Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М.: Дрофа, 2007 г.)
Данная программа обеспечивает изучение курса истории учащимися 10 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В связи с тем, что экзамен сдается по истории России, то темы по отечественной истории были объединены и материал подан после понимания старшеклассниками общих закономерностей развития мирового сообщества.
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:
систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся.
Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий: учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся.
Преобладающей формой текущего контроля выступает индивидуально-ориентированный учебный план (ИОУП), содержащий задания различного уровня сложности.
№ урока | Порядковый номер уроков | Тема уроков | Планируемый результат | § |
1 | 1 | Введение в курс «История России». Особенности российской цивилизации | Называть особенности российской цивилизации; давать определения понятиям: предистория, история, цивилизация. | § |
2 | 2 | Восточные славяне в VII- IXвеках | Давать определения понятиям: «военная демократия», политеизм; характеризовать занятия и общественный строй у восточных славян; называть имена языческих богов | § |
3 | 3 | Формирование Древне-русского государства | Характеризовать этапы складывания государства у восточных славян; находить оценочные суждения в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян | |
4 | 4 | Первые русские князья | Называть основные направления деятельностим первых русских князей; понимать причины, процесс, значение принятия Русью христианства; давать определения понятиям: государство, дань, полюдье, уроки, погосты, монотеизм. | |
5 | 5 | Русь в XI-первой четверти XIIв. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах | Давать определения понятиям: междоусобные войны, династический брак, Русская Правда, кормление, вотчина; называть причины междоусобных войн, знать их основных участников; разъяснять сущность порядка наследования киевского престола (очередного и по старшинству); называть основные категории населения Киевской Руси; знать основные положения Русской Правды | |
6 | 6 | Культура Руси IX- XIII веков | Давать определения понятиям: культура, житие, икона, фреска, миниатюра; называть памятники древнерусской культуры; называть основные литературные жанры, раскрывать их содержание; разъяснять особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства | |
7 | 7 | Политическая раздробленность Руси | Называть причины политической раздробленности Руси; понимать и объяснять сущность политической раздробленности; разъяснять значение Любечского съезда князей 1097 г. | |
8 | 8 | Модели политического и социально-экономического развития русских земель: Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжества | Знать основные понятия темы: политическая раздробленность, вече; характеризовать Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества по предложенным учителем критериям | |
9 | 9 | Монгольское нашествие на Русь. Русь и Золотая Орда | Проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); на основе данных учебника определить причины поражения русских земель | |
10 | 10 | Вторжение крестоносцев. Александр Невский | Знать основные факты и хронологию событий немецко-шведской агрессии на Русь; используя карту, рассказывать об отражении опасности с Запада. | |
11 | 11 | Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской | Называть этапы объединения земель вокруг Москвы; знать причины возвышения Москвы | |
12 | 12 | Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом | Анализировать статьи Судебника 1497 г.; проследить процесс закрепощения крестьян; выявлять причины складывания самодержавной формы государственности России; показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества | |
13 | 13 | Культура и быт XIV-XV веков | Называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику | |
14 | 14 | Иван IV. Внутренняя политика | Раскрывать содержание реформ Избранной рады; определять суть опричнины | |
15 | 15 | Внешняя политика Ивана Грозного | Знать основные направления внешней политики Ивана Грозного; излагать в хронологической последовательности ход покорения Казанского и Астраханского ханств, события Ливонской войны | |
16 | 16 | Кризис Российского государства в 80-90-е годы XIV в. | Знать этапы эволюции крепостного права; давать определения понятиям: Судебник, «пожилое», «урочные годы», «заповедные годы», опричнина | |
17 | 17 | Культура и быт XV-XVI вв. | Называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику | |
18-19 | 18-19 | Смутное время | Излагать в хронологической последовательности события правления Бориса Годунова, Лжедмитрия 1, Лжедмитрия 2; давать определения понятиям: Смута, интервенция, «тушинские перелеты», семибоярщина | |
20 | 20 | Социально-экономическое и политическое развитие России при первых Романовых | Давать определения понятиям: мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм. | |
21 | 21 | XVII «бунташный век» | Излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, восстания под руководством С.Разина | |
22 | 22 | Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича | Раскрывать содержание понятия «абсолютизм», излагать содержание церковной реформы, реформ ценрального и местного управления; называть основные направления внешней политики | |
23 | 23 | Российская культура XVII века | Называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику | |
24 | 24 | Внутренняя политика Петра 1 | Излагать содержание реформ Петра 1 | |
25 | 25 | Внешняя политика Петра 1 | Излагать в хронологической последовательности события Северной войны, Азовских походов, Прутского, Каспийского походов | |
26 | 26 | Эпоха дворцовых переворотов | Выявлять причины дворцовых переворотов; характеризовать особенности царствования Екатерины 1, Петра 2, Анны Ианновны, Елизаветы Петровны, Петра 3 по самостоятельно выбранным критериям: разъяснять сущность понятий: дворцовые перевороты, верховники, кондиции, бироновщина | |
27 | 27 | Золотой век Екатерины 2 | Давать определение понятию «просвещённый абсолютизм», излагать содержание реформ Екатерины 2 | |
28 | 28 | Экономическое развитие и население России во второй половине XVIII в. | Характеризовать социально-экономическое развитие российской деревни; выявить новые черты в развитии сельского хозяйства и промышленного производства; определить причины непоследовательности политики «экономического либерализма» | |
29 | 29 | Народные движения XVII века | Перечислять причины народных восстаний; показывать на карте районы, затронутые восстанием; излагать в хронологической последовательности события Астраханского восстания, восстания Булавина, крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачёва | |
30 | 30 | Культура России XVIII в | Называть достижения русской культуры; давать им краткую характеристику | |
31 | 31 | XVIII в в истории Царицына | Знать основные этапы истории Царицына | |
32 | 32 | Внутренняя политика Александра 1 | Излагать содержание реформ Александра 1 | |
33 | 33 | Внешняя политика России в первой четверти XIX в | Излагать в хронологической последовательности и с использованием карты событий Отечественной войны 1812 г. | |
34 | 34 | Правление Николая 1 | Давать определение понятию «династический кризис»; излагать события 14 декабря 1825 года, знать причины движения декабристов, ход восстания, итоги и последствия | |
35 | 35 | Крымская война | Излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Крымской войны | |
36-37 | 36-37 | Александр III. Реформирование российского общества во второй половине XIX в. | Излагать содержание либеральных реформ Александра II. | |
38 | 38 | Царицын в пореформенную эпоху | Проследить ход либеральных реформ в Царицыне; выявить экономические и социально-политические изменения в Царицыне; рассмотреть направления деятельности Саратовской земской управы | |
39 | 39 | Общественное движение 60-70-х гг. XIX в. | Характеризовать деятельность революционных обществ и движения народников | |
40 | 40 | Политическое развитие России в 80-90-е годы XIX в. | Излагать события внутренней политики Александра III. | |
41-42 | 41-42 | Экономическое развитие России в 80-90-е годы XIX в. | Знать содержание и итоги промышленного подъёма 90-х годов XIX в. | |
43 | 43 | Культура России в XIX в. | Называть достижения русской культуры, давать им краткую характеристику | |
44 | 44 | Итоговое повторение курса | Знать этапы развития Российского государства, характеризовать их; выявлять особенности развития российского общества, определять влияние личности правителя на историко-культурное развитие страны; уметь характеризовать достижения российской культуры | |
45-46 | 45-46 | Резервное время | | |
1.Н.В.Загладин, Н.А.Симония «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века», издательство «Русское слово», 2010 г.
2.О.Н.Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В.Кузин «История России», издательство «Вентана-Граф», 2010 г.
1.Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В.Загладина, Н.А.Симония «Всеобщая история. 10 класс» для 10 класса общеобразова-тельных учреждений. – М.: Русское слово, 2008 г.
2.Поурочные планы по учебнику Н.В.Загладина, Н.А.Симония «Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века» / авт.-сост. Н.В.Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2010 г.
3.О.Н.Журавлёва История России: 10 класс: Проектирование учебного курса. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2008 г.
4. О.Н.Журавлёва История России: 10 класс: тестовые задания. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.