Пояснительная записка.
Рабочая программа курса составлена на основе следующих опубликованных издательством «Русское слово» учебников и учебно-методических материалов:
Козленко С.И., Сахаров А.Н. Программа и тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XIX века» (к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н. для 10 класса). Сахаров А.Н., БохановА.Н., Козленко С.И. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX века», 10 класс. – М.: Просвещение, 2008;
учебником Сахаров А.Н. «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: Просвещение, 2008; учебником: Сахаров А.Н., Боханов А.Н., «История России. Конец XVII—XIX век» – М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
«О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» // (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р);
«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986);
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
«О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 03-449).
«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г. № 03-255).
«О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. № 01–43
* План образовательного учреждения МКОУ Лебедевской СОШ на 2014-2015 г
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов 2 часа в неделю,
Содержание программного материала
История России – часть всемирной истории
Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.
Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.
Народы и древнейшие государства на территории России
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.
Русь в IX – начале XII вв.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород – два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда». Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.
Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.
Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.
Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси. Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.
Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великим княжеством Литовским. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в России и в странах Запада. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва – третий Рим». Ереси на Руси.
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.
Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVI вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Россия в XVII в.
Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории Российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.
Юридическое оформление системы крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.
Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Российская империя в XVIII в.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Дискуссия о роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе. Роль европейского влияния в развертывании модернизационных процессов в российском обществе.
Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.
Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. Россия и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.
Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
Россия в первой половине XIX в.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественное сознание в России. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм. Европейское влияние на российское общество.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.
Россия в системе международных отношений первой половины XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия и создание Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: причины и последствия.
Культура народов России в первой половине XIX в. Ученые общества. Научные экспедиции. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики. «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Общественные движения в России в конце XIX в. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.
Цели курса:
способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей, явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;
помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
формирование исторического мышления учащихся;
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
формирование навыков ответа на фактологические и проблемные вопросы;
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
расширение и обобщение знаний по истории;
изучение истории через сравнение разных стран, хронологическую синхронизацию событий в мире, анализ конкретных событий и их влияния на историю;
рассмотрение истории как многофакторного процесса.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
формирование правовой культуры школьников;
формирование представлений об общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Используемые УМК:
Сахаров А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс»
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2.10 класс»
Сахаров А.Н, Боханов А.Н. «Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»
Старобинская Г.И. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочное планирование. 10 класс»
Старобинская Г.И. «История России XVII-XIX века. Поурочные методические рекомендации. 10 класс»
Старобинская Г.И. «Рабочая тетрадь к учебнику А.Н.Сахарова «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс» 2 ч.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Требования к уровню подготовки учащихся в 10-м классе
Знать/Понимать:
основные виды исторических источников;
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до конца XIX в., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь:
работать с хронологией;
работать с историческим источником;
работать с исторической картой;
описывать исторические события и памятники культуры;
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
анализировать причины текущих событий в России и мире;
высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Цель реализации национально-регионального компонента (НРК):
повысить интерес к уральскому региону;
воспитать чувство патриотизма, хозяина, бережливого отношения к наследию Урала;
познакомить учащихся с проблемами своего края, которые поставлены в ходе реализации НРК в образовательном процессе: расширение и конкретизация знаний курса «История», предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта;
реализация гарантированного права на получение комплекса знаний о Челябинской области.
В КТП 10 классе на реализацию НРК отводится 10% от учебного времени по истории России
№ урока | Тема | Содержание НРК |
10 | Южный Урал в 7-8 веке | Появление и развитие на Южном Урале населения. |
20 | Южный Урал в 8-15 веке | Влияние Золотой Орды на Урала , экономическое развитие |
26 | Южный Урал в15-16 веке | Новые явления в культуре. |
37. | Южный Урал в 16-17 веке. | Культура и быт. |
48. | Народы Южного Урала. В 18 веке. | Тревожное время при правлении Павла-1. |
58. | Уральский край в1801-1860 годы.. | Экономическое развитие края. |
64. | Южный Урал в пореформенный период. | Влияние реформ на раэвитие Урала. |
Календарно-тематическое планирование по истории в 10 классе
. 1 Древняя Русь .11 ч.
1 | Восточные славяне в 8-9 вв. | 1 | практикум | исследование | Знать причины распада родовой общины | §2 с.24-37-прочитать, отве-тить на вопросы | | |
.2 | Появление государства Русь | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать теории возникновения государства Русь | §3 с.38-53-прочитать, в.5-понятия | | |
3 | Правление Святослава | 1 | комбинированный | работа с документом | Уметь оценивать деятельность князя Святослава | §4 с.54-60-прочитать, в.1-исторический портрет Святослава | | |
4 | Древнерусское госу-дарство при Владимире | 1 | комбинированный | работа по карте | Оценить значение принятия христианства | §5 с.61-71-прочитать, в.10-составить план | | |
5. | Правление Ярослава Мудрого | 1 | лекция | опрос | Уметь оценивать деятельность Ярослава Мудрого | §6 с.73-81-прочитать, оценить «Русскую Правду» | | |
6 | Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах | 1 | комбинированный | опрос | Оценить развитие Руси при Ярославичах | §7 с.82-94-прочитать, в.6-рассказ о воинстве | | |
7 | Русь при внуках Ярос-лава Мудрого. Владимир Мономах | 1 | комбинированный | опрос | Оценить деятель-ность Владимира Мономаха | §8 с.95-109-прочитать, 8-план | | |
8. | Политическая раздробленность Руси | 1 | контрольный | тест | | | | |
9 | Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации | 1 | практикум | реферат | | §10 с.133-149-прочитать, реферат | | |
10 | Южный Урал VII1 – начале XIII вв. | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Уметь выделять осо-бенности развития Южэного Урала | сообщение | | |
2,От Руси к России, 15 ч |
11 | Монголо-татарское нашествие на Русь | 1 | семинар | ответы на вопросы | Оценить установ-ление монголо-татарского ига | §11 с.151-162-прочитать, в.8-сложный план | | |
12. | Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси | 1 | семинар | отчет | Оценить полковод-ческий талант Алек-сандра Невского | §12 с.163-170-прочитать, в.9-план | | |
13 | Русь и Золотая Орда при Александре Невском | 1 | контрольный | тест | | | | |
14 | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Знать причины победы Москвы над Тверью | §14 с.183-198-прочитать, ответить на вопросы | | |
15 | Эпоха Куликовской битвы | 1 | практикум | исследование | Оценить деятель-ность Дмитрия Донского | §15 с.199-217-прочитать, в.3-план | | |
16. | Феодальная война на Руси | 1 | лекция | ответы на вопросы | Знать причины феодальной войны | §16 с.218-224-прочитать, в.7-итоги войны | | |
17 | Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать этапы объединения русских земель | §17 с.225-242-прочитать, в.7-схема органов власти | | |
18 | Хозяйство, власть и Церковь в 15 в. | 1 | контрольный | тест | | | | |
19. | Культура и быт в XIV-XV вв. | 1 | практикум | реферат | | §19 с.256-268-прочитать, реферат | | |
20 | Южный Урал в XIII – первой половине XV вв. | 1 | комбинированный | опрос | Оценить развитие Золотой Орды | сообщение | | |
21 | Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг. | 1 | комбинированный | опрос | Оценить правление Ивана IV | §20 с.271-280-прочитать, отве-тить на вопросы | | |
22 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | практикум | работа по карте | Знать направления внешней политики Ивана IV | §21 с.281-294-прочитать, в.4-план | | |
23 | Последние годы Грозного царя | 1 | практикум | сообщения учащихся | | §22 с.294-306-прочитать, в.11-сравнительная характеристика | | |
24 | Повторение и проверка знаний «Россия в XV-XVI вв.» | 1 | контрольный | контрольная работа | | | | |
25 | Новые явления в русской культуре | 1 | практикум | реферат | | §23 с.307-312-прочитать, реферат | | |
26 | Южный Урал во второй половине XV – первой половине XVI . | 1 | комбинированный | опрос | Оценить развитие Уральской земли | сообщение | | |
|
3 Россия в 17 веке 11 ч |
.27 | Начало Смуты | 1 | изучение нового материала | опрос | Знать сущность и причины Смуты | §1 с.5-15-прочитать | | |
28 | Кризис общества и государства | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать причины при-хода Лжедмитрия к власти | §2 с.16-24-прочитать | | |
29 | Спасители Отечества | 1 | практикум | исследование | Оценить деятель-ность Д.Пожарского и К.Минина | §3 с.24-34-прочитать, в.1 | | |
30. | Россия после Смуты | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Знать последствия Смуты | §4 с.35-47-прочитать | | |
31. | Новые черты в жизни России | 1 | комбинированный | работа с текстом | Уметь работать с дополнительной литературой | §5 с.48-60-прочитать, в.1 | | |
32 | XVII, «бунташный», век | 1 | комбинированный | работа по карте | Оценить военную мощь страны | §6 с.60-68-прочитать | | |
33 | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича | 1 | комбинированный | работа с текстом | Оценить правление Алексея Михайловича | §7 с.68-81-прочитать, в.5 | | |
34 | Народы России | 1 | семинар | ответы на вопросы | Знать сословия в России | §8 с.82-89-прочитать, в.8 | | |
35. | Россия накануне преобразований | 1 | практикум | работа с документом | Иметь представле-ние о развитии России | §9 с.89-100-прочитать | | |
36. | Культура и быт | 1 | практикум | реферат | | §10 с.101-111-прочитать, реферат | | |
37 | Южный Урал во второй половине XVI-XVII вв. | 1 | контрольный | тест | | презентация | | |
|
4,Россия в 18 веке, 10 ч |
38 | Эпоха Петра I. Северная война | 1 | семинар | работа по карте | Знать причины начала Северной войны | §11 с.113-128-прочитать, в.5 | | |
39. | Реформы Петра I | 1 | семинар | работа с документами | Оценить реформы Петра I | §12-13 с.129-156-прочитать, в.3 | | |
40. | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | практикум | опрос | Знать этапы дворцо-вых переворотов | §14-15 с.157-179-прочитать, в.4 | | |
41. | Расцвет дворянской империи | 1 | комбинированный | опрос | Оценить правление Екатерины II | §16 с.179-194-прочитать | | |
42. | Могучая внешнеполи-тическая поступь империи | 1 | комбинированный | работа с документом | Знать принципы внутренней полити-ки Екатерины II | §17 с.194-204-прочитать | | |
43. | Экономика и население России во второй половине 18 в. | 1 | практикум | работа над схемами | Знать основные категории населения России | §18 с.204-215-прочитать, в.3 | | |
44. | Культура и быт России во второй половине XVIII в. | 1 | практикум | реферат | | §19 с.216-229-прочитать | | |
45 | Тревожное окончание века | 1 | комбинированный | опрос | Оценить правление Павла I | §20 с.230-238-прочитать | | |
46 | Первые годы правления Александра I | 1 | лекция | ответы на вопросы | Знать причины заговора 1801 г. | §21 с.248-251-прочитать, с.281 в.8 | | |
51 |
47 | Повторение и проверка знаний по теме: Россия в 18 в | 1 | контрольный | Контрольная работа | | | | |
5, Россия в 19 веке (16 часов), |
48 | Первые годы правления Александра I | 1 | лекция | ответы на вопросы | Знать причины заговора 1801 г. | §21 с.248-251-прочитать, с.281 в.8 | | |
49 | Отечественная война 1812 г. | 1 | практикум | работа по карте | Знать хронологичес-кие рамки Отечест-венной войны 1812 г. | §22-23 с.252-281-прочитать, в.8 | | |
50 | Жизнь России в послевоенный период | 1 | лабораторное занятие | работа с текстом | Давать оценку внут-ренней политики Александра I | §24 с.282-290-прочитать | | |
51 | Движение декабристов | 1 | практикум | работа со схемами | Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов | §25 с.291-304-прочитать, в.4 | | |
52 | Внутренняя политика Николая I | 1 | семинар | ответы на вопросы | Знать годы царство-вания Николая I | §26-27 с.305-333-прочитать, в.9 | | |
53 | Внешняя политика Николая I. Крымская война | 1 | практикум | работа по карте | Знать дату, причины, характер Крымской войны | §28 с.333-334-прочитать | | |
54 | Общественная и духовная жизнь России | 1 | комбинированный | опрос | Называть сущест-венные черты идео-логии общественных движений | §29 с.344-356-прочитать, в.2 | | |
55 | Русская культура в первой половине XIX в. | 1 | контрольный | тест | | сообщение | | |
56 | Уральский край в 1801-1860 гг. | 1 | практикум | работа по таблице | Иметь представле-ние о развитии Уральского края | §21-24 с.164-202-прочитать, составить план и таблицу | | |
57 | Реформы Александра II | 1 | лабораторное занятие | работа со схемами | Знать основные по-ложения кресть-янской реформы | §31 с.375-389-прочитать | | |
58 | Россия после отмены крепостного права | 1 | комбинированный | проект | Знать особенности развития порефор-менной России | §32 с.390-404-прочитать | | |
59 | Россия в годы правления Александра III. 1881-1894 гг. | 1 | лекция | ответы на вопросы | Давать оценку лич-ности Александра III | §33 с.405-418-прочитать | | |
60 | Государственно-социальная система России в конце XIX в. | 1 | комбинированный | работа с текстом | Называть основные черты развития России | §34 с.419-437-прочитать, в.3 | | |
61 | Русская культура во второй половине XIX в. | 1 | практикум | реферат | | §35 с.437-462-прочитать | | |
62 | Южный Урал в пореформенный период | 1 | комбинированный | опрос | Знать особенности развития Уральского края | §25-30 с.203-259-прочитать, реферат | | |
63 | Повторение и проверка знаний «Россия в XIX в.» | 1 | контрольный | контрольная работа | | сообщение | | |
6,Повторение 7ч |
64 | Повторение | 1 | обобщающий | ответы на вопросы | Тесты по ЕГЕ | Презентации по выбору. | | |
65 | Итоговое повторение | 2 | обобщающий | Тест конторольная работа | Тесты по ЕГЭ. | Просмотр материалла | | |
66 67. | Повторение | 2 | обобщающий | ответы на вопросы | Тесты по ЕГЕ | Просмотр лекций. | | |
68.69-70 | Итоговое повторение | 3 | обобщающий | Тест конторольная работа беседа по презентациям | Тесты по ЕГЭ. | | | |
ЛИТЕРАТУРА (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Учебная литература:
Агафонов С.В «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XIX век. 10 класс»
Агафонов С.В. «Схемы по всемирной истории с древнейших времён до конца XIX века»
Загладин Н.В. «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века». 10 класс»
Загладин Н.В..Симония Н.А. «История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс»
Загладин Н.В..Симония Н.А. «Всеобщая история. 10 класс»
Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. «Методические рекомендации по использованию учебников: Загладин Н.В. «всемирная история с древнейших времён до конца XIX века.10 класс»; Загладин Н.В. «Всемирная история.XX век. 11 класс» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и программа курса. Профильное обучение»
Загладин Н.В., Козленко С.И. «Программа курса и тематическое планирование «Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до наших дней. 10-11 класс»
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России к учебнику Сахарова А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс»
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России к учебнику Сахарова А.Н., Боханова А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2.10 класс»
Козленко С.И. «Методические рекомендации по использованию учебников: Сахарова А.Н. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Часть 1. 10 класс», Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России. XVII-XIX века. Часть 2. 10 класс», Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. «История Отечеств. XX-начало XXI века. 11 класс» при изучении на базовом и профильном уровнях» и программа курса. Профильное обучение»
КИМ Волкова К.В Изд. «ВАКО» 2012год.. Чернова М.Н «Типовые тесты задания.» подготовка к ЕГЗ. 2012г.
.