и его политика. Превращение Москвы в религиозный центр Руси. Экономический подъём Московского княжества.

Тема 23. Москва на подъёме

Сыновья Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Усиление Москвы среди прочих русских земель.

Начало борьбы с Ордой. Битва на Боже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша на Русь. Значение Куликовской битвы

Тема 24. Кризис Московской Руси

Василий 1 и его политика. Война за московский стол между Василием II и его родственниками, её причины, ход и итоги.

Закат ордынского могущества со второй половины XIV века. Усобицы в Золотой Орде. Причины её распада. Возникновение Казанского и других ханств. Отношения татарских ханств и Руси.

Тема 25. Русская православная церковь во второй половине XIII — середина XV века

Положение Русской церкви при ордынской власти. Перенос митрополии из Киева во Владимир, а затем в Москву. Деятельность митрополитов Петра и Алексия. Монашество. Сергий Радонежский и его последователи. Флорентийская уния и отношение к ней Русской православной церкви. Установление автокефалии. Митрополит Иона.

Тема 26. Русская культура во второй половине XIII — середина XV века

Литература XIV — XV веков. Книжность. Развитие письменности. Летописание. Исторические повести. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Возрождение каменного зодчества. Строительство Московского Кремля. Иконопись: Феофан Грек, Андрей Рублёв.

Повторение и проверка знаний (1 час)


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991. Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995. Борисов Н.С. Иван III. М., 1999. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991. Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 1987. Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М., 1984. Каргапов В.В. Полководцы X—XVI вв. М., 1989. Каргалов В.В. Святослав. Сахаров А.Н. Владимир Мономах. М., 1977.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997. Кирпичников А.Н. Куликовская битва. Л., 1980. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1—3. М., 1990. Немировский Е.Л. Андрей Чохов. М., 1982. Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., 1985. Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1975. Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1987. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.—Л., 1966. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1987. Скрынников Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М., 1990.

Скрынников Р.Г. Третий Рим. М„ 1992. Создатели Московского государства. М., 1997. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XIV — XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV — XV вв. М., 1992. Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди. СПб., 1994. Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. М., 1992. Ткаченко В.А. Московские великие и удельные князья и цари. М., 1998.






Содержание тем учебного курса

Тема, основное содержание

Формы урока

Комбинированный урок

Практическое занятие

Проектное

занятие

Контрольная работа

Всего часов


История средних веков: Европа и остальной мир







Введение

1




1

I.

Раннее Средневековье

8

1


1

9

II.

Вершина Средневековья

9

1

1

1

12

III.

Мир за пределами Европы

2

1



3

IV.

Европа накануне Нового времени

1




1

V.

Урок итогового контроля




1

1


История России с древнейших времён до конца XVI века







Введение

1




1

I.

Древние жители нашей Родины

4




4

II.

Древняя Русь в IX-XII века

7

1



8


Повторение и проверка знаний




1

1

III.

Русские земли в XII - начале XIII века

4


1


5

IV.

Русь между Востоком и Западом

5




5


Повторение и проверка знаний




1

1

V.

Русские земли в середине XIII - XV в

5

1



6


Повторение и проверка знаний

1



1

1


Защита проектов

1



1

1





Таблица тематического распределения часов в 6 классе


Название темы


Кол-во часов

автора

Кол-во часов

учителя


История средних веков: Европа и остальной мир

27

27


Введение

1

1

I.

Раннее Средневековье

9

9

II.

Вершина Средневековья

12

12

III.

Мир за пределами Европы

3

3

IV.

Европа накануне Нового времени

1

1

V.

Урок итогового контроля

1

1


История России с древнейших времён до конца XVI века

40

39


Введение

1

1

I.

Древние жители нашей Родины

5

5

II.

Древняя Русь в IX-XII века

12

12


Повторение и проверка знаний

1

1

III.

Русские земли в XII - начале XIII века

6

6

IV.

Русь между Востоком и Западом

5

5

V.

Русские земли в середине XIII - XV в

8

8


Повторение и проверка знаний

1

1


Защита проектов

1

1


ИТОГО

68

68




Таблица календарно-тематического планирования по истории

№ п/п

Дата

Раздел (глава), тема урока, занятия

Количество часов

Тип урока

Хар-ка деят-ти ученика

Цоры

Вид контроля

план

факт




Введение

1





1



Средние века - период Всеобщей истории

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Мультимедийная презентация

Индивидуальная и фронтальная беседа




РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

9








Византийская империя

2





2



Второй Рим.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс к

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

3



Век Византии

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Великое переселение народов.

1





4



Завоеватели - германцы


Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует






Мир ислама

2





5



Рождение новой силы.

1

Практическое занятие

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

6



Мир ислама.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Империя франков и её соседи

3





7



От Хлодвига к Пипину.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс к

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

8



Император Карл.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс к

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

9



На развалинах империи.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Урок обобщающего контроля

1





10



Контрольная работа по теме «Раннее Средневековье»

1

Контрольная работа

Анализирует, устанавливает связи

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Тестовые задания




РАЗДЕЛ II. ВЕРШИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

12








Средневековые сословия

2





11



Земля и власть.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

12



Вечные труженики. За стенами замков.

1

Проектное

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Власть духовная и светская. Крестовые походы

2





13



Наследие Каролингов.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

14



К Гробу Господню!

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует,участвет в дискуссии

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс к

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Средневековые города

2





15



Возвращение городов

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

16



Рынок, ратуша, собор.

1

Практическое занятие

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электроннёёёое пособие по истории средних веков 6 класс к

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Могущество римско-католической церкви

1





17



Во главе христианского мира

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электроннёёёое пособие по истории средних веков 6 класс к

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Европейские государства в 12-15 вв

1






18



Страны и государи

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электроннёёёое пособие по истории средних веков 6 класс к

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Кризис европейского средневекового общества

1





19



Тяжкие времена

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Средневековая культура

2





20



В поисках знаний

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

21



На востоке Европы

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




Урок обобщающего контроля

1





22



Обобщение по теме «Раннее Средневековье»

1

Контрольная работа

Проводит поиск информации, анализирует, устанавливает связи

Учебное электронное пособие по истории сре задних веков 6 класс

Тестовые задания




РАЗДЕЛ III. МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ

3








Тема I . Страны Азии, Африки и Америки в Средние века.

3





23



Во владениях Великого хана. Индия: раджи и султаны.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

24



Поднебесная империя.

1

Практическо занятие

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой

25



В стране Сипанго. Мир совсем неизвестный.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Задания в рабочей тетради Н. Г. Петровой




РАЗДЕЛ V ЕВРОПА НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1








Тема I. Европа накануне Нового времени. Османская империя.

1





26



Европа накануне Нового времени. Османская империя.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

Учебное электронное пособие по истории средних веков 6 класс

Тестирование




Урок итогового контроля

1





27



Контроль знаний по курсу «История Средних веков»

1

Контрольная работа

Анализирует, устанавливает связи






Введение

1





28/1



Введение в курс истории России


1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310





РАЗДЕЛ I. Древние жители нашей Родины


5





29/2



Первобытная эпоха

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

30/3



Народы и государства нашей страны в древности

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

31/4



Восточная Европа в середине I тысячелетия

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

32/5



Восточные славяне в древности

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Тестирование

33/6



Обобщение по теме «Древнейшие жители нашей Родины»

1

Урок обобщения







РАЗДЕЛ II. Древняя Русь в IX-XII века


13





34-35/7-8



Образование государства Русь

2

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

36/9



Первые русские князья

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует, участвует в дискуссии

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

37/10



Князь Владимир и крещение Руси

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

38/11



Русь при Ярославе Мудром

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

39/12



Преемники Ярослава и борьба за киевский престол

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

40/13



Древняя Русь: общество и государство

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

41/14



Развитие городов и быт жителей

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

42/15



Православная церковь в Древней Руси

1

Практическое занятие

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

43/16



Литература Древней Руси

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализ



44-45/17/18



Искусство Древней Руси

2

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует






Повторение и проверка знаний

1





46/19



Обобщение по теме «Древняя Русь в IX-XII века»

1

Проектное

Проводит поиск информации, анализирует, устанавливает связи, участвует в дискуссии

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310


Тестирование




РАЗДЕЛ III

Русские земли в XII - начале XIII века

6





47/20



Образование самостоятельных русских земель

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

48/21



Земли Южной Руси

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

49/22



Юго-Западная Русь

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

50/23



Новгородская земля

1

Проектное

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

51/24



Северо-Восточная Русь

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

52/25



Обобщение по теме «Русские земли в XII - начале XIII века»

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

тестирование




РАЗДЕЛ IV

Русь между Востоком и Западом

5





53/26



Монгольское нашествие на Русь

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

54/27



Натиск с Запада

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

55/28



Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII - XVв

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

56/29



Русские земли под властью Золотой Орды

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализ


Словарный диктант

57/30



Великое княжество Литовское и русские земли

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализ


Словарный диктант




Повторение и проверка знаний

1





58/31



Обобщение по теме «Русь между Востоком и Западом»

1

Контрольная работа

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310


Тестирование




РАЗДЕЛ V

Русские земли в середине XIIIXV в

8





59/32



Судьба Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

60/33



Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

61/34



Русские земли в конце XIV первой половине XVв.

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

62/35



Конец эпохи раздробленности

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

63/36



Русская православная церковь во второй половине XIII - XVвв

1

Комбинированный

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310

Словарный диктант

64/37



Русская литература во второй половине XIII — середина XV века.

1

Практическое

Проводит поиск информации, анализирует

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310


Тестирование

65/38



Искусство во второй половине XIII — середина XV века.






66/39



Обобщение по теме «Русские земли в середине XIII – XV в»









Повторение и проверка знаний

1





67/40



Повторение и проверка знаний по курсу «История России с древнейших времен до начала XVIв»

1


Проводит поиск информации, анализирует, устанавливает связи, участвует в дискуссии

http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310


Тестирование




Защита проектов

1

Комбинированный

Представление и защита проектов

Мультимедийные презентации для защиты работ


68



Защита проектов по курсу истории России


Проектное






Количество учебных часов, практических работ по четвертям -6

Учебный период

1

2

3

4

год

Количество часов

18

16

18

16

68


Учебники:

Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История средних веков. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. Пчелов Е. В. История России с древнейших времён до конца 16 в. Учебник для 6 класса основной школы. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Рабочие тетради:

Н.Г Петрова «Рабочая тетрадь по истории средних веков» к учебнику Бойцова М. А и Шукурова Р. М., Москва «Русское слово», 2011г.

Методические пособия для учителя:

О.В. Арасланова, К.А. Соловьев «Поурочные разработки по истории средних веков к УМК Агибаловой, Донского, Ведюшкина и Бойцова, Шукурова», 6 класс, Москва «Вако» 2004 г.

Дидактические материалы:

Т.П Андреевская «История средних веков. Контрольные и проверочные работы», 6 класс, Москва «Астрель», 2003 г.

Атлас "История России IX-XVI вв." с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2009 г.

Электронные пособия (диски):

Учебное электронное пособие по истории средних веков 5- 6 классы. «Кордис & медиа»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!